ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Каргополь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенская церковь


Каргополь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Благовещения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:1692.
Адрес:
Архангельская обл., г. Каргополь, Старая Торговая пл.

Координаты: 61.500929, 38.942499





Сортировка:

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Вид с северо-запада<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 сентября 2021
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
25 сентября 2020
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Одна из самых любимых каргопольских церквей<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Одна из самых любимых каргопольских церквей
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
12 февраля 2011
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
15 июля 2006
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
15 июля 2006
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Главы<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Главы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 сентября 2021
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Фрагмент северного фасада<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Фрагмент северного фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 сентября 2021
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
25 сентября 2020
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Алексей Гоманьков
9 августа 2017
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Алексей Гоманьков
9 августа 2017
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
14 июня 2015
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
14 июня 2015
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Северный фасад церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. 1930-1940е годы. Из собрания КИАХМ.<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Северный фасад церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. 1930-1940е годы. Из собрания КИАХМ.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1933
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1914
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1914
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
18 июля 2003
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Вид с правого берега Онеги<br>, Каргополь, Каргопольский район, Архангельская область
Вид с правого берега Онеги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 сентября 2021



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Екатерина Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 мая 2011

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - пятиглавая белокаменная церковь в городе Каргополь Архангельской области. Многие специалисты относят церковь Благовещенья к уникальным историческим памятникам архитектуры. Вот какое мнение было у И.Грабаря: «Восточная стена, с тремя алтарными полукружиями, является шедевром стеной обработки вообще».

В 1692 году на Старой торговой площади возводят Благовещенскую церковь. Сто рублей дал на постройку Пётр I, а начал строить храм в 1692г. каргопольский мещанин Шаханов. Храм был достроен уже после его смерти в 1729 г Храм внешне прост в своих очертаниях, но уже издали, подходя к нему, отмечаешь чистоту его линий, четко расставленное пятиглавие и пропорционально найденное соотношение высоты и овала аспид. Это большой узорчатый храм, каменные узоры на стенах которого превосходно сохранились.

Белокаменное убранство храма совершенно: каменные резные наличники - узоры, которые не повторяются. В самом деле, в оконных кокошниках, в перспективных порталах нет ничего необычного, все элементы декора: колонки, жгуты, балясины, бусины, ромбики и прочее – были известны повсеместно, но здесь все это приобретает характер новизны, словно бы каргопольские мастера впервые открыли для себя чудо каменносечного искусства. Прекрасен южный фасад (со стороны Октябрьской улицы). В трех пряслах по три ряда окон, что соответствует трехэтажности храма, из них два верхних – окна верхнего, холодного помещения. В центральном прясле расположен перспективный портал с полукружием из каменных бусин, над ним два ряда спаренных окон с симметричным узором кокошников. Окна боковых прясел расположены не симметрично – одному окну нижнего ряда левого прясла отвечает два окна правого прясла.

Неодинаковы и конфигурация оконных проемов и рисунок наличников. Мастера вырезали каждое окно наособицу. У одного окна кокошник стрельчатый, у другого трехлопастный, у одного побогаче, у другого поскромнее. У одних наличник оформлен полуколонками, у других – глубокий перспективный проем в три валика. У иных оконный проем циркульный, у других – сложного профиля с гирькой.

Интересно, что и вертикали окна боковых прясел расположены несимметрично, то есть не одно под другим, а окна второго ряда умышлено сдвинуты вправо. Сделано это преднамеренно, дабы уравновесить окна нижнего этажа. Каргопольские каменных дел мастера отлично понимали, что при текучем каменном узоре следование математическому равновесию иссушило бы облик здания. Они же добивались живописности, стремились достичь зрительного эффекта от плоскости стены, и им это удалось благодаря продуманной асимметрии и разнообразию декоративных мотивов. И стена не осталась бездушной, она живет, если только применимы эти слова к холодному белому камню. «Южная стена может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкуса», - писал И.Грабарь.

Схоже обработаны западная и северная стены. Здесь в средних пряслах над нижними порталами мы видим проемы входов в верхнее помещение, куда в прежнее время вели лестницы с крыльцами, до нас не сохранившиеся.

Обходя здание вокруг, мы замечаем, что не только окна, но и другие детали не оставлены мастерами без внимания. Так по ребрам каменного куба примерно на две трети высоты пущен каменный жгут, что смягчает острые углы здания. Карниз прямой, видимо, таким был и прежде. Узорчатый пояс его прост и изящен и состоит из протянутых каменных лент полуваликов, жгута, ряда зубчиков и каменных крестиков. Барабаны глав совершено лишены декора, кроме узких поясков поребрика под куполами. Вряд ли прежде было так.

Мы обошли храм с трех сторон. То, что мы видели, - прекрасно, но подлинное чудо каргопольской архитектуры – восточная, алтарная стена Благовещенской церкви. Ее мастера изукрасили с особенным старанием.

Трехчастная апсида прекрасно пропорционально найдена в отношении к объему здания. Она вливается в его массу плавной благородной линией, поднимаясь на две трети высоты здания. Мастера использовали здесь архитектурный мотив с алтарной аспиды Христорождественского собора и применили его во всем великолепии. Циркульные полукружия двух ярусов аркатуры украшены тонким бисерным узором, а ритм колонок с перехватами бесконечно разнообразит поверхность.

С изысканностью аркатуры сочетается художественная обработка окон. Уж тут каменные резчики исстарались! Оконные наличники вырезаны с той точностью, когда теряется представление о плотной массе камня и камень становится в обработке податливым, как дерево. Достаточно взглянуть на любое из окон. Вот нижнее окно центральной аспиды. Его проем в виде двухлопастной арки с гирькой. Наличник – три перспективных ряда каменных узоров. Изящные, точеные столбики с полочками оформляют первый ряд. Килевидный кокошник царственно венчает окно, в него вписан второй кокошник, оформленный еще более тонкой, мягкой резьбой. Красоту узорочья алтарных окон дополняет ажурная кованая решетка в оконных проемах.

К сожалению, все внутреннее убранство храма утрачено. Церковь долгое время была закрыта и разрушалась. Теперь, стараниями Каргопольского музея, храм постепенно реставрируется.

Рядом располагается Церковь Николая Чудотворца (1741 г.) В настоящее время храм отреставрирован с внешней стороны. Раньше в ансамбле храма была еще отдельно стоящая деревянная шатровая колокольня и Владимирская церковь (не сохранились).

Информация с сайта http://www.myrusland.ru/places_199.htm, по материалам книги Г.П. Гунн «Каргополье – Онега» http://www.kargopol-web.ru/articles.php?article_id=5


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  10 декабря 2019

В 1692 году "тщанием прихожан" начала возводиться Благовещенская церковь. Новый белокаменный храм выстроили на месте сгоревшей деревянной церкви, поставленной ещё в 1542 году. Сто рублей на церковь тогда пожертвовал сам царь Пётр I. Эта постройка ничем, казалось бы, не отличается от более ранних каргопольских церквей. Двухэтажное на подклете здание кубического типа, с тремя равной высоты апсидами и четырьмя внутренними подкупольными столбами, увенчано пятью главами. Четыре фасада церкви имеют трёхчастное вертикальное членение. Углы храма подчёркнуты тонкими колонками - жгутами, идущими во всю высоту здания.

Очаровывает, главным образом, убранство Благовещенского храма - богатое и разнообразное. Как и в некоторых московских храмах ХVII века, все фасады её отличаются друг от друга. Южная стена церкви, по мнению И. Э. Грабаря, "может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкусу, с которым разбросаны по ней узорчатые пятна окон". И впрямь каждое окно имеет неповторимый облик. На 34 окна, расположенных на фасадах здания, приходится до 15 типовых оконных обрамлений: колосники, жгутики, валики, ромбики - эти элементы декора в Благовещенской церкви складываются в сложнейшие и изысканнейшие сочетания. Не уступают по своеобразию оформления северный и западный фасады.

Но особенно хороши апсиды. Два ряда изящных вертикальных полуваликов, переходящих наверху в полуциркульные арочки, связывают между собой шесть окон, делая их тем самым как бы частью общего скульптурного орнамента. Украшенные через равные промежутки "бусинками" эти, словно светящиеся, белые полуколонки производят впечатление жемчужных подвесок. Узорный карниз, нарядные оконные наличники, подвесные гирьки в пролётах некоторых окон и кружево железных кованых решёток в них при мерцании пятен света и тени, создваемых сочетанием выступающих и отступающих вглубь деталей орнамента, - всё это придаёт церкви вид какого-то сказочного дворца. Забываешь, что перед тобой каменная стена и что все эти арочки, полочки, жгутики, бегунки вытесаны из того же белого известняка, из которого выстроен сам храм.

Любуясь архитектурой церкви, невозможно понять, почему несколько лет назад богоборцы решили разобрать это уникальное сооружение. Храм уцелел благодаря вмешательству всё того же академика, реставратора Игоря Грабаря. Уже в 1920-е годы Благовещенскую церковь признали памятником древней архитектуры, храм перешёл в ведение Каргопольского историко-художественного музея. Благовещенский храм - последний памятник архитектуры Каргополя ХVII столетия. В последующие времена столь красивых, столь неповторимо-индивидуальных сооружений здесь уже не создавалось.

Из книги: Каргополь. Памятники древнерусского зодчества. - Издательство: "Искусство". Ленинградское отделение, 1971



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.