Своим появлением храм в честь Рождества Христова (Христорождественская церковь) обязан слугам Троице-Сергиевой лавры. Происходившие из среды поповичей, боярских слуг и даже из обедневших боярских и княжеских семей, слуги при Лавре появились ещё в XV веке. В мирное время они занимались управлением монастырскими крестьянами, освобождая тем самым братию Лавры от вмешательства в суету мирских дел. В военное время слуги, разделяясь по своему достатку на конных и пеших, несли службу воинскую.
Основателем большой Служней слободы напротив входа в Лавру стал троицкий архимандрит Дионисий (Зобниновский), который, “усмотрев, что нехорошо они (слуги) живут, пребывая около монастыря, по положению прежних властей, бессупружно, приказал тем, которые могут, жить целомудренно, а всем прочим позволил жениться, иметь свои дома и жить по закону Божественного Писания”. Так с образованием в начале XVII века большой Служней слободы появились при ней и две приходские деревянные церкви — Христорождественская и Двенадцати апостолов. В 1670-х годах вторую церковь сменила церковь во имя Иоанна Богослова.
В ноябре 1729 года троицкий архимандрит Варлаам (Высоцкий) с братией пожаловались в Казённый приказ на ветхость деревянной церкви Рождества Христова и попросили “на том же церковном месте построить церковь Божию во имя Рождества Христова и при ней приделы каменные”. 5 декабря того же года последовал указ о построении каменной Христорождественской церкви. Её строительство и обустройство заняло 6 лет. В декабре 1736 года архимандрит Варлаам освятил новую церковь во имя Рождества Христова. Она стала третьим каменным храмом близ стен Лавры после Введенского (1547 г.) и Пятницкого (XVII в.), что на Подоле.
В мае 1746 года во время страшного пожара, опустошившего большую часть Троицких слобод, каменная Христорождественская церковь едва не сгорела — обошлось утратой главы и кровли. Зато не убереглась от огня соседняя деревянная церковь Иоанна Богослова. С тех пор в Служней слободе каменная церковь Рождества Христова осталась единственным храмом. После пожара Христорождественскую церковь покрыли тёсом. Железный каркас в виде обручей для новой церковной главы выменяли у Лавры на соответственное их весу железо. Эти обручи ранее предназначались для главы церкви над Святыми вратами Лавры, но “за неудобным образцом” Лавра от них отказалась. Десять лет спустя тёсовую кровлю заменили железным покрытием. Вероятно, именно тогда перестроили купол.
В 1819-1821 годах была возведена новая колокольня с одноэтажным зданием вместо контрфорса, позднее пристройку расширили и надстроили двумя дополнительными этажами для женской богадельни. В таком виде, с колокольней и трёхэтажной пристройкой, храм Рождества Христова запечатлён на фотографиях рубежа XIX-XX веков.
Ещё в июле 1749 года архиепископ Переяславский и настоятель Лавры Арсений (Могилянский) назначил церковь Рождества Христова соборной для церквей шести приходов Троицких слобод. В соответствии с этим один из двух священников этого храма был назначен старшим священником с присвоением ему звания протопопа. Первым протопопом стал отец Иоанн Салвинский. Главным храмом Троицких слобод, впоследствии Сергиевского Посада, Христорождественская церковь оставалась вплоть до установления в городе советской власти.
В 1932 году, вскоре после переименования города в Загорск, его соборную церковь якобы “на основании требования широких масс трудящихся” закрыли и по просьбе руководства чулочно-трикотажной фабрики (она разместилась в соседних зданиях упразднённого Александро-Мариинского дома призрения) приспособили под общежитие и клуб со столовой. При этом разобрали церковный купол и два верхних яруса колокольни, алтарь же с высоким столпообразным объёмом храмового четверика и трапезной включили в объём здания фабричного общежития. Так в Загорске появился первый пятиэтажный дом.
http://www.sergiev.ru/news/v-chest-rozhdestva-khristova