ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Касимов. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского, Иоанна Воина
Год постройки:Между 1703 и 1705.
Адрес:
391300 г. Касимов, пл. Пионеров, д. 11а

Координаты:54.940106, 41.386863


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Николая Чудотворца - Касимов - Касимовский район и г. Касимов - Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
28 июня 2015
Церковь Николая Чудотворца - Касимов - Касимовский район и г. Касимов - Рязанская область
Hramsohran
14 июня 2015
Церковь Николая Чудотворца - Касимов - Касимовский район и г. Касимов - Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
16 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Касимов - Касимовский район и г. Касимов - Рязанская область
Подробнее на www.gorodec-foto.narod.ru
Таратов Юрий
5 марта 2006
Церковь Николая Чудотворца - Касимов - Касимовский район и г. Касимов - Рязанская область
Подробнее на www.gorodec-foto.narod.ru
Таратов Юрий
5 марта 2006
Церковь Николая Чудотворца - Касимов - Касимовский район и г. Касимов - Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
16 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Касимов - Касимовский район и г. Касимов - Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
16 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Касимов - Касимовский район и г. Касимов - Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
16 мая 2014




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Таратов Юрий,  11 апреля 2006

Никольская церковь (1703-05гг.) располагается к северу от Соборной площади, самой высокой точки города, на месте которой стояла в XIV-XVIIвв. крепость Касимова. Никольская церковь построена по благословенной грамоте митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского посадским человеком Яковом Петровичем Яцковым. В XVII в. здесь был Никольский монастырь, а вся территория к северу от крепости за Никольским оврагом называлась Новым посадом и усиленно заселялась русскими.

Одноглавая каменная Никольская церковь представляет собой небольшой двухсветный четверик, завершенный сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает такой же ширины полукруглая одноэтажная апсида. Первоначальная трапезная являлась продолжением стен четверика. В XIX в. церковь была расширена за счет двух симметрично расположенных пристроек, в которых размещаются приделы, с полукруглыми апсидами. Так было испорчено в XIX в. большинство церквей не только в Касимове. В это время появилось даже образное выражение: «надо церковь распузить». Фасады Никольской церкви скромно оформлены лопатками и простой формы карнизами. Окна обрамлены полуколоннами и треугольными фронтончиками. В церкви сохранился резной позолоченный иконостас XVIII в. Живопись интерьера в 1950 г. реставрирована, а в трапезной части церкви — дополнена. Высокая трехъярусная колокольня завершается большим барабаном с главой, переходящей в шпиль. Никольская церковь, сверкая белизной стен среди группы окружающих ее деревьев, имеет в панораме города важное значение и украшает его.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир,  21 марта 2011

Еще в XVII веке в Касимове существовал мужской Николаевский монастырь. В писцовых книгах Петра Воейкова в 1627 году уже упоминается в этом монастыре церковь деревянная Николая Чудотворца. В 1705 году по благословенной грамоте митрополита Стефана Яворского посадским человеком Яковом Петровым Яцковым была построена каменная церковь с приделом Иоанна Воина. К церкви была пристроена каменная колокольня, на которой было 4 колокола весом от 1 до 5 пудов. В 1778 году монастырь был упразднен. По упразднении монастыря в приход к оставшемуся храму была определена инвалидная команда в 60 дворов.

Люди не хотели забывать, что некогда на этом месте был монастырь, и в память об этом с разрешения епархиального начальства 9 мая стали совершать крестный ход из соборного храма в Николаевский. До 1832 года в храме существовал придел в честь святителя Димитрия Ростовского, который был упразднен, но в 1851 году вновь устроен и посвящен был не только святителю Димитрию Ростовскому, но и святителю Митрофану Воронежскому. В 1867 году трапезная была распространена и построена новая колокольня. Никольский храм в Касимове всегда считался самым древним. Как отмечалось в историческом документе, церковь  была «темна, так как имеет мало света, но отличается благолепием» .
Особенно почиталась прихожанами икона Николая Чудотворца «иконного письма», на которой Святитель изображен в архиерейском облачении с мечом в правой руке и с храмом - в левой.

С восточной стороны от храма была каменная часовня, известная тем, что в ней был захоронен Петр Семенов, который был 8 лет послушником в Саровской пустыни при о. Серафиме Саровском. Он скончался в глубокой старости 124 лет, и люди из уважения к нему захоронили его подобающим образом.

В 1922 г. для голодающего Поволжья из церкви были изъяты ценности, на что был составлен акт. Церковь была закрыта в 1941 году. Но через два года вновь открыта и больше не закрывалась. С 1944 по 2002 год храм практически являлся кафедральным.

Современное состояние: правый придел – во имя святителей Димитрия Ростовского и Митрофана Воронежского; левый – во имя мученика Иоанна Воина.

http://www.ryazeparh.ru/


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  24 июля 2017

Каменный Никольский храм возводился в Касимове в качестве монастырской церкви и оставался таковой до упразднения окончательно обнищавшего Николаевского монастыря в 1778 году. Годы основания монастыря неизвестны, но известно то, что к 1627 году он уже совершенно точно стоял там, где ныне стоит Никольская церковь. Вот что о нём сообщается: "Да в Касимове ж у винокуренного ручья, по конец нового посаду, слобода великия государыни инокини Марфы Ивановны селится вновь, а в слободе церковь деревянная Николая Чудотворца клетцки, да в той же церкви придел Михаила Малеина... А в приделе Михаила Малеина двери царские и столицы на краске, а придел не освящён, да у той же церкви два колокола, весом в три пуда, государева данья, а под церковью и под кладбищем земли в длину пятьдесят четыре сажени, поперёк сорок четыре сажени, да на церковной же земли дворы Никольского черного попа". Два факта из этого перечня необыкновенно важны. Первый - кладбище при храме. Это кладбище - свидетельство того, что Никольский храм к тому времени имел некоторую историю; и возможно, сравнительно долгую (по некоторым данным, чуть ли не 700-летнюю). Уже в ХVI столетии шёл активный процесс христианизации местного населения, затронувший даже ханскую семью, - этот процесс должен был откуда-то исходить, иметь какие-то миссионерские центры. Можно предположить, что в качестве одного из таких центров выступал древний Николаевский монастырь. Но - почему монастырь? То, что Никольская церковь являлась именно монастырским храмом, доказывается вторым фактом из указанных, а именно - упоминанием о землях "Черного попа", то есть иеромонаха. Всего в тогдашнем Касимове насчитывалось несколько церквей - точный их счёт тоже содержится в Писцовой книге 1627 года: "На старом посаде и на новом четыре церкви с пением, да три без пения, да церковь с приделом строится вновь..." Все эти храмы были деревянными. К началу ХVIII века пришла пора строить и каменные - очень уж досаждали горожанам пожары, беспрестанно уничтожавшие плоды их рук.

Первым каменным храмом Касимова стала построенная в 1700 году в Пушкарской слободе Богоявленская церковь. Миновало пять лет, и каменным храмом обзавелся и Николаевский монастырь. В 1705 году вместо разобранной деревянной Никольской церкви посадский человек Яков Яцков возвёл здесь каменную - небольшую, одноглавую. Благословенную грамоту на её постройку дал известный сподвижник Петра Великого - митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Никольская церковь оставалась монастырским храмом до 1778 года. Удивительно, но обитель уцелела в 1764 году, когда в ходе секуляризационной реформы упразднению подверглось более четырёхсот монастырей (из 950-ти). Перед принятием решения, быть или не быть той или иной обители, составлялись их описи. В Николаевском монастыре этим занимался подпоручик Алексей Житков. Он указывал, что Никольская церковь "крыта тесом сосновым", что глава её "обита чешуею деревянной" и что в храме имеется три престола: главный - Никольский, и два придельных - святого мученика Иоанна Воина и святителя Димитрия Ростовского. Кроме того - к "каменной церкви прикладена каменная же колокольня, оная крыта тесом, на ней глава из черепиц каменных, крест железный, в местах позлащён". На колокольне - четыре колокола, весом от одного до пяти пудов. Однако дни обители были сочтены. После её закрытия монастырский храм был обращён в приходскую церковь. Стоит отметить, что Никольскую церковь лицезрели два самодержца. Но заходили ли они в храм, история умалчивает. Первым из них был Пётр I. Он побывал в Касимове дважды - в 1695 и 1722 годах. Вторым венценосным гостем Касимова стал Александр II, когда цесаревич совершал ознакомительную поездку по России, где одним из её пунктов значился Касимов. Спутники, сопровождавшие Александра запомнили фразу, брошенную будущим императором: "Со стороны Мурома Касимов - деревня, а из-за Оки - губернский город..."

ХIХ век запомнился ещё и тем, что Никольский храм, как и многие церкви Касимова, расширили, пристроив с юга и севера два просторных придела к трапезной в 1867 году. Тогда же старую восьмигранную колокольню заменили новой - той, что красуется сегодня с западной стороны храма. После Октябрьской революции в церкви проводились богослужения вплоть до 1941 года, когда черёд всё-таки дошёл и до Никольской церкви. Удивительное дело - богоборцам церковь так и не досталась. Последнего её настоятеля отца Якова Цветкова арестовали, а староста А.А. Вареина наотрез отказалась отдавать ключи от храма работникам исполкома - даже под угрозой ссылки и расстрела. Когда весной 1943 года Анастасию Авдеевну вновь вызвали в исполком, она решила, что настал её смертный час. Поплакала, попрощалась с родными, помолилась. Но в исполкоме ей неожиданно сказали: "Церковь открывать хотите? Ищите попа, регистрируйтесь и служите!" Спустя несколько дней в храме возобновились богослужения. Настоятелем храма тогда здесь был известный в Касимове отец Сергий. Через девять месяцев батюшку мобилизовали "на трудовой фронт", но церковь с тех пор уже не закрывалась. До 1990 года она оставалась единственным действующим храмом Касимова.

Никольская церковь совершенно не вписывается в стилистику барокко - перед нами некоторое "бесстилье", с одной стороны ориентированное на традиционную средневековую русскую архитектуру, а с другой - получившее во внешнем декоре некоторые барочные элементы. Снаружи храм удивляет своей стремящейся к некоторой "голизне" простотой. Не то что ничего лишнего, а вообще почти ничего, кроме гладких белоснежных стен, в двух уровнях прорезанных окнами. Вероятнее всего такое решение экстерьера было продиктовано скудостью средств, выделенных на строительство, но странным образом оно не огорчает, а напротив, понуждает внимательнее вглядываться в храм, искать подробности и размышлять о том, что архитектурное изобилие не всегда является залогом большой эстетической ценности... Перед нами типичный храм-"корабль", вытянувшийся с запада на восток: колокольня, "распузенная" трапезная, лаконичный двусветный четверик с простым сомкнутым сводом, огромная апсида. Декор в экстерьере - выделенные скромными пилястрами; ступенчатый карниз, разделяющий два света основного четверика, с арочным изгибом над дополнительной дверью; наличники окон. Вот эти наличники наиболее "обильны" с декоративной точки зрения, но - "обильны" лишь на фоне абсолютно ровных белых стен. Они образованы двумя вертикальными полуколонками с треугольным сандриком, "посаженным" сверху, с некоторым отступом. Более богат барабан, но и это богатство - вполне условное; оно определяется именно как богатство исключительно лаконизмом экстерьера. Четверик покрыт четырёхскатной крышей, над которой возвышается стройный восьмигранный барабан с небольшой главкой. Он - глухой. Барабан украшен стоящими на квадратных основаниях полуколонками, разделёнными валиками на несколько частей. Это - самая декорированная часть храма. Трёхъярусная колокольня Никольской церкви - одна из архитектурных доминант невысокого Касимова; это становится ясно при взгляде на город с противоположного берега Оки. Верхний ярус увенчан стройным барабаном, перекликающимся с барабаном храма (и в этом сказалось тонкое понимание своей задачи теми, кто перестраивал храм во второй половине ХIХ века). Над барабаном - главка со шпилем. Приделы, расположенные симметрично с юга и севера, появились в 1860-х годах, с расширением трапезной. Основные размеры храма: сторона четверика - более девяти метров (при этом внутри церкви она сокращается до шести метров); высота внутренней части основного храма - около 12 метров; ширина трапезной - более 25 метров; длина церкви - более 40 метров. "Благолепие" внутреннего убранства сохранилось в полной мере (ибо Никольский храм не разорялся в богоборческую эпоху) и даже, после соответствующей реставрации, приумножилось. Основная составляющая этого благолепия - великолепный резной позлащёный иконостас ХVII века, возвышающийся до сводов четверика. Впечатление производит он немалое. Потолок церкви покрыт росписями, созданными, вероятно, лет двести назад - в пользу этого говорит акдемическая манера, в которой они исполнены. Впервые в советское время фрески реставрировались в 1950 году; судя по их нынешнему прекрасному состоянию, поновлялись они и позже. В трапезной части тогда же, в 1950 году, стенная живопись так же была поновлена. Главная святыня Никольского храма - чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. Исследователи утверждают, что он был создан на рубеже ХVI-ХVII веков и является одним из древнейших (если не древнейшим) из сохранившихся.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №153, 2015 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.