ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Ново-Алексеевский женский монастырь.


Москва. Ново-Алексеевский женский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1837.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
г. Москва, 2-й Красносельский пер., 5-7

Координаты: 55.784093, 37.667289
Проезд:м. Красносельская



План Ново-Алексеевского монастыря в Москве
Храмы монастыря:

1. Церковь Всех Святых
2. Церковь Алексия, человека Божия
3. Часовня иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет"
4. Здание НИИ рыбного хозяйства (1930-е гг., включает стены Крестовоздвиженской церкви
5. Церковь Алексия Царевича в северо-западном келейный корпусе (1889-1897 гг.; надстроен в 1930-х гг.)

Другие постройки и объекты:

6. Юго-восточный келейный корпус (1889-1897 гг.; надстроен в 1930-х гг.)
7. Трапезная для учащихся
8. Церковная постройка
9. Иконная лавка (летняя)
10. Мемориальный комплекс "Аллея славы" (2010 г.)
11. Привратные корпуса (службы, иконная лавка, туалеты)
12. Ворота
13. Ограда
14. Некрополь
15. Приблизительная граница монастыря до 1917 г.

Скит и подворье монастыря:



Сортировка:

Ново-Алексеевский женский монастырь, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Алексей Кротов
8 сентября 2024
Ново-Алексеевский женский монастырь, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
26 января 2012
Ново-Алексеевский женский монастырь, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Людмила Будылина
6 сентября 2014
Ново-Алексеевский женский монастырь, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
24 августа 2012
Ново-Алексеевский женский монастырь, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
26 января 2012
Ново-Алексеевский женский монастырь, трапезная<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
трапезная
Андрей Агафонов
1 июля 2000
Ново-Алексеевский женский монастырь, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Юрий Моченов
3 октября 2024
Ново-Алексеевский женский монастырь, Вид через ТТК: в центре Всехсвятская церковь, по бокам келейные корпуса<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Вид через ТТК: в центре Всехсвятская церковь, по бокам келейные корпуса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
8 февраля 2024
Ново-Алексеевский женский монастырь, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
13 января 2019
Ново-Алексеевский женский монастырь, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
13 января 2019
Ново-Алексеевский женский монастырь, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
13 января 2019
Ново-Алексеевский женский монастырь, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Людмила Будылина
6 сентября 2014
Ново-Алексеевский женский монастырь, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
24 ноября 2013
Ново-Алексеевский женский монастырь, Трапезная и лавка<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Трапезная и лавка
Андрей Агафонов
24 ноября 2013
Ново-Алексеевский женский монастырь, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 ноября 1999
Ново-Алексеевский женский монастырь, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Юрий Моченов
3 октября 2024



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


В 1837 г. Алексеевский монастырь переведен в Красное Село (район современной Верхней Красносельской улицы) к церкви Воздвижения Креста Господня, построенной в 1692 г. В 1853 г. в монастыре была построена церковь Алексия-Божьего человека (архитектор М.Д. Быковский), в 1879 г. - церковь Архангела Михаила. Территория монастыря была обнесена стеной. За монастырем находилось кладбище. В 1891 г. на кладбище была построена церковь Всех святых (архитектор А.А. Никифоров). К началу XX в. в монастыре было 4 храма, больница, женское училище.

После Октябрьской революции Алексеевский монастырь был упразднен. В 1930-х годах большинство построек монастыря было снесено, в храмах разместились различные учреждения. Было уничтожено и монастырское кладбище. В дальнейшем церковь Архангела Михаила была снесена, здание церкви Воздвижения Креста Господня было перестроено до неузнаваемости, но церкви Алексия-Божьего человека и Всех Святых сохранились.

В середине 1980-х годов территорию бывшего монастыря рассекла пополам ставшая оживленной автомагистралью улица Гаврикова, после чего стало трудно даже представить весь бывший Алексеевский монастырь как единое целое. В настоящее время церковь Всех святых возвращена верующим. В находящихся рядом зданиях бывших монастырских келий открылся Новоалексеевский монастырь. В здании бывшей церкви Воздвижения Креста Господня в настоящее время размещается ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии. 


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 ноября 2013

"Так или иначе, но пришлось переселяться. Переход монахинь - это был действительно переход, всю многоверстную дорогу на далекую глухую окраину Москвы шли пешком - совершился 16 октября 1837 г., и с того времени Алексеевский монастырь начал отстраиваться на новом месте. Старую приходскую Воздвиженскую церковь расширили и заново отделали по проекту М.Д. Быковского в 1841 и 1857 гг. (в ней похоронены известные московские благотворители муж и жена Ф. Ф. и М. В. Набилковы); по его же проекту в 1853 г. выстроили в центре монастырской территории церковь Алексия Человека Божьего с приделами иконы Грузинской Богоматери и св. Павла Латрского; в 1879 г. построили больничный храм Архангела Михаила и последней в 1887-1891 гг. высокую Всехсвятскую церковь на новом кладбище по проекту архитектора А.А. Никифорова (освящена 30 июня 1891 г.). В этой церкви славился беломраморный иконостас, а расписана она была иконописцами Троице-Сергиевой лавры.На кладбище Алексеевского монастыря были похоронены художник И.М. Прянишников, писатели А.Ф. Вельтман и С.А. Юрьев, публицист М.Н. Катков, скульптор Н.А. Рамазанов, филолог П.М. Леонтьев, мемуарист Ф.Ф. Вигель, историк, издатель журнала "Русский архив" П.И. Бартенев, врач А.Я. Кожевников, физик П.Н. Лебедев, архитекторы А.С. Каминский, В.Н. Карнеев, А.С. Никитин, основатель народного университета А.Л. Шанявский, нотоиздатель П.И. Юргенсон, декабристы Ф.Г. Вишневский, П.Н. Свистунов и многие другие. Теперь же и следов кладбища нет.

Монастырь закрыли, часть его порушили, храмы приспособили для разных своих нужд, а кладбище уничтожили. Главный храм обители настолько перестроили, что его теперь совершенно невозможно узнать в обычном учрежденческом здании, в котором помещается Институт рыбного хозяйства и океанографии и "Росрыба" (Верхняя Красносельская, N 17); Михайлоархангельскую церковь снесли и построили жилое здание (дом N 17/2), в Алексеевской церкви устроили "дом пионеров" (он находится позади института), а во Всехсвятской до недавнего времени было архивное хранилище. В 1980-х гг. часть территории кладбища отрезали при прокладке "третьего кольца", и для того, чтобы найти Всехсвятскую церковь, надо зайти за дом N 17, пройти мимо Алексеевской церкви, пересечь новую магистраль, и в парке, за надстроенными краснокирпичными домами бывших келий, можно увидеть эту церковь, в которой в 1991 г. возобновилось богослужение.

С.К. Романюк


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 июля 2014

Алексеевский девичий монастырь был основан в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Московским на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря), а первой игуменией обители стала сестра святителя - преподобная Иулиания. Это был первый женский монастырь в Москве. Обитель пережила много бед и напастей, восставала из пламени пожаров, не единожды разорялась и вновь восставала из руин. Монастырь был сожжен и разграблен татарами в 1451 году. Опустошался пожарами 1514 года и большим пожаром 1547 года, после чего обитель перенесли ближе к Кремлю, в черту Белого города - Чертолье. В 1812 году монастырь терпит общую участь с Москвой, которая была "французу отдана". Последний переезд в Красное Село, к Крестовоздвиженской церкви, был предпринят в связи со строительством на месте монастыря храма Христа Спасителя.

Обитель славилась благочестием и высокими монашескими добродетелями насельниц. Алексеевский монастырь был любим богомольцами всех званий и сословий. В 1841 году с разрешения святителя Филарета (Дроздова) на территории монастыря было открыто кладбище. Здесь находились могилы историков П.И. Бартенева и А.А. Шахова, публициста и издателя М.Н. Каткова, поэта А.М. Жемчужникова (одного из создателей Козьмы Пруткова), мемуариста Ф.Ф. Вигеля, архитектора А.С. Каминского, художников С.К. Зарянко и И.М. Прянишникова, физика П.Н. Лебедева, основателя Народного университета А.А. Шанявского, мецената Надежды фон Мекк. На кладбище стояли усыпальницы купцов Котовых (работы В.М. Васнецова) и Алексеевых, родителей К.С. Станиславского.

Получая значительные вклады доброхотов и попечителей, имея золотошвейную, иконописную, рукодельную мастерские, монастырь возводит храмы, обновляет и строит новые здания для келий, ограждает свою территорию каменными башнями. В 1902 году было уже 42 строения, в том числе четыре храма: Крестовоздвиженский храм, храм преподобного Алексия Человека Божия с приделами в честь Грузинской иконы Божией Матери и преподобного Павла Латрийского, храм Всех Святых с приделом Казанской иконы Божией Матери и больничный храм в честь Архистратига Михаила. В 1871 году при монастыре открылось первое в России женское училище для выходцев из южнославянских стран. Спустя несколько лет учредили училище-приют для воспитанниц-сирот из бедных. К 1907 году в обители проживали 51 монахиня и 24 послушницы.

В 1924 году святая обитель была закрыта и поругана. Насельницы вынуждены были покинуть монастырь. Девятый вал богоборческой бури разрушил Алексеевский монастырь. Ненавистники исторической памяти народа погребли под шестирядной эстакадой автомагистрали кресты и надгробные памятники наших предков, а территория обители была разрублена этой автомагистралью на две части. Крестовоздвиженский храм оказался сокрыт под строениями ВНИИ рыбного хозяйства: стены пятиэтажного административного здания кое-где включают в себя остатки храма. С запада, где теперь находится вестибюль, сохранилась часть трапезной со сводом, на котором иногда, по словам работников института, проступают росписи. Вдоль южной части на первом этаже имеется извилистый коридор с явными частями старых стен. Зал заседаний на первом этаже в центре здания также содержит фрагменты древней постройки. Больничный храм был разрушен полностью.

Осенью 1990 года стал возрождаться и оживать храм Всех Святых. Интересно вспомнить, что несколько раз откладывалось освящение храма, покуда, наконец, оно не свершилось на Лазареву субботу в 1991 году. И только позже стало ясно, что этот день совпал с празднованием памяти преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя монастыря. В Великую субботу в 1992 году храм посетил Святейший Патриарх Алексий II. А 30 марта 2010 года, в день памяти Алексия Божиего человека, за вечерним богослужением в храме молился Святейший Патриарх Кирилл.

25 ноября 2002 года на праздник Милостивой иконы Божией Матери (в день первого освящения этого храма в 1853 году) состоялось освящение левого придела в храме преподобного Алексия человека Божия. Сейчас восстановлен весь храм. В марте 2006 года Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храме преподобного Алексия человека Божия учреждено Патриаршее Подворье с приписным храмом Воздвижения Креста Господня.

16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принято решение о возрождении в Москве в Красном Селе Алексеевского женского монастыря.

hram-ks.ru/history.shtml#ss_3


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 октября 2016

Михаила, Архангела, в Алексеевском монастыре церковь (уничтожена).

Теплая больничная церковь архангела Михаила при трапезной и покоях настоятельницы обители была устроена и освящена в 1879 г. В 1970 г. комплекс зданий богадельни, настоятельских покоев с храмом и девичьим училищем был занят жилыми квартирами. К 1979 г. его снесли, и на месте бывшего храма выстроили 14-этажное здание (Верхняя Красносельская улица, дом № 17/2).

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/


Марина Зуйкова  9 ноября 2017

Два храма, разделенные скоростным шоссе, – вот и все, что осталось от Ново-Алексеевского монастыря. А ведь история этой старейшей женской обители Москвы, похоже, не закончилась, а только началась. Первый женский монастырь появился в Москве при митрополите Алексии в 1360 году и был освящен во имя Алексия, человека Божьего. Существует предание, что святителя попросили об этом его родные сестры монахини Евпраксия и Иулиания. Однако соборным храмом обители стала церковь Зачатия праведной Анны, поэтому монастырь в народе стали называть Зачатьевским. Святыня пережила многочисленные набеги татар, однако была полностью уничтожена во время пожара 1547 года. После этого было решено перенести Алексеевскую обитель на новое место, на территорию Белого города, граница которого проходила по столичным бульварам. На старом же месте при царе Федоре Иоанновиче был возобновлен монастырь, правда, уже Зачатьевский.

Расцвет обители пришелся на время правления первого из Романовых – Михаила Федоровича. В 1629 году родился будущий царь Алексей, поэтому тезоименитый монастырь стал пользоваться особым покровительством царственного дома. Уже в 1634 году здесь появился новый двухшатровый собор, построенный лучшими русскими архитекторами Антипой Константиновым и Трефилом Шарутиным, которые также возвели царские покои в Кремле. В обитель потянулись паломники, а делать вклады сюда стало почетным. Однако после переноса столицы в Петербург августейшая фамилия забыла о монастыре, а при Екатерине II он потерял и все земли. Еще один удар по обители был нанесен во время нашествия Наполеона, когда были сожжены и разграблены почти все храмы, кроме соборного. Восстановленный было монастырь в 1837 году разобрали, для того чтобы построить на его месте храм Христа Спасителя. Насельниц во главе с игуменией Кладией перевели на окраину города в Красное Село.

Первым храмом монастыря на новом и последнем месте была сельская Крестовоздвиженская церковь. Только после открытия кладбища в 1840 году монахини начали полноценное строительство. Несмотря на удаленность от центра города, здесь хоронили представителей именитых фамилий. Среди них были художники Илларион Прянишников и Сергей Зарянко, историки Петр Бартенев и Александр Шахов, издатель «Московских новостей» Михаил Катков, промышленные гиганты Шустовы и Абрикосовы, купцы Алексеевы, родители Константина Станиславского. Некрополь располагался аккурат вокруг собора, который возвел в 1853 году именитый архитектор Михаил Быковский.Еще один удар по обители был нанесен во время нашествия Наполеона, когда были сожжены и разграблены почти все храмы монастыря, кроме соборного. Постепенно строились кельи, мастерские, храмы… К началу XX века на территории монастыря располагались 42 здания, включая 4 храма, славянское училище, детский приют и больницу.

История Ново-Алексеевской женской обители закончилась после революции. В 1919-м закрыли кладбище, в 1924-м упразднили храмы и выгнали монахинь, а в 1935-м через территорию бывшего монастыря прошла автомагистраль (ныне часть Третьего транспортного кольца). Алексеевский собор был обезглавлен и превращен в клуб, а во Всехсвятском храме устроили архив. Другие же церкви были уничтожены.Крестовоздвиженская церковь и Ново-Алексеевский храм Сейчас оба храма возвращены церкви, и в них проходят богослужения, правда, о монастыре говорить уже не приходится.

Храм Воздвижения Честного Креста Господня

Сельская церковь была построена в 1692 году на месте старой деревянной. В 1812 году чудом избежала разорения, а в 1837-м стала первым собором перенесенного в Красное Село Алексеевского монастыря. После революции храм был встроен в гражданское здание Института рыбного хозяйства и океанографии, что находится по адресу: Верхняя Красносельская ул., 17. В холле и в зале заседаний еще можно увидеть элементы церковного декора.

Алексеевский собор

Второй храм новой обители был выстроен в 1853 году по проекту выдающегося архитектора Михаила Быковского (усадьба «Марфино», Ивановский и Спасо-Бородинский монастыри) в русско-византийском стиле. По сути, он был уменьшенной копией храма Христа Спасителя, возведенного на старом монастырском месте. В советские годы внутри собора открыли пионерский клуб. Службы возобновились лишь в 2002-м, а в 2006-м при храме открыли Патриаршее подворье.

Храм Архистратига Михаила

Домовой храм во имя Архангела Михаила возвел Михаил Быковский в 1879 году. При советской власти церковь была закрыта, в 1979-м снесена. Теперь на ее месте расположен жилой дом.

Храм Всех Святых

Самый последний по времени постройки храм Ново-Алексеевского монастыря появился здесь в 1891 году и считался, по сути, кладбищенским. Помимо основного престола был освящен придел Казанской Божией Матери, а в подклете была устроена дополнительная усыпальница. После революции в храме помещался архив, только в 1991 году его вернули верующим. Сегодня при церкви построили часовню, открыли богадельню, воскресную школу, иконную мастерскую, детский лагерь и многое другое.

Федор Дядичев, http://journalpp.ru/


Сергей Ковров   10 июня 2018

Алексеевский девичий монастырь – древнейшая в Москве женская обитель, ее история восходит к XIV веку. Предание связывает ее начало с именем святителя Алексия, митрополита Московского, по благословению которого на Руси были основаны многие общежительные обители. Около 1360 года, по просьбе сестер Святителя Евпраксии и Иулиании, был устроен монастырь в честь святого Алексия, человека Божия, небесного покровителя самого митрополита в монашеском постриге. Первоначально он находился в пойме Москвы-реки, на Остожье. Там были возведены храм во имя святого Алексия, человека Божия, и соборная церковь во имя Зачатия праведной Анны.

С 1451 года в течение столетия монастырь неоднократно подвергался разорению от вражеских набегов, горел в больших московских пожарах. После 1571 года его перенесли в более безопасное место, ближе к Кремлю, в местность, называемую Чертольем, – где сейчас находится Храм Христа Спасителя. По преданию, часть сестер не пожелали покинуть обитель в Остожье и вскоре, по повелению царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины, там был устроен Зачатьевский монастырь, существующий и ныне.

Со времени рождения в 1629 году царевича Алексея – будущего царя Алексея Михайловича Романова – монастырь в честь его святого покровителя начинает пользоваться особым царским вниманием, царская семья делала щедрые вклады в обитель. В 1654 году, во время морового поветрия, в Алексеевском монастыре был обретен список с древней «Грузинской» иконы Божией Матери, от которого последовали многочисленные чудотворения. Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон пожертвовали на образ драгоценный оклад.

В 1812 году монастырь был разграблен и сожжен наполеоновскими солдатами. Обитель восстановилась после пережитых бед, но ей не было суждено остаться на старом месте. После изгнания французов император Александр I дал обет в благодарение Богу воздвигнуть в Москве храм, посвященный Христу Спасителю. Исполнили обет государя уже после его смерти. В 1832 году для построения величественного храма император Николай I избрал место, занимаемое Алексеевским монастырем. В 1837 году по высочайшей воле Николая I и по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) было решено перевести Алексеевский монастырь в Красное село, существовавшее уже в глубокой древности. В конце XVII столетия здесь был выстроен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Он стал первым храмом Алексеевской обители на новом месте.

Перемещение монашествующих совершилось 17 октября 1837 года – торжественным крестным ходом через всю Москву с особо чтимыми монастырскими святынями – иконами Божией Матери «Целительница» и «Грузинская», святого Алексия, человека Божия – и при участии митрополита Московского Филарета.

Игумения Клавдия с сестрами с трудом привыкали к новому, казавшемуся почти безлюдным, месту. Однако со временем обитель полюбили окрестные жители, не оставлял ее своим попечением и святитель Филарет – в 1840 году он благословил открыть на территории монастыря кладбище. Появившиеся денежные средства игумения Клавдия употребила на пристройку к Крестовоздвиженскому храму еще одного придела – во имя святого Алексия, человека Божия. А при следующей настоятельнице в 1853 году была воздвигнута новая каменная церковь во имя святого покровителя обители.

История монастыря хранит особую память об игумении Антонии (Троилиной), настоятельнице в 1871–1897 годах, под руководством которой обитель достигла истинного расцвета. Родом из богатой купеческой семьи, она получила прекрасное образование и в девятнадцать лет начала иноческую жизнь. До перевода в Алексеевский монастырь наставляемая двумя выдающимися архипастырями – митрополитом Филаретом и митрополитом Иннокентием (Вениаминовым), девять лет управляла московским Страстным монастырем. Игумения Антония восстановила в Алексеевском монастыре общежительный устав.

В период русско-турецкой войны 1877–1878 годов монастырь оказывал помощь Обществу попечения о раненых и больных воинах (в 1879 году оно было переименовано в Российское общество Красного Креста), на котором лежала практически вся медицинская помощь армии. В Алексеевском монастыре велась подготовка сестер милосердия (из числа послушниц) для нужд Общества.

В 1878 году в монастыре был заложен новый каменный двухэтажный корпус под богадельню для престарелых сестер и больницу с домовой церковью. Продолжалось строительство храмов: были воздвигнуты церкви во имя Архистратига Михаила и кладбищенская – в честь Всех Святых, с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери, – отличающаяся особой красотой внутреннего убранства и росписи. Здесь была помещена одна из святынь обители – чудотворная икона Божией Матери «Целительница». Особенностью храма Всех Святых явилось то, что весь его цокольный этаж заняла усыпальница, предназначенная, главным образом, для погребения лиц духовного и монашеского звания.

Кладбище Алексеевского монастыря со временем превратилось в один из лучших некрополей Москвы. На нем покоились лица духовного звания, военные, литераторы, художники, ученые. Доходы от него позволяли вести и строительство, и благотворительную деятельность: оказывать помощь Российскому обществу Красного Креста, тюремным больницам, оплачивать воспитание дочерей бедных священников.

В 1889 году в монастыре в память о спасении императора Александра III и его семьи в железнодорожной катастрофе было устроено училище с курсом начальной церковно-приходской школы для девочек-сирот и дочерей беднейших членов духовенства. Лучшие ученицы продолжали образование также за счет обители. Сам монастырь в те годы называли «школой игумений»: под руководством стариц высокой духовной жизни в нем были воспитаны настоятельницы многих монастырей.

Советская власть, начиная с середины 1920-х годов, планомерно уничтожала Алексеевскую обитель: почти никто из сестер не избежал репрессий – три монастырские послушницы ныне причислены к лику святых. Монастырские храмы были разграблены и перестроены, на месте некрополя разбит парк. Автомобильная эстакада разрезала надвое монастырскую территорию.

С осени 1990 года стал возрождаться храм Всех Святых. В 1991 году на Лазареву субботу, в день памяти Алексия, человека Божия, он был освящен. Начали возрождаться благочестивые монастырские традиции: ежедневное совершение уставных служб, создание богадельни, воскресной и церковно-приходской школ. В марте 2006 года Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храме преподобного Алексия, человека Божия, учреждено Патриаршее подворье.

В апреле 2010 года, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, благодаря инициативе протоиерея Артемия Владимирова и при деятельном участии инокини Ксении (Чернеги) было образовано Сестричество во имя святого Алексия, человека Божия, основной целью которого являлось возрождение Алексеевской обители. Это был первый монастырь в Москве, возобновляемый по благословению и молитвами Первосвятителя. В июле 2012 года Святейший Патриарх благословил положить начало монашеской общине в Красном Селе.

16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении в Москве в Красном Селе Алексеевского женского монастыря с приданием ему статуса ставропигиального. Настоятельницей обители была назначена руководитель Юридической службы Московской Патриархии монахиня Ксения (Чернега), 30 марта 2014 года возведенная в сан игумении.

http://monasterium.ru/monastyri/monastery/alekseevskiy-stavropigialnyy-zhenskiy-monastyr/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  5 сентября 2024

История древнейшей в Москве женской обители – Алексеевского девичьего монастыря – восходит к XIV веку. Предание связывает основание монастыря с именем московского святителя Алексия, заботившегося об утверждении общежительных монастырей и по благословению которого на Руси были основаны многие обители. Алексеевская обитель была устроена около 1360 года по просьбе родных сестёр святителя, Евпраксии и Иулиании, в честь святого Алексия, человека Божия, чьё имя воспринял в монашеском постриге сам митрополит.

Для постройки монастыря было выбрано уединённое место близ села Семчинского. Здесь, в пойме Москвы-реки, находились обширные луга и покосы, на которых стояли многочисленные стога сена, отчего вся местность получила название Остожье. В монастыре был возведён храм во имя святого Алексия, человека Божия, а также соборная церковь во имя Зачатия праведной Анны. В основание обители был положен общежительный устав.

Существует предание, согласно которому первой настоятельницей обители стала одна из сестёр святителя – Иулиания. По летописным же сведениям, первой игуменией Алексеевского монастыря была другая Иулиания, родом из Ярославля, «дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело благобоязлива, чернечьствовавши лет боле 30 и игуменья бывши 90 черницам и общему житью женскому начальница сущи и многим девицам учительница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду, и положена подле церковь» [Приселков М. Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. - М.; Л., 1950. С. 442].

В 1451 году монастырь вместе с Москвой подвергается нашествию татар и разорению. В 1514 году по повелению великого князя Василия Иоанновича итальянский зодчий Алевиз Фрязин построил на месте сгоревшей деревянной церкви каменный храм во имя Алексия, человека Божия. Но «большой московский пожар» 1547 года не пощадил и его: «И бысть буря велика, и потече огонь, яко же молния и пожар силен, и промче во един час за Неглинною огнь и до Всполья за Неглинною и Чертолья погоре до Семчинского сельца...» [Полное собрание русских летописей. Т. 34. М., 1978. С. 182].

В 1571 году Москва была сожжена крымским ханом Девлет-Гиреем. По мнению историка И.Е. Забелина, именно это событие послужило поводом для переноса монастыря в более безопасное место, ближе к Кремлю. В жалованной грамоте 1623 года, данной царём Михаилом Фёдоровичем Зачатьевскому монастырю, говорится, что "после де Московсково пожару тот Олексеевской монастырь переведен в каменной город в Чертолье" [Смирнов Л. П. Историческое описание Московского Зачатьевского девичьего монастыря. - М., 1884. С. 13]. По преданию, на старом месте осталась часть сестёр, не пожелавших его покинуть. Здесь между 1584 и 1585 годами по повелению царя Фёдора Ивановича и его супруги Ирины Фёдоровны, молящихся о даровании наследника престола, был устроен Зачатьевский монастырь с приделами в честь их небесных покровителей святых Феодора Стратилата и мученицы Ирины.

Построенные на новом месте, в Чертолье, здания Алексеевского монастыря были деревянными. В Смутное время монастырь был разграблен и сожжён поляками, завладевшими Кремлём. В 1625 году повелением царя Михаила Фёдоровича он был отстроен заново, но 10 апреля 1629 года был снова уничтожен пожаром. Ровно за месяц до бедствия, 10 марта, у царя Михаила Фёдоровича родился сын, который был наречён в честь святого Алексия, человека Божия.

Со времени рождения царевича Алексия монастырь в честь святого покровителя наследника начинает пользоваться особым царским вниманием. По указу царя сначала был восстановлен деревянный храм, а через пять лет, в 1634 году в монастыре было завершено каменное строительство, для которого были приглашены русские мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин. Ими были воздвигнуты поставленные рядом два шатровых храма, один – в честь Преображения Господня, с приделом святого Алексия, человека Божия, другой – во имя Зачатия св. Анны, с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 18 декабря 1634 года храмы освятил святейший патриарх Филарет в присутствии государя.

Царская семья делала щедрые вклады в Алексеевский монастырь. Ежегодно 17 марта здесь праздновались именины наследника, а затем и самого царя Алексея Михайловича. Торжественную службу совершал сам патриарх, либо один из митрополитов. Из книг царских выходов можно узнать, что Михаил Фёдорович с момента освящения храма до своей кончины (1645 г.) был на престольном празднике Алексеевского монастыря восемь раз, а государь Алексей Михайлович за тридцать лет своего царствования посетил в этот день обитель двадцать пять раз.

В 1654 году, во время морового поветрия, в Алексеевском монастыре был обретён список с древней Грузинской иконы Божией Матери, от которого последовали многочисленные чудотворения. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон пожертвовали на образ драгоценный оклад. На поклонение иконе в обитель стекалось множество богомольцев, а в 1662 году перед образом прозрела от слепоты княжна Мария Прозоровская, принявшая затем в монастыре иноческий постриг. Известно также, что в Алексеевский монастырь определил свою жену будущий патриарх Никон, когда принял решение оставить мир. Он сделал за неё вклад и убедил принять монашество. Бывшая супруга патриарха Никона схимонахиня Таисия была погребена на монастырском кладбище. В Алексеевском монастыре некоторое время содержалась под стражей княгиня Евдокия Урусова, младшая сестра и единомышленница знаменитой боярыни Морозовой, противницы реформ патриарха Никона.

На территории обители были погребены не только монахини, но и лица, делавшие при жизни богатые вклады в монастырь – князья Щербатовы, Загряжские, князь Алексей Иванович Шаховской, генерал-поручик Иван Васильевич Панин, дядька царя Ивана Алексеевича боярин Борис Гаврилович Юшков и др.

С наступлением 1812 года обитель ждали новые испытания. Разорение Москвы французами не обошло стороной и Алексеевский монастырь. За несколько дней до вступления неприятеля в столицу игумения Анфия (Козловская) и большая часть сестёр покинули монастырь. Он был опустошён и разграблен, многие строения сожжены, но каменная монастырская церковь чудом уцелела благодаря мужеству монахинь, остававшихся в обители. После изгнания неприятеля император Александр I дал обет в благодарение Богу за избавление России от нашествия иноплеменников в 1812 году воздвигнуть в Москве храм, посвящённый Христу Спасителю. С исполнением этого обета связано перемещение Алексеевского монастыря на третье и уже окончательное место – в Красное село. Первоначально предполагалось возвести храм на Воробьёвых горах, но вскоре после начала работ стало очевидным, что выбранная местность непригодна для осуществления замысла. В связи с этим строительные работы были прекращены и возобновились только в царствование императора Николая I, который пожелал исполнить обет, данный братом.

В 1832 году для построения храма во имя Христа Спасителя император избрал другое место, в то время занимаемое Алексеевским монастырём, и дал распоряжение о подготовке его перемещения. В 1837 году по Высочайшей воле императора Николая I и по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) было решено перевести Алексеевский монастырь в Красное село. По мнению исследователей, Красное село могло существовать уже в XII-XIII веках. Первые известные упоминания о нём содержатся в духовных грамотах великих князей Василия Дмитриевича (1423 г.) и Василия Васильевича (1462 г.). По летописным сведениям, в 1480 году в «сельце над Великим прудом» останавливался великий князь Иван III. В ХVI-ХVII веках на территории Красного села существовала Красносельская дворцовая слобода, населённая торговыми и ремесленными людьми.

В 1625 году в Красном селе, неподалеку от Красного пруда, была построена деревянная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В 1692 году она была отстроена из камня. В народе эта церковь была также известна как Тихвинская, по имени находящейся в ней чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. В 1812 году храм пострадал при нашествии французов, но был восстановлен и заново освящён. Крестовоздвиженской церкви было суждено стать первым храмом Алексеевской обители на новом месте. В течение полугода здесь были выстроены восемь двухэтажных флигелей для келий и каменная ограда со святыми вратами и двумя башнями.

Перемещение монашествующих было совершено 17 октября 1837 года при участии митрополита Московского Филарета (Дроздова). Накануне в Алексеевском монастыре в соборной церкви была отслужена в последний раз всенощная, а на другой день состоялся торжественный крестный ход через всю Москву с особенно чтимыми монастырскими святынями – иконами Божией Матери «Целительница» и «Грузинская», святого Алексия, человека Божия, предметами ризницы. В крестном ходе шли духовенство Пречистенского сорока, настоятельница монастыря игумения Клавдия с сёстрами, народ, пожелавший проводить святыни на новое место. 

В 1840 году митрополит Московский Филарет, не оставлявший монастырь своим попечением, благословил открыть на его территории кладбище. С этого времени материальное положение монастыря стало постепенно поправляться.
Уже в 1841 году игумения Клавдия расширяет Крестовоздвиженский храм, имевший два престола – в честь Воздвижения Креста Господня и Тихвинской иконы Божией Матери – пристройкой к нему придела во имя святого Алексия, человека Божия.

В 1853 году стало возможным воздвигнуть в монастыре новую каменную церковь во имя святого покровителя обители – преподобного Алексия, человека Божия, с двумя приделами – в честь Грузинской иконы Божией Матери и святого Павла Латрийского. Труды по его постройке были предприняты следующей настоятельницей Алексеевской обители игуменией Иларией. Храм был построен по проекту архитектора М. Д. Быковского и освящён митрополитом Московским Филаретом 12 ноября 1853 года. Придел же святого Алексия, человека Божия, в Крестовоздвиженском храме было разрешено переименовать во имя святого Симеона Персидского, в соответствии с желанием благочестивого вкладчика, завещавшего устроить придел во имя своего ангела. В 1857 году Крестовоздвиженский храм был перестроен и расширен.

Дальнейшее строительство в монастыре продолжила игумения Антония (в миру – Александра Троилина) (1871-1897). Под мудрым руководством этой настоятельницы, её неустанными трудами и молитвами обитель достигла вершины своего расцвета. Воспитанная в общежительной Спасо-Бородинской обители, игумения Антония и в Алексеевском монастыре стала вводить начала общежития: учредила в нём общую трапезу и общие работы, распорядилась отапливать кельи за счёт средств монастыря. 17 мая 1871 епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) совершил закладку трапезного корпуса. 21 ноября 1871 года митрополит Иннокентий освятил новое двухэтажное здание и благословил начало общей трапезы. На первом этаже были устроены кухня, большой зал для трапезы и кельи для сестёр, служащих при ней. Второй этаж занимали мастерские – золотошвейная, живописная, чеканная и переплётная. На втором этаже также находились аптека и кельи для сестёр. В одной из келий читалась неусыпаемая Псалтирь.
Это было первым шагом к восстановлению общежительного устава в Алексеевском монастыре, введённого ещё первой его настоятельницей игуменией Иулианией – «общему житию женскому начальницы». Общежительный устав был упразднён в 1764 году, после секуляризации монастырских земель в пользу государства, из-за чего монастырь уже не имел средств давать полное содержание монашествующим.

Осенью 1871 года игуменией Антонией в монастыре было устроено училище для южнославянских девочек. В частности, было решено отдавать южнославянских девочек на попечение женских монастырей. Училище действовало в монастыре в течение двенадцати лет и готовило народных учительниц для южнославянских стран, находившихся в то время под турецким игом. На экзаменах в школе нередко бывали московский генерал-губернатор князь В. А. Долгоруков, член Славянского благотворительного общества Н. А. Попов и др.

В 1878 году игумения Антония заложила в монастыре новый каменный двухэтажный корпус под богадельню для престарелых сестёр и больницу с небольшой домовой церковью. 10 сентября 1879 года митрополитом Московским Макарием (Булгаковым) был освящён храм во имя Архистратига Михаила. Для расширения монастырского кладбища, служащего главным источником доходов обители, игумения Антония приобрела в собственность монастыря огромный участок земли, прилегающий к его территории. С присоединением этого участка к монастырю его территория увеличилась почти вдвое. Тогда же возникла мысль и о постройке нового кладбищенского храма на этой земле.

Закладка храма Всех Святых была совершена 22 августа 1887 года при участии митрополита Московского и Коломенского Иоанникия (Руднева). Строился он около четырёх лет. 30 июня 1891 года во вновь сооружённом храме Алексеевского монастыря состоялось торжественное освящение главного престола во имя Всех Святых. Совершил освящение митрополит Иоанникий. Храм был построен по проекту архитектора А. А. Никифорова, а мраморный иконостас выполнен в русско-византийском стиле по эскизу архитектора Д. Н. Чичагова. Новый храм расписали живописцы Троице-Сергиевой Лавры, многие из икон были написаны монахинями Алексеевского монастыря.
В храме Всех Святых боковой придел освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь была помещена одна из святынь обители – чудотворная икона Божией Матери «Целительница». Все иконы, поднесённые игумении Антонии на её двадцатипятилетний юбилей, были пожертвованы ею во Всехсвятский храм. Придел во имя Казанской иконы Божией Матери, построеннный на средства дворян Журавлёвых, был освящён 22 августа 1891 года.

Особенностью храма Всех Святых явилось то, что весь его нижний подвальный этаж занимала усыпальница для погребения усопших. В 1894 году игумения Антония подала прошение митрополиту Сергию о разрешении погребать в этой усыпальнице преимущественно лиц духовного и монашеского звания. Скончалась игумения Антония 5 октября 1897 года и была погребена возле Симеоновского придела Крестовоздвиженского храма.

Кладбище Алексеевского монастыря со временем превратилось в один из лучших и благоустроенных некрополей Москвы. Здесь были могилы Нарышкиных, Волконских, Трубецких, известных предпринимателей – Алексеевых, Мамонтовых, Перловых, Оловянишниковых. На кладбище Алексеевского монастыря было похоронено немало лиц духовного звания, военных, литераторов, художников, учёных: основатель Ново-Афонского монастыря иеромонах Арсений (Минин), публицист М. Н. Катков, директор московской Оружейной палаты А. Ф. Вельтман, поэт А. М. Жемчужников, известная меценатка Надежда фон Мекк, художник И. М. Прянишников, принимавший участие в росписи храма Христа Спасителя. Многие надгробные памятники и часовни представляли собой немалую художественную ценность.

С 1884 года, в память исполнившегося совершеннолетия наследника царевича Николая Александровича, будущего императора Николая II, игумения Антония ежегодно вносила в Московское епархиальное Филаретовское училище тысячу рублей из монастырских денег на воспитание бедных девиц духовного звания. В память об избавлении императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 года в монастыре было устроено училище с курсом начальной церковно-приходской школы на 17 девочек-сирот и дочерей беднейших членов духовенства. Лучшие ученицы переводились в Филаретовское и Мариинское епархиальные училища, где содержались за счет монастыря.

По проекту А. А. Никифорова к югу от церкви Всех Святых для училища был выстроен каменный двухэтажный корпус. Открытие и освящение монастырского училища состоялось 27 августа 1889 года.

19 августа 1924 года руководители швейной фабрики «Возрождение» и завода Маленкова, расположенных неподалёку, обратились в Моссовет с просьбой о выселении монахинь из келейных корпусов монастыря. 6 декабря 1924 года в Моссовете было рассмотрено ходатайство Сокольнического районного совета о предоставлении под культурно-просветительные цели сразу двух монастырских храмов – святого Алексия, человека Божия, и Всех Святых. В первых числах декабря 1924 года церковь Всех Святых была закрыта. А в январе 1925 года та же участь постигла и храм преподобного Алексия, человека Божия. В монастыре продолжала действовать только церковь Воздвижения Креста Господня. Уже в конце 1928 года было решено превратить монастырское кладбище в парк. В первой половине 1929 года проводилась его «ликвидация».

Накануне Рождества 1931 года всех остававшихся в монастыре сестёр арестовали и выслали в Казахстан или на Север. В первой половине 1930-х годов были арестованы и сосланы все бывшие насельницы, проживавшие за пределами монастыря. 

В 2000 году Архиерейским Юбилейным Собором Русской Православной Церкви в сонме Российских мучеников и исповедников, пострадавших за веру Христову, прославлена послушница Алексеевского монастыря Анна (Макандина). 21 августа 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви была канонизирована её сестра, послушница Матрона (Макандина). Монахиня Антония (до пострига Евфросиния) (Тимофеева) причислена к лику новомучеников и исповедников Российских на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 6 октября 2006 года. Память их совершается в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, а также – в дни их мученической кончины: преподобномучениц Анны и Матроны – 14 марта, Антонии – 5 ноября (н. ст.).

С уничтожением монашеской жизни Алексеевская обитель прекратила своё существование. В советское время стены и башни монастыря были снесены. Соборный Крестовоздвиженский храм с 1930-х годов занимает Институт рыбного хозяйства (ВНИИРО). В доме № 17 по Верхней Красносельской улице сейчас невозможно узнать бывший храм, оказавшийся встроенным в здание института. В здании церкви прп. Алексия, человека Божия, долгое время находился Дом пионеров Сокольнического района, а на месте бывшего монастырского кладбища по указанию Н. С. Хрущева был устроен пионерский парк. В церкви Всех Святых размещался архив земской управы, а затем – завод по производству зонтиков.

По стёртому с лица земли кладбищу проложена автомобильная эстакада, разрезавшая монастырскую территорию пополам. Больничная церковь церковь святого Архангела Михаила была полностью снесена к 1979 году, к её столетнему юбилею. На ее месте был выстроен 14-ти этажный жилой дом (Верхняя Красносельская, 17/2). До настоящего времени из всей исторической застройки Алексеевского монастыря сохранился храм Всех Святых и два симметрично расположенных корпуса, надстроенных в советское время тремя этажами. С противоположной стороны Русаковской эстакады находятся храм св. прп. Алексия, человека Божия, и поглощённая Институтом рыбного хозяйства Крестовоздвиженская церковь.

Осенью 1990 года стал возрождаться и оживать храм Всех Святых. Освящение храма свершилось на Лазареву субботу в 1991 году.

25 ноября 2002 года на праздник Милостивой иконы Божией Матери (в день первого освящения этого храма в 1853 году) состоялось освящение левого придела в храме преподобного Алексия человека Божия. Сейчас восстановлен весь храм. В марте 2006 года Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храме преподобного Алексия человека Божия учреждено Патриаршее Подворье с приписным храмом Воздвижения Креста Господня.

16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принято решение о возрождении в Москве в Красном Селе Алексеевского женского монастыря.

С сайта: История Алексеевской обители и храма Всех Святых, что в Красном Селе (hram-ks.ru)



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.