ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Касимов. Казанский женский монастырь. Часовня-усыпальница царевича Иакова (новая).


Касимов. Казанский женский монастырь. Часовня-усыпальница царевича Иакова (новая)
Часовня.  Утрачена.  
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:приблизительно 1908 - 1917.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Рязанская область, г. Касимов, территория Казанского женского монастыря

Координаты: 54.939303, 41.383818 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Казанский женский монастырь. Часовня-усыпальница царевича Иакова (новая), Новая часовня над могилой Царевича Иако­ва. http://panagiar.ru/<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Новая часовня над могилой Царевича Иако­ва. http://panagiar.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1933



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  30 апреля 2020

Сейчас уже мало кто вспомнит, что еще каких-то сто лет назад в самом центре Касимова располагался Казанский женский монастырь, причем был он внушительных размеров: две прекрасные церкви, часовня царевича Иакова и многочисленные монастырские постройки. В лучшие времена насельниц насчитывалось до двухсот человек. Основанное еще в начале 17 века, это место долгое время хранило главную святыню города – Казанскую икону Божией Матери, с которой, собственно, и связано строительство монастыря. В каменной стене, плотным кольцом окружавшей территорию, были выстроены торговые лавки – здесь проходила известная на всю округу Казанская ярмарка. Сюда стекались многочисленные богомольцы, а сам монастырь был православным сердцем города. К сожалению, пришедшие к власти в начале 20 века большевики не оставили нам ничего от некогда прекрасных построек: все было уничтожено. Стараниями епархиального управления Касимовской епархии с 2012 года началось постепенное восстановление: часть стены приведена в порядок, открыт келейный корпус с домой церковью, а на предполагаемом месте расположения часовенки установлен поклонный крест.

http://касимов-62.рф/index.php/istorii/1304-kasimovskij-kazanskij-zhenskij-monastyr

В настоящее время мало кто из жителей города Касимова слышали что-либо о царевиче Иакове. Немногие также знают, что в городе был некогда величественный Казанский женский монастырь. А ведь менее века прошло с тех пор, как имя царевича Иакова было известно даже далеко за пределами Рязанской губернии. Люди с разных городов России, с Сибири и Дальнего Севера приезжали в Казанский женский монастырь к могилке царевича Иакова. Множество чудес и исцелений происходило после молитвы к блаженному царевичу.

К сожалению, точных и подробных сведений о жизни царевича Иакова не сохранилось. При пожаре в г. Касимове сгорел также его единственный портрет, но что интересно, многим людям снился царевич Иаков и они все описывали его одинаково. Это описание также очень схоже с тем, что давали люди, которые видели его портрет до того, как он сгорел. «Царевич Иаков был изображен на портрете молодым человеком в возрасте около 25 лет, стоящим во весь рост, с открытой головой, в длинной одежде, похожей по своему покрою на священнический подряс­ник. Волосы на голове коротко подстрижены и лежат прядями несколько набок, заметны небольшие уста и маленькая борода; цвет волос черный. Лицо царевича продолговатое, худое и очень бледное».

Блаженный царевич Иаков был внуков последней Касимовской царицы Фатимы, которая, по преданию, была тайной христианкой. Сын ее, отец Иакова, царевич Сеид Бурган, в возрасте 38 лет принял христианство, и во святом Крещении получил имя Василий. Василий Арсланович женился на дочери русско­го боярина Никифора Юрьевича Плещеева – Марии Никифоровне. При нем облик Касимова стал заметно меняться. Было построено 9 православных церквей. Он и его мать царица Фатима особенно благоволили Касимовскому Казанскому женскому монастырю, пожертвовав ему множество земель, и до самой своей смерти Василий Арсланович полностью давал содержание одеждой и продуктами всем насельницам монастыря. Скончался Василий Арсланович в 1679 году в Моск­ве и погребен в Московском Златоустовском мужском монастыре.

У Марии Никифоровны и царевича Василия Арслановича было 8 детей: Михаил, Василий, Иаков, Никифор, Иван, Симеон, Евдокия и Домна. Родители были истинными христианами, отличались благочестием и добрыми делами, в духе христианской религии воспитывали и детей своих. Их заботы о христианском воспитании детей при­несли добрые плоды, но особенно сильно и глубоко восприял основы христианства, истину Евангелия, их тре­тий сын – Царевич Иаков. Своей христианской жиз­нью, своими добродетелями он выделялся среди своих братьев и невольно обращал на себя внимание всех окружающих. Рано научившись грамоте, Царевич Иаков с увлече­нием отдался чтению книг Священного Писания. Это увлечение Царевича Иакова осталось до конца его жиз­ни и наложило особенную печать на его личность и на всю его жизнь. Его братья – особенно Михаил, Василий и Иван, со­ответственно своему положению, как царевичи, зани­мались военными и общественными делами, уделяли много внимания управлению своими многочисленны­ми вотчинами и имениями. Они даже жили большею частью в Москве при дворе Государя.

Царевич Иаков же сторонился придворной жизни, стараясь вести молитвенный и подвижнический образ жизни, особенно после чудесного его исцеления от Чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Будучи еще юношей он заболел горячкою, помощи от врачей не было, Царевич был накануне смер­ти. Не надеясь более на помощь земную, он прибег с горячей молитвой к Царице Небесной, был отслужен молебен перед Ее Чудотворным образом Казанской Божией Матери – моление старицы Устиньи. После мо­лебна Царевич быстро поправился. Он горячо благодарил Ца­рицу Небесную за дарован­ную ему милость и в благодар­ность за исцеление пожертво­вал в Казанский монастырь два богатых священнических облачения, тканые серебром по красному рытому бархату. Облачения эти от времени об­ветшали, и из них впослед­ствии были сделаны две церковных пелены.

После чудесного своего исцеления Царевич Иаков совершенно устранился от всяких мирских дел. Особен­но полюбил он Казанский монастырь, часто бывал там и молился пред Чудотворной иконой Казанской Божи­ей Матери. Он входил в нужды монастыря, старался помогать ему материально и пожертвовал монастырю все свои имения, полученные в наследство от отца сво­его Василия Арслановича.

Подвижническая жизнь Царевича Иакова, его ис­тинно-христианская настроенность, широкая щедрая благотворительность, и особенно Казанскому монасты­рю, вызывали сильное неудовольствие и озлобление со стороны части его соотечественников касимовских та­тар. Считая его отступником от магометанства и преда­телем, фанатики-татары не могли равнодушно относить­ся к нему. Рассказывают, что однажды, улучив удобный мо­мент, на окраине города, озлобленные татары напали на беззащитного Царевича и начали избивать его. Били настолько сильно, что Царевич потерял сознание. Раз­бойники, думая, что он убит, убежали, а Царевич очнул­ся, пришел в себя и кое-как с большим трудом дополз до первой убогой избушки, хозяева которой приняли в нем участие. Но Царевич, не надеясь остаться живым, пер­вым долгом причастился Святых Тайн и принял Собо­рование. Он радовался, что и его сподобил Господь по­страдать за веру Свою и претерпеть мучения от своих гонителей и врагов веры Христовой.

Мы не знаем обстоятельств смерти Царевича Иако­ва. Известно, что умер он в Казанском монастыре в 1677 году 7/20 января еще в молодых годах. По всей вероятнос­ти, ему было около 25 лет. Известно, что перед смертью он завещал похоронить себя в Казанском монасты­ре около церкви во имя Казанской иконы Божией Ма­тери, что и было исполнено после его смерти.

В скором времени после смерти блаженного царевича над его могилкой была выстроена часовня. Часовня эта в XIX веке совсем обветшала, и при игумении Рафаиле была выстроена новая каменная часовня. Вот как описывали ее вид внутри: посередине часовни сделано возвышение из кирпичей в виде надгробного камня, а на возвышении этом находится икона Божией Матери и старинная ка­менная плита, скрепленная по своим краям железным об­ручем. На плите лежит церковная пелена, с восточной сто­роны гробницы стоит подсвечник с неугасимой лампа­дой, за подсвечником аналой с иконой Божией Мате­ри. На стенах часовни находятся иконы Спасителя, Бо­жией Матери, Иоанна Предтечи, Апостола Иакова, Бла­говерного князя Александра Невского, Архиепископа Рафаила.

С очень давних времен верующие в своих скорбях и нуждах житейс­ких прибегали к царевичу Иакову с молитвой о помо­щи и получали у его могилы просимое. С течением времени вера в силу молитв блаженного Царевича только усиливалась, множество чудес и исцелений совершалось у могилки царевича Иакова. Даже после закрытия Казанского монастыря в 1930-х годах часовня эта не закрывалась, за ней усердно смотрела одна из послушниц монастыря монахиня Акилина.

http://nikolokas.cerkov.ru/bl-carevich-iakov/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.