ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Касимов. Казанский женский монастырь.


Касимов. Казанский женский монастырь
Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1627.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Рязанская область, Касимовский район, Касимов, ул. Дзержинского.

Координаты: 54.939014, 41.383962



Казанский женский монастырь, , Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Сергей Сол
13 апреля 2023
Казанский женский монастырь, , Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Сергей Сол
13 апреля 2023
Казанский женский монастырь, , Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
25 июня 2020
Казанский женский монастырь, , Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1990
Казанский женский монастырь, Башня Монастыря<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Башня Монастыря
Miloslava
??
Казанский женский монастырь, Церковь Иконы Божией Матери Казанская. с сайта http://www.history-ryazan.ru/node/6157<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Церковь Иконы Божией Матери Казанская. с сайта http://www.history-ryazan.ru/node/6157
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1907
Казанский женский монастырь, фото с сайта http://kaseparh.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=1%3Akasimovnews&id=4108%3A2015-12-15-15-35-09&Itemid=27<br>, Касимов, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
фото с сайта http://kaseparh.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=1%3Akasimovnews&id=4108%3A2015-12-15-15-35-09&Itemid=27
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1903



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Miloslava  25 октября 2014

Касимовский Казанский женский монастырь был основан в 1627 году старицей Устиньей. Об этой женщине известно, что она семь лет была больна ногами. Когда уже не осталось никакой надежды на излечение, она удостоилась увидеть во сне Божию Матерь, которая приказала больной идти в город Казань за образом, списанным с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Образ этот старица должна была найти в лавке у одного купца, торгующего мукой. Устинья повиновалась. С большим трудом собралась в путь и водой отправилась до Казани. Прибыв в город, она отыскала купца, указанного ей в сонном видении. В лавке у него была найдена заветная икона. Купец уже знал о цели визита, так как сам во сне получил откровение. Устинья с благоговением приняла образ и сразу почувствовала исцеление. Старица радостно поспешила на родину. Дорогой она посетила монастырь преподобного Макария Желтоводского, и получила в благословение образ преподобного Макария. Возвратившись в Касимов, Устинья обе принесенные иконы поставила в церковь великомученицы Параскевы Пятницы, а сама с детьми стала строить деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Землю под храм ей подарил касимовский царевич Сеид-Бурган и его мать касимовская царица Фатима-Султан-Сеитовна (урожденная Шакулова). Так около возведенного храма Казанской Божией Матери старица Устинья и основала женский монастырь.

Вот что говорится в писцовых книгах г. Касимова за 1627 г. о Казанской церкви: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанская деревянная клецки, да у той же церкви придел Макария Желтоводскаго чудотворца, а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския и образ чудотворца Макария Желтоводскаго стоить в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, а строит тот храм старица Устинья с детьми, а под церковь отмерено 6елой земли в длину двадцать восемь сажен, поперек тож, да к той же церкви дано порожнего пустаго места старой пустоты белой же земли против церкви, да за дорогой в длину семнадцать сажен, поперек 12 сажен, к тому же храму отмерено под двор строительнице старице Устинье с детьми одиннадцать сажен, поперек шесть сажен с полусаженью». По тем же писцовым книгам, церкви этой принадлежали две иконы: чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанской и икона Макария Желтоводского чудотворца. Стояли они временно, до окончательной отделки строившейся церкви в Касимовском же деревянном храме великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Предание, дошедшее до нас, полностью подтверждается архивными документами. Обе иконы описаны были Войековым и Рыковым довольно подробно: «Да в том же храме (св. Параскевы, нареченной Пятницы) стоит чудотворный образ Пречистой Богоматери Казанской, моление старицы Устиньи с детьми, оклад серебренный басманный золочен, венцы у Пречистой Богородицы и у Спаса серебренные чеканные золочены, да у того же образа пелена бархат червчет на середине крест, а та пелена приклад боярина князя Ивана Михайловича Воротынского стоит на аналое, налой золочен дорогами, да перед тем же образом свеча местная восковая данья пушкаря Въяла Прокофьева; образ Макария Желтоводского Чудотворца обложен окладом серебренным басман золочен, да у того же образа пелена данья Алексея Чубарева, да перед тем же образом лампад медной данья посадского человека».

Около 1653 года владелец г. Касимова, касимовский царь Сеид-Бурган принял христианство и был назван в святом крещении Василием. После принятия христианства царевич Василий Арсланович стал оказывать монастырю всяческую помощь и покровительство: «игуменью с сестрами и кормил и поил и на одежду давал из своих доходов». Из сыновей касимовского царевича Василия Арслановича особенно покровительствовал Казанскому монастырю касимовский царевич Яков Васильевич, который умер молодым, 7 января 1677 года, и погребен был в Казанском монастыре. Он один из крещеных царевичей Касимовских похоронен городе Касимове, а все остальные царевичи Касимовские, потомки Василия Арслановича, да и сам Василий - погребены в Московском Златоустовском монастыре. Гробница царевича Якова Васильевича существовала до революции.

По правую сторону каменной Казанской церкви находилась вросшая в землю каменная небольшая часовня, воздвигнутая над его могилой. Внутри часовни посредине было сделанное из кирпичей возвышение вроде гробницы над местом упокоения царевича. На возвышении лежал камень со следующей надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день на собор Иоанна Предтечи представися раб Божий царевич Иаков Васильевич касимовской». Существует предание, что царевич Яков вел жизнь благочестивую и однажды, когда был при смерти, получил, чудесное исцеление от чудотворной иконы Казанской Божией Матери (моление старицы Устиньи). В благодарность за свое исцеление он подарил в монастырь две богатые священнические ризы. Казанскому монастырю царевич Яков пожертвовал несколько икон, которые сохранялись в монастыре до дня его закрытия. В монастыре паломникам показывали две пелены, ткань серебряную по красному рытому бархату, переделанную из священнических риз, пожертвованных царевичем Яковом Васильевичем в монастырь. Память о царевиче Якове Васильевиче в Казанском монастыре свято хранилась всегда. В былые времена в монастыре был его портрет, но он сгорел во время пожара. Простой народ брал песочек с пола часовни над могилой царевича, и исцелялся таким образом от зубной боли. В монастырской ризнице хранился небольшой образ Божией Матери, вышитый искусными руками, как говорит предание, касимовской царицей Фатимой (которая втайне была христианкой), супругой её сына Марьей Никифоровной, и внучками Евдокией и Домной. Видимым знаком благочестия этой семьи были две пожертвованные ими иконы. Одна из них была пожертвована монастырю царицей Фатимой, бабкой царевича Иакова. Риза Царицы Небесной на этой иконе очень красиво и искусно вышита серебром, по преданию, собственноручно самой царицей Фатимой и ее внучками - сестрами Царевича Иакова. Другая икона - жертва матери царевича Иакова Марии Никифоровны (урожденной Плещеевой), супруги Царевича Василия Арслановича. Риза Царицы Небесной на этой иконе представляет собою очень тонкую и изящную работу. Она вышита серебром по шелку и украшена жемчугом и камнями, как говорит предание - собственноручная работа самой Марии Никифоровны. Одна из этих икон была в Касимовском музее и куда-то пропала.

После смерти Фатимы монастырь был вынужден просить помощи у великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей. В дальнейшем он расширялся и включил в себя Пятницкую церковь. На месте деревянной Казанской церкви в начале 18 века была воздвигнута каменная церковь того же наименования. В таком виде монастырь зафиксирован на плане, вычерченном И.С. Гагиным в 1849 году (более поздние планы монастыря в Касимове не сохранились). Уже позже составления этого плана - в 1850 году - Казанская церковь была разобрана и начала возводиться другая, более обширная, законченная постройкой в 1864 году. Она сохранилась до революции. Сейчас на ее месте стоит так называемая «пятиэтажка», от остальных монастырских строений остались несколько сестринских корпусов, в том числе, в двух местах остатки монастырской каменной ограды и две угловые башни.

В годы Первой мировой войны на территории монастыря действовал лазарет. После революции было образовано религиозное общество при Казанской церкви. В 1922 году из храма была изъята риза с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Икона была «одинакового размера с чудотворною Казанскою... Она в серебряно-вызолоченном окладе и украшена аметистами и топазами» - написано в клировых ведомостях за 1914 год. Икона была окружена «40 изображениями сцен из жизни Богоматери... Изображения разделяются бордюром в стиле империи» - указывается в описи изъятия ценностей. Потом в музей была перенесена и сама икона.

В 1930 году было ликвидировано и само религиозное общество. 30.07.1930 г. Постановлением Рязокрисполкома храм был передан под хлебопекарню. К концу XX века от монастырских строений остались несколько сестринских корпусов, в том числе три каменных двухэтажных, в двух местах остатки монастырской каменной ограды и две угловые башни.

В 2012 году Преосвященный Дионисий, епископ Касимовский и Сасовский, благословил начало возрождения Касимовского Казанского монастыря.

http://panagiar.ru/index.php/11-sobytiya/1-istoriya-obiteli



Комментарии и обсуждение


От монастырского комплекса сохранились лишь фрагмент ограды с башней и келейные корпуса. Оба монастырских храма снесены в советское время.
14 июня 2013, Андрей Агафонов.