«…Подлинным шедевром является находящаяся по соседству Благовещенская церковь (1692), по имени которой названа площадь. Памятник этот недаром вызывал восторги многих исследователей; И. Грабарь отвел ему почетное место в «Истории русского искусства». Действительно, как всякое совершенное произведение, здание можно созерцать бесконечно, открывая в нем все новые детали прекрасного целого.
Памятник принадлежит к типу кубических пятиглавых каргопольских храмов, образцом которых был Христорождественский собор. Храм внешне прост в своих очертаниях, но уже издали, подходя к нему, отмечаешь чистоту его линий, четко расставленное пятиглавие и пропорционально найденное соотношение высоты и овала апсид. Когда же подойдешь еще ближе, общее впечатление невольно разбивается видом его стен - каждая из них украшена затейливым узорочьем и каждая сама по себе прекрасна. То, что придает трепетную неровность белой, сверкающей поверхности, что оживляет ее и будоражит взгляд, белокаменное оформление окон. И. Грабарь недаром писал о «ничтожных, почти нищенских средствах» зодчего Благовещенской церкви, которому «удалось достигнуть впечатления ошеломляющей нарядности».
В самом деле, в оконных кокошниках, в перспективных порталах нет ничего необычного, все элементы декора: колонки, жгуты, балясины, бусины, ромбики и прочее были известны повсеместно, но здесь все это приобретает характер новизны, словно бы каргопольские мастера впервые открыли для себя чудо каменносечного искусства.
Прекрасен южный фасад (со стороны Октябрьской улицы). В трех пряслах по три ряда окон, что соответствует двухэтажности храма, из них два верхних - окна верхнего, холодного помещения. В центральном прясле расположен перспективный портал с полукружием из снизок каменных бусин, над ним два ряда спаренных окон с симметричным узором кокошников. Окна боковых прясел расположены не симметрично одному окну нижнего ряда левого прясла отвечают два окна правого прясла. Неодинаковы и конфигурация оконных проемов и рисунок наличников. Мастера вырезали каждое окно наособицу. У одного окна кокошник стрельчатый, у другого трехлопастный, у одного побогаче, у другого поскромнее. У одних наличник оформлен полуколонками, у других глубокий перспективный проем в три валика. У иных оконный проем циркульный, у других сложного профиля с гирькой. Интересно, что и по вертикали окна боковых прясел расположены несимметрично, то есть не одно под другим, а окна второго ряда умышленно сдвинуты вправо. Сделано это преднамеренно, дабы уравновесить окна нижнего этажа.
Каргопольские каменных дел мастера отлично понимали, что при текучем каменном узоре следование математическому равновесию иссушило бы облик здания. Они же добивались живописности, стремились достичь зрительного эффекта от плоскости стены, и им это удалось благодаря продуманной асимметрии и разнообразию декоративных мотивов. И стена не осталась бездушной, она живет, если только применимы эти слова к холодному белому камню. «Южная стена может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкуса, - писал И. Грабарь. Схоже обработаны западная и северная стены. Здесь в средних пряслах над нижними порталами. Мы видим проемы входов в верхнее помещение, куда в прежнее время вели лестницы с крыльцами, до нас не сохранившиеся.
Обходя здание вокруг, мы замечаем, что не только окна, но и другие детали не оставлены мастерами без внимания. Так по ребрам каменного куба примерно на две трети высоты пущен каменный жгут, что смягчает острые углы здания. Карниз прямой, видимо, таким был и прежде. Узорочный пояс его прост и изящен и состоит из протянутых каменных лент полуваликов, жгута, ряда зубчиков и каменных крестиков. Барабаны глав совершенно лишены декора, кроме узких поясков поребрика под куполами. Вряд ли прежде было так.
Мы обошли храм с трех сторон. То, что мы виде ли, - прекрасно, но подлинное чудо каргопольской архитектуры восточная, алтарная стена Благовещенской церкви. Ее мастера изукрасили с особенным старанием.
Трехчастная апсида прекрасно пропорционально найдена в отношении к объему здания. Она вливается в его массу плавной благородной линией, поднимаясь на две трети высоты стены. Мастера использовали здесь аркатурный мотив с алтарной апсиды Христорождественского собора и применили его во всем великолепии. Циркульные полукружия двух ярусов аркатуры украшены тонким бисерным узором, а ритм колонок с перехватами бесконечно разнообразит поверхность. С изысканностью аркатуры сочетается художественная обработка окон. Уж тут каменные резчики исстарались! Оконные наличники вырезаны с той тонкостью, когда теряется представление о плотной массе камня и камень становится в обработке податливым, как дерево. Достаточно взглянуть на любое из окон. Вот нижнее окно центральной апсиды. Его проем в виде двухлопастной арки с гирькой. Наличник - три перспективных ряда каменных узоров. Изящные, точеные столбики с полочками оформляют первый ряд. Килевидный кокошник царственно венчает окно, в него вписан второй кокошник, оформленный еще более тонкой, мягкой резьбой. Красоту узорочья алтарных окон дополняет ажурная кованая решетка в оконных проемах.
Поистине, вся алтарная стена в царском убранстве. Аркада, окна настоящий дворец! Сравнение И. Грабаря этого здания с возрожденческими палаццо справедливо и в той мере, что светский элемент, присущий архитектуре Возрождения, сказывается и здесь. Благовещенская церковь была строением посадских людей Каргополя, постройкой народных мастеров для народа - и они создали свой дворец! По оригинальности оформления апсиды Благовещенской церкви, пожалуй, ни с чем не сравнимы в древнерусском зодчестве. Сошлемся еще раз на мнение И. Грабаря: «Восточная стена, с тремя алтарными полукружиями, является шедевром стенной обработки вообще»…»
Источник: Гунн Г.П. Каргополье - Онега. Серия «Дороги к прекрасному». - М. Искусство, 1974, стр. 26-30
Каргополье - Онега (Дороги к прекрасному). Гунн Г.П. 1974 | Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch