На Посадской улице в доме, обозначенном на карте под №18, среди уютных двориков, утопающих в зелени, возвышается храм Николы Посадского, иначе называемой церковь Воскресения Словущего - один из старейших и красивейших храмов Посада, да и города Коломны. Первое упоминание о деревянной церкви во имя Николы "Мокрого" содержится в писцовых книгах 1577-1578 гг. Тот храм, который мы видим сегодня, в стиле "московского узорочья" был возведён на средства прихожан в 1716 году. Вместе с храмом была возведена и шатровая колокольня. Но от изящной шатровой колокольни осталось лишь основание с заложенным арочным проходом, внутристенной лестницей и муравлёным изразцовым декором. А ведь в старину эта звонница звалась "Сорокозвоном". Четыре ряда слухов - изящных арок, опоясывающих свечу звонницы - придавали ей вид ажурности и невесомости. В 1763 году при колокольне была построена каменная богадельня.
Особый вклад внесли местные купцы Иван Алексеев и Иван Бичевин. Хлеботорговцы Бичевины ещё до возведения каменной церкви делали большие пожертвования на содержание прихода, в частности, в 1661 году Иван Бичевин пожертвовал храму старинный напрестольный крест, который хранился там до начала ХХ века. В 1792 году храм пережил пожар, от которого церковное здание сильно пострадало. Но прихожане, немного отойдя от случившегося происшествия, начали собирать средства на восстановление "Коломенской жемчужины". Но по каким-то необъяснимым причинам, после проведения ремонтно-реставрационных работ, церковь изменилась до неузнаваемости: горку нарядных кокошников кровли накрыл железный шатёр, упростились фасады и апсиды, резные наличники варварски срубили. Были утрачены крыльца и галерея западной паперти. Ажурные кресты заменили крестами простой формы. Новые времена - новые архитектурные формы.
В 1830-х годах старанием церковного старосты С. Д. Широкова на имеющиеся в храме образа было изготовлено 20 новых серебряных риз, в церкви настелили белокаменный пол, выложили печь, внутри церковь украсилась настенными росписями. В 1867 году, в процессе переделок, Никольский придел был соединён с главным алтарём, восстановлен придел в трапезе во имя Иоанна Богослова.
В советское время церковь переделали под жильё. Иконы, церковная утварь, иконостасы были утрачены ещё в середине 20-х годов ХХ века, а позже, росписи были замазаны масляными красками "дабы не отпугивали новых постояльцев". В 1960 году храму Николы на Посаде присвоили статус памятника федерального значения, подлежащий охране государством. На стену была повешена табличка, говорящая об этом. Только, вот к реставрационным работам приступили лишь в 1970 году. В ходе реставрационных работ 1970-1985 годов были восстановлены фасадный декор, апсиды, кокошники, кровля, установлены ажурные кресты на лемеховых главках.
Храм восстанавливался по проекту известного реставратора В. В. Кавельмахера специалистами Коломенской реставрационной мастерской. Церковь Николы на Посаде была отреставрирована за счёт государства и, в 1992 году, решением администрации города здание было передано православной старообрядческой общине. Были заменены ажурные кресты на главках на вытянутые, простой формы. Храм ныне является действующим, в нём проводятся службы, но старообрядцы категорически против посещения церкви "посторонними".
Необычность и уникальность церкви создаётся за счёт необычного исполнения кровли - она выполнена из небольших арочек (кокошников), которые располагаются друг над другом. Высокий двусветный четверик возвышается на обширном подклете, порталы и окна церкви убраны искусной резьбой из кирпича. Свод храма одет шестью рядами кокошников общим числом более 105 единиц. Такие кокошники на Руси назывались "огневидными", их сравнивали с языками пламени зажжёных свечей, застывших в камне. Поэтому подобные храмы на Руси именовались "огненными". Неслучайно писатели называли церковь Николы на Посаде "коломенской жар-птицей". Вершина храма венчается "пучковым" пятиглавием: центральный барабан световой, а остальные четыре - "глухие". У Никольского придела одна главка. Позолота центральной главы сочеталась со сверкающим покрытием остальных четырёх, покрытых дощечками-лемехами, выполненными не из дерева, а из поливных изразцов. К западной паперти и порталам вели размашистые лестницы, украшенные нарядными шатрами.
Особенно красивы были ажурные "процветшие" кресты, увенчанные коронами, с которыми связана интересная народная легенда. Через недолгое время после постройки церкви в ней происходило венчание. Когда на молодых возложили венцы, вдруг поднялась сильная буря, ветер сорвал с брачующихся короны и водрузил их на церковные кресты. Люди стали искать причину, по которой Господь отказался принять венчание, и оказалось, что юноша и девушка были брат и сестра. Девушку в малолетстве похитили, и, когда дети выросли, они встретились и полюбили друг друга. Но Господь не позволил свершиться беззаконию, и вместо молодых обвенчал кресты.
Из книги: Ломако Е. Л., Воробьёв М. Г. "Знакомьтесь: Коломенский посад". - Коломна: Лига, 2018