ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кинешма. Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной.


Кинешма. Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной
Храмовый комплекс. Не действует.  
Год постройки:Между 1745 и 1836.
Ссылки: Свод памятников архитектуры  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Ивановская обл., г. Кинешма, улица Советская, д. 2

Координаты: 57.444443, 42.168402





Сортировка:

Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Вид с рейсового вертолёта<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Вид с рейсового вертолёта
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
6 сентября 2009
Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Вид с корабля.<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Вид с корабля.
Dr. Robert!
30 мая 2006
Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, , Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
15 апреля 2006
Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Вид с юго-запада<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
15 апреля 2023
Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Колокольня Успенско-Троицкого собора.<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Колокольня Успенско-Троицкого собора.
oleg.g
26 июня 2011
Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, , Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
MILAV V
14 августа 2010
Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, , Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
15 апреля 2006
Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, , Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
15 апреля 2006
Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, , Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Сидоров Игорь
6 января 2020
Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, 1900-е гг.<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
1900-е гг.
Алексей Кротов
1900
Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Фото с сайта http://humus.livejournal.com<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Фото с сайта http://humus.livejournal.com
Андрей Агафонов
1900
Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1890
Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Фото с сайта Eto.Retro.ru.Фото 1910 г.<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Фото с сайта Eto.Retro.ru.Фото 1910 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Фото с сайта oldcity.ru <br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Фото с сайта oldcity.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Фото с сайта oldcity.ru<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Фото с сайта oldcity.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Фото с сайта oldcity.ru<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Фото с сайта oldcity.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Фото с сайта oldcity.ru <br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Фото с сайта oldcity.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной, Фотоснимок с фотокарточки начала ХХ века<br>, Кинешма, Кинешемский район, Ивановская область
Фотоснимок с фотокарточки начала ХХ века
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 октября 2011

Расположен на высоком кругом берегу Волги, при впадении в нее Кинешемки, на территории бывшей крепости. Самая ранняя постройка комплекса - Успенский собор - был сооружен в 1745 г. Основным вкладчиком в его строительство выступил соборный дьячок И.А. Попов. В 1798 г. возведена стройная колокольня, в облике которой явно ощущаются костромские архитектурные традиции, а в 1838 г. по проекту архит. И.Е. Ефимова создан Троицкий собор. Его композиция повторяет один из классицистических образцовых проектов храмов, изданных в 1824 г. Все сооружения комплекса выполнены из кирпича и оштукатурены. В нач. 19 в. к западному фасаду Успенского собора пристроили низкий притвор; в сер. 19 в. территория комплекса была обнесена каменной оградой с кованой железной решеткой и тремя воротами (западные, кон. 19 в., обращены на Советскую пл., южные, сер. 19 в., - на Советскую ул., северные, кон. 19 в., - на набережную Волги). Юго-западный угол ограды занимает каменная сторожка, построенная, видимо, на рубеже 19-20 вв. В нач. 20 в. приделы Успенского собора надстроены и декорированы в духе эклектики. В этот же период Троицкий собор стал пятиглавым.

Успенский собор занимает северовосточный угол почти прямоугольного участка, вытянувшегося вдоль Волги. Его крупные алтарные апсиды обращены к центральной площади города (пл. Революции). На общей продольной оси с ним находится Троицкий собор, выходящий на западную границу участка. Между соборами, выдвинутая к береговому откосу Волги, высится четырехъярусная колокольня.

Несмотря на разновременность создания отдельных сооружений, они образуют цельный и гармоничный комплекс, играющий главную роль в архитектурном облике города и эффектно воспринимающийся с Волги.

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 440-441


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  24 июля 2018

На правом крутобережье Волги, в центре Кинешмы, где когда-то находилась древняя крепость Кокуй, белым лебедем взметнулся Успенско-Троицкий архитектурный ансамбль. Это главные соборные храмы старинного волжского города. Особая примета Кинешмы - расположенная к западу от Успенского собора белокаменная колокольня высотой 76 метров. Она была построена в переходном стиле от барокко к классицизму в 1798 году, по своей композиции - пятиярусная, украшенная полуколоннами, имеет портик во втором ярусе и перекрытие в четвёртом. Завершается колокольня высоким шпилем высотой 10 метров, который увенчивается крестом. Соборы были закрыты в 1938 году и превращены в гаражи, но в 1945 году вновь открыты. Ныне весь ансамбль принадлежит Кинешемской Епархии РПЦ, учреждённой в 2012 году. Состояние его хорошее. В 1989 году на территории Успенско-Троицкого собора были снесены все деревянные хозпостройки, а на их месте, вдоль южной ограды, выстроены два одноэтажных здания из кирпича.

Успенский летний храм был построен в 1745 году и предназначался для проведения торжественных богослужений. Он дошёл до нашего времени в несколько изменённом виде. На рубеже ХIХ-ХХ веков были переустроены купола и добавлены два придела. Внутри собора на сводах перекрытий сохранилась орнаментальная роспись ХVIII века, выполненная водяными красками. Более поздняя живопись на стенах сделана маслом и посвящена библейским и евангельским темам. Роспись собора возобновили в 1855 году. На своде изобразили ангельские головки, а на арках - мелкий витиеватый растительный орнамент и церковные атрибуты. На стенах в три яруса помещены сцены из Евангелия и Деяний апостолов. Главный двухъярусный деревянный резной иконостас в формах позднего классицизма типичен для середины ХIХ века. Сохранилась металлическая утварь, люстры и прочая церковная атрибутика. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30 х 15 х 7,5 см. В соборе три престола: центральный - в честь Успения Божьей Матери, боковые - в честь святого благоверного князя Александра Невского и святого князя Владимира. В советское время первый раз собор реставрировался в 1979 году. Зимой 1992 года кровли и купола зданий ансамбля были покрыты серебристой кровельной жестью. В 2008-м купола Успенского собора позолотили. Перед главным входом в храм за оградой установлена большая водосвятная чаша. 9 октября 1834 года Успенский собор посетил во время путешествия по Волге император Николай I, а в 1850 году - великие князья Николай и Михаил Николаевичи.

Троицкий зимний храм, предназначенный для повседневной службы, построен в 1838 году. Архитектор Иван Ефимович Ефимов в 1820 году за проект этого собора получил звание "назначенного в академики". Известно, что по его проектам построено несколько храмов и общественных зданий в Петербурге и Нижнем Новгороде. Троицкий храм - типичный памятник русской церковной архитектуры первой половины ХIХ века. Почти квадратный в плане, крестовокупольный, он имеет три входа (с западной, северной и южной сторон), которые выполнены в виде четырёхколонных портиков. Кирпич имеет размеры 27 х 13 х 7 см. Роспись в храме выполнена маслом, несколько раз подновлялась. Храм дважды закрывался для прихожан, приспосабливался под какие-то городские нужды, и каждый раз в нём терялось нечто ценное. Если во время первого закрытия уцелел позолоченый резной иконостас, то во второй раз (это было в 1962 году, во время "хрущёвского гонения на церковь") его разобрали и отправили в Москву для "смывки золота". А иконы жгли у ограды на соборной площади прямо на глазах верующих, которые слёзно просили отдать святыни им. Но все просьбы не увенчались успехом. Только чудом уцелели несколько икон, одна из которых - Казанская икона Божией Матери - была выхвачена кем-то прямо из-под топора. В 1988 году на Троицком соборе восстановили разрушенные ранее четыре барабана и перекрыли купол центрального барабана. В Троицком соборе три престола: центральный - в честь Пресвятой Троицы, боковые - в честь Покрова Богородицы и святого Алексия, митрополита Московского. До 1990 года в Троицком храме размещалась картинная галерея. В 1991 году он был передан верующим. За последующие годы приходской совет совместно с реставраторами отреставрировали Троицкий собор. Покрасили стены, для богослужений были приобретены иконы, богослужебная утварь. Были установлены резные позолоченные иконостасы. Художник-реставратор Андрей Геннадьевич Филиппов расписал приделы собора. Иконы писались нижегородскими художниками под руководством художника-клирика Успенского собора Кинешмы протоирея Е. Юшкова. Сейчас оба храма действующие, в них регулярно проходят церковные службы.

Из книги-путеводителя: Кинешемская сторона. Путешествия в прошлое русской глубинки. Издательство И.Д. "Референт", Иваново, 2016 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  18 февраля 2019

Архитектурный ансамбль Троицко-Успенского собора Кинешмы складывался постепенно. В самом конце XVIII столетия у северо-западного угла Успенского собора построили отдельно стоящую колокольню. Это - архитектурная доминанта дореволюционной (да и нынешней) Кинешмы. Стиль сооружения - переходный от барокко к классицизму, что очень характерно для провинциального зодчества той поры. Давно замечено - на «сломах» стилевых эпох, когда новое борется со старым, не забывая заимствовать у последнего наиболее выразительные элементы, нередко появляются удивительные произведения искусства, которые можно условно назвать «синтетическими». Такова кинешемская соборная колокольня - шедевр в своем роде.

Успенский собор

Чтобы понять, как первоначально выглядел Успенский собор Кинешмы, нужно мысленно лишить его западного притвора, выполненного в стилистике классицизма, и обоих приделов. Тогда увидим простой двусветный четверик с аттиком, увенчанный пятиглавием. Форма - знакомая и весьма архаичная для середины XVIII столетия, когда строился Успенский собор.

В это время в столицах уже доживало свой век барокко и на первые роли готовился выступить классицизм, но в провинции процесс смены стилей шел гораздо медленнее, и главными достоинствами храмов по-прежнему считались добротность исполнения, «крепкость» и следование вековым традициям - в данном случае, владимиро-суздальским и ярославско-костромским, на скрещении которых возводились тогда церкви по всей округе: в Ивановской и Костромской областях подобных храмов, относящихся, в общем-то, к уже «барочному» времени, но выглядящих гостями из прошлых веков, сохранилось немало. Таков и Успенский собор. Из относительно новых деталей в нем можно отметить лишь восьмиугольные окна апсид да аттик - этот барочный элемент кто-то из местных мастеров подсмотрел в Москве и решил использовать в своей практике. Кто это был — не известно, однако вскоре аттик в «ивановских» церквах стал более чем привычен, почти обязателен. При этом заметим, что украшен аттик в нашем случае арочными нишами, выполняющими роль ложных закомар, то есть и здесь сказалось подозрительное отношение ко всякой «новизне»: ее решили «смягчить» приемами, заимствованными в древнерусском зодчестве.

Впрочем, совсем уж «старообразным» Успенский собор не смотрится, ибо позднейшие пристройки и перестройки превратили его в гибрид, в котором зазвучали ноты и классицизма первой половины XIX века, и эклектики рубежа XIX-XX столетий. Насколько гармоничен вышел результат, однозначно не ответить - мнения на сей счет высказываются разные.

Колокольня

Отойдя от нее на несколько десятков метров («большое видится на расстоянии»), рассмотрим колокольню подробнее. Перед нами - пять ярусов, в плане - уменьшающихся в высоту квадратов. Иногда, впрочем, говорят о четырех ярусах, иногда - о шести; и все это верно, ибо счет зависит от того, что мы называем «классическим» ярусом. Нижний ярус украшен рустом и оформлен пилястрами, второй, третий и четвертый - портиками тосканского ордера, причем если во втором ярусе портики увенчаны хорошо знакомыми нам треугольными фронтонами, то в четвертом роль фронтонов играют выступы карниза, обрамляющие люкарны. То есть нижние три яруса исполнены в «беспримесной» стилистике классицизма, но выше архитектурная структура усложняется элементами барокко. С дальнейшим движением в высоту барочная составляющая «сгущается», чему причиной и граненая форма кровель, с плавными, «колоколообразными» гранями, и напоминающее вазу основание шпиля, стрелой вонзающегося в небо. Выглядит все это довольно необычно, но эстетически убедительно.

Троицкий собор

К двадцати метрах к западу от летнего Успенского собора в 1838 году возвели теплый Троицкий собор. Дата постройки не обманет - это, разумеется, высокий классицизм. На низком основном четверике, дополненном с трех сторон четырехколонными портиками, а с востока - апсидой, покоится мощный световой барабан, перекрытый «приплюснутым» граненым куполом. Изначально других куполов у Троицкого собора не имелось - боковые главы с глухими барабанами появились лишь в начале XX столетия. В плане храм - крестообразный; центральный барабан опирается на четыре столпа. В соборе сохранились академические росписи XIX века. Автор Троицкого храма нам известен - проект здания подготовил архитектор Иван Ефимович Ефимов (1795-1841), в свое время достаточно известный. Будучи незаконнорожденным сыном отставного офицера-дворянина, он стараниями отца попал в Академию художеств, которую в 1815 году окончил с большой золотой медалью. С 1819 года и до самой смерти Ефимов служил губернским архитектором в Нижнем Новгороде. Был очень плодовитым мастером, ежегодно «выдавая» по нескольку десятков проектов. Правда, многие из них являлись «эхом» утвержденных «образцов», но «эхом» творческим - Иван Ефимович не занимался умножением копий, а всякий образцовый проект глубоко перерабатывал. Так же он поступил и с проектом Троицкого собора, гармонично вписавшегося в складывавшийся соборный комплекс.

Ограда

В середине XIX века территория Троицко-Успенского собора была обнесена кованой оградой с тремя воротами, из коих парадными считались (и считаются) южные; в начале XX столетия в юго-западном ее углу выросла каменная сторожка. На этом формирование соборного комплекса завершилось.

http://posmotrim.by/article/uspenskij-sobor-kineshma.html



Комментарии и обсуждение


Колокольня Успенского собора построена в 1798 г.
25 января 2006.

Информация об объекте - http://www.ivanovo.ru/mon?m=6
7 февраля 2006, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.