Из статьи, размещенной на сайте :
http://pomorian.narod.ru/module2_1.htm
На фоне панорамы современного спального района Петербурга, открывающейся при выходе из метро «Рыбацкое», выделяется небольшое трехэтажное здание с башенкой, похожее на крохотную крепость – это «Невская обитель», за ней маленькое кладбище и церковь. Здесь более сорока лет назад вынуждены были обосноваться ленинградские староверы-поморцы, официально именующие себя христианами Древлеправославной Поморской Церкви беспоповского брачного согласия.
Изначально здесь, на берегу Невы, располагалось Казанское кладбище.
В начале 1830-х годов, после запрещения санитарной службой производить захоронения в приневской зоне, под захоронения был выделен новый участок, часть которого сохранилась и поныне. Как видно из сохранившегося плана кладбища, выполненного по фактическим замерам архитектором фарфорового завода Л.Шауфельбергом в ноябре 1881 года, рядом с новым Казанским кладбищем с северо-восточной стороны находилось старообрядческое кладбище. Существование отдельного кладбища позволяет предположить, что в уезде проживало значительное число христиан-староверов. Об этом свидетельствуют так же рапорты настоятелей церкви в Санкт-Петербургскую Духовную Консисторию, а так же воспоминания старожилов Рыбацкого. Еще в 40-х - 50-х годах XX века на кладбище сохранялся небольшой участок староверческих могил с характерными высокими восьмиконечными крестами. В последствии остатки старообрядческого кладбища были снесены и на этом месте была сооружена автостоянка...
В 1834 году на новом кладбище была построена часовня, а в 1883 году по проекту архитектора Леонарда Шауфельберга маленькая деревянная синодальная церковь, освященная в память Казанской иконы Божией Матери. Церковь была выполнена крещатой в плане. В конце 19 века церковь с западной стороны увеличили более крупной каменной пристройкой с колокольней. В таком виде церковь сохранялась до 30-х годов XX века. В 1937 году последний настоятель церкви был расстрелян большевиками, и церковь вскоре была закрыта.
Более четверти века она использовалась в основном как склад. Скоро здание бывшей церкви потеряло свою алтарную часть (деревянную) и к 1960 году представляло собой каменную постройку площадью 50 кв.м с уцелевшей колокольней, где наверху сохранилась маленькая сторожка.
К 1940 году в Ленинграде не осталось ни одного староверческого храма или моленной и юридически существующей общины. Однако службы продолжали совершаться на квартирах. В конце 50-х годов власти, вынужденные реагировать на жалобы, стали предлагать общине помещения за чертой города и на самых дальних окраинах, в том числе и склад в Рыбацком (сохранившуюся часть бывшей церкви во Имя иконы Казанской Божией Матери). Состояние предложенных зданий было примерно одинаковым и решающим фактором выбора Рыбацкого стало проживания настоятеля и ведущих певчих в южных районах города. Кроме того, хотя здание находилось за чертой города (Рыбацкое стало районом Ленинграда только в 1963 году), сюда трамваем из центра могли приехать в храм прихожане, которых тогда было около 20 тысяч.
В 1961 году община со всем имуществом переехала в Рыбацкое, принятое помещение было именовано моленной и преемственно освящено во имя Знамения Пресвятой Богородицы (по имени утраченных ранее храмов).
Новое помещение имело такие малые размеры, что сразу же встал вопрос о пристройке. Председатель общины С.Г. Евсеев добился разрешения районной власти, и была сооружена небольшая пристройка на месте снесенного деревянного здания церкви. В те годы подобное церковное строительство всегда находилось под пристальным вниманием властей. Ни одна проектная и строительная организация не могла включить в свой план такую работу, строительство пришлось вести хозспособом, силами совместителей. Однако вскоре городская власть решила объявить постройку незаконной. Началась серия проверок. Одновременно была организована пропагандистская кампания. В газете "Вечерний Ленинград" появились статьи под общим названием «Не корысти ради», со злобной клеветой на общину и ее председателя. 8 марта 1961 года вышло решение Ленгорсовета о сносе возведенной пристройки. По «делу о пристройке» председатель С.Г.Евсеев и районный архитектор были осуждены к заключению. Когда из Москвы пришло разрешение оставить пристройку, было уже поздно – часть членов Правления, еще хорошо помнивших сталинские репрессии, настояла на добровольном сносе.
В последующие годы на ежегодном собрании общины постоянно возникал один вопрос – о необходимости расширения площади. Многочисленные обращения к власти были безрезультатными. Не имея разрешения на пристройку, председатели общины вели, однако, накопление необходимых средств, и к 1985 году было накоплено более 150 тыс.руб., в те годы сумма немалая.
В 1987 году, в преддверии 1000-летия Крещения Руси, община получила разрешение строить на месте снесенной в довоенные годы деревянной Казанской церкви нового церковного здания. Новое здание проектировалось по эскизам настоятеля о.Олега (О.И.Розанова, в миру дизайнера) и было выполнено в виде канонического единого объема, включившего новую церковь, увенчанную куполом, и старое знание с притвором и колокольней.
14 августа 1988 года состоялась первая служба в обновленном здании. 19-метровый купол избавил от постоянной духоты во время службы, расширенный крылос позволил всем певчим размещаться у аналоя. Появились четыре малые кельи для служебных нужд, в хозблоке было выделено помещение для отдыха служителей и гостей общины. В том же году община приняла официальное название Невской Старообрядческой Поморской. После реконструкции церковь получила статус «Памятника архитектуры».
В конце 80-х годов в храм вернулось значительное число прихожан, обходивших его в безбожные годы. Надеясь на дальнейший подъем общины, исходя из нужд вновь образовавшегося Российского Совета, Правление общины решается на строительство вблизи храма здания духовно-благотворительного центра «Невская Обитель». По эскизному предложению о.Олега составляется проект, приобретаются стройматериалы. Средств хватает на возведение стен, затем темпы замедляются, работы производятся силами прихожан общины. Много потрудились И.С.Иванов, К.Л.Зелев, Л.Г.Бобылев, А.А.Серов, Г.Л.Михайлов.
В здании «Невской Обители» расположились: малый храм, трапезная, крестильня, келии для служения треб, оранжерея, столярная мастерская, подсобные помещения. Здесь работают воскресная школа, курсы по подготовке церковных служащих, библиотека, архив, издательство газеты и церковного календаря, проводятся ежегодные слеты молодежи.