ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Касимов. Казанский женский монастырь. Церковь Рождества Христова.


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Рождества Христова, Николая Чудотворца, Параскевы Иконийской
Год постройки:1735.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Рязанская область, Касимовский район, Касимов, ул. Дзержинского (Рабочая улица, 31в)

Координаты:54.939047, 41.383593
Проезд:на месте храма магазин


Добавить фотографию
Казанский женский монастырь. Церковь Рождества Христова - Касимов - Касимовский район и г. Касимов - Рязанская область
фото с сайта http://nikolokas.cerkov.ru/bl-carevich-iakov/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1930




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  8 января 2017

Кирпичная церковь, построенная в 1735 г. купцом А.Г. Полежаевым. Высокий трёхсветный четверик, завёршенный декоративным пятиглавием, с трапезной, в которой помещались Пятницкий и Никольский приделы. Колокольня в стиле классицизма пристроена в 1781 г. В 1930-х гг. разрушена, на ее месте магазин. Первоначально приходской храм. В 1825 г., при расширении территории Казанского монастыря, включен в ее состав.

http://www.history-ryazan.ru/


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  16 марта 2017

Существовавшая ранее церковь Рождества Христова, стоявшая близ церкви Пятницкой, одновременно упоминается в писцовых книгах 1627 г. Вместо обветшавшей Христорождественской церкви, упоминаемой в писцовых книгах, в том же столетии поставлена была новая церковь в то же храмонаименование, которая в 1753 г. уступлена была прихожанам сгоревшей Успенской церкви.

Вместо двух деревянных церквей Пятницкой и Христорождественской, существующая каменная Христорождественская церковь с приделами Пятницким и Никольским построена была Алексеем Григорьевичем Полежаевым в 1735 г., а колокольня в 1781 г. купцом Иваном Степановым и коллежским секретарем Кириллом Федоровичем Скорняковым, как значится в записке о Христорождественской церкви, данной в 1799 г. благочинному Успенскому священнику Федору бывшим Христорождественской церкви священником Петром Борисовым.

Церковь эта о пяти главах и имеет вид креста: в длину простирается на 50, а в ширину на 29 аршин. 28 августа 1803 г. в Никольском приделе сильно пострадал от пожара иконостас, посему в декабре того же года купец Федор Степанов обращался к епархиальному начальству с просьбою о выдаче сборной книги, которая и дана была ему при указе Консистории от 13 января 1804 г. за № 156.

В 1810 г. в настоящей Христорождественской церкви был устроен новый, величественный по своим размерам иконостас, и староста церковный Иван Герасимович Грошев испрашивал дозволение освятить его и утвердить обще с храмом Рождества Христова и храм Рождества Богородицы; кроме того, просил вследствие бедности церкви утвердить к Христорождественской церкви крестное хождение на день Рождества Богородицы. Журнальным определением Консистории освятить новоустроенный иконостас было дозволено, о чем и послан был указ иерею Поликарпу; об учреждении особого крестного хода замечено, что «особой нужды в нем не предвидится, а об украшении храма должны заботиться сами прихожане».

В 1820 г. в сводах и стенах, как внутри, так и извне, Христорождественской церкви оказалось множество трещин, которые если не угрожали ей падением, то, во всяком случае, требовали капитального ее исправления: под 1839 г. встречаем просьбу о дозволении исправить ветхости в Христорождественской церкви.

В 1870 г. возобновлена была настоящая холодная церковь Рождества Христова и освящена 27 сентября того же года настоятелем Солотчинского монастыря арх. Герасимом, а в 1879 г. возобновлены оба придельные храма и освящены 21 ноября Касимовским прот. Н. Ф. Глебовым.

Земли 73 дес. 1626 кв. саж., как видно из плана, выданного в 1782 г. и сохраняющегося в церковном архиве. В приходе к Христорождественской церкви в половине XVIII ст. состояло более 100 дворов, к концу того же столетия число их значительно сократилось и в первую четверть XIX ст. простиралось от 40-50 дворов.

Хотя по указу 10 августа 1722 г. в причте положены были 1 священник, 1 диакон, 1 дьячок и 1 пономарь, но полного комплекта в Христорождественском причте, по бедности прихода, не было. В марте 1822 г., за выходом священника от Рождественской церкви за бедностью прихода, священнослужение в ней указом Консистории предписано исправлять причту Казанского монастыря.

Указом Консистории от 30 октября 1825 г. предписано: «Христорождественскую церковь, как вошедшую распространением монастырской ограды внутрь монастыря и состоящую построением своим на монастырской земле, исключив навсегда из числа приходских, причислить к тому девичьему монастырю со всею имеющеюся в ней утварью и колоколами; а посему велеть игуменье оного монастыря при посредстве благочинного, принять все имеющиеся в той церкви различные вещи по описям в свое смотрение и распоряжение; поставить игуменье в непременную обязанность, чтоб по принятии сей церкви она обратила внимание на ветхость той церкви и старалась наивозможно по временам исправлять все в той церкви и ризнице недостатки и ветхости возобновлять, испрашивая предварительно на все то от начальства дозволение».

Вследствие просьбы причта Казанского монастыря, исправлявшего богослужения в приписной к нему Христорождественской церкви, при ней оставлены были земля и приход для поддержки монастырского причта, получавшего на 2 священников, диакона и дьячка жалования в количестве 120 руб. ассигн.

В настоящее время приход Христорождественской церкви состоит из 77 дворов, расположенных в недальнем от нее расстоянии, в коих числится муж. пола 308 душ, жен. пола 360 душ.

Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных» том 4 , Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  23 июня 2019

Касимовский Казанский женский монастырь был основан в 1627 году старицей Устиньей. Об этой женщине известно, что она семь лет была больна ногами. Когда уже не осталось никакой надежды на излечение, она удостоилась увидеть во сне Божию Мать, которая приказала больной идти в город Казань за образом, списанным с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Образ этот старица должна была найти в лавке у одного купца, торгующего мукой. Устинья повиновалась. С большим трудом собралась в путь и водой отправилась до Казани. Прибыв в город, она отыскала купца, указанного ей в сонном видении. В лавке у него была найдена заветная икона. Купец уже знал о цели визита, так как сам во сне получил откровение. Устинья с благоговением приняла образ и сразу почувствовала исцеление.

Старица радостно поспешила на родину. Дорогой она посетила монастырь преподобного Макария Желтоводского и получила в благословение образ преподобного Макария. Возвратившись в Касимов, Устинья обе принесенные иконы поставила в церковь великомученицы Параскевы-Пятницы, а сама с детьми стала строить деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Землю под храм ей подарил касимовский царевич Сеид-Бурган и его мать касимовская царица Фатима-Султан-Сеитовна (урожденная Шакулова). Так вот около возведенного храма Казанской Божией Матери старица Устинья и основала женский монастырь.

Вот что говорится в писцовых книгах г. Касимова за 1627 г. о Казанской церкви: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанская деревянная клецки, да у той же церкви придел Макария Желтоводскаго чудотворца, а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския и образ чудотворца Макария Желтоводскаго стоить в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, а строит тот храм старица Устинья с детьми, а под церковь отмерено 6елой земли в длину двадцать восемь сажен, поперек тож, да к той же церкви дано порожнего пустаго места старой пустоты белой же земли против церкви, да за дорогой в длину семнадцать сажен, поперек 12 сажен, к тому же храму отмерено под двор строительнице старице Устинье с детьми одиннадцать сажен, поперек шесть сажен с полусаженью».

По тем же писцовым книгам, церкви этой принадлежали две иконы: чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанской и икона Макария Желтоводского чудотворца. Стояли они временно, до окончательной отделки строившейся церкви, в Касимовском же деревянном храме великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. То есть, предание, дошедшее до нас, полностью подтверждается архивными документами. Обе иконы описаны были Войековым и Рыковым довольно подробно: «Да в том же храме (св. Параскевы, нареченной Пятницы) стоит чудотворный образ Пречистой Богоматери Казанской, моление старицы Устиньи с детьми, оклад серебренный басманный золочен, венцы у Пречистой Богородицы и у Спаса серебренные чеканные золочены, да у того же образа пелена бархат червчет на середине крест, а та пелена приклад боярина князя Ивана Михайловича Воротынского стоит на аналое, налой золочен дорогами, да перед тем же образом свеча местная восковая данья пушкаря Въяла Прокофьева; образ Макария Желтоводского Чудотворца обложен окладом серебренным басман золочен, да у того же образа пелена данья Алексея Чубарева, да перед тем же образом лампад медной данья посадского человека».

Около 1653 года владелец г. Касимова касимовский царь Сеид-Бурган принял христианство и был назван в святом крещении Василием. После принятия христианства царевич Василий Арсланович стал оказывать монастырю всяческую помощь и покровительство: «игуменью с сестрами и кормил и поил и на одежду давал из своих доходов». Из сыновей касимовского царевича Василия Арслановича особенно покровительствовал Казанскому монастырю касимовский царевич Яков Васильевич, который умер молодым, 7 января 1677 года, и погребен был в Казанском монастыре. Он один из крещеных царевичей Касимовских похоронен городе Касимове, а все остальные царевичи Касимовские, потомки Василия Арслановича, да и сам Василий - погребены в Московском Златоустовском монастыре. Гробница царевича Якова Васильевича существовала до революции. По правую сторону каменной Казанской церкви находилась вросшая в землю каменная небольшая часовня, воздвигнутая над его могилой. Внутри часовни посредине было сделанное из кирпичей возвышение вроде гробницы над местом упокоения царевича. На возвышении лежал камень со следующей надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день на собор Иоанна Предтечи представися раб Божий царевич Иаков Васильевич касимовской».

Существует предание, что царевич Яков вел жизнь благочестивую и однажды, когда был при смерти, получил чудесное исцеление от чудотворной иконы Казанской Божией Матери (моление старицы Устиньи). В благодарность за свое исцеление он подарил в монастырь две богатые священнические ризы. Кроме риз Казанскому монастырю царевич Яков пожертвовал несколько икон, которые сохранялись в монастыре до дня его закрытия. В монастыре паломникам показывали две пелены, ткань серебряную по красному рытому бархату, переделанную из священнических риз, пожертвованных царевичем Яковом Васильевичем в монастырь. Память о царевиче Якове Васильевиче в Казанском монастыре свято хранилась всегда. В былые времена в монастыре был его портрет, но он сгорел во время пожара. Простой народ брал песочек с пола часовни над могилой царевича и исцелялся таким образом от зубной боли.

В монастырской ризнице хранился небольшой образ Божией Матери, вышитый искусными руками, как говорит предание, касимовской царицей Фатимой (которая втайне была христианкой), супругой её сына Марьей Никифоровной и внучками Евдокией и Домной. Видимым знаком благочестия этой семьи были две пожертвованные ими иконы. Одна из них была пожертвована монастырю Царицей Фатимой, бабкой царевича Иакова. Риза Царицы Небесной на этой иконе очень красиво и искусно вышита серебром, по преданию, собственноручно самой царицей Фатимой и ее внучками - сестрами Царевича Иакова. Другая икона - жертва матери царевича Иакова Марии Никифоровны (урожденной Плещеевой), супруги Царевича Василия Арслановича. Риза Царицы Небесной на этой иконе представляет собою очень тонкую и изящную работу. Она вышита серебром по шелку и украшена жемчугом и камнями, как говорит предание - собственноручная работа самой Марии Никифоровны. Одна из этих икон была в Касимовском музее и куда-то пропала. Есть слух о том, что где-то в Прибалтике есть Казанская икона из Касимова, но он требует подтверждения.

После смерти Фатимы монастырь был вынужден просить помощи у великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей. В дальнейшем он расширялся и включил в себя Пятницкую церковь. На месте деревянной Казанской церкви в начале 18 века была воздвигнута каменная церковь того же наименования. В таком виде монастырь зафиксирован на плане, вычерченном И. С. Гагиным в 1849 году (более поздние планы монастыря в Касимове не сохранились). Уже позже составления этого плана - в 1850 году Казанская церковь была разобрана и начала возводиться другая, более обширная, законченная постройкой в 1864 году. Она сохранилась до революции. Сейчас на ее месте стоит так называемая «пятиэтажка» (почему-то в ней на поверку оказалось не 5, а 4 этажа), от остальных монастырских строений остались несколько сестринских корпусов, в том числе в двух местах остатки монастырской каменной ограды и две угловые башни.

В годы Первой мировой войны на территории монастыря действовал лазарет, и монахини оказывали посильную помощь раненым. После революции, когда в первую очередь стали закрываться монастыри, было образовано религиозное общество при Казанской церкви. В 1922 году из храма была изъята риза с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Икона была «одинакового размера с чудотворною Казанскою... Она в серебряно-вызолоченном окладе и украшена аметистами и топазами» - написано в клировых ведомостях за 1914 год. Икона была окружена «40 изображениями сцен из жизни Богоматери... Изображения разделяются бордюром в стиле империи» - указывается в описи изъятия ценностей. Потом в музей была перенесена и сама икона.

В 1930 году было ликвидировано и само религиозное общество, а 30.07.30г. Постановлением Рязокрисполкома храм был передан под хлебопекарню. К концу XX века от монастырских строений остались несколько сестринских корпусов, в том числе три каменных двухэтажных, в двух местах остатки монастырской каменной ограды и две угловые башни.

В 2012 году Преосвященный Дионисий, епископ Касимовский и Сасовский, благословил начало возрождения Касимовского Казанского монастыря. Казанский женский монастырь начали возрождать с 2015 года. Монастырю переданы один сестринский корпус, часть стены и башня. Настоятельницей Казанского женского монастыря является матушка Феодосия, которая вместе с двумя сестрами приехали сюда из Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни. Их стараниями сразу же началось посильное восстанавление зданий, расчистка территории, с которой за сравнительно небольшой срок было вывезено 278 машин с мусором.

2 августа 2016 года, в день памяти пророка Илии, Преосвященный епископ Дионисий совершил чин освящения купола и креста для келейного корпуса Касимовского Казанского женского монастыря.

По материалам: http://ryazeparh.ru/; http://www.panagiar.ru/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.