ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Коломна. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Церковь Симеона Столпника


Коломна. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Усекновения главы Иоанна Предтечи
Год постройки:1793.
Год утраты:1934
Адрес:
Московская область, г. Коломна, улица Яна Грунта, 14

Координаты: 55.10324, 38.762906



Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, с сайта http://церкви-коломны.рф<br>, Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
с сайта http://церкви-коломны.рф
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, с сайта http://церкви-коломны.рф<br>, Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
с сайта http://церкви-коломны.рф
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, с сайта http://церкви-коломны.рф<br>, Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
с сайта http://церкви-коломны.рф
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, с сайта http://церкви-коломны.рф<br>, Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
с сайта http://церкви-коломны.рф
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, с сайта http://церкви-коломны.рф<br>, Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
с сайта http://церкви-коломны.рф
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 июля 2015

Одноглавый храм в стиле позднего барокко. В трапезной были Владимирский и Симеоновский (в память упраздненной церкви) приделы. Закрыт и снесён в 1934. На месте церкви построен жилой дом.

Е.Л. Ломако в книге «Русский провинциальный город Екатерининской эпохи. Коломна второй половины XVIII века» пишет: «В 1775 г. возводится церковь Иоанна Предтечи с приделом Симеона Столпника . Эти два названия одной церкви достаточно часто сменяли друг друга. Каменная церковь Иоанна Предтечи была построена рядом с деревянной церковью Симеона Столпника , о чём свидетельствует план 1778 г., в экспликации к которому указано: « Симеона Столпника и при ней деревянная в тож имя» (РГВИА. Ф. 846. Д. 22061). По-видимому, некоторое время спустя Симеоновскую церковь переосвятили в Предтеченскую (на что, возможно, повлияло и стремление уйти от похожего наименования двух коломенских церквей: Симеона Богоприимца и Симеона Столпника ). Это показывает и метрическая книга из собрания ЦИАМ, где около названия коломенской церкви Иоанна Предтечи указано: до 1796 г. - церковь Симеона Столпника (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 245. Т. 2. Д. 653. АЛ - 3, 15).

В 1770-е - 1780-е гг. в России проводятся работа по составлению регулярных планов подмосковных городов на основе принципов классицизма. Одной из главных задач выступало стремление преодолеть деление города на слободы и создать единое городское пространство. Наибольшим препятствием к этому являлась средневековая планировка, слом которой шёл самыми решительными методами. Эта работа была начата после путешествия Екатерины II по российским городам. 14-15 октября 1775 г. императрица посетила Коломну. Этот визит состоялся сразу после крупного пожара. Результатом явился вывод об изменении облика российских городов в сторону европеизации. Одним из факторов, ускоривших перепланировку Коломны, был пожар с 9 по 10 мая 1782 г., начавшийся на постоялом дворе купца А. Бочарникова на Житной площади, который сдавался в наём экономическому крестьянину Е. Степанову. На это рассуждение наталкивает и свидетельство Н.П. Гилярова-Платонова в книге «Из пережитого»: «В случайном разговоре услышал я замечание о кривизне улиц московских и задал себе мысленный вопрос: «А какие улицы у нас?» Представляя улицы ясно, тем не менее я затруднился решить вопрос заочно: какие они в самом деле, прямые или кривые? Только уже приехав снова на родину, убедился, что город распланирован правильно. А между тем об этой планировке я слышал ещё ранее, и притом неоднократно, с рассказом об обстоятельстве, которым она была вызвана и которым потом сопровождалась. Был пожар; за исключением нашего околотка весь город был истреблён. Это случилось в восьмидесятых годах, ибо отец был ещё мальчиком; вместе со старшим своим братом, на крыше дома, он метлой отмахивал падавшие головни…» Пожар был действительно опустошительным: на посаде сгорели шестьдесят два обывательских двора с шестнадцатью прилавками, полицейская изба, лавки, амбары, пострадал Спасский монастырь; в кремле огонь уничтожил шестьдесят пять обывательских дворов, церковь и кельи в Брусенском монастыре, пострадал архиерейский дом. В пожар с 9 по 10 мая 1782 г. сгоревшей числится церковь Симеона Столпника. Последствием пожара явилось и окончательное упразднение Покровской церкви в архиерейском доме, стоявшей достаточно продолжительное время без священнослужения. Произошло это по причине того, что в числе погоревших строений оказалась и консистория, которую перевели в здание Покровской церкви. Иконостас, престол, жертвенник и одежды упразднённой церкви были переданы в церковь Симеона Столпника».

В книге Е.Л. Ломако упоминается две церкви Симеона Столпника : одна сгорела при пожаре (деревянная), во вторую (каменную) были переданы иконостас, престол, жертвенник и одежды упразднённой Покровской церкви архиерейского дома. Протоиерей О. Пэнэжко в книге «Храмы и монастыри г. Коломны » пишет: « Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами Владимирской иконы Божией Матери и Преподобного Симеона Столпника была построена в 1783 г., у входных дверей была резная из камня икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. По приделу церковь часто называли Симеоновской». Исходя из вышеприведенного текста, мы видим противоречие у О. Пэнэжко и Е.Л. Ломако по дате строительства каменной церкви Иоанна Предтечи (Е.Л. Ломако - 1775 г., О. Пэнэжко – 1783 г.). Можно предположить, что в 1783 году каменная церковь была не построена, а перестроена после пожара 1782 г., в результате которого сгорела рядом стоящая деревянная Церковь Симеона Столпника. «Роспись священнослужителей по состоянию на 1783 г.» (по приходам семнадцати городских церквей и Успенской соборной церкви) свидетельствует о том, что в Коломне несли службу: 2 протоиерея, 1 ключарь, 20 иереев, 13 диаконов, 15 дьячков, 2 псаломщика, 19 пономарей, 2 иподиакона, 4 звонаря, 3 сторожа, 25 певчих. Штат приходской церкви состоял в основном из четырёх человек: иерея, дьякона, дьячка и пономаря, а в соборной церкви были представлены все перечисленные представители духовенства за исключением дьячков. В ряде церквей отсутствовал кто-либо из названных представителей штата в связи с немногочисленностью прихода. Так по состоянию на 1783 г. в церкви Преподобного Симеона Столпника (позже Иоанна Предтечи) числятся: 1 иерей, 1 диакон, 1 пономарь. В то же время в церкви Живоначальной Троицы в Ямской слободе находилось два священника, что свидетельствует о достаточно большой окормляемой пастве. Посмотреть полностью таблицу «Роспись священнослужителей по состоянию на 1783 г.» Вы можете в книге Е.Л. Ломако «Русский провинциальный город Екатерининской эпохи. Коломна второй половины XVIII века».

Герард Фридрих Миллер (1705-1783), выдающийся историк, немец по происхождению, приглашённый в Россию, написал в 1778 г. очерк "Езда в Коломну ". Написанный сочным языком XVIII столетия, очерк открывает интереснейшие подробности жизни Коломны «екатерининского века», в частности упоминается Церковь Иоанна Предтечи, которая во времена посещения Г.Ф. Миллером Коломны (1778 г.) была еще освящена как Симеона Столпника : «Окруженная каменной стеной часть города Коломны первой встаёт на пути, как только переезжаем мост через Коломенку. Дорога идёт за ворота под башней-стрельней по узким, тёмным улицам, к неудобству которых должно привыкнуть, затем чтобы находить оные хоти бы по малой части сносными. Стена не имеет правильного очертания, примечательна обилием башен, однако, помимо того, не обведена ни валом, ни рвом… За стеной, в предместьях, насчитывают 9 каменных и 2 деревянные церкви. Каменные: 1) Архангела Михаила с приделом Трёх Святителей, 2) Иоанна Богослова с приделом Иоанна Воина, 3) Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Григория Богослова, 4) Воскресения Христова с двумя приделами - Иоанна Богослова и Николая Чудотворца, 5) Рождества Христова, 6) Воздвижения Честного Креста с приделом Великомученика Никиты, 7) Богоявления Господня, при которой стоит старая деревянная церковь , 8) Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, 9) Вознесения Господня с приделом Великомученицы Екатерины. Деревянные: 1) Алексея, Человека Божия, с приделом Великомученицы Параскевии, нареченной Пятницы, 2) Симеона Столпника ». «Роспись священнослужителей по шестой (1811-1812 гг.) и седьмой (1815-1825 гг.) ревизиям» свидетельствует о том, что в Коломне несли службу: 1 протоиерей, 1 ключарь, 17 иереев, 12 диаконов (2 на дьячковской должности), 13 дьячков, 2 псаломщика, 15 пономарей, 1 звонарь. Так, по состоянию на 1811-1825 гг. в церкви Иоанна Предтечи (ранее Симеона Столпника ) числятся: 1 иерей, 1 диакон, 1 дьячок, 1 пономарь.

В 1870-х - 1880-х гг. в храме диаконом был Александр Петрович Добров. Л.Н. Соза в книге «Пореформенная Коломна : на пути к промышленному городу» пишет: «Как известно, законом воспрещалось открытие трактирных заведений ближе 20 саженей от христианских храмов, монастырей и часовен. В 1899 г., по предписанию Московского губернатора А.Г. Булыгина, уездным исправником Н. Матовым было проведено освидетельствование трактиров на предмет выявления их местонахождений. В ходе дознания выяснилось, что трактиры, находившиеся на Спасской улице, располагались от близлежащих храмов Св. Симеона и Спаса на расстоянии менее разрешенного. В рапорте исправником, в частности, отмечалось, что в храме Св. Симеона вследствие близкого расположения ограды от окон трактира (на расстоянии 7 сажень, т.е. около 15 метров) происходящее в заведении было слышно «не только во время случайной службы (свадьбы, крестин и др.), но иногда во время общественной службы». В итоге, дальнейшее нахождение этих трактиров в «данной местности» было признано местной полицией нежелательным». В рапорте (1899 г.) уездного исправника Н. Матова мы опять видим противоречие в названии храма. Он пишет «храм Св. Симеона », однако мы знаем по данным метрической книги, что церковь Иоанна Предтечи носила название Симеона Столпника только до 1796 г. (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 245. Т. 2. Д. 653. АЛ - 3, 15). С 1906 г. старостой церкви Иоанна Предтечи избран коломенский купец Павел Владимирович Казаков. В 1911 г. диаконом был Алексей Николаевич Вележев, диаконом (на псаломщицкой вакансии) Петр Тимофеевич Успенский, от храма с.Северского в храм Иоанна Предтечи переведен священник Василий Счастнев.

Далее предлагаем Вам прочитать документ, напечатанный в газете «Коломенский рабочий» № 50 от 28 февраля 1930 г. Он подписан всем духовенством Коломенского благочиния, в том числе Священником Василием Счастневым: «Коломенское духовенство о религиозной политике в СССР. Письмо в редакцию. Уважаемый гражданин редактор! Мы, нижеподписавшиеся, группа коломенского духовенства... просим поместить наше настоящее заявление о том, что как православная церковь, так и религия вообще никакого гонения в советской стране не терпят, что все сообщения в печати о гонении на религию в СССР есть вымысел заграничной буржуазии и белоэмигрантских клеветников, а также контрреволюционного духовенства. Правда, в нашей стране закрываются некоторые церкви, но это делается по желанию населения, а иногда и по постановлению самих верующих. Мы видим также, что некоторые из служителей церкви подвергаются разным репрессиям со стороны соввласти, но это применяется к ним не за их религиозные убеждения, и не за религиозную деятельность их (т. к. в этом случае репрессиям были бы подвергнуты все служители церкви), а за то, что некоторые из церковнослужителей вопреки церковным канонам занимались политическим делом, прямо или косвенно вмешивались с отрицательной стороны в государственные и общественные деяния, противодействуя нормальной жизни при новом строе. Некоторые из нас, несмотря на призыв почившего патриарха Тихона и нынешнего главы церкви митрополита Сергия о лояльном отношении к советской власти, к сожалению, никак не могут примириться с существующей властью и ее преобразующими на новых началах общественной, культурной и экономической жизни, что и выявляется в разных антиправительственных поступках. И соввласть,.. карает, как уже сказано выше, не за религиозные убеждения и деяния, а за контрреволюционную деятельность, как и других граждан СССР. Подписи: Исполняющий должность благочинного протоиерей Василий Счастнев. Члены благочинного совета: протоиерей Парусников, Виктор Соловьев, Александр Флеров, Виктор Смирнов, Иаков Бриллиантов, Александр Миролюбов, Иоан Казаков, Сергий Орлов и Константин Богословский, священник Носов Александр». Можно представить себе, как выбивались такого рода «признания»! Система требовала полного подчинения, перемалывая судьбы каждого. Итак, «Письмо в редакцию» датировано 28 февраля 1930 года. Однако 24 января 1930 г. в Коломне был арестован священник Модестов Сергей Михайлович. 3 марта 1930 года по постановлению Особого совещания при коллегии ОГПУ на основании ст. 58-10 УК РСФСР заключен в концлагерь на 3 года. То есть за месяц до общего письма Священник Коломенского благочиния был арестован, а спустя 3 дня после публикации письма был направлен на 3 года в концлагерь. Так становится понятным, каким образом рождались такие общие заявления.

Новая власть делала все для того, чтобы коломенцы забыли свою многовековую историю - была создана комиссия по пересмотру названий улиц. В короткий срок из 43-х улиц 25 получили новые названия. Житная площадь стала Советской (позднее Двух Революций, а Советской стала Конная площадь), Астраханская улица - улицей Октябрьской революции, Каширская - III Интернационала, Алексеевская - имени Левшина, Поповская - Гражданской, Спасская - улицей Труда (сейчас ул. Яна Грунта), Дворянская - Пролетарской, Бобреневская - имени Зайцева, Архангельская - Гранатной, Никольская - Посадской и т. п. Во время коллективизации решения о закрытии храмов Коломны и Коломенского района принимались сразу для целых списков церквей. Так, на заседании Президиума Московского областного исполкома и Моссовета от 9 марта 1930 г. постановили: «Вследствие ходатайства Президиума Коломенского Окружного Исполнительного Комитета и Коломенского Районного Исполнительного Комитета, а также местного населения о закрытии церквей бывшего Бобреневского монастыря, сел. Черкизово, сел. Мячково, погоста Старки, села Гололобово и села Коробчеево, Коломенского района и округа и использовании их помещений в культурно-просветительных целях и принимая во внимание, что от содержания первых трех культовых зданий верующие отказались и что все испрашиваемые церковные здания пригодны для указанной цели, - руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК от 8/IV-29 г. «о религиозных объединениях», все вышеуказанные церкви закрыть и здания их, после сфотографирования, передать Коломенскому Районному исполкому для использования в культурно-просветительских цепях». Церковь Иоанна Предтечи на Спасской улице (тогда ул.Труда, сейчас ул.Яна Грунта) была уничтожена одной из первых в Коломне. В ЦГАМО сохранилось «Постановление Президиума Московского Областного Исполкома Совета Рабочих, Красноармейских и Крестьянских депутатов от 23 августа 1934 г., ходатайство Коломенского РИКа о закрытии и сносе церкви Иоанна Предтечи. Принимая во внимание, что 1) Здание церкви Иоанна Предтечи в гор. Коломне имеет выступ на улицу Труда около 20 метров и мешает уличному и пешеходному движению, 2) На расстоянии 100-300 метров имеются другие действующие церкви в гор. Коломне , Президиум Мособписполкома, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8/IV-29 г., - постановляет: разрешить Коломенскому РИКу церковь, т. н. Иоанна Предтечи по ул. Труда, закрыть, а здание снести...»

Использованы материалы: Г.Ф. Миллер «Езда в Коломну», О. Пэнэжко «Храмы и монастыри г. Коломны», газета «Глаголь» №19, 2001 г., Е.Л. Ломако «Русский провинциальный город Екатерининской эпохи. Коломна второй половины XVIII века». http://церкви-коломны.рф



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.