ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа.

Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры


Церковь. Действует.  
Престолы:Духа Святого Сошествия, Филарета Милостивого
Архитектурный стиль:Раннемосковский
Год постройки:Между 1476 и 1477.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Координаты:56.30993, 38.130207
Проезд:Храм находится на территории Лавры




Добавить фотографию
Сортировка:


Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область
Андреева Ирина
3 августа 2014
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область

JuNe
30 октября 2005
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область

Александр
11 мая 2005
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область

Евгений Гусев
февраль 2003
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1989
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область
Глава и крест
Щёлоков Олег Олегович
8 июня 2015
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область
Андреева Ирина
3 августа 2014
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
12 февраля 2012
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область
С северо-восточной стороны. Лестница на звонницу
Священник Артемий
26 января 2012
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область
Завершение храма со звонницей
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
20 июля 2011
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область

JuNe
19 августа 2005
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область
Андреева Ирина
3 августа 2014
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область
Андреева Ирина
3 августа 2014
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область
Flash rockin' man
15 мая 2014
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область
Духовская церковь. Фото нач. XX века
Сергей Ковров и Елена Григорьева
1 июня 1901
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область
Фото начала ХХ века. Альбом «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html
Т.
??
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский район - Московская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин,  1 октября 2011

Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря. Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV в. пример церкви с подкупольной звонницей (церкви «иже под колоколы»). Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности. Храм украшает иконостас розового дерева, иконы для которого выполнены в середине XIX в. лаврскими иконописцами. В храме, у северной его стены, почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556), а у южной стены – преподобного Антония Радонежского (†1877).

http://www.stsl.ru/guide/building.php?num=3


Статью добавил(а): Анонимный участник,  8 апреля 2015

Церковь во имя Сошествия Святого Духа построена псковским мастерами в 1476-1477 гг. В XVIII в. изменен верх здания. Перестраивалась в XVII-XIX вв. Церковь не функционировала в 1920 - конец 1940-х гг. Основной объем реставрирован в 1937-1946 гг. П.Д. Барановским и И.В. Трофимовым, завершение и декор - в 1960 г. В.И. Балдиным и Ю.Н. Герасимовым.

Кирпичное здание с белокаменным цоколем и порталами представляет в московском зодчестве уникальный пример церкви "иже под колоколы". Памятник, обладающий рядом новых черт по сравнению с раннемосковским постройками, составляет важное звено в истории русского зодчества, намечая пути дальнейшего развития культовой архитектуры. Четырехстолпный одноглавый трехапсидный храм увенчан барабаном, в основании которого устроена звонница в виде аркады на шести массивных круглых столбах. Открытая в барабан, она отделена от храма купольным сводом. Разработка фасадов подчеркивает вертикализм общей композиции. Узкие пучковые лопатки членят фасадные плоскости на три прясла, завершенные ложными килевидными закомарами. Заостренная форма киля неоднократно повторена в абрисе диагональных кокошников в основании звонницы, в ее архивольтах и контурах перспективных порталов. Вертикальные жгуты в декорации апсид объединены наверху гирляндой с фигурным резным навершием. Цоколь сложного профиля украшен лентой пальметт. Верх барабана и четверик храма ниже пят закомар опоясывает трехчастный терракотовый фриз с балясником и двумя рядами красных, частично поливных плит зеленого и охристого тонов с рельефным растительным орнаментом. Наружное убранство дополняет роспись, помещенная в средней закомаре северного и в круглом киоте западного фасада. Темный интерьер почти лишен верхнего света. В нем своеобразны столбы, квадратные со скошенными углами, несущие повышенные подпружные арки. Своды коробовые. В пределах боковых нефов имеется алтарная преграда. Первоначальная стенопись "по указу Патриарха Никона" 1655 г., возобновленная в 1778 г., заменена в 1866 г. масляной живописью по новой штукатурке, неонократно поновлялась в XIX- начале ХХ вв. Иконостас розового дерева с художественными мотивами XVII в., выполнен И.М.Малышевым. Пол из каменных плит. В храме хранятся мощи прп. Антония Радонежского (ск. 1877, наместник лавры с 1831 по 1877 гг.).

Церковь Сошествия Святого Духа в комплексе "Монастырь Троице-Сергиева лавра" является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).

По материалам Каталога "Памятники архитектуры Московской области", т.2. М., Стройиздат, 1999 г.

Кирилл Аминов. 08 апреля 2015 г.


Статью добавил(а): Сергей Ковров и Елена Григорьева,  3 мая 2018

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 г. г.)

Вторая каменная церковь монастыря возводилась в 1476-1477 гг. к северо-востоку от Троицкого собора. Она расположена на месте более ранней деревянной Троицкой церкви, поставленной игуменом Никоном около 1412 г. при восстановлении разоренного во время набега хана Едигея монастыря. Храм строился псковскими мастерами, приглашенными в Москву великим князем Иваном III. Образцом для строительства Духовской церкви послужил Троицкий собор, основные формы и пропорции которого (высота до завершения креста 30 м) повторены в новом храме. Однако новое строение имеет принципиальное отличие. Уникальное сочетание храма и звонницы, где круглый ярус звонницы с колоколами расположен на сводах церкви, получило наименование «церковь иже под колоколы». Она считается древнейшим сохранившимся сооружением подобного типа.

В отличие от белокаменного Троицкого собора храм-звонница сложен из кирпича, ставшего в это время основным строительным материалом. Объем Духовской церкви четко делится на две равные по высоте части: четырехстолпный четверик с тремя высокими апсидами, повторяющий формы Троицкого собора, и цилиндрический постамент на церковных сводах с шестипролетной звонницей, несущей барабан с куполом и крестом.

На дубовых брусьях в пролетах звонницы висят колокола, при этом открытый внутрь купола барабан с узкими окнами выполняет функцию своеобразного резонатора звука. Декоративное убранство храма строилось по подобию Троицкого собора, но в другом материале. Трехмастный орнаментальный пояс, обрамляющий стены Духовской церкви и верх барабана, был выполнен из терракотовых балясин, окаймленных двумя рядами полихромных поливных изразцов. Устройство открытого яруса звона под центральной главой, вертикальные пропорции, богатство и нарядность белокаменных и керамических декоративных элементов (включая украшенную резными кринами ленту цоколя) придавали сооружению черты изящества и неординарности. Узорчатые пояса из терракотовых балясин и изразцов были самым ранним примером использования керамического декора и поливных изразцов в московском зодчестве.

Духовская церковь строилась в те годы, когда в Москве при великокняжеском дворе работали не только лучшие мастера из разных русских городов, но и европейские зодчие. Не случайно в конструкции и декоративном убранстве храма использованы новые приемы и детали. Декоративные полуколонки с гирляндами, которыми украшены апсиды храма, аналогичны гирляндам на стенах греческой церкви Пресвятой Богородицы Пантанассы (1428) в Мистре. Впоследствии этот декоративный прием был применен в оформлении Введенской церкви Подольного монастыря (1547), стоящей недалеко от Святых врат, и церкви во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637).

Звон в церкви «иже под колоколы» был совершенно уникален для Москвы. Это был первоначально так называемый псковский звон, при котором балки с укрепленными на них колоколами раскачивали с земли. Звонили в колокола при помощи веревок и деревянных рычагов, прикрепленных к балкам. Колокол раскачивался вместе с держащим его брусом, при этом язык поочередно ударялся в противоположные края колокола. Такой способ звона называется еще очапным, или псковским, и до сих пор применяется в Псково-Печерском монастыре. Изначально такой тип звона имел распространение в Европе, а в России был известен только в западнорусских землях (Новгород, Псков). Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.

Внутреннее пространство Духовской церкви, лишенное верхних окон из-за наличия звонницы, освещается немногочисленными узкими боковыми окнами. Росписи на стенах были сделаны впервые в 1665 г. повелением Патриарха Никона и неоднократно поновлялись. Иконы для установленного в 1866 г. трехъярусного иконостаса из розового дерева были выполнены мастерами лаврской иконописной мастерской.

До революции к северному фасаду Духовской церкви примыкала небольшая каменная часовня над могилой Максима Грека. К южному фасаду примыкал придел во имя Праведного Филарета, в котором в 1867 году был погребен митрополит Московский и настоятель Лавры святитель Филарет (Дроздов). Часовня и придел объединяла паперть, примыкавшая к западному фасаду Духовской церкви.

В 1938-40 гг. пристройки были разобраны. В 1941-48 гг. под руководством архитектора И.В. Трофимова были укреплены фундаменты Духовской церкви, восстановлены некоторые утраченные элементы декора фасадов, настенная масляная живопись в интерьере. В 1960 г. была произведена расчистка терракотового фриза, поздняя четырехскатная кровля заменена позакомарным покрытием, раскрыта звонница.

В Духовской церкви находится надгробие митрополита Московского Платона (Левшина; † 1812 г.). Возле южной стены покоятся святые мощи преподобного Антония (Медведева; † 1877 г.), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, у северной стены почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556). С южной стороны храма были похоронены святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867 г.; мощи обретены в 1994 г.; перенесены в храм Христа Спасителя в Москве в 2004 г.) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879 г.; мощи обретены в 1994 г.; почивают в Успенском соборе).

http://www.stsl.ru/about_lavra/all/dukhovskaya-tserkov-1476/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.