ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Муром. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Церковь Николая Чудотворца Можайского


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного Образа
Год постройки:Между 1624 и 1670.
Год утраты:1936 (снесена)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Владимирская область, Муромский район, г. Муром, площадь Белякова

Координаты:55.57434, 42.061951
Проезд:Стояла на пересечении современных улиц Первомайской и Комсомольской (пл. Белякова).


Добавить фотографию
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
Интерьер церкви 1930 с http://mhistory.dev.nordcode.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1930
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
1900 - 1910 год Муромский музей с http://www.runivers.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1910
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
1910 год с http://vgv.avo.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1910
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
1910 год с http://vgv.avo.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1910
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
фото начало 20 века с murom.gdegorod.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1901
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Муром - Муромский район и г. Муром - Владимирская область
1890 год с http://vgv.avo.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1890




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  3 февраля 2016

Казанская церковь в старинных актах известна под именем «Николы Можайского». Первое упоминание об этой церкви находим в сотной выписи г. Мурома 1574 г., а ее первое описание есть в писцовых книгах г. Мурома 1624 г. «За городом на посаде церковь великого Чудотворца Николая Можайского – каменная, а в церкви образ местный Чудотворца Николая, обложен серебром басменным золочен, венец золотой, а в нем 3 камня, цата золотая ж сканная да другая цата серебряная золоченная на подзоре, а в ней 3 камня… Другая теплая церковь вмч. Христова Георгия древяна с папертью. А церкви те и в церквах образы, свечи, ризы, колокола и всякое церковное строение блаженной памяти Государя царя и великого князя Ивана Васильевича…»

Недолго пришлось существовать этим памятникам царя Ивана Васильевича Грозного. В 1630 г. церковь сгорела. По описи Бартенева, «тут же на церковной земле теплая церковь Нерукотворенного образа Господа Нашего Иисуса Христа с приделы св. Георгия Страстотерпца да преп. Макария Желтоводского – древяна, главы и кресты обиты жестью… На колокольнице 7 колоколов. А церковь с приделы, а в церкви ризы, книги, колокола – строение гостиной сотни торгового человека Федора Лукьянова сына Веневитинова… на церковной земле двор попа Федосея да 8 келий бобыльских…» Данные этой описи заставляют думать, что в пожаре 1630 г. сгорела не только каменная церковь Николы Можайского, но и бывшая при ней теплая Георгиевская церковь. Описываемая Бартеневым церковь уже новой постройки; в память же о прежней церкви новый храмоздатель устроил только придел того же имени. Этой описью заканчиваются письменные свидетельства о Никольской церкви; дальнейшая история восстанавливается уже только преданием. По преданию, каменная церковь Николая Можайского после пожара 1630 г. была восстановлена храмоздателем купцом Веневитиновым. В каком году было восстановление, неизвестно.

Новопостроенная церковь была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. С южной стороны к Казанской церкви примыкает придел в честь Николая Можайского, по преданию, он стоит на месте храма того же имени, построенного царем Иваном Васильевичем. Известно, что в 1820-25 гг. этот храм распространен на средства помещика А.И. Гейциг. С северной стороны к Казанской церкви примыкает холодный Спасский придел, сообщающийся с ней тремя арками. Придел этот устроен в последней четверти XVIII ст. на средства помещика Ив. Ник. Гейциг, отца вышеупомянутого храмоздателя. К западной стене Казанской церкви примыкает колокольня с шатровым верхом, время постройки ее неизвестно, но над входом в колокольню высечен 1788 г.

В 80-х гг. XIX ст. и в Казанском храме, и в колокольне стали заметны следы обветшания и разрушения, а потому стены храма и колокольни были ремонтированы и покрыты цементом. В 90-х гг. ремонтирован был храм с приделами и внутри. Престолов в храме три: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах – во имя св. и чудотв. Николая и Нерукотворенного образа Иисуса Христа.

Современная утварь и ризница церковная не отличаются особенным богатством. Причта по штату положено – священник и псаломщик. Домов церковных для членов причта нет. В приходе по клировым ведомостям числится 431 душа муж. пола и 482 жен.; все православные и живут в городе.

В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.


Статью добавил(а): Сергей Ковров и Елена Григорьева,  21 декабря 2017

Известна каменной с 1624 г., сгорела в 1630 г. Вновь отстроенный Никольский храм не ранее конца XVIII века переименован в Казанский.
Большая пятиглавая церковь с трапезной и шатровой колокольней, с боковыми одноглавыми объёмами приделов, несколько перестроенная в XVIII веке. Южный придел Николы Можайского, северный - Нерукотворенного Образа Иисуса Христа. Закрыта постановлением ВЦИК от 20 января 1930 г., снесена в 1936 году.


Статью добавил(а): Сергей Ковров и Елена Григорьева,  8 ноября 2018

Николо-Можайская церковь. Стояла на пересечении современных улиц Первомайской и Комсомольской (пл. Белякова). Построена в середине 16 в. на средства царя Ивана Грозного. В 17 в. перестраивалась местным купцом Веневитиным. 31 мая 1929 г. пленум горсовета возбудил ходатайство о закрытии церкви. Закрыта постановлением ВЦИК 20 января 1930 г. Снесена в конце 30-х г.г.

Казанская церковь в старинных актах известна под именем "Николы Можайского". Первое упоминание об этой церкви мы находим в сотной выписи г. Мурома 1574 г., а первое описание ее есть в писцовых книгах г. Мурома 132 (1624) г. По описи Бартенева "Да за городом же на посаде в Никольской улице церковь великого чудотворца Николы Можайского каменная. А по сказке Никольских попов попа Ивана да попа Василия и по допросу муромских земских старост Василия Зотикова да Оникия Колбина и выборных людей Самойлы Михайлова с товарищи в прошлом 138 г. декабря в 5 день в ночи та церковь и что в оной было по приправочным книгам Григория Кириевского 132 г. Божия милосердия местных образов и прикладов золотых и серебреных и книг и риз и колоколов и всякого строения церковного блаженной памяти царя и государя и великого князя Ивана Васильевича всея Росии, а иное мирское приходных людей, а то все волей Божией сгорело, а церковь с жару расселась до подошвы и глава сверху провалилась. А что осталось горелых слитков золота и серебра и то де в съезжей избе у воеводы Федора Лызлова. И о том к воеводе Федору Лызлову да к подъячему к Владимиру Толстому послана память, чтобы они прислали с писцом роспись сколько фунтов и золотников осталось горелых слитков золота и серебра веса. А воевода (и) подъячей росписи не прислали и сказали, что они о том писали к Государю в Москву.

Да на той же церковной земле церковь теплая Нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделами: придел Григория старстотерпца, да придел Макария Желтоводского чудотворца, древяна на клетцы, глава и крест обиты жестью. А в церкви Божией милосердия образ местный Нерукотворного Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на золоте, венец серебрян позолочен, да образ местный Георгия страстотерпца, да образ местный Воскресения Христово, образ местный Пречистой Богородицы, образ Макария Желтоводского чудотворца, образ Николы чудотворца с чудесами. Деисус и праздники и пророки и праотцы все на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на золоте ж.

Да в приделе Георгия страстотерпца образ местный Георгия страстотерпца с чудесами. Двери Царские и сень и столбцы все на золоте. Другой придел Макария Желтоводского чудотворца. В приделе образ местный Макария Желтоводского чудотворца на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на золоте ж. Да на жертвеннике сосуды церковные блюдца и потир и лжица оловянные. Да книг: Евангелие напрестольное печатное евангелисты серебреные позолочены, да в двух приделах Евангелия письменные; Устав печатный; 12 миней месячных; два Пролога письменные; Служебник печатный; Потребник печатный; Псалтырь печатный; Апостол; Часовник - печатные; Псалтырь печатная.

Да в ризнице ризы камчатые белые, стихарь дорогильный, пояс шелковый, поручни, епатрахили. Да на колокольнице 7 колоколов, весу в них по смете 50 пуд. И церковь с приделы и в церквии в приделах Божии милосердия образы и книги и ризы и всякое церковное строение и на колокольнице колокола строение гостиной сотни тогового человека Федора Лукьянова Веневитинова.

А земли под теми церквами и под кладбищами в длину 26 сажен, поперек 24 сажени. Да на церковной же земле дворы поповы: двор попа Федосия, в длину двора его и с огородом 36 сажен с четью, поперек 25 сажен. Двор попа Василия, в длину двора его и с огородом 35 сажен с четью, поперек 14 сажен.

Да на церковной же земле кельи бобыльские: келья Якушки Смольнина, келья Олешки Федорова отпущенника Веневитинова, келья Олешки плотника, келья Ивашки Осипова, келья Васьки Шабардина, келья Кондрашки портного мастера, келья Микитки пастуха, келья Елисейки Иванова. И всего на церковной земле 8 келий бобыльских, а людей в них тож, кормятся работою своею, люди бродящи, а иные нанимаются на судах в ярыжные. А оброку они платят попу Федосею да попу Василию на год с кельи по две гривны, итого рубль 12 алтын. А земли под теми бобыльскими кельями в длину 47 сажен, поперек 23 сажени. Да на церковной же земле по другой стороне улицы двор бобыльский Андронки Федосеева. В длину двора его и с огородом 22 сажени. Оброку он попам платит по десяти алтын".

Данные этой описи заставляют думать, что в пожар 1630 г. сгорела не только каменная церковь Николы Можайского, но и бывшая при ней теплая Георгиевская церковь. Описываемая Бартеневым церковь уже новой постройки; в память же о прежней церкви новый храмоздатель устроил только придел того же имени. Этой описью заканчиваются также и письменные свидетельства о Никольской церкви. Дальнейшая ее история восстанавливается уже только преданием.

По преданию, каменная церковь Николы Можайского после пожара 1630 г. была восстановлена храмоздателем купцом Веневитиновым. Каком году было это восстановление, не известно. При этом, надо думать, первоначальный вид церкви изменен и она перестроена по типу каменных церквей г. Мурома, появившихся около того же времени, например, Вознесенской, Георгиевской.

Новопростроенная церковь была впоследствии освящена уже в честь Казанской иконы Божией Матери. (Примечание: Это переименование Никольской церкви в Казанскую произошло не ранее конца XVIII столетия. Основанием для такого мнения служит отметка в окладных книгах 1676 г.: "Церковь Нерукотвореннаго Спаса да церковь Николая Чудотворца Можайского. А тое церкви Николая Чудотворца приход приписан к церкви Спаса Нерукотвореннаго образа потому, что та церковь построена близ тое церкви". Очевидно, в это время церковь не была еще переименована. Не именуется церковь Казанской и в описи г. Мурома 1760 года).

С южной стороны к Казанской церкви примыкает придел в честь Николая Чудотворца Можайского. По преданию, он стоит на месте храма того же имени, построенного царем Иваном Васильевичем. О времени постройки того храма также не сохранилось сведений. Известно только, что в 1820-25 гг. этот храм был распространен на средства помещика А. И. Гейциг.

С северной стороны к Казанской церкви примыкает холодный Спасский придел, сообщающийся с ней тремя арками. Придел этот устроен в последней четверти XVIII столетия на средства помещика Ив. Ник. Гейциг, отца вышеупомянутого храмоздателя. К западной стене Казанской церкви примыкает колокольня с шатровым верхом. Время постройки ее не известно, но над входом в колокольню высечен 1788 г. Может быть, это год ее построения, хотя, судя по своей архитектуре она скорее подходит к XVII веку.

В восьмидесятых годах текущего столетия и в Казанском храме и в колокольне стали заметны следы обветшания и разрушения, а потому стены храма и колокольни были ремонтированы и покрыты цементом. В девяностых годах ремонтирован был храм с приделами и внутри.

Престолов в храме в настоящее время три: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, а приделах во имя св. Николая Чудотворца и Нерукотворенного образа Иисуса Христа. Что касается внутренних церковных украшений, то они большей частью принадлежат позднейшему времени. Сохранилось только несколько древних икон и то, частью обновленных. Древние иконы: св. великомученика Георгия, свв. Гурия, Симона и Авива с изображением чудес (эта икона особенно чтима прихожанами, на ней устроена в 1889 г. дорогая - 1200 руб. - серебряная вызолоченная риза), Нерукотворенного образа (в клеймах по сторонам иконы изображены в лицах сказания, связанные я ним), другая икона Нерукотворенного образа, возобновленная в 1875 г., Николая чудотворца, Владимирской Божией Матери. Надписей, свидетельствующих о времени происхождения этих икон, нет.

Современная утварь и ризница церковная не отличаются особенным богатством. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (3830 руб.) - 153 руб. и от служб и требоисправлений до 580 руб. в год. Домов церковных для членов причта нет.

Земли при церкви по плану генерального межевания значится под церковью и кладбищем (ныне упраздненным) 753 кв. сажен и под домами горожан 1155 кв. сажен.

В приходе по клировым ведомостям числится 431 душа мужского пола и 482 женского; все православные и живут в городе.

Историко - статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып.4. - Владимир, 1897

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.