ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры


Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Феодора Стратилата, Ирины великомученицы, Николая Чудотворца, Всех Святых, в земле Российской просиявших, Иннокентия, митрополита Московского, Собора Радонежских Святых
Год постройки:Между 1559 и 1585.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Координаты: 56.31042, 38.13087
Проезд:Собор находится на территории Лавры





Сортировка:

Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
23 июня 2020
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, После реставрации 2013-2014 года<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
После реставрации 2013-2014 года
Виталий Дробиленко
22 сентября 2014
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
uuee
21 сентября 2009
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Надкладезная часовня на фоне собора<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Надкладезная часовня на фоне собора
JuNe
19 августа 2005
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Александр
11 мая 2005
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото из архива автора.<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Фото из архива автора.
Александр Момент
15 мая 1969
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
23 июня 2020
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
23 июня 2020
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
23 июня 2020
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
23 июня 2020
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
23 июня 2020
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
23 июня 2020
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
23 июня 2020
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Дмитрий Паньшин
12 марта 2018
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Дмитрий Паньшин
12 марта 2018
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Дмитрий Паньшин
12 марта 2018
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Позолоченные звезды на боковой главе<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Позолоченные звезды на боковой главе
Олег Щёлоков
8 июня 2015
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андреева Ирина
3 августа 2014
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Вид на купола с третьего яруса колокольни на рассвете.<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид на купола с третьего яруса колокольни на рассвете.
Роман Бобков
27 января 2013
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Наружная роспись закомары:"Успение Пресвятой Богородицы"<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Наружная роспись закомары:"Успение Пресвятой Богородицы"
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
12 февраля 2012
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
12 февраля 2012
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Наружная роспись: "Спас Нерукотворный"<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Наружная роспись: "Спас Нерукотворный"
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
12 февраля 2012
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Купола храма<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Купола храма
АнастасияАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 июля 2011
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Inna
10 июля 2011
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
23 сентября 2008
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Чалова Наталья
4 августа 2007
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Успенский собор<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Успенский собор
JuNe
30 октября 2005
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
22 октября 2025
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
2 июня 2015
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
2 июня 2015
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андреева Ирина
3 августа 2014
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андреева Ирина
3 августа 2014
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Настенная роспись:"Страшный суд" (фрагмент)<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Настенная роспись:"Страшный суд" (фрагмент)
Андреева Ирина
3 августа 2014
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
АнастасияАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 июля 2011
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Усыпальница Годуновых у входа в собор<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Усыпальница Годуновых у входа в собор
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
23 сентября 2008
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1989
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1989
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото Германа Гроссмана. 1958 год<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Фото Германа Гроссмана. 1958 год
Сергей Ковров
1 июня 1958
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Восстановление крестов на куполе собора в 1946 г.<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Восстановление крестов на куполе собора в 1946 г.
Каменев АндронАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 июля 1946
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото начала ХХ века. Альбом  «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html <br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Фото начала ХХ века. Альбом «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html
Т.
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Орёл в память спасения Петра 1-го внутри Успенского собора. Фото начала ХХ века. Альбом  «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html <br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Орёл в память спасения Петра 1-го внутри Успенского собора. Фото начала ХХ века. Альбом «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html
Т.
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Частная коллекция. Фото 1920-х годов<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Частная коллекция. Фото 1920-х годов
Михаил Мещанинов
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1892
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Рис. из журнала "Нива"<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1875
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Спутник экскурсанта / Центр. экскурс. комис. при Моск. учеб. окр. Св. Троице-Сергиева Лавра. М1914<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Спутник экскурсанта / Центр. экскурс. комис. при Моск. учеб. окр. Св. Троице-Сергиева Лавра. М1914
Андрей Агафонов
1745
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Храм во время реставрации 2013 года<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Храм во время реставрации 2013 года
glazelki
29 июня 2013
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Успенский собор (16 в)<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Успенский собор (16 в)
JuNe
30 октября 2005
Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, В ночной подсветке<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
В ночной подсветке
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
29 января 2016



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 1 октября 2011

Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор ограничивает соборную площадь с востока.

Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.).

Главными святынями собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского и преподобного Максима Грека, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения.

Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители.

Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425–1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.

По материалам официального сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Дом Живоначальной Троицы


Анонимный участник 8 апреля 2015

Успенский собор строился в 1559-1585 гг. по повелению царя Ивана Грозного. Заложенный при игумене Иоасафе II, он был завершен при царе Феодоре Иоанновиче и архимандрите Митрофане. В середине XVIII в. изменен его верх: покрытие по закомарам сменила четырехскатная кровля, увеличена высота центрального барабана, сделаны луковичные главы. До 1780 г. собор имел западную, крытую сводом паперть, где был погребен царь Борис Годунов с семьей. После замены паперти существующим крыльцом над гробницами сооружена каменная шатровая палатка. В 1880-1881 гг. подл зданием собора вырыт сводчатый подвал-крипта (ныне храм Всех Святых), что послужило причиной последующих серьезных деформаций несущих конструкций и укрепления их в 1909 г. В 1967 г. под руководством В.Балдина восстановлено позакомарное покрытие.

Монументальное кирпичное здание повторяет формы Успенского собора Московского Кремля, немного превосходя его в размерах. Это пятиглавый шестистолпный храм с пятью равновеликими апсидами и крестовыми сводами. Его величественный облик характеризует строгая простота и лаконизм архитектурного языка. Гладкие фасады, украшенные лишь аркатурно-колончатым поясом, расчленены мощными лопатками на прясла, завершенные полукружием закомар. Просторный интерьер зального типа отличают от "образца" могучие столбы квадратной, а не круглой формы. Пол из каменных плит. Стены, столбы и своды покрывают великолепные фресковые росписи, выполненные в 1684 г. ярославскими и местными мастерами во главе с Дмитрием Григорьевичем Плехановым. Роспись была осуществлена на вклад погребенного в соборе архиепископа Рязанского Моисея, бывшего до епископской хиротонии протопопом кремлевского Благовещенского собора и царским духовником. К концу XVII- началу XVIII вв. относится резной вызолоченный пятиярусный иконостас стиля "нарышкинского" барокко со сквозными колонками, обвитыми виноградной лозой, и с "Распятием" в завершении. Иконостас значительно поновлялся в XIX в. Сохранились два бронзовых паникадила XVII в., выполненные в Оружейной палате. В соборе хранится деревянный гроб, в котором был погребен преподобный Сергий. Хранятся мощи прп. Иннокентия Московского (Вениаминова, ск. 1879) и прп. Максима Грека (ск.1556).

Боковые престолы собора - влкмч. Феодора Стратилата и влкмц. Ирины, свт. Николя Чудотворца. В подклете престолы - Всех Святых, в Российской земле просиявших, собора Радонежских святых, свт.Иннокентия Московского. Погребены патриархи Московские и Всея Руси - Алексий I (Симановский, ск. 1970), Пимен (Извеков, ск. 1990).

Собор Успенский в комплексе "Монастырь Троице-Сергиева лавра" является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).

Источники: Материалы каталога "Памятники архитектуры Московской области", т.2. М., Стройиздат, 1999 г., официального сайта Троице-Сергиевой лавры "Дом Живоначальной Троицы". Демидов С.В. "По Троицкой дороге" Троице-Сергиева лавра, 2005 г.

Кирилл Аминов, 08 апреля 2015 г.


Сергей Ковров  3 мая 2018

Успенский собор (1585)

Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма. Его строительство стало продолжением традиции возведения в честь Успения Пресвятой Богородицы главных соборов древних русских городов (в Ростове, Суздале, Владимире, Москве). Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение.

Образцом для нового собора главного монастыря России стал Успенский собор Московского Кремля. Монастырский собор повторяет общую композицию пятиглавого и пятиапсидного храма, превышая по размерам столичный образец (соответственно 29,2x42,3 м и 27x39,75 м). В отличие от белокаменного московского храма собор монастыря сложен из кирпича, толщина его стен 2,25 м. Его кубический объем с невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами, первоначальная сферическая форма которых в XVIII в. была заменена на луковичную (тогда же барабан центральной главы был надстроен в высоту). Мощные лопатки, поддерживающие полуциркульные закомары, выступают из плоскости стены на 0,8 м и напоминают собой массивные контрфорсы. Характерным украшением гладких стен собора является аркатурно-колончатый пояс, типичный для владимиро-суздальского зодчества и вновь использованный в качестве декоративного приема при строительстве Успенского собора Московского Кремля.

Массивность конструкций и более простой рисунок деталей отличают монастырский собор от столичного храма, возведенного итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. С западной стороны к собору примыкала открытая паперть, которую в XVIII в. заменили на крыльцо (1781), расписанное по указанию митрополита Платона (Левшина).

Внутреннее пространство Успенского собора поражает величественными размерами и насыщенностью светом. Шесть массивных пилонов размером 3x3 м держат высоко поставленные крестовые своды с пятью глубокими барабанами, оконные проемы которых излучают мощный световой поток. Строители монастырского храма не стали воспроизводить форму цилиндрических столбов кремлевского образца, а вернулись к традиционным русским опорам — пилонам прямоугольного сечения. Центральные нефы и соответствующие им стены фасадов сделаны шире остальных, не повторяя регулярности форм кремлевского собора. За иконостасом имеются хоры в виде трехъярусной галереи, аналогичные хорам Успенского собора Московского Кремля. При главном алтаре устроены два придела: великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины — в честь небесных покровителей царя Федора Иоанновича и его жены царицы Ирины Федоровны Годуновой. Возникновение еще одного придела — святителя Николая Чудотворца — относится к 1608-1610 гг., времени героической 1б-месячной защиты монастыря от польско-литовских войск.

В соборе с «полуденной» (южной) стороны в стеклянном саркофаге хранится главная святыня собора — деревянный гроб, в котором вплоть до 1585 года покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. В 1585 году гроб был перенесен из Троицкого собора в Успенский, мощи же Преподобного в Троицком соборе были переложены в серебряную золоченую раку, выполнение которой было завершено при царе Федоре Иоанновиче.

Собор был расписан фресками за три с небольшим летних месяца 1684 г. ярославскими и троицкими мастерами под руководством одного из известных иконописцев того времени Дмитрия Григорьевича Плеханова. С именем этого художника связано выполнение целого ряда замечательных росписей, в том числе фресок Архангельского собора в Московском Кремле (1660-1666), Успенского собора в Ростове (1676), Софийского собора в Вологде (1686-1688) и других.

Стенопись Успенского собора выполнена в лучших традициях фресковой живописи XVII столетия и представляет собой целостный и яркий комплекс. На протяжении XVIII-XIX вв. она неоднократно поновлялась и в некоторых местах сохранилась под несколькими слоями записей. На северной и южной стенах в четырех регистрах помещены изображения на евангельские сюжеты, на темы акафиста Божией Матери, семи Вселенских Соборов и пояс «полотенец», на западной стене — «Страшный Суд». На мощных пилонах и в оконных проемах изображены фигуры святых. Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других. Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких. Специальная тема росписи — образы Радонежских чудотворцев преподобных Сергия и Никона, Михея, Максима Грека, Саввы Стромынского, в том числе редкое изображение архимандрита монастыря Дионисия (Зобниновского).

Центральный купол заполняет образ Христа Вседержителя, в малых изображены Господь Саваоф, Отрок Иисус Благословляющий, образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и святой Иоанн Предтеча, в барабанах — фигуры праотцев и пророков.

По-видимому, одновременно с фресками был создан резной золоченый пятиярусный иконостас, включающий в настоящее время 76 икон. Большинство икон в иконостасе относится к концу XVII в. Иконы неоднократно поновлялись и находятся под записью XIX в.

В конце XVII в. в написании икон для Успенского собора принимал участие знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Среди них — одна из последних работ иконописца, подписная икона «Тайная вечеря» (1685 г.; в настоящее время находится в музее «Ризница» Троице-Сергиевой Лавры). Исследователи считают, что изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов на Царских вратах также являются работой Симона Ушакова. В местном ряду слева и справа от Царских врат представлены наиболее ранние памятники, в том числе иконы первоначального комплекса конца XVI в. Храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы», а также иконы «Святая Троица с бытием» и «Благовещение Пресвятой Богородицы» относятся ко времени освящения собора в 1585 г. Иконы «София Премудрость Божия», «Предста Царица одесную Тебе» и «Похвала Пресвятой Богородицы» датируются 30-ми гг. XVII в.

Внутри собора сохранились два бронзовых литых и чеканных паникадила XVII в. работы мастеров московской Оружейной палаты, подаренные в монастырь представителями рода Яновых.

У западной стены собора, по обеим сторонам главного входа, стоят 5 каменных надгробий, под которыми покоятся: супруга короля Левонии Магнуса королева Мария Старицкая (в монашестве Марфа, +1614 г.) - дочь удельного князя Владимира Андреевича Старицкого; ее дочь королевна Евдокия (+ 1589 г.), архиепископ Рязанский Моисей (+ 1651 г.), духовник царя Михаила Федоровича Романова и одного из ктиторов собора, архиепископ Московский Августин (Виноградский, +1819 г.), митрополит Московский Макарий (Булгаков, + 1882 г.). В соборе покоятся мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского († 1879 г.).

В середине XIX веке, после засыпки Писаревского пруда в академическом саду северо-восточнее собора, в последнем стала наблюдаться сырость на стенах, появились трещины. Первая после революции реставрация Успенского собора проводилась в 1940-67 гг., тогда были произведены промывки фресок от поздних клеевых записей, отремонтирован поврежденный сыростью цоколь собора, восстановлены растесанные оконные проемы нижнего яруса, восстановлено первоначальное позакомарное покрытие. Масштабные реставрационные работы, проводимые к 700-летнему юбилею рождения Игумена земли Русской силами ЗАО "БАЛТСТРОЙ", позволили во всем первозданном блеске возродить Успенский собор - эту настоящую жемчужину обители преподобного Сергия.

http://www.stsl.ru/about_lavra/all/uspenskiy-sobor-1585/


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 11 ноября 2025

«…Постройка Успенского собора 1559-1585 гг. Надо полагать, что в ознаменование блистательных побед русского воинства Иван Грозный и решил поставить в Сергиевом монастыре храм Святой Троицы на месте Никоновского придела. Известно, что он советовался об этом с игуменом и старцами монастыря, а также заручился согласием митрополита Макария. Сам монастырь в это время представлял огромную строительную площадку: завершалось сооружение крепостных стен и башен, переносились на новое место кельи, ставились другие здания.

Можно предположить, что опытные зодчие, которым было поручено строительство, убедили царя не ставить большого храма рядом с Троицким собором, ссылаясь на опасения, что это может быть "неугодным преподобному Сергию". Очевидно, они же подсказали другое, более удобное место. Во всяком случае, царь отказался от принятого ранее решения, и новый храм был заложен на свободной площадке в центре монастыря. Подобная ситуация имела место при сооружении Покровского собора на Красной площади в Москве (1555), когда мастера, получив задание возвести в честь взятия Казани церковь с семью приделами вокруг главного шатрового храма, также сумели убедить царя добавить еще один (восьмой) придел, чтобы улучшить композицию всего сооружения.

Новый собор в Троицком монастыре получил название Успенского и был задуман как повторение главного храма Московского Кремля. Строился он на царские средства, и Иван Грозный со всем своим семейством присутствовал на торжестве его закладки в 1559 г., т.е. на следующий год после начала Ливонской войны. Но сооружение собора сильно затянулось: в самый разгар строительных работ произошел опустошительный пожар. Летописец подробно повествует, как 25 сентября 1564 г. "в ночи... после государьского приезду, как царь и великий князь поехал из монастыря, выгорел Троицкий Сергиев монастырь, трапезы и казны монастырские в палатах, и колоколы многие разлилися и поварни все, и гостии двор, и служни дворы; а келий погорели от Красных ворот верхний ряд по запруду, позади трапезы по келарскую, а загореся келия близко келарские казны. Погорели же всякие запасы, что на обиход монастырский; не осталося братьям ни на один день запасу снедново. Царь же и великий князь, слышав таковое Божие изволение, зело оскорбися: бе бо велик" веру имея к живоначальной Троице и к чюдотворцу Сергию; даде же им на кельи и на строение монастырское тысячу рублев и иная потребная в монастырь даде, повеле же строити монастырь потомуже, яко бе был преже".

Несмотря на широкую известность и почитание Троицкого монастыря, его настоятели по-прежнему оставались в сане игумена, в силу чего официальное положение обители не было высоким. Улучив удобный момент, келарь Андреян Аггилов "с братиею" специальным обращением дипломатично напомнили царю, что ему "свою царьскую обитель подобает прославити, понеже сиа твоа царьскаа обитель твоей царьской главе слава и венец и царьствию своему красота и слава от востоки до запад". Иван Грозный "почтил" игумена Троицкого монастыря архимандритом, предоставил ему первенство между другими монастырями, а также значительные отличия в богослужении ("да и шабку дал с полицею"). Управление монастыря стало состоять из архимандрита, келаря и казначея.

Отношение Ивана Грозного к Троицкому монастырю не было ровным. Он часто ездил туда на богомолье, нередко сам пел с монахами на церковных службах, делал богатые вклады иконами и дорогой утварью, украсил прекрасным окладом, венцами и цатами икону 'Троица" Андрея Рублева; только деньгами в разное время царь вложил в монастырь не менее 25 тыс. рублей. Вместе с тем Иван Грозный нередко проявлял заметную холодность к монастырю, постоянно подозревал его в несочувственном отношении к своим действим или в связях с неугодными ему лицами, часто менял настоятелей. В посланиях к церковному собору 1551 г. он обращал внимание, что во многих монастырях власти допускали большие злоупотребления в ведении хозяйства, нередко истощали "весь покой монастырский и богатство и всякое изобилие", пируя с гостями "и любимыми друзи". Это относилось также и к Троицкому монастырю, где "беспрестани гость бывал день и нощь". В обличительном послании в Кириллов монастырь царь прямо писал, что если "дотоле и у Троицы было крепко житие", то теперь там "благочестие иссякло, ино и монастырь оскудел". Для улучшения порядков в Троицком монастыре туда даже были вызваны несколько старцев из Соловецкого монастыря; одно время они занимали должности келаря и казначея.

Похоронив убитого сына в Архангельском соборе Московского Кремля, Иван Грозный приехал в Троицкий монастырь. Вкладная книга хранит запись о том, как в январе 1583 г. царь отстоял службу в Духовской церкви, а затем "призвал к себе" келаря и двух доверенных монахов "И учал государь царь рыдати и плакати, и молити... чтоб его сыну государю царевичу Иванну учинили вособ поминати по неделям от суботы до суботы в Никоне чюдотворце да в средней церкви (Духовской) ежедень понахиды пети над кутьею и на обеднях поминати вовеки и навеки, докуды обитель сия святая стоит и до окончания века". Чтоб хоть как-то успокоить свою совесть, царь передал 5 тыс. рублей "в вечный поминок" по убитому сыну.

Несмотря на трудности военного времени, монастырские власти спешили с завершением строительства Успенского собора. Но увидеть его отстроенным Ивану Грозному так и не пришлось- собор освятили только на следующий год после его смерти в присутствии нового царя - Феодора Иоанновича (1585). (Не успел Иван Грозный увидеть законченной также и серебряную раку для гроба Сергия с золотым окладом на надгробную икону, над изготовлением которых по его повелению почти тридцать лет трудились лучшие мастера-чеканщики. Рака была установлена на место в Троицком соборе уже не от его имени, а как вклад царя Федора и царицы Ирины "с молением о чадородии" - желанном рождении наследника престола.

Архитектура Успенского собора. Величественный Успенский собор (1559-1585) представляет в ансамбле монастыря великолепный образец зодчества XVI столетия. Он повторяет формы главного собора Московского Кремля, ставшего символом государственной власти. Если в свое время зодчему Аристотелю Фиораванти предписывалось "снимать меру" с Успенского собора во Владимире и строить храм в Кремле на полторы сажени больше в длину, ширину и высоту, то монастырские зодчие также увеличили размеры своего сооружения, но теперь уже против московского образца. Этот факт всячески подчеркивался монахами. Павел Алеппский тоже записал, что монастырский храм "выше, больше и длиннее собора столицы".

Облик Успенского собора полон величавой торжественности и отличается строгим лаконизмом своих форм. Мощный, почти кубический объем шестистолпного храма со слабо выступающими невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами. Лопатки, разделяющие северную и южную стены на четыре, а западную на три доли, выступают из плоскости стены на 80 см и напоминают собой мощные контрфорсы. Характерным украшением огромных белых плоскостей стен, завершенных закомарами циркульной формы, служит аркатурно-колончатый пояс, столь характерный для владимиро-суздальского зодчества и вновь утвержденный в московской архитектуре кремлевским собором. Узкие окна, расположенные в два яруса, подчеркивают внушительную массивность храма. Монастырский храм сложен не из камня, а из кирпича; это определило более простой рисунок его деталей и массивность его конструкций. Так, если толщина стен московского собора 1,5 м, а диаметр его круглых столбов - 2м, то стены монастырского храма соответственно имеют толщину 2,25 м, а сечение прямоугольных пилонов 3 х 3 м.

Внутренний вид Успенского собора поражает своим простором и насыщенностью светом: шесть массивных опор несут высоко расположенные крестовые своды с глубокими световыми проемами барабанов. Во всем точно следуя кремлевскому образцу, монастырские зодчие, однако, не стали повторять его цилиндрических столбов, а вернулись к традиционным русским опорам-пилонам прямоугольного сечения.

Роспись Успенского собора 1684 г. Особую праздничность интерьеру придает роспись, покрывающая поверхность сводов, стен и пилонов. Система росписи подчинена строгому канону: в конхах пяти куполов собора помещены Господь Вседержитель в центральной главе, Иоанн Предтеча, Саваоф, Отрок Иисус Благословляющий и Знамение Богородицы - в малых главах; в простенках окон высоких барабанов стоят праотцы и пророки в рост. В верхней части южной и северной стен, под сводами арок, размещены многофигурные сцены; ниже стены членятся на пять горизонтальных поясов и по ним располагаются изображения на евангельские сюжеты, сцены из акафиста Успенью Божьей Матери, композиции семи Вселенских Соборов и пояс "полотенец". Особое развитие получила тематика праздников Успения (четыре композиции), явления Божьей Матери апостолам (две композиции) и молитва Богоматери перед Успением. Всю огромную плоскость западной стены занимает "Страшный суд" с явным акцентом изображений на "устрашение". На всех гранях четырех мощных пилонов располагаются изображения "благоверных князей" в рост - от Владимира Киевского до царевича Дмитрия - или по две фигуры "преподобных", среди которых почетное место отведено месточтимым святым.

По обе стороны от западного входа над "полотенцами" до 1866 г. сохранялась исполненная вязью надпись, или "летопись". В ней сообщалось, что собор был расписан за сто летних дней - с 20 мая по 30 августа 1684 г. - артелью ярославских "кормовых" и троицких "домовых" мастеров. Все "трудившиеся во святем храме сем" двадцать три ярославских мастера перечислялись поименно, а из троицких назывались только двое "с товарищи 10 человек, а всех мастеровых было 35 человек". (Теперь даже невозможно представить, как могла быть выполнена столь сложная и трудоемкая работа всего за один летний сезон!)

Роспись Успенского собора отличает необычайная цельность. Хотя многочисленные сюжеты разделены между собой киноварными разгранками, или опушками, их объединяет общий цвет фона и строго выдержанный единый колорит картин. Для каждой из картин характерны продуманность композиции и постановки фигур, изящество их движений и жестов, а также глубоко индивидуальная характеристика образов. Создается впечатление, будто все 35 мастеров одинаково успешно владели высоким профессиональным мастерством живописца и работали как бы одной кистью.

Стенопись Успенского собора существенно отличается от буйного колорита и вольной трактовки сюжетных линий в росписях ярославских храмов, стоящих среди оживленных улиц торгового города. Работая в монастыре, те же мастера выполнили строго каноническую роспись монументального собора в спокойной сиренево-фиолетовой гамме, что обеспечило торжественно-праздничный облик всему интерьеру храма.

Иконостас Успенского собора. Очень эффектно вписывается в интерьер храма великолепный иконостас, выполненный, очевидно, одновременно с росписью стен. Его пять ярусов (местный, праздничный, деисусный, пророческий и праотеческий) включают семьдесят шесть икон и увенчаты распятием. Все иконы как бы заключены в гигантский золотой футляр иконостаса, построенного по законам архитектурного ордера с горизонтальными членениями развитых антаблементов, поддержанных искусно резанными витыми колонками-столбцами с вьющимися по ним виноградными лозами. Как и в кремлевском соборе, за иконостасом со стороны алтаря устроена трехъярусная расписная галерея, или хоры, где размешаются певчие в особо торжественные праздничные службы.

Иконы Успенского собора не подвергались реставрации, и истинный колорит их живописи еще скрыт под многими слоями поновлений и потемневшей от времени олифы. Местный ряд иконостаса сохраняет иконы XVI в., а все остальные принадлежат в основном концу XVII в., т.е. изготовлялись одновременно с росписью стен или сразу же после их создания. Среди них привлекают внимание поясные изображения евангелистов на царских вратах и расположенная над ними икона 'Тайная вечеря" на доске восьмигранной формы, - это одно из последних произведений Симона Ушакова. (Подлинная икона хранится ныне в собрании музея, а здесь выставлена копия, сделанная в 1950 г.) Два бронзовых паникадила искусного литья и чеканки, висящие перед иконостасом, выполнены в XVII в. мастерами московской Оружейной палаты. Монументальная бронзовая решетка на солее установлена в 1880 г.; тогда же чугунный пол XVIII в. был заменен каменными плитами.

Успенский собор начал претерпевать изменения с середины XVIII в., когда все его купола получили луковичную форму, барабан центральной главы надложен по высоте, кровля перестроена на четыре ската; окна нижнего пояса увеличены в размерах и только два из них на северной стене сохранили прежний вид. К открытым прежде входам в собор севера и юга пристроили крытые паперти-крыльца, а сводчатую паперть с западной стороны заменили другой (1780). В 1967 г. было восстановлено покрытие по сводам, что значительно приблизило облик храма к первоначальному виду…»

Источник: Балдин В.И. Троице-Сергиев монастырь. История и формирование архитектурного ансамбля. В кн.: Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М.: Наука, 1996.

http://www.rusarch.ru/baldin1.htm



Комментарии и обсуждение


Успенский собор (1559 - 1585 гг.) - самый большой храм Троице-Сергиевой лавры, повторяющий по внешним формам Успенский собор Московского Кремля XV в.

28 мая 2006, Павел Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное).


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.