ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Муром. Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной.


Собор. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Петра и Февронии, Анны, Тавифы и Иулиании Лазаревской
Год постройки:Между 1642 и 1643.
Адрес:
Россия, Владимирская обл., Муромский р-н, г. Муром, пл. Крестьянина, д. 3а

Координаты:55.581548, 42.053078
Проезд:На территории монастыря




Добавить фотографию
Сортировка:


Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Кравченко Евгений
30 сентября 2017
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
вид с северо-востока
Матишо
10 мая 2016
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
северный фасад (панорама)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
вид с северо-запада, справа - монастырская колокольня и Игуменский корпус
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Троицкий собор, вид с юго-востока
Алексей Комлев
12 июня 2002
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Троицкий собор, вид с северо-запада
Алексей Комлев
7 мая 2002
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
изразцовый пояс, южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
детали декора основного объема: карниз и горка кокошников
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
10 декабря 2005
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
10 декабря 2005
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1908
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Монахини у стен Троицкого собора. Муром, 1900-е гг. Место хранения: Муромский музей. http://www.runivers.ru/gallery/photogallery/photo/40001/original/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Азарова Ольга
1 апреля 1900




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Азарова Ольга,  11 октября 2011

Собор Троицы Живоначальной в женском Троицком монастыре города Мурома

Благодаря интересному стечению обстоятельств и закономерностям развития муромской школы церковного зодчества, собор Троицкого женского монастыря, основанного позже трех других обителей города (его основание датируется началом 1640-х годов), является наиболее ранним памятником знаменитого «узорочья» местных мастеров-«муролей». Именно поэтому многие особенности его композиции и декора достаточно своеобразны по сравнению с храмами трех других монастырей, а некоторые впоследствии так и не были повторены.

Как и почти все городские церкви, собор Троицкого девичьего монастыря возведен на месте старинного деревянного храма. Согласно церковному преданию, в 1190-е годы святой князь Константин Святославич Муромский поставил здесь деревянную церковь во имя святых князей Бориса и Глеба. С 1351 года она упоминается уже как Троицкая. Каким был ее первоначальный облик, установить пока не удалось, так как первое известное нам описание относится уже к 1624 году: «Супротив монастыря [Благовещенского] церковь ружная [т.е. не имеющая своих земельных владений и находящаяся на обеспечении прихода] Живоначальной Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обшиты железом белым, да и в той же церкви придел святых Бориса и Глеба… Да внизу под тою церковью два престола – престол Трех Святителей и Параскевы Пятницы» [1, 5]. Как видно из описания, в новую церковь бережно перенесли престол святых князей Бориса и Глеба из первого храма. Кроме того, как и деревянная церковь, некогда стоявшая на месте собора Воскресенского монастыря, предшественница Троицкого собора имела столь любимое в деревянном и каменном зодчестве Мурома шатровое завершение.

Строительство каменного собора и основание женского Троицкого монастыря связано с именем купца «московской сотни» Тарасия Борисовича Цветнова по прозвищу Борис Цветной. Судя по тексту закладной надписи, работы велись с августа 1642 по август 1643 года: «лета 7150 (1642), августа 21, начата бысть сия церковь создатися во имя Живоначальной Троицы с приделы, при державе благочестивого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси, и при благоверной царице великой княгине Евдокии Лукьяновне, и при их благородном царевиче князе Алексие Михайловиче и при святейшем кире Иосифе, патриархе московском и всея Руси и при архиепископе Моисее рязанском и муромском» и «свершена же бысть сия церковь 7151 (1643) августа 6 тщанием и снисканием гостиныя сотни торгового человека Тарасия Борисова сына, по реклому, Богдан Цветной». После освящения храма Тарас Цветной получил разрешение на строительство возле него «нового девичьего» монастыря [2].

По своей композиции Троицкий собор представляет собой интересный образец бесстолпного храма с тремя апсидами. Многие исследователи сравнивали его с московской церковью Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы) [3]. Высокий кубический объем собора перекрыт сомкнутым сводом, который венчает традиционное пятиглавие. С южной и северной сторон к четверику некогда примыкали приделы святых князей Бориса и Глеба и Трех Святителей (второй из них пристроен уже в середине XVII века [6]). К сожалению, они не сохранились до нашего времени, и сейчас заменены приделами во имя святых праведных жен Анны, Тавифы и Иулиании Лазаревской (южный) и святых благоверных князей Петра и Февронии (северный, выстроен в 1996 году). С 1786 по 1810 год были перестроены и расширены крытая галерея и паперть, охватывающие собор с трех сторон. Наиболее поздние по времени изменения в облике собора произошли уже в наши дни. В 1990-е годы с западной стороны к нему пристроили шатровую колокольню и небольшое крыльцо под стилизованным декоративным шатром. Следует отметить, что эти пристройки довольно ощутимо нарушили гармоничную композицию, задуманную зодчими в XVII столетии.

Архитектура древнего собора имеет несколько поистине уникальных особенностей. Одна из них – это устройство двойных сводов с чердачным помещением между ними. Реставраторы, работавшие в монастыре в 1980-е -1990-е годы, считают, что: «система несущих аркбутанов второго свода собора прекрасно продумана и безукоризненно исполнена, ничуть не уступает лучшим образцам западноевропейских перекрытий церковных сооружений того же строительного периода» [4]. Столь блестящая архитектурная находка получила вполне достойное оформление: верхний свод украшен двумя рядами кокошников. Их богатая пластика очень глубокого и сложного рельефа создается как бы «вылепленными» в несколько рядов и вложенными друг в друга арками. Дополнительную живописность их нижнему ряду придают небольшие ромбики из фигурного кирпича, украшающие одну из «внутренних» арок.

Свод отделен от четверика широким нарядным декоративным поясом. Впоследствии, он станет непременным элементом декора монастырских соборов Мурома (см.: соборы Благовещенского и Воскресенского монастырей). В данном случае он выполнен даже более пышно, чем тот же элемент в архитектуре храмов 1650-х (Воскресенский собор) и 1660-х (Благовещенский собор) годов. В убранстве Троицкого собора это скорее даже «сдвоенный пояс. Сложный «многослойный» узор из пяти фризов, в котором чередуются пояса выносных карнизов и фризов из крупных зубцов-«сухариков» и «ширинок», создает ощущение легкого кружева. Подчеркивают это ощущение чудом сохранившиеся изразцы (это единственный случай в храмовом зодчестве Мурома). Двойной пояс в виде «полос» и «ромбов» из многоцветных керамических плиток с рисунком из причудливых трав, фантастических птиц и животных, вооруженных всадников, украшает верхнюю часть четверика под карнизом и полукружий всех трех апсид.

Что касается остального убранства собора, то в нем еще нет «сочной» пластики, которая появится в муромской архитектуре в последующее десятилетие. В данном случае, скорее можно говорить о тонком изяществе, лишь дополнившем и подчеркнувшем пышный рисунок резного пояса. Стены четверика делят на три части невысокие лопатки. Северную и западную стену прорезали по три узких вытянутых окна (сейчас некоторые из них заложены). С западной стороны решение в целом такое же, не считая крайнего прясла в северо-западном углу – он нем речь пойдет немного ниже. Окна четверика и трех апсид обрамляют тонкие тяги с полуколонками. Они вписаны в несколько стилизованный «аркатурно-колончатый» пояс, заполняющий прясла стен и украшающий апсиды. Так же украшены и изящные барабаны всех пяти главок.

Еще одна интересная особенность – след от разобранной пристройки, примыкавшей к северно-западному углу собора на высоту верхнего пояса кокошников. В некоторых работах, посвященных собору, было высказано предположение, что здесь изначально была возведена первая колокольня монастыря [2]. Вероятно, позже ее разобрали за ненадобностью, после того как завершилось возведение надвратной церкви Казанской иконы Божией Матери с колокольней.

В ХХ столетии Троицкий собор не избежал участи многих православных храмов и монастырей России. После того, как монастырь закрыли в 1921 году, собор вместе с другими помещениями обители использовался как склады и архив, позже в нем разместилась сапожная мастерская. Только в 1970-х годах монастырь признали памятником архитектуры, а 1980-х здесь началась кропотливая работа по изучению и восстановлению старинной архитектуры. Монашеская жизнь в обители возобновилась с 1991 года.

Библиография:

[1] Писцовая книга Мурома, составленная Григорием Киреевым в 1624 году. Цит. по: Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 30

[2] Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 34

[3] Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 24

[4] Статья Щелокова О. О. на сайте: sobory.ru

[5] Травчетов Н.П. Материалы для истории Муромского Троицкого женского монастыря. Владимир, 1902. С.: 45. Приложения

[6] Ушаков Н. Путеводитель по губернскому городу Владимиру и его древнейшим уездным городам – Суздалю, Мурому, Переславлю, Юрьеву и Александрову с указанием достопамятностей этих городов в историко-археологическом отношении. Владимир, 1906. С.: 32

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.