При богадельне город и сам планировал построить церковь. Однако все обязанности по строительству и благоукрашению храма взяла на себя вдова (жена Осипа Николаевича Геера, Наталья Петровна - прим. мод.). Проект она заказала лучшему архитектору Москвы, Льву Кекушеву. Он тогда числился городским архитектором в управе, построил несколько павильонов Московского зоопарка и здание на Остоженке. Вообще, переживал взлет своей карьеры.
В книге Марии Нащокиной «Московский архитектор Лев Кекушев» опубликованы уникальные фотографии внутренних интерьеров домового храма, построенного при богадельне, и даны цитаты из журнала «Зодчий». «Зодчий» в конце XIX века был площадкой для обсуждения главных событий в мире архитектуры и городского строительства. В этом журнале публиковались и обсуждались все проекты отечественных архитекторов, веяния архитектурной моды и инженерного дела. В журнале были описаны интерьеры благотворительного учреждения и храма.
Здание было невысоким, но имело разветвленную структуру. На первом этаже находился вестибюль, соединенный прямым проходом с церковью. Церковь была высокой, большой, двусветной и вмещала до тысячи человек. Это интересно, учитывая, что в богадельне проживало всего сто. Видимо, храм строился с расчетом, что его смогут посещать родственники призреваемых и семьи обслуживающего персонала. На первом этаже справа находились помещения конторы, кухни и прислуги, а слева – комната надзирателя, экономки, фельдшера. Вообще штат был значительным, ведь здесь также находился лазарет и своя аптека, которая по льготным ценам или вовсе бесплатно отпускала лекарства. Это было нововведение именно гееровской богадельни. Позже аналогичная аптека появилась в Марфо-Мариинский обители.
Парадная лестница вела на второй этаж с широким коридором, где прогуливались призреваемые и находились палаты с комнатами по 15 кроватей. В центральной части здания располагалась столовая, из которой можно было, не спускаясь на первый этаж, войти в церковь. В боковых крыльях были дополнительные лестницы и уборные.
Общая стоимость здания с воздушной вентиляцией (без учета отделки и дорогой деревянной мебели) составляла 140 тысяч рублей.
Здание было построено в романо-византийском стиле. Главной высотой был широкий купол с массивным каменным крестом. Центральный ризалит здания (через который в храм попадал солнечный свет) и два фронтальных – украшены аркатурой окон. Вообще, чередование темных и светлых полос в оформлении – это признак византийского стиля. Так же как протяженность этажей и общая стилистика здания, капителей с растительным орнаментом – признак стиля романского. Ограда перед богадельней, перила внутренней лестницы и даже царские врата иконостаса были выполнены из металлических жгутов, замысловато переплетенных между собой и имитирующих растения. В этом была нота модерна.
Все палаты богадельни группировались вокруг храма и те, кто не мог по какой-то причине встать, слушали богослужение непосредственно в своей комнате.
Вдова купца Геера не только финансировала возведение храма, но сама заказывала церковную утварь, облачение и иконостас. Кекушеву заказали мраморный иконостас – в традициях византийского стиля. Интересной деталью этого иконостаса было расположение в первом ярусе двойных вставных икон, – в руки изображенных на фресках ангелов можно было вложить иконы текущего праздника в самостоятельных киотах. Икона в иконе – редкий случай. Одним словом, Кекушев в оформлении внутреннего интерьера постарался приблизиться к забытому идеалу византийских храмов.
Все вышеперечисленное, в том числе и то обстоятельство, что помощь могли получить все приходящие в лазарет и аптеку, составляло гордость богадельни и придавало особый тон учреждению. Богадельня, открытая 1 января 1899 года и просуществовавшая вплоть до революции, была знаменита.
После революции богадельню закрыли, здание перешло в ведение советских учреждений. Домовые храмы в 1918 году были запрещены как класс, поэтому закрывались в первую очередь. В помещениях богадельни находился ряд мелких контор, ими владели, сменяя друг друга, десятки министерств. Дольше всех, в 1960-е годы, здесь располагалось министерство молочной и мясной промышленности. В последние годы существования СССР помещения богадельни занимало объединение «Разноэкспорт», занимавшееся экспортом советских товаров за границу.
Сейчас ситуация странная. Внешне здание сохранилось, и нельзя сказать, что находится в катастрофическом положении, но интерьеры все загублены, решетки сняты и отправлены на переплавку, внутренние интерьеры храма, несмотря на их явную художественную ценность, уничтожены и даже ничего из убранства храма не ушло в музеи, что особенно обидно.
В конце 1990-х годов здание вошло в список объектов регионального значения, то есть оно не может быть снесено и теоретически на нем запрещены перестройки и ремонтные работы.
https://www.miloserdie.ru/article/sudba-bogadelni-2/