ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Каргополь. Собор Рождества Христова.

Христорождественский собор


Каргополь. Собор Рождества Христова
Собор. Не действует.  
Престолы:Рождества Христова
Год постройки:Между 1552 и 1562.
Адрес:
Архангельская обл., г. Каргополь, Набережная, 28

Координаты: 61.503021, 38.948364





Сортировка:

Собор Рождества Христова, Вид через Онегу<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Вид через Онегу
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
24 сентября 2020
Собор Рождества Христова, Вид с колокольни на фоне Онеги<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Вид с колокольни на фоне Онеги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
7 августа 2007
Собор Рождества Христова, Вид с правого берега Онеги<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Вид с правого берега Онеги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
12 сентября 2024
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
vertuniya
3 мая 2024
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
vertuniya
3 мая 2024
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
vertuniya
3 мая 2024
Собор Рождества Христова, Вид с колокольни<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Вид с колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 сентября 2021
Собор Рождества Христова, Вид с северо-востока<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 сентября 2021
Собор Рождества Христова, Вид с запада<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 сентября 2021
Собор Рождества Христова, Вид с севера<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 сентября 2021
Собор Рождества Христова, Вид с северо-запада<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 сентября 2021
Собор Рождества Христова, Вид с колокольни<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Вид с колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
24 сентября 2020
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
21 июня 2018
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
21 июня 2018
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Шейлок
30 июня 2007
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
15 июля 2006
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
15 июля 2006
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
15 июля 2006
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Николай
1 июля 2006
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
18 июля 2003
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
18 июля 2003
Собор Рождества Христова, Главы<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Главы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 сентября 2021
Собор Рождества Христова, Фрагмент фасада<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Фрагмент фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 сентября 2021
Собор Рождества Христова, Крыльцо северного фасада<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Крыльцо северного фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 сентября 2021
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
yozik
14 июля 2008
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
yozik
14 июля 2008
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
18 июля 2003
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
21 июня 2018
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
21 июня 2018
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
21 июня 2018
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
21 июня 2018
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
21 июня 2018
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
21 июня 2018
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
21 июня 2018
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Лабутин
24 июня 2016
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Лабутин
24 июня 2016
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Лабутин
24 июня 2016
Собор Рождества Христова, Подклет.<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Подклет.
yozik
14 июля 2008
Собор Рождества Христова, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
18 июля 2003
Собор Рождества Христова, Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1914
Собор Рождества Христова, Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1914
Собор Рождества Христова, Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1914
Собор Рождества Христова, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1900
Собор Рождества Христова, Общий вид с северо-запада. Идет реконструкция<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Общий вид с северо-запада. Идет реконструкция
Игорь Монаков
3 декабря 2007
Собор Рождества Христова, Ночной вид <br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Ночной вид
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 сентября 2021



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 января 2003

Христорождественский собор - древнейшее каменное здание в городе. Массивные стены еще в 17-м веке стали давать трещины и собор по всем 4 углам был укреплен каменными контрфорсами, покрытыми почерневшими от времени досками. Кроме того, в то же время были построены 2 придела - с севера (во имя Алексея и Филиппа) и с юга (во имя Всемилостивого Спаса), которые помимо культового назначения играют также важную роль в укреплении несущей способности просевших и потрескавшихся стен. Помимо приделов и контрфорсов, с запада была пристроена паперть. В летнее время года доступен к осмотру изнутри (музей). Хрестоматийной достопримечательностью является огромная железная рука, торчащая из стены центрального барабана. Рука эта ранее держала цепь, на которой было подвешено паникадило.

http://www.towns.ru/towns/kargopol.html


Марина Зуйкова  24 июня 2017

Ко времени Ивана Грозного относится возведение древнейшего архитектурного памятника города - Христорождественского собора (1552—1562). Огромное белокаменное здание должно было символизировать богатство и величие славного торгового города. Постройка типична для архитектуры городских и монастырских соборов ХVI века, образцом для которых был Успенский собор Московского Кремля. Север по-своему перерабатывал формы пятиглавого кубического храма, упрощая их.

Христорождественский собор был двухэтажным. За четыре века собор значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли — это обстоятельство, безусловно, нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Интерьер верхнего храма — просторный, высокий. Собор отреставрирован внутри, выбелен, в нем много света, воздуха. Шесть мощных столпов поддерживают своды. Четыре приходятся на сам храм, два других отделяют алтарную часть, к ним прикреплен огромный пятиярусный иконостас.

http://kenozerjelive.ru/arhonega-kargopol.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  13 ноября 2017

В 1552 году в Каргополе случился пожар, после чего стал формироваться новый центр этого старинного города - Соборная площадь.  Собор в честь Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, строился десять лет и был освящён в 1562 году. Христорождественский собор появился не на пустом месте, до него здесь стояла деревянная церковь с тем же посвящением, и пожар, таким образом, лишь подтолкнул каргопольцев к постройке каменного храма. Понятно желание каргопольских купцов "обзавестись" собственным каменным собором - подобием величественных соборов Новгорода и Москвы. Средств на осуществление своего благочестивого желания они не пожалели, пригласив мастеров, по-видимому, из самого Новгорода. Вскоре на этом месте вырос первый каменный храм Каргополя - один из первых каменных храмов Русского Севера. Христорождественский собор и по сию пору остаётся недоиследованным. Поэтому высказанное выше предположение о новгородском происхождении его строителей пока остаётся лишь предположением, основанным на самом его поверхностном огляде. Историк А. Г. Мельник пишет: "В подтверждение данного мнения (о постройке собора новгородскими мастерами) можно привести следующие аргументы. Смешанный тип кладки собора характерен для зодчества Новгорода того времени. По-новгородски трактованы чуть ли не все архитектурные элементы памятника. Но особенно красноречиво указывают на руку новгородских мастеров такие мелкие детали, как тонкие карнизы в верхних частях лопаток, срезанные углы алтарных столпов, оформление южного портала, архивольты с нижней выступающей полочкой аркатур апсид. Итак, действительно, каргопольский собор построили новгородские мастера. Но важно, что они принадлежали к тому направлению новгородского зодчества, которое испытало на себе сильное влияние московской и среднерусской архитектуры".

В 1565 году, вскоре после постройки Христорождественского собора, Иван Грозный включил Каргополь в число опричных городов. В 1612 году каргополы, получив известие о захвате интервентами Вологды, спешно срубили острог, чтобы защититься от незванных польско-литовских гостей. Деревянные стены были возведены вокруг главной городской святыни, единственного к тому времени каменного Христорождественского собора. В 1765 году в Каргополе случился очередной пожар, оставшийся в истории города как "великий". Огонь, по воспоминаниям очевидцев, был столь силён, что "брёвна метало за реку". Городская застройка, по большей части деревянная, выгорела полностью, сильно пострадали и каменные здания, в том числе Христорождественский собор, сгорели его купола, получили повреждения стены. Пять лет он стоял, никем не ремонтируемый, - прихожане всё это время собирали деньги на ремонт. Работы начались в 1770 году и закончились лишь спустя двадцать восемь лет (хотя главный престол собора заново освятили уже в 1778 году). Именно в ходе этого длительного ремонта собор Рождества Христова приобрёл черты, донесённые им до наших дней, - главы, которые в статье "Каргополь" (1913) Ф. К. Докучаев-Басков называет "репчатыми", растесанные окна и мощные контрфорсы. Касательно последних Г. В. Алфёрова в очерке "Каргополь и Каргополье" (1973) пишет: "Возведённые для спасения храма контрфорсы лишний раз свидетельствуют о глубоком уважении каргопольцев к своему прошлому и к зданиям, созданным "тщанием самих прихожан". Строители Каргополя нашли путь укрепить сооружение в целом, не разбирая его". В ХIХ веке рядом с собором появилась Введенская церковь, служившая прихожанам зимним храмом. В связи с этим зимний храм, обустроённый в подклете самого собора, пришёл в запустение. Ф. К. Докучаев-Басков отмечал: "В нижнем храме давно запущено и не служится". После революции собор в течение некоторого времени оставался действующим. В 1936 году он стал музеем. Внешность Христорождественского собора внушает восхищение.

Любопытно, что в ХVI веке собор выглядел несколько по-иному. Он не имел контрфорсов, приделов, имел закомары вместо четырёхскатной кровли и, конечно, выглядел более цельно. Отчётливее просматривались и ориентиры, на которые равнялись его строители. Чем то родственнен ему собор Богородичного Успенского монастыря в Тихвине. С ним каргопольский собор сближает расположение барабанов, при этом и в том, и в другом случае световыми являются только три барабана - центральный и два западных. Христорождественский собор, в отличие от Успенского Тихвинского, стоит на подклете. Фасады Христорождественского собора расчленены лопатками; восточный и западный на три, южный и северный на четыре прясла, из которых ближайшее к восточной стене - самое узкое. Расположение лопаток соответсвует расположению шести столпов внутри храма. Прежде, когда фасады не были заслонены приделами и контрфорсами, лопатки просматривались чётче, задавая собору "вертикальную ориентацию". Теперь он выглядит как бы вросшим в землю (что до известной степени так и есть: культурный слой с ХVI века поднялся примерно на метр). Скромное убранство в виде арочек на апсидах и лёгкие карнизы по алтарной части и по основному объёму храма, без выносов, дают основание предположить, что здание первоначально было покрыто тёсом с большим свесом крыш. В оформлении северного придела особого внимания заслуживает крыльцо. Его покрытие напоминает так называемую "крещатую бочку", какой часто покрывали четвериковые срубы. Это явное заимствование из арсенала деревянного зодчества.

Историк А.Г. Мельник писал: "Различие в ширине восточных и западных барабанов... проистекает от Архангельского собора Московского Кремля. У него же, а также у ряда других московских и среднерусских памятников заимствован и декор барабанов каргопольского собора. Однако следует отметить, что ещё до его строительства некоторые подобные декоративные элементы уже были почерпнуты из тех же источников новгородской архитектурой". В интерьере верхнего храма сохранились иконостас, сооружённый в конце ХVIII века, когда собор ремонтировали после пожара 1765 года, и фрагмент "допожарной" фрески "Страшный суд" на западной стене. Другие фрески погибли - причём не столько разрушительно воздействовал на них огонь, сколько сказалось отсутствие у собора кровли в течение нескольких послепожарных лет. Что касается иконостаса, то он, согласно мнению исследователей, "по своей композиции, архитектурным формам и динамичному резному убору... восходит к лучшим образцам московского церковного зодчества ХVII столетия. (Б. Н. Фёдоров. Каргополь и его окрестности (1978)). Христорождественский собор находится сейчас в сложном состоянии. Он стоит без крестов, имеет, насколько можно судить по внешнему виду, серьёзные проблемы с кровлей и покрытием куполов. Вот уже несколько лет он, к огорчению заезжих туристов-фотографов, окружён лесами. Предполагалась реставрация, давно назревшая. Леса поставили - деньги на реставрацию кончились. А леса гниют без дела, лишь усугубляя незавидное положение храма.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №81, 2014 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 июля 2024

Собор Рождества Христова в Каргополе (1562 г.) исследован явно недостаточно. Он представляет собой сложенный из белого камня и кирпича шестистолпный пятиглавый трехапсидный храм на подклете. Обращает на себя внимание близкая к прямоугольной внутренняя планировка боковых апсид подклета, тогда как его средняя апсида и все апсиды второго яруса изнутри и снаружи полукруглые. В образе внутреннего пространства храма исключительную роль играют квадратные, очень массивные столпы. Они размещены так, что средний продольный неф и трансепт имеют большую ширину, чем остальные нефы. Особенно узок восточный поперечный неф. Из пяти барабанов световыми являются только центральный и западные, расположенные над крайними западными угловыми компартиментами, восточные же барабаны изначально были глухими. Средний продольный неф и трансепт перекрыты коробовыми сводами без выявленных подпружных арок. От столпов к стенам переброшены пониженные подпружные арки, на которые опираются указанные своды, барабаны и коробовые своды третьего с востока поперечного нефа. Такое перекрытие этого последнего, пожалуй, является наиболее своеобразной чертой рассматриваемого интерьера. Дело в том, что коробовые своды упомянутого нефа так же сориентированы и расположены примерно на той же высоте, как и своды трансепта. Вследствие этого в интерьере отсутствует ясно читаемый пространственный крест. Следовательно, данный памятник нельзя считать крестовокупольным храмом.

В основаниях коробовых сводов продольного нефа и трансепта существуют карнизы, состоящие из двух полочек и четвертного валика между ними. Точно такие же карнизы имеются в основаниях сводов третьего с востока поперечного нефа. Значительно ниже описанных карнизов на столпах и стенах собственно храма имеются профилированные карнизы, отмечающие пяты пониженных подпружных арок. Причем эти карнизы проходят со всех четырех сторон столпов, а не только там, где имеются пяты упомянутых арок. Наконец, в основаниях световых барабанов устроены карнизы, по форме близкие к валику. Однако в основании сводов этих барабанов и апсид какие-либо обломы отсутствуют. Нет карнизов в основании пониженных подпружных арок восточного поперечного нефа. Отсутствуют и профилированные базы в основании всех столпов. Описанный декор имеет явно выраженные ордерные черты, но не обладает характером целостной ордерной системы, призванной художественно выявить соотношение несомых и несущих частей здания.

Фасады основного объема памятника расчленены пилястрами в соответствии с его внутренней структурой. Каждое из прясел первоначально, судя по сохранившимся фрагментам, завершалось закомарой. Основание здания было оформлено профилированным цоколем. Характерно, что на границе двух этаже здания отсутствует какой-либо карниз. На уровне пят ныне утраченных закомар расположен декоративный пояс, состоящий из балясин упрощенной формы, которые образуют между собой нишки с городчатым завершением. Сходный пояс оформляет венчающие части апсид. Нижний ярус тех же апсид украшен рядом вертикальных тяг, завершенных килевидными двухступенчатыми арочками. Довольно дробное оформление имеют барабаны храма. Южный портал, в отличие от перспективных западного и северного, увенчанных килевидными архивольтами и украшенных дыньками, представляет собой арочный проем, помещенный в простую неглубокую нишу.

Исследователями уже высказывалось мнение, что рассматриваемый собор построен новгородскими мастерами, но оно еще не было обосновано. В подтверждение данного мнения можно привести следующие аргументы. Смешанный тип кладки собора характерен для зодчества Новгорода того времени. По-новгородски трактованы чуть ли не все архитектурные элементы памятника. Но особенно красноречиво указывают на руку новгородских мастеров такие мелкие детали, как тонкие карнизы в верхних частях лопаток, срезанные углы алтарных столпов, оформление южного портала, архивольты с нижней выступающей полочкой аркатур апсид. Итак, действительно, каргопольский собор построили новгородские мастера. Но важно, что они принадлежали к тому направлению новгородского зодчества, которое испытывало на себе сильное влияние московской и среднерусской архитектуры.

Ранее в литературе справедливо отмечалось, что по композиции собор Рождества Христова ориентирован на тихвинский Успенский собор (1515 г.), имеющий сходное расположение барабанов. Однако от последнего каргопольский собор отличается отсутствием внутренних настенных лопаток и наличием подклета. Характерно, что подклеты у шестистолпных пятиглавых соборов впервые появляются именно в середине XVI в. Такими храмами являются Смоленский собор (середина XVI в.) Новодевичьего монастыря, церковь Никиты Мученика (между 1555 и 1562 гг.?) в Новгороде и казанский Благовещенский собор (1561-1562 гг.). Следовательно, подклет рассматриваемого памятника возник в русле этого нового течения в русской архитектуре. Сочетание полукруглой средней и прямоугольных боковых апсид подклета находит аналогии в новгородской и псковской архитектуре XVI в.

Коробовые своды без выявленных подпружных арок каргопольского собора порождены новгородской архитектурной традицией. Но сама их парадоксальная комбинация, уничтожившая пространственный крест в интерьере, но не создавшая палатный тип перекрытия, как у московского Успенского собора, впервые рождена именно в рассматриваемом сооружении. Что же касается карнизов в основаниях данных сводов, то они, по-видимому, заимствованы у московского Архангельского собора (1505-1508 гг.), но с оглядкой на Преображенский собор (1515 г.) новгородского Хутынского монастыря. У последнего храма взята и идея карнизов в уровне пят пониженных подпружных арок. От того же Архангельского собора к каргопольскому перешли триумфальные арки алтарной части и сдвоенные окна среднего прясла западного фасада.

Идея устройства декоративного пояса именно в основании закомар рассматриваемого памятника, очевидно, восходит к антаблементу Архангельского собора, но трактован этот пояс в духе декоративных фризов московской и среднерусской архитектуры XVI в. Различие в ширине восточных и западных барабанов также проистекает от Архангельского собора. У него же, а также у ряда других московских и среднерусских памятников заимствован и декор барабанов каргопольского собора. Однако следует отметить, что еще до его строительства некоторые подобные декоративные элементы уже были почерпнуты из тех же источников новгородской архитектурой.

Перспективные западный и северный порталы памятника восходят к среднерусской архитектуре, но вряд ли непосредственно, так как и в зодчестве Новгорода XVI в. подобные порталы применялись, например, в упомянутой церкви Никиты Мученика. Аркатурно-колончатый фриз порожден, с одной стороны, старой традицией украшать соответствующие части новгородских и псковских церквей так называемыми арочными разводами, а с другой - килевидными аркатурами некоторых сооружений Новгорода, построенных незадолго до рассматриваемого памятника, таких как церковь Троицы (1557 г.) Духова монастыря или церковь Никиты Мученика.

Из множества различных источников архитектуры каргопольского собора ясно выделяются два его основных образца: Тихвинский и Архангельский соборы. Очевидно, они были указаны зодчим заказчиками храма. Из всего сказанного следует, что собор Рождества Христова является одним из наиболее своеобразных и значительных произведений новгородской архитектуры XVI в.

Источник: Мельник А.Г. Собор Рождества Христова в Каргополе: московское влияние или новгородская традиция? Тезисы доклада на конференции "Русское искусство позднего средневековья - XVI век". - М., 12-14 января 2000). http://www.rusarch.ru/melnik8.htm


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 октября 2024

«…Христорождественский собор (1552-1562) — древнейшее каменное здание в городе Каргополе. Изначально двухъярусный, собор за четыре с половиной века порядком врос в землю, так что окна нижнего яруса приходятся почти на уровень земли. Более того, массивные стены еще в ХVІІ в. стали давать трещины и собор по всем четырем углам был укреплен каменными контрфорсами, покрытыми почерневшими от времени досками, что придает сооружению суровый крепостной вид. Кроме того, в то же время были построены два придела - с севера (во имя Алексия и Филиппа) и с юга (во имя Всемилостивого Спаса), которые помимо культового назначения играют также важную роль в укреплении несущей способности просевших и потрескавшихся стен.

Помимо приделов и контрфорсов, с запада была пристроена паперть. Однако обилие разнообразных пристроек отнюдь не испортило храм. Напротив, именно им он обязан своим неповторимым, удивительно гармоничным обликом.

Расположен на Новой торговой (Советской) площади. В летнее время года доступен осмотру изнутри. Хрестоматийной достопримечательностью является огромная железная рука, торчащая из стены центрального барабана. Рука эта ранее держала цепь, на которой было подвешено паникадило.

Очень поучительна икона «Страшный суд», находящаяся при входе справа, на ближайшем столпе. В соборе также хранятся несколько небес из церквей и часовен Каргопольского района…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 502



Комментарии и обсуждение


Мельник А. Г. Собор Рождества Христова в Каргополе

http://www.rusarch.ru/melnik25.pdf

22 июля 2024, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Юрий Верещагин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.