Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - пятиглавая белокаменная церковь в городе Каргополь Архангельской области. Многие специалисты относят церковь Благовещенья к уникальным историческим памятникам архитектуры. Вот какое мнение было у И.Грабаря: «Восточная стена, с тремя алтарными полукружиями, является шедевром стеной обработки вообще».
В 1692 году на Старой торговой площади возводят Благовещенскую церковь. Сто рублей дал на постройку Пётр I, а начал строить храм в 1692г. каргопольский мещанин Шаханов. Храм был достроен уже после его смерти в 1729 г Храм внешне прост в своих очертаниях, но уже издали, подходя к нему, отмечаешь чистоту его линий, четко расставленное пятиглавие и пропорционально найденное соотношение высоты и овала аспид. Это большой узорчатый храм, каменные узоры на стенах которого превосходно сохранились.
Белокаменное убранство храма совершенно: каменные резные наличники - узоры, которые не повторяются. В самом деле, в оконных кокошниках, в перспективных порталах нет ничего необычного, все элементы декора: колонки, жгуты, балясины, бусины, ромбики и прочее – были известны повсеместно, но здесь все это приобретает характер новизны, словно бы каргопольские мастера впервые открыли для себя чудо каменносечного искусства. Прекрасен южный фасад (со стороны Октябрьской улицы). В трех пряслах по три ряда окон, что соответствует трехэтажности храма, из них два верхних – окна верхнего, холодного помещения. В центральном прясле расположен перспективный портал с полукружием из каменных бусин, над ним два ряда спаренных окон с симметричным узором кокошников. Окна боковых прясел расположены не симметрично – одному окну нижнего ряда левого прясла отвечает два окна правого прясла.
Неодинаковы и конфигурация оконных проемов и рисунок наличников. Мастера вырезали каждое окно наособицу. У одного окна кокошник стрельчатый, у другого трехлопастный, у одного побогаче, у другого поскромнее. У одних наличник оформлен полуколонками, у других – глубокий перспективный проем в три валика. У иных оконный проем циркульный, у других – сложного профиля с гирькой.
Интересно, что и вертикали окна боковых прясел расположены несимметрично, то есть не одно под другим, а окна второго ряда умышлено сдвинуты вправо. Сделано это преднамеренно, дабы уравновесить окна нижнего этажа. Каргопольские каменных дел мастера отлично понимали, что при текучем каменном узоре следование математическому равновесию иссушило бы облик здания. Они же добивались живописности, стремились достичь зрительного эффекта от плоскости стены, и им это удалось благодаря продуманной асимметрии и разнообразию декоративных мотивов. И стена не осталась бездушной, она живет, если только применимы эти слова к холодному белому камню. «Южная стена может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкуса», - писал И.Грабарь.
Схоже обработаны западная и северная стены. Здесь в средних пряслах над нижними порталами мы видим проемы входов в верхнее помещение, куда в прежнее время вели лестницы с крыльцами, до нас не сохранившиеся.
Обходя здание вокруг, мы замечаем, что не только окна, но и другие детали не оставлены мастерами без внимания. Так по ребрам каменного куба примерно на две трети высоты пущен каменный жгут, что смягчает острые углы здания. Карниз прямой, видимо, таким был и прежде. Узорчатый пояс его прост и изящен и состоит из протянутых каменных лент полуваликов, жгута, ряда зубчиков и каменных крестиков. Барабаны глав совершено лишены декора, кроме узких поясков поребрика под куполами. Вряд ли прежде было так.
Мы обошли храм с трех сторон. То, что мы видели, - прекрасно, но подлинное чудо каргопольской архитектуры – восточная, алтарная стена Благовещенской церкви. Ее мастера изукрасили с особенным старанием.
Трехчастная апсида прекрасно пропорционально найдена в отношении к объему здания. Она вливается в его массу плавной благородной линией, поднимаясь на две трети высоты здания. Мастера использовали здесь архитектурный мотив с алтарной аспиды Христорождественского собора и применили его во всем великолепии. Циркульные полукружия двух ярусов аркатуры украшены тонким бисерным узором, а ритм колонок с перехватами бесконечно разнообразит поверхность.
С изысканностью аркатуры сочетается художественная обработка окон. Уж тут каменные резчики исстарались! Оконные наличники вырезаны с той точностью, когда теряется представление о плотной массе камня и камень становится в обработке податливым, как дерево. Достаточно взглянуть на любое из окон. Вот нижнее окно центральной аспиды. Его проем в виде двухлопастной арки с гирькой. Наличник – три перспективных ряда каменных узоров. Изящные, точеные столбики с полочками оформляют первый ряд. Килевидный кокошник царственно венчает окно, в него вписан второй кокошник, оформленный еще более тонкой, мягкой резьбой. Красоту узорочья алтарных окон дополняет ажурная кованая решетка в оконных проемах.
К сожалению, все внутреннее убранство храма утрачено. Церковь долгое время была закрыта и разрушалась. Теперь, стараниями Каргопольского музея, храм постепенно реставрируется.
Рядом располагается Церковь Николая Чудотворца (1741 г.) В настоящее время храм отреставрирован с внешней стороны. Раньше в ансамбле храма была еще отдельно стоящая деревянная шатровая колокольня и Владимирская церковь (не сохранились).
Информация с сайта http://www.myrusland.ru/places_199.htm, по материалам книги Г.П. Гунн «Каргополье – Онега» http://www.kargopol-web.ru/articles.php?article_id=5