В начале XVIII в. по лесистой местности южнее Александро-Невской лавры, вдоль р. Невы, проложили новую почтовую дорогу. Она соединила Петербург с Архангельском, проходила через Шлиссельбург, а потому и была названа Шлиссельбургским трактом. В окрестностях Петербурга тракт делился на шесть участков. Первый начинался у Александро-Невской Лавры и заканчивался у южной заставы города. Остальные участки находились в границах селений, возникших в XVIII в. Второй участок занимало село Смоленское, в границах от современного Большого-Смоленского проспекта до ул. Крупской. Третий – в поселке Михаила Архангела (до совр. Фарфоровской ул.), далее по селу Фарфорового завода (до Леснозаводской ул.), по селу Александровскому (до ул. Грибакиных) и деревни Мурзинка (до Рыбацкого). На одиннадцатой версте Шлиссельбургского тракта (в настоящее время - пр. Обуховской обороны), близ казенного кирпичного завода, возникла деревня, там жили рабочие завода. Первой церковью рабочей слободы была небольшая деревянная церковь во имя пророка Илии, освященная в 1711 г., по преданию, построенная Петром Великим для невских рыбаков.
В царствование Елизаветы Петровны здания кирпичного завода заняла Невская Порцелиновая мануфактура – будущий Императорский фарфоровый завод (в Европе того времени белоснежный фарфор называли порцелином от итал. porcellino — "поросенок"). Основанный в 1744 г., завод стал первым фарфоровым предприятием в России. Именно здесь талантливый русский ученый Дмитрий Иванович Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы, приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому. Штат порцелиновой мануфактуры состоял вначале из восьми рабочих, присланных с кирпичных заводов, и двух рабочих с подмосковного фаянсового завода, но с расширением производства увеличивалось и количество работающих здесь. Со временем по соседству с мануфактурой возникла так называемая "фарфоровая колония", в которой проживали "работные люди" со своими семьями.
Первая деревянная церковь стала мала и в 1731-1734 гг. была заменена каменной в три придела (правый - Пророка Илии, левый - Святителя Николая). Освятили церковь во имя Спаса Преображения Господня 4 августа 1742 г.
Строителем каменного храма соборная книга называет священника Иродиона Тимофеева. Среди «жертвователей» на строительство его были императрица Анна Иоанновна, граф И. М. Головин, князья Куракин и И.В. Одоевский, советник А.А. Хитрово и другие. Менее состоятельные люди вместо денег жертвовали материал. Так, обжигальщик Нефед Иванов пожертвовал две тысячи штук красного кирпича, приказчик Алексей Деребин — сто дюймовых досок. Крест на церковь изготовили на деньги купца Адмиралтейского общества Прохора Ивановича Рювищева. Эта церковь располагалась напротив современного дома №151 по проспекту Обуховской Обороны.
В церковной ограде, по традиции, разместилось небольшое приходское Преображенское (позже Фарфоровское) кладбище. Кладбище находилось на земле Императорского кабинета, которому подчинялся Фарфоровый завод. Поэтому поначалу оно предназначалось «исключительно для лиц, имеющих отношение к Императорскому заводу». Впрочем, этот запрет соблюдали не строго: погребали здесь не только заводских рабочих, но и окрестных жителей, а иногда и состоятельных петербуржцев. Оно располагалось сначала у самого храма и разрасталось в сторону теперешней улицы Бабушкина. На этом кладбище и был похоронен Дмитрий Иванович Виноградов - к сожалению, могила его не сохранилась.
К 1811 г. однокупольный храм сильно обветшал, и архитекторы Е.Т. Соколов и Л.И. Миллер разработали проект его перестройки, но из-за недостатка средств изменить удалось лишь форму купола и отчасти внутреннюю отделку. Тогда же в ограде была возведена часовня. Работы длились всего одно лето, после чего 27 сентября 1817 г. состоялось освящение здания.
В 1830 г. Петр Телушкин, известный тем, что поднимался на шпиль Петропавловского собора, исправил на храме железный крест. Причт постоянно думал о сооружении нового здания. В 1837 г. его проект составил арх. Григорьев, в 1840 г. - Ф.И. Руска, но денег на строительство не находилось. В 1845 г. здание подверглось частичной перестройке, однако это почти не нарушило его старинный внешний облик. Шпиль, увенчивающий здание, был заменён куполом. Был переделан верх колокольни, внутри храма появились хоры. Возможно, тогда же в интерьере появились витражи. Придельные храмы после реконструкции составили одно целое с главным. В 1846 г. четырехконечный крест заменили золоченым шестиконечным. Иконостас главного алтаря имел четыре яруса, придельные иконостасы освящены во имя Николая Чудотворца и во имя пророка Илии Фесвитянина.
В 1856 г. была произведена реставрация четырехъярусного иконостаса. Еще дважды (в 1893 г. под руководством А.В. Малова, и в 1914 г.) в церкви производился основательный ремонт с заменой части икон копиями на цинке. В первом случае в куполе была сделана новая роспись. В церкви находились особо почитаемые иконы: Преображения Господня, в которую были вложены часть креста Господня и частицы мощей Алексия, человека Божия, мученика Георгия, Авраамия, святителя Алексия, икону пожертвовал придворный протодьякон Алексей Заводский; Казанской Божией Матери, которая была найдена корабельным плотником Тихоном Вагановым на дне Финского залива близ Кронштадта около 1770 г. Она почиталась как целительная и чудотворная.
К числу достопримечательностей относился 50-пудовый колокол, отлитый в 1686 г. в Швеции известным шведским мастером Михаэлем Бадером и перевезенный сюда из Ниеншанца. Колокол был украшен латинской надписью "Soli Deo gloria. Gloria in excelsis Deo. Me fundebat anno 1686 Holmiae Misael Bader".
При храме существовала благочестивая традиция крестных ходов. В мае крестный ход шел в Колпино, в июле - к часовне Скорбящей Божией Матери; три крестных хода были посвящены избавлению от холеры: 28 июля - по селу Смоленскому (холера 1831 г.), 20 июля - вокруг завода (1848 г.), 9 июля - на фабрику Торнтона (1893 г.). Проводились и захоронения: здесь были погребены отец и сын Гурьевы - министр финансов граф Дмитрий Александрович и действительный тайный советник граф Александр Дмитриевич. С 1871 г. при церкви работало благотворительное общество, имевшее богадельню в память Варгуниных и приют.
В 1894 г., в ознаменование юбилея фарфорового завода, перед храмом был поставлен бронзовый бюст Елизаветы Петровны.
Фарфоровское кладбище неоднократно расширялось. Ещё в XVII в. оно перешагнуло на другую сторону Шлиссельбургского тракта, затем - за улицу Большая Щемиловка (отрезок этой улицы в настоящее время не существует, но основная часть улицы ныне называется Фарфоровской) и узкой полосой протянулось в юго-западном направлении, от Невы к Николаевской железной дороге. Возле Преображенской церкви на дорогих участках первого разряда к средине XIX в. уже практически не хоронили. В этой части кладбища сохранялось немало красивых памятников конца XVIII - начала XIX вв. В 1862 г. был закрыт и второй разряд, расположенный ближе к Щемиловке.
В 1902 г. к кладбищу прирезали три десятины земли с целью построить там церковь «для заупокойных богослужений, дабы не стеснять богомольцев главного приходского храма». Небольшой храм в неорусском стиле был построен по проекту архитектора и исследователя древнерусского зодчества Александра Федоровича Красовского в 1902-1912 гг. На Императорском фарфоровом заводе скульптор Август Карлович (Август-Хейнрик) Тимус выполнил по рисунку зодчего уникальный иконостас из фарфора, а царские врата сделали из чеканной меди.
18 августа 1902 г. прошла торжественная церемония закладки церкви, в которой принял участие епископ Ямбургский Сергий вместе с отцом Иоанном Кронштадтским. Строили храм на пожертвования благотворителей. Освятили церковь во имя Сошествия Святого Духа 7 октября 1912 г. Церковь стала благодатным украшением района и гордостью мастеров фарфора.
Последнее прошение о расширении Фарфоровского кладбища относиться к лету 1917 г. Через десять лет, в 1927 г. по ходатайству Володарского райсовета оно было закрыто, началось его постепенное разорение. Преображенская церковь была закрыта 5 ноября 1932 г. и в следующем году снесена, хотя она являлась памятником архитектуры и составляла единый комплекс со зданием Фарфорового завода. Все находившиеся внутри храма захоронения погибли. Были стерты с лица земли и наиболее старые участки кладбища, находившиеся близ церкви, у Невы и Шлиссельбургского проспекта. В 1939 г. была закрыта и Свято-Духовская церковь, позже использовавшаяся как картофелехранилище. Та часть кладбища, на которой располагалась церковь, просуществовала всю войну.
После Великой Отечественной войны в крепчайших стенах обезглавленной церкви был устроен литейный цех. Обезображенное здание простояло до 1966 г. и было взорвано при строительстве станции метро «Ломоносовская». Окончательно кладбище уничтожено в 1960-х гг. при строительстве станции метро «Ломоносовская». Другое кладбище - Успенское Александровское с деревянной часовней находилось в селе Александровском на краю Троицкого поля - застроено жилыми домами, между Рабфаковской ул. и 1-м Рабфаковским пер.
http://svduha.ru/nash-hram/istoriya-hrama/