Разрез Троицкой церкви Успенского собора Кинешмы. И. Е. Ефимов. Около 1820 года. Чертеж озаглавлен: «Разрез соборной церкви в город Кинешму». Слева внизу имеется подпись: «Архитектор Иван Ефимов».
Документ представляет собой разрез храма по оси север — юг с видом на западный портал. Он интересен тем, что изображает также элементы внутреннего убранства: двери, кессонированные своды, балюстрады, сюжеты росписей. По всей видимости, архитектором был разработан целостный художественный ансамбль. Над центральным порталом в люнете представлено «Вознесение Господне», над боковыми окнами «Христос и самарянка» (?) (слева) и «Притча о слепых» (?) (справа). В нижней части столба слева сохранилось изображение архангела (в правой части чертежа на этом месте утрата).
Троицкий собор в Кинешме возведен в 1838 г. Крестообразный в плане храм был первоначально увенчан лишь одним центральным световым куполом. Боковые глухие надстроены позднее. С востока к центральному объему примыкает полуциркульная абсида, с трех остальных сторон — четырехколонные портики. Известно, что масляная живопись в соборе выполнена в середине XIX в., в барабане и на парусах — в конце XIX в., а также то, что вся живопись поновлялась в начале XX в.
Об архитекторе И. Е. Ефимове как об авторе проекта этого собора пишут разные исследователи, в частности Л. А. Шлычков. Известно, что проект был одобрен академическим советом 17 сентября 1819 г., однако нигде не сообщается, что И. Е. Ефимов был также автором эскизов росписей для собора. В публикации мы приводим дату чертежа «около 1820 года», которая фигурирует в документах ГАКО, так как на самом чертеже не указано, когда он был выполнен.
Иван Ефимович Ефимов — нижегородский губернский архитектор (1795–1841), закончил Петербургскую академию художеств, став в 1825 г. академиком. В 1819 г. направлен в Нижний Новгород, где занимал должность губернского архитектора с 1820 г. до конца своих дней. И. Е. Ефимов является ярким представителем позднего классицизма, он много строил как в самом Нижнем Новгороде, так и в других городах Поволжья. В частности, архитектор занимался перестройкой здания Присутственных мест в Костроме в 1832–1833 гг., фиксировал разрушения и составлял проекты ремонта зданий Макарьева и т. д.
Костромской исследователь Е. В. Кудряшов отмечал, что архитектор Иван Ефимов внес вклад «в развитие межобластных архитектурных связей в Поволжье в эпоху классицизма — очень интересного вопроса в истории русской архитектуры, пока еще мало изученного». Публикуемый чертеж имеет отношение именно к этой малоизученной теме. Важно отметить, что Успенский собор возведен почти через два десятилетия после утверждения проекта И. Е. Ефимова и мы не знаем имена специалистов, которые руководили строительными работами и украшением интерьеров храма.
Росписи Троицкого собора сохранились до наших дней, в последние годы в интерьере проводились поновительские работы. Росписи заслуживают отдельного исследования, но нам хотелось бы сказать о них несколько слов и в связи с предположительным авторством И. Е. Ефимова, т. к. на публикуемом разрезе имеются схематичные эскизы. Части первоначальных сохранившихся росписей выполнены в переходной стилистике от классицизма к академической манере с использованием глубоких красно-коричневых, сине-зеленых и спокойных розоватых тонов. На подпружных арках, перекинутых между столбами, изображено небесное воинство (стоящие на пьедесталах архангелы и парящие херувимы). В люнете восточного рукава написан Господь Саваоф с ангелами, на арке — «Сошествие Святого Духа на апостолов» (слева) и «Христос отсылает учеников в мир» (справа). В люнете северного рукава — «Проповедь Иоанна Крестителя»; на арке «Чудо в Хонех» (слева) и «Архистратиг Михаил» (справа); в люнете южного рукава — «Рождество Иисуса Христа»; на арке — «Похвала Богоматери» (слева) и «Взятие Богоматери на небо» (справа).
В западном люнете изображена иная композиция, нежели на разрезе зодчего И. Е. Ефимова, — «Притча о десяти девицах»; под ней «Лепта вдовицы»; на арке «Юноша, оскорбленный словами Иисуса Христа о самоотвержении» (слева); «Воскрешение сына наинской вдовицы» (справа). Другие разрезы с эскизами росписей Троицкого собора нам неизвестны, но, несмотря на то, что среди сохранившихся сюжетов нет изображенных на разрезе И. Е. Ефимова, общий характер построения композиций, корпусное изображение фигур, узнаваемые позы и развороты позволяют предположить, что в основу росписей были положены именно эскизы зодчего, выполнявшего проект собора.
Н. А. Мерзлютина "Неизвестные проекты храмов Костромской губернии первой четверти XIX века". Сборник «Архитектурное наследство». Выпуск 68. 2018. С. 128-129
Комментарии и обсуждение