ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Муром. Церковь Космы и Дамиана.


Церковь. Действует.  
Престолы:Космы и Дамиана
Год постройки:Между 1556 и 1565.
Адрес:
Владимирская область, Муромский район, г. Муром, ул. Набережная

Координаты:55.576492, 42.065844




Добавить фотографию
Автор: uchazdneg
Снято: 3 ноября 2012 Добавлено: 16 августа 2013
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Церковь Космы и Дамиана-Муром-Муромский район и г. Муром-Владимирская область-uchazdneg
северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Церковь Космы и Дамиана-Муром-Муромский район и г. Муром-Владимирская область-Cocpucm
Cocpucm
17 августа 2015
Церковь Космы и Дамиана-Муром-Муромский район и г. Муром-Владимирская область-Алексей Трифонов
Алексей Трифонов
25 октября 2010
Церковь Космы и Дамиана-Муром-Муромский район и г. Муром-Владимирская область-Вячеслав Заикин
Муромская Косьмодемьянская церковь после заката
Вячеслав Заикин
1 октября 2010
Сортировка:


Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Rowena
26 августа 2010
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Алексей Трифонов
13 апреля 2003
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Алексей Трифонов
13 апреля 2003
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Cocpucm
17 августа 2015
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Алексей Трифонов
25 октября 2010
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Муромская Косьмодемьянская церковь после заката
Вячеслав Заикин
1 октября 2010
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Алексей Трифонов
16 августа 2003
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Алексей Трифонов
16 августа 2003
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Алексей Трифонов
19 апреля 2003
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Алексей Трифонов
19 апреля 2003
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Алексей Трифонов
13 апреля 2003
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Алексей Трифонов
14 марта 2003
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Алексей Трифонов
14 марта 2003
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
вид с севера
Алексей Комлев
3 мая 2002
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
пояс из 16 закомар (фрагмент), вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1 января 1901
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
открытка с сайта http://book33.ru/murom-monastyri/shatrovaya-cerkov-kozmy-i-demyana-v-murome.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1901
Церковь Космы и Дамиана - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Рис. из книги Н.Беспалов "Муром.Памятники архитектуры и искусства"М1990
Андрей Агафонов
1 января 1863




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Алексей Трифонов,  23 августа 2003

·

Уникальный шатровый храм Козьмы и Демьяна был освящён 5 декабря 1564 года.

Крыша была сделана в форме кирпичного шатра, который обрушился в 1868 году. И теперь здание имеет такой вид, а раньше его высота была 24 метра. Точная дата постройки церкви не установлена (предположительно в 1556-1565 гг).

Строительство её было начато после взятия Казани. В церковных записях говорится, что храм освящён 5 декабря 1564 г. С постройкой этой церкви было связано много народных преданий. Одна из легенд говорит, что Козьма и Дамиан - римляне, пришедшие на Русь, и лечившие бесплатно людей, но из зависти были отравлены врагом-язычником. За это их причислили к святым. На Руси они были покровителями кузнечного дела. В другой легенде говорится, что во время похода не "Одоление Казани" в 1552 году на месте, где построена сейчас церковь, Иван Грозный (с 10 по 20 июля 1552 года) ставил свой шатёр, обдумывал план взятия татарской твердыни, с этого прибрежного холма наблюдал за переправой войск через р. Ока. На противоположной стороне реки располагался вражеский стан. Войско Ивана Грозного имело перед собой определённые трудности, мешавшие переправе. Около места, где был шатёр царя Ивана Грозного, находился посад кузнецов, из посада к царю явились два брата-кузнеца Козьма и Демьян и вызвались помочь в переправе войск на правый берег реки Оки. Под покровом ночи они проникли в стан врагов и подожгли шатёр хана, вызвав этим переполох среди врагов. Воспользовавшись этим, войска Ивана Грозного успешно переправились через реку и разбили врагов. Эти два храбреца погибли; их, как героев, причислили к лику святых, а церковь, построенную после победы под Казанью, в честь погибших храбрецов назвали Козьмодемьянской. Ещё предание повествует, что царь вначале жил в устроенной для него палатке или шатре на месте, где теперь существует полуразрушенная церковь Козьмы и Демьяна, здесь простудился и лежал некоторое время больной, оправившись от болезни Государь повелел воздвигнуть здесь каменный храм во имя бессеребренников Козьмы и Демьяна (Титов А.А. Историческое обозрение города Мурома. Владимир, 1901. С. 36).

Сохранившаяся часть церкви очень проста по своим формам. Она состоит из невысокого квадратного в плане четверика и полукруглой апсиды (алтаря). Поставлена она на глубоком фундаменте, сложенном из крупной булыги на известковом растворе. Цоколь и стены храма сложены из большемерного кирпича также на известковом растворе. Здание невысокое одноэтажное, но под алтарём есть подклет (цокольная часть здания), который крыт сверху сводами с распалубкой и использовался в старину, по-видимому, в качестве склепа для погребения умерших. Это помещение с одним маленьким узким окном на восток и входом с юга. Размеры четверика церкви невелики, и внутри здания могло поместиться ограниченное число молящихся.

Карниз четверика украшен лентой поребрика. У основания двумя узкими лентами полукруглых выступов выделена цокольная часть здания. Эти ленты перерываются только у ниш порталов, опоясывают весь периметр постройки, связывают воедино разные по уровню фундаментов объёмы четверика и апсиды храма. Карниз апсиды шире карниза четверика и имеет в своём составе, кроме ленты поребрика, ещё пояс балясин, изготовленных из обожжённой глины. Четверик отделён от аспиды глухой стеной, алтарь был виден собравшимся в храме через небольшую арку в центре стены, на том месте, где устанавливаются обычно царские врата иконостаса, служители приходили в алтарь через небольшую дверь у северной стены храма.

Небольшое по площади, но сильно вытянутое вверх пространство внутри храма имело минимальное освещение (по три щелевидных окна в основном объёме и в алтаре). Верх высокого шатра, очевидно, терялся во мраке. Гладкие без росписей стены не останавливали на себе внимание молящихся. Их внимание было обращено к алтарю, сосредоточено на литургическом действии и на молитвенном созерцании икон, озарённых свесами. В такой обстановке человек терял ощущение связи с внешним миром, испытывал особое мистическое чувство.

Архитектурное значение церкви Козьмы и Демьяна заключалось не в скромных формах её интерьера, а декоративном внешнем убранстве. Фасады четверика гладкие и разделены на три части неширокими лопатками (пилястрами), центральная часть имеет несколько больший размер. На северной, южной и западной сторонах церкви - порталы (входы в храм) прямоугольного профиля с килевидным архивольтом (входом). Внутри четверик церкви освещался тремя щелевидными окнами, расположенными под порталами. Одно из этих окон в южной стене было позже (в XVIII веке) растёсано. В апсиде три узких окна, которые расположены на разной высоте от пола: восточное окно - выше, под ним ниша-седалище; северо-восточное, расположенное в центре, под ним ниша для "жертвенника"; и юго-восточное.

Апсида покрыта полукруглым сводом. На внутренних стенах здания - голосники (резонаторы). На южной, западной и северной сторонах расположены ниши-пещеры. На северной стороне ближе к востоку - большая ниша с полукруглым верхом для книг, рукомойника и других предметов, и одна ниша - седалище. Церковь небольшая и эти ниши экономили в ней пространство. В южной части алтаря небольшая крытая коробовым сводом кирпичная палатка. Она предназначалась для хранения риз и церковной утвари, поэтому называлась ризничной палаткой.

Самой эффектной частью архитектурной композиции церкви был шатёр. Основанием его служил глухой восьмерик, от которого дошла до наших дней лишь одна нижняя половина, украшенная переплетением шестнадцати декоративных килевидных кокошников. Верхняя часть восьмерика была немного меньше по своему диаметру нижней сохранившейся части и украшалась рядом ширинок, а вверху - карнизом с лентой поребрика. Шатёр церкви имел в плане форму 16-конечной звезды. Храм венчал 32-гранный шатёр. У его основания, на границе соединения с восьмериком, зодчие поместили двойной ряд трёхгранных кокошников. На вершине шатра, на глухом барабане, постамент которого также был украшен лентой трёхгранных кокошников, а плоскости обработаны фальшивыми арочками, высилась луковицеобразная главка с крестом. "Из ряда вон выходящая "узорчатость" храма Козьмы и Демьяна (16-й век) трактует какие-то средневековые мотивы арочных переплетений на верхе храма" (Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. II. М., 1908.- С. 142-143). Шатровый свод обрушился от ветхости 6 (18) апреля 1868 года. В день обвала, к счастью, службы в церкви не было. До обвала шатра высота здания церкви составляла 24 метра, сейчас её высота равна 10 метрам.

В юго-западном углу, на кровле четверика помещалась небольшая звонница в виде двух сопряжённых углом арок с пофронтонным покрытием. Внутри храма ясно виден переход от четверика к восьмерику. Он осуществлён в каждом углу здания через маленькую коническую тромцу, под которой расположены ступенчато-повышающиеся и расширяющиеся арочки.

В истории русской архитектуры храм Козьмы и Демьяна занимает место в ряду с такими прославленными шатровыми сооружениями, как церковь Вознесения в селе Коломенском, храм Василия Блаженного на Красной площади Москвы. С храмом Василия Блаженного, особенно с обликом его центрального столпа, у церкви Козьмы и Демьяна много общего, и это дало повод историкам архитектуры высказать предположение о том, что Муромская церковь, возможно, выстроена если не самими Бармой и Посником, то мастерами, работавшими до приезда в Муром в их артели в годы сооружения прославленного памятника победы над Казанью. Историки отмечают, что "необычная церковь Козьмы и Демьяна была лучшим созданием московских зодчих в Муроме". Несмотря на относительно небольшие размеры и расположение на нижней террасе окского берега, Козьмодемьянская церковь оказала существенное влияние на силуэт города со стороны реки.

Церковь ныне не действует.


Статью добавил(а): Щёлоков Олег Олегович,  23 апреля 2007

Из новостной ленты портала Муром.ру 10/04/2007 о планах восстановления церкви в начале лета 2007г.: http://www.murom.ru/article.php?sid=1620

Там же перепечатка обзорно-исторической статьи Чернышева В.Я. из газеты "Муромский край" за 1998г. о церкви Косьмы и Дамиана: http://www.murom.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=35

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  22 июля 2012

КОСЬМО-ДЕМЬЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

На высоком, подмываемом Окой берегу прекрасно расположено интереснейшее здание Мурома — Косьмо-Демьянская церковь. При разборке престола церкви в 1901 году были найдены старинные антимнисы, в которых указано, что впервые Косьмо-Демьянская церковь была освящена в 1541 году и вторично в 1565 году. Народное предание относит построение церкви ко времени более позднему, чем 1541 год. Она якобы была построена на месте, где стоял шатер Ивана Грозного, из которого он наблюдал за переправой войск, идущих на Казань. В память об этом царь прислал мастеровых и 500 рублей на постройку церкви.

Так как по своим конструктивным приемам Косьмо-Демьянская церковь чрезвычайно близка к центральному столпу московского Покровского собора (храм Василия Блаженного), построенному Бармой и Посником Яковлевым, то это дало основание историкам архитектуры предполагать, что церковь выстроена мастерами из псковской артели Посника. Чтобы доказать справедливость этого предположения, нужно признать исторической истиной неизвестно когда возникшую легенду о построении церкви Иваном Грозным и связать время ее постройки не с первым освящением в 1541 году, а со вторым в 1565 году. Между тем в описях начала XVII века Косьмо-Демьянская церковь названа «строением мирским», а не государевым. Она почти не имеет черт, обнаруживающих псковскую школу ее строителя. Нет оснований не верить дате освящения церкви в 1541 году, и нужно думать, что она была построена около этого времени. Это определяет место Косьмо-Демьянской церкви в истории русской архитектуры. Она оказывается предшественницей Василия Блаженного и в ряду столпообразных храмов следует за церковью села Коломенского и во многом сходна с ней.

Раннее появление в Муроме шатрового типа церкви вызывает удивление. Трудно поверить, что в городе, не имевшем почти никаких традиций каменного зодчества, был самостоятельно и независимо воплощен в камне какой-то образец шатрового столпа, взятый из деревянной архитектуры. Конструктивно это настолько сложно, что требовало, кроме художественного вкуса, еще целого комплекса практических знаний; остается предположить, что муромский зодчий пришел из Москвы или, по крайней мере, учился у московских мастеров. Он не копировал, а творил, основываясь на широком знакомстве с достижениями архитектуры того времени, и недаром в сложности форм муромского здания искали и романо-готическое влияние и влияние мусульманского востока. Во всяком случае изучение Косьмо-Демьянской церкви еще раз убеждает нас в той давно уже высказанной мысли, что зодчие, создавшие образцы русской национальной архитектуры XVI века, питались не только истоками русской деревянной архитектуры, но и тем лучшим, что было в мировой архитектуре их времени.

К сожалению, Косьмо-Демьянская церковь не дошла до нас в первоначальном виде. В 1868 году обвалился шатровый верх церкви. Этот замечательный памятник долго оставался заброшенным, и только в 1901 году была поставлена кровля над оставшимися полуразвалинами. Мы можем судить о церкви отчасти по сохранившимся ее изображениям до 1868 года.

В плане церковь представляет почти квадратный четырехугольник с одной полукруглой апсидой. Здание одноэтажное, построено на фундаменте из крупной булыги и известковой плиты. Стены сложены из тяжеловесного большемерного кирпича на известковом растворе. Цоколь белокаменный. Под абсидой помещается склеп, крытый сводом с распалубкой. Фасады здания гладкие и пилястрами делятся на три части. Карниз церкви образуется четырьмя полочками с лентой поребрика. Карниз абсиды значительно шире и имеет в своем составе пояс из балясин, сделанных из обожженной глины. Над карнизом здания сохранилось основание восьмерика с переплетением 16 килевидных кокошников. По дошедшим рисункам видно, что над этими кокошниками шел восьмерик, обработанный ширинками и имевший карниз. Над карнизом шли два ряда трехгранных кокошников со сломанными полями, причем нижние меньшей величины. Над ними подымался вверх ребристый шатер, в плане представляющий шестнадцатиконечную звезду. На конической вершине его поставлен глухой барабан, имеющий постамент, унизанный треугольными кокошниками. Шея барабана покрыта фальшивыми оконными впадинами. Над барабаном на тонкой шейке высилась луковицеобразная глава. Окон в церкви два: одно старое, полуциркульное, другое новое в южной стене. В алтаре три старых узких окна, причем среднее на стене расположено выше, чем крайние. Порталы сохранились полностью, все три прямоугольного профиля с килевидным архивольтом. К порталам вели ступени. Внутри здания стены гладкие. В углах находятся гранные дубовые связи. Алтарь отделен капитальной стеной и сообщается с церковью двумя арками. На юго-западном углу четверика прежде находилась маленькая звонница.

Небольшие размеры церкви, ее простой план, положение «за городом, на посаде у Оки на берегу» — все это как будто бы подтверждает сообщение писцовых книг, что церковь была «строением мирским». Ее заказчиками были посадские люди. Возможно, что церковь была поставлена в кузнечной слободе (Кузьма и Демьян считались покровителями кузнецов). Небольшой монастырь возле церкви возник значительно позже. Исключительному таланту зодчего мы обязаны оригинальным плетением кокошников, невиданным и смелым шатром Косьмо-Демьянской церкви.

Из книги А. Монгайт «Муром», серия «Сокровища русского зодчества» под общей редакцией академика В.А. Веснина, издательство Академии архитектуры СССР, Москва, 1947 г.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  3 февраля 2016

Космо-Дамианская церковь находится на одной из террас берега реки Оки. В настоящее время стоят стены каменной Космо-Дамианской церкви, шатровый верх же ее и крыша провалились в 1868 г. Эта церковь, по преданию, была построена царем Иваном Васильевичем в память победы, одержанной над Казанью, на том месте, откуда царь наблюдал за движением своей рати по реке Оке.

Бартенев в своей описи дает сведения о Космо-Дамианской церкви: «за городом на посаде у Оки на берегу в Подокстовье монастыре девичьем, а в монастыре церковь каменная вел. чудот. Космы и Дамиана, а другая церковь теплая вмц. Екатерины да в приделе Петра, Алексея и Ионы Московских чудотв… На колокольне 4 колокола, а в церквах всякое строение мирское. На монастыре 3 кельи, в них живут старицы – кормятся по миру и 3 кельи бобыльские…». Из этой описи видно, что при Космо-Дамианской церкви был небольшой женский монастырь; неизвестно ни время его основания, ни время упразднения. Между тем, Космо-Дамианская церковь продолжала существовать, постепенно приходя в разрушение. Наконец, в 1868 г. шатровый каменный верх ее обрушился и засыпал всю внутренность церкви. Спустя некоторое время церковные вещи были откопаны и перенесены в Смоленскую церковь.

Церковь Космо-Дамианская была памятником церковного зодчества XVI ст. в виде башни с шатровым верхом; в стенах дубовые связи, в церковь вели две дубовые двери; окна узкие закрываются деревянными ставнями. На западной стене небольшое углубление, в котором помещались колокола. Алтарь отделен от храма сплошною стеной, жертвенник устроен в окне.

При Космо-дамианской церкви, по описи Бартенева, была теплая деревянная церковь во имя св. муч. Екатерины. В 1804 г. деревянный храм сгорел и вместо него на горе близ древней церкви устроен каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с теплым приделом в честь св. вмц. Екатерины.

В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г

Комментарии и обсуждение

Церковь в плачевном состоянии, реставрация даже не начиналась, несмотря на заверения администрации города начать ее в 2007 году.
10 августа 2008.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.