Главной отличительной чертой каргопольских храмов ХVII века была их необычайная нарядность. В этом смысле они мало отличались от памятников русской архитектуры своего времени. Большинство церквей ХVII cтолетия блещет богатством декоративного убранства. Их фасады расписываются красками, украшаются изразцами, орнаментами из фасонных кирпичей и лекальных камней - словом, всяческим узорочьем, как это тогда называли. При общих вкусах эпохи давали о себе знать в архитектуре и местные особенности. Так, например, где-нибудь в Ярославле, Ростове Великом, Вологде или Устюге очень любят наружную раскраску стен и декорировку их цветными изразцами и фигурным кирпичом. А каргопольские храмы того же периода снежно-белые. В большинстве построек центральных районов России нередко ощущается такое увлечение декором, что подчас за ним не чувствуешь конструктивных особенностей здания: стены сплошь покрываются пышным ковровым узорочьем. В каргопольских же памятниках виден иной подход к декоративному оформлению фасадов. Здесь элементы убранства полностью подчинены структуре здания. Они как бы акцентируют отдельные его конструктивные элементы и в то же время пластически обогащают фасады. Да и декор каргопольских построек весьма скупой - резанные из камня карнизы, оконные наличники, обрамления входов. Лишь кое-где на отдельные участки стен словно накинуто тонкое каменное кружево, оживляющее их холодную белую гладь переливчатой светотеневой игрой. Есть и другое отличие каргопольских храмов от построек того времени.
Если по всей России церкви строились уже, как правило, из кирпича, то в Каргополе мастера, оставаясь верными старой традиции, возводили их из местного белого известняка. Одним из таких храмов, является сохранившаяся церковь Рождества Богородицы на старой Благовещенской площади (в советское время - Красноармейской). Строилась она в 1678-1680-х годах на средства местных купцов, братьев Андрея и Стефана Пометяевых. Церковь Рождества Богодицы - бесстолпный, одноапсидный, крестоообразный в плане, пятиглавый храм с двумя чуть пониженными по отношению к главному помещению приделами. Северный придел посвящён святым Андрею Стратилату и Стефану, южный - Клименту и Лаврентию. С запада расположена широкая паперть, к которой непосредственно примыкает более поздняя колокольня. Устремлённые в небо изящных пропорций маковки на тонких барабанах придают зданию живописный силуэт. Однако особенности Рождественской церкви заключаются не столько в этом, сколько в своеобразии декоративного оформления. Сравнивая эту церковь с самым ранним, дошедшим до нашего времени Христорождественским собором, нельзя не заметить, как разительно изменились вкусы за те сто с лишним лет, что разделяют во времени эти два памятника. Как непритязателен был первоначальный декор главной святыни Каргополя; простой карниз, килевидный поясок из полуваликов на апсидах да традиционная орнаментальная лента на подкупольных барабанах.
А сколько разнообразия, подчёркнутой декоративности в убранстве церкви Рождества Богородицы! Стройные барабаны этого храма украшены изящной аркатурой и пояском. Широкий ажурный карниз её основного куба, состоящий из зубчиков, поребриков, ромбиков, валиков, совсем не похож на орнаментальные пояски, охватывающие сверху апсиды, приделы, паперть. Поразительно разнообразны по форме и наличники окон, ни один из них не повторяет другого: у одного зубчатое завершение, у соседнего - стрельчатое, у иных - килевидное, полуциркульное... Очень непохожи друг на друга и арочные перспективные порталы храма с северной и южной стороны (сейчас заделаны). Церковь миниатюрна, изящна, богата каменной резьбой. Недаром это храм издавна именовался "предивным". Надо отдать должное и мастерам, поставившим в 1844 году "иждивением" купцов братьев Ивана и Андрея Насоновых с западной стороны храма колокольню. Она весьма органично вписалась в общий силуэт постройки, слившись с основным массивом здания. Церковь Рождества Богородицы открывает новый период в истории каргопольской архитектуры, о котором сказано выше. За нею следует несколько таких же зданий, "приукрашенных", как и всё, что было создано в ХVII веке.
Храм Рождества Богородицы закрывался в советское время совсем ненадолго, в течение пяти военных лет. Открыли её на Пасху в 1945-м году. Внутри храма всё пропитано духом старины и молитвы, ведь в советский период церковь не закрывалась, оставаясь единственной действующей во всём Каргопольском районе.
Из книги: Каргополь. Памятники древнерусского зодчества. - Издательство: "Искусство" Ленинградское отделение, 1971