ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Каргополь. Каргопольский Успенский монастырь.


Каргополь. Каргопольский Успенский монастырь
Монастырь.  Утрачен.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1578.
Год утраты:1959 (разобран)
Адрес:
Архангельская область, Каргопольский район, Каргополь, ул. Красная Горка

Координаты: 61.492997, 38.932899



Каргопольский Успенский монастырь, Здание келий<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Здание келий
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
28 июля 2023
Каргопольский Успенский монастырь, Здание келий<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Здание келий
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
28 июля 2023
Каргопольский Успенский монастырь, Возможно, здание ЦПШ<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Возможно, здание ЦПШ
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
28 июля 2023



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 августа 2023

Каргопольскій Успенскій монастырь находится рядомъ съ городомъ Каргополемъ, въ разстояніи ¼ версты, на высокомъ холмѣ. Первоначально здѣсь въ 1592 г. инокомъ Іоанномъ Волосатымъ была основана мужская община. Но затѣмъ въ царствованіе Алексѣя Михайловича, по прошенію жителей Каргополя, мужская община была преобразована въ женскій монастырь, благополучно существующій и развивающійся до настоящаго времени. Главный храмъ во имя Успенія Божіей Матери съ двумя придѣлами вверху и двумя внизу.

Главная святыня — мѣстночтимая икона Успенія Богоматери. Внизу подъ клиросомъ лѣваго придѣла погребенъ основатель обители Іона. Рядомъ съ монастыремъ надъ родникомъ, ископаннымъ, по преданію, самимъ Іоною стоитъ часовня,весьма почитаемая богомольцами. Въ полуверстѣ отъ этой часовни находится молельня съ древней иконой Распятія. Число инокинь весьма значительно (ок. 200). Управляется обитель игуменьею.

Ближайшая станція «Няндома» Вологодско-Архангельской желѣзной дороги въ 82 верстахъ отъ монастыря. При обители существуетъ церк.-приход. школа для бѣдныхъ дѣтей.

П. П. Сойкинъ (составитель). «Православныя русскія обители». - С.-Петербургъ: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1910. С. 159-160.


Марина Зуйкова  7 августа 2023

Успенский женский монастырь города Каргополя основан во II половине XVI века у ручья Волосатого, впадающего в реку Онегу. Есть предположение, что он основан 1578 году. Изначально монастырь являлся мужским и назывался Пустынь Иоанна Власатого, в честь основателя старца Иоанна (Ионы), и только в 1649 году преобразован в женский. К этому времени пустынь приходит в упадок и Новгородским митрополитом Никоном было указано ликвидировать мужскую пустынь Ивана Волосатого и учредить на ее месте девичий Успенский монастырь. Единственный оставшийся в пустыни старец Филарет был отослан в 1650 году в Соловецкий монастырь. Спустя два года, в июне 1652-го, когда Никон оказался в Каргополе проездом с мощами свт. Филиппа, к нему обратился каргопольский посадский староста Дружина Сорокин с просьбой перевести Филарета в Каргополь, что и было исполнено.

Здесь имелась местночтимая икона Успения Божией Матери; рядом с монастырем находилась часовня во имя Иоанна Предтечи, устроенная над родником, ископанным, по преданию, основателем монастыря. К этому ручью совершались из монастыря крестные ходы, в него окунались «многие недужные». В самом монастыре почиталась могила Иоанна Волосатого - основателя монастыря. Иоанн Власатый был похоронен под клиросом левого придела Успенской церкви. Иоанн Власатый, в иноках Иона, не был канонизирован.

В 1764 году он становится 3-классным женским Успенским-Богородицким монастырем Каргопольского уезда Олонецкой епархии, теперь г. Каргополь Архангельской области.

О жизни Успенского девичьего (как ранее называли женские обители) монастыря сохранила память старшая монахиня Успенского монастыря Агапия Андреевна Спасова, после закрытия монастыря проживавшая вблизи старого кладбища Каргополя.

Высокочтимой в памяти обители была игуменья Иулиания, добившаяся в Санкт-Петербурге благословенной грамоты в 1715 году на сооружение каменной Михайловской церкви, освященной в 1719 году. Прекрасно оформлена была надвратная колокольня-звонница. При игуменье Павле, родом из Полуборья, после пожара в 1882 году была восстановлена верхняя Успенская церковь. При игуменье Раисе - солдатской дочери - было построено каменное здание, в котором была размещена школа для обучения девиц духовного звания и приготовления их в наставницы народных школ. При игуменье Раисе монастырь был обнесен каменной оградой с башенками. За свой труд она была награждена крестом Его императорского величества.

Агапия Андреевна вспоминала: "С начала 1901 г. нашим монастырем управляла игуменья Варвара, дочь действительного статского советника. Она открыла в монастыре церковно-приходскую школу, в которой занималось три десятка учениц. Я была наставницей в этой школе".

8 мая 1922 г. была произведена опись имущества храма Успения Божией Матери. В 1925 году монастырь был закрыт, а на его территории в 1929 году был учрежден совхоз "Красная горка".

http://www.arhispovedniki.ru/gallery/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=552

В 1959 году окончательно церкви и оградку каменную разобрали...


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 сентября 2024

В конце XIX в. в Каргопольском уезде действовали четыре монастыря. Как и другие, они были ра­зорены в первое десятилетие советской власти. Монашествующие стали скитальцами и страдальцами. Публикации Г. Н. Мелеховой и Л. И. Фарковой раскрывают судьбы некоторых из них. В 1950-е гг. с мо­нахинями Каргопольского Успенского монастыря встречался краевед Ю. И. Кимаев, красочно описавший насильственную смерть игумении Варвары, что, как выяснилось позже, оказалось неверным.

17 июля 1900 г. скончалась ее предшественница игумения Сосипатра (Анастасия Михайловна Рогозина), уп­равлявшая Каргопольским монастырем с 1888 г. Назначение на должность настоятельницы получила монахиня Пятогорского Богородицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии Варвара, постриженная в монашество 14 декабря 1900 г. и возведенная в сан игумении 21 января 1901 г.

Каргопольский монастырь, куда прибыла новая начальница, был основан в конце XVI в. как пустынь Иоанна Власатого. В середине XVII в. по прошению купечества мужской монастырь преобразован в женский. В начале XX в. в нем проживало до 200 человек. При этом монахинь 20, рясофорных послушниц 33, белиц и богорадниц 106. Монастырские строения, являвшиеся южной границей Каргополя, выходили к реке Онеге. Вокруг каменного двухэтажного собора XVIII в. располагалось несколько деревянных и кирпичных домов. Их окружала каменная ограда с небольшим храмом и колокольней над святыми вратами. Во владении монастыря находились пахотная земля, сенокосные и лесные угодья, рыбные ловли, мельница.

В 1903 г. настоятельница обратилась в училищный совет с предложением об открытии школы для дево­чек. В 1858-1874 гг. при монастыре уже существовало епархиальное женское училище, и игумения пожелала вернуть образовательную деятельность. Выделили средства, отремонтировали монастырский флигель. Матушка пожертвовала портреты царя и царицы, иконы и лампадки, книжный шкаф. В праздник Богоотца Иоакима и Анны 9 сентября 1904 г. одноклассная церковно-приходская школа была торжественно открыта: 26 девочек из бедных семей стали учиться Закону Божию, церковному пению, письму, арифметике, чтению. Обучение длилось два года, и в 1906 г. состоялся первый выпуск.

В 1907 г. в Успенском монастыре побывал епископ Олонецкий и Петрозаводский Мисаил (Крылов). Было отмечено, что руководительница - «благоразумная и благовоспитанная, умело, с тактом управляет монастырем, влияя на сестер по большей части нравственно, во всех отношениях видится порядок в жизни обители». Год спустя (1908) монастырь принимал 1-е женские миссионерские курсы. Стремление настоятельницы поднять авторитет обители отмечал благочинный протоиерей Владимир Петров.

Удалось установить мирское имя игумении: Вера Александровна Тихомандрицкая. В 1902 г. ей было 52 года. В Пятогорский Богородицкий монастырь она поступила 2 июля 1896 г., имея домашнее образование. Получив свидетельство на звание учительницы церковно-приходской школы (1900), она стала надзиратель­ницей и учительницей школы при Пятогорском монастыре. Святейшим Синодом ей был вручен наград­ной наперсный крест (1904), а ко дню памяти святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, Библия (1908).

Ее семья происходила из духовного сословия, фамилия Тихомандрицкие восходит к названию села Тверской губернии - Тихомандрица. Прадед игумении Емельян был на приходе дьячком, его сын Никита Емельянович Тихомандрицкий служил в сане протоиерея в Христорождественском монастыре Твери. Ближайшие родственники игумении являлись учеными. Дядя, родной брат отца, Алексей Никитич Тихомандрицкий (1814-1853) - ординарный профессор университета св. Владимира в Киеве, занимал­ся химией и минералогией. Брат Матвей Александрович Тихомандрицкий (1844-1921) - доктор математических наук, специалист по теории высших трансцендентных функций, ординарный профессор Харьковского университета. Он известен как один из организаторов Тавриче ского университета в Крыму, открытого в 1918 г. В фондах Каргопольского музея хранится письмо на его имя (КП 13646), отправлен­ное 26 августа 1916 г. из Иваново-Вознесенска в Ялту. Матвей Александрович мог в то время находиться в Каргополе, поскольку 15 июля того же года в монастыре скончалась его жена Екатерина Гавриловна, которую похоронили на монастырском кладбище.

Отец игумении Александр Никитич Тихомандрицкий (1800-1888) - доктор математических наук, действительный статский советник. В 1836 г. он закончил Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге. После обучения за границей был назначен профессором в Киевский университет св. Владимира (1838). Затем в качестве инспектора возвратился в родную альма-матер (1848). С 1863 г. и до своей кончины служил чиновником по особым поручениям Министра народного просвещения.

Эти и другие данные формулярного списка ученого сообщала его дочь в уездные органы власти в марте 1919 г. Она просила помочь в восстановлении пенсии по смерти отца, которую перестали платить. Игумения также упомянула: «После смерти моего отца никаких не осталось средств - ни имущества, ни капитала, я поэ­тому, пока могла трудиться, шитьем добавляла средств на содержание».

В том же 1919 г. женский монастырь ходатайствовал об отмене призыва на фронт их дьякона. Обращение в Каргопольский военный комиссариат подписали игумения и насельницы. Себя для убедительности они на­зывают «гражданками Российской Федеративной Социалистической Республики» и выражают желание «поль­зоваться возвращенной свободой, и в том числе свободою совести». Просьбу удовлетворили. Однако вскоре о любом проявлении свободы совести пришлось забыть.

Женскую обитель в 1924 г. обратили в Успенскую трудовую артель. Богослужения и молитвы не преры­вались, что не могло не раздражать новую власть. «Есть в Каргопольском уезде бывший Успенский монастырь. Теперь, как будто, там совхоз - женская артель. Но все на самом деле по-старому. Службы, [...] монахини, игуме­нья и... землица, совсем как будто монастырь», - писала газета. Другой корреспондент смело заявлял: «Вместо веры в Бога все более и более крепнет у женщин вера в коллективный труд [...] Так возрастают светлые очаги сельскохозяйственной культуры на прежних «очагах» мрака и суеверий».

В июле 1924 г. матушка Варвара обратилась в милицию по проезду в Ленинград: «Имея от роду 74 года, проживала в г. Каргополе на должности настоятельницы 24 года». Было предписано выдать удостоверение на один месяц. Его подписала председатель правления артели Агапия Спасова. Та же монахиня присутствовала от Успенской обители на Каргопольском съезде «староцерковников» 12-14 декабря 1925 г. По-видимому, игумения Варвара ушла на покой. Из документов Каргопольского рай­исполкома выяснилось, что в 1926 г. Агнии Кукушкиной «был присвоен сан игуменьи, после чего она и была игуменьей в Успенском монастыре до его закрытия».

В июне-июле 1928 г. власти нанесли заключительный удар по бывшему монастырю. На месте сельхоз­артели решили организовать совхоз «Красная горка», закрыв действующую церковь. Всех проживавших лиц выселяли. Имущество передавалось Госсельтресту. Постановление подлежало утверждению Губисполкомом. Год спустя 20 августа 1929 г. специальная комиссия со ставила акт, раскрывающий судьбу церковного имущества Успенского монастыря: 7 антиминсов, 8 хоругвей сожжены, 311 икон уничтожены, 2 посоха игуменских переданы в клуб, плащаница - в музей, книги (91 весом 595 кг) сданы го сударству как маку­латура и т. д.

В Каргопольском музее есть еще некоторые напоминания об игумении Варваре: среди переданных из этого монастыря предметов - миниатюрные резные иконы из кипариса (КП 898/1-4). Подобную резьбу от­носят к работе киевских мастеров. Два сюжета посвящены святыням Киева. Среди них - основатели и свя­тые покровители Киево-Печерской лавры, прпп. Антоний и Феодосий, парящие над Успенским собором. Другая икона изображает вмч. Варвару с архангелом Михаилом. Между фигурами архистратига и святой высится силуэт храма, у подножия - гроб.

Как известно, часть мощей святой Варвары с давнего времени находилась в Златоверхом монастыре Киева в соборе Архангела Михаила. Тематика малых икон созвучна посвящениям престолов Каргопольского женского монастыря: соборный храм - Успения Пресвятой Богородицы, центральный престол нижнего храма назван в честь Архангела Михаила и прочих небесных сил бесплотных, надвратная церковь посвящена прпп. Антонию и Феодосию Киево-Печерским. Привезены иконки, должно быть, из паломничества в Киев. А святая Варвара - небесная покровительница владелицы. Среди инокинь и монахинь конца XIX - начала XX в. нам не встретилась другая Варвара, и, с большой долей вероятности, образа могли принадлежать настоятельнице.

Матушка Варвара скончалась 30 ноября 1931 г. в возрасте 80 лет в Каргополе в доме Загайновой по ул. Пролетарской. Предполагаем, что она была вынуждена отказаться от управления монастырем в силу возраста или из-за нестроений в обители.

Источник: Рябининские чтения – 2023: Материалы IX конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера // Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023.

По материалам работы: Онучина И.В. (г.Каргополь) «О каргопольской игумении Варваре и вверенной ей обители (первая треть XX века)» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru

О каргопольской игумении Варваре и вверенной ей обители (первая треть XX века) | Рябининские чтения – 2023| Электронная библиотека | Музей-заповедник «Кижи» (karelia.ru)



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.