Город Болхов - Орловский Суздаль. В 55 км к северу от Орла расположен город Болхов Орловской области - один из самых древних городов России. Болхов, Девягорск - это имя, овеянное легендами и сказаниями, сохранила история. Возник Болхов в глубине минувших столетий. В середине XVI в. Болхов становится одним из боевых форпостов, защищавших южные рубежи Московской Руси. Живописный архитектурный силуэт, самобытный облик небольшого древнерусского города, обилие храмов, прекрасное местоположение, рельеф, природа вокруг и особенное благочестие жителей - за все это Болхов справедливо называли вторым Суздалем. Строили и жертвовали на него цари и дворяне, купцы и простой люд. И всему архитектурному ансамблю города Болхова противостоит Троицкий собор Оптина монастыря, являясь его вечным воином и стражем, его духовной и архитектурной доминантой: «Положение монастыря красиво: он на горе. С колокольни весь город видать. А Болхов издали - картина...»
Один из известнейших «среднерусских монастырей» - так его называли в 19 в.; Троицкий Оптин монастырь расположен в километре от Болхова. Раньше это был развитый монастырский ансамбль с тремя храмами, келейными корпусами и службами.
Основан Болховский Оптин монастырь ранее 15 в., по одному преданию князьями Хотетовскими, которым Болхов был дан в удел, по другому - покаявшимся и постригшимся в монахи атаманом разбойничьей шайки Оптой, как и Козельская Оптина пустынь, что в 90 км от Болхова; одно время Болховский монастырь был даже более значительным и известным. Третье предание связывает название Болховской Оптиной пустыни с традицией общего, общежительного проживания монахов и монахинь распространенной в 15 в.
К 20 в. в Троицком Оптине монастыре было три храма:
1. Святой Живоначальной Троицы с приделами Воскресения Христова и Воскрешения Лазаря;
2. Тихвинской иконы Божией Матери с приделами Рождества Богородицы и Алексея Божьего человека;
3. Рождества Иоанна Крестителя с приделами пророка Илии и Антония и Феодосия Печерских.
Окружала обитель крепостная каменная стена с четырьмя башнями-бойницами по углам, что указывает на приспособление к самозащите.
В 1614 г. во время литовского нашествия монастырь был выжжен поляками, о чем сказано в писцовых книгах 1620 г., а до пожара в обители были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Пророка Илии, и по актам ее именовали: Монастырь Обжей Рождества Пресвятыя Богородицы. В 1628 г. по повелению царя Михаила Романова, церкви эти были восстановлены почти в прежнем виде. Обитель испытывала оскудение, «...имея всего два колокола весом в 1,5 пуда каждый». Существует древнее предание, связанное с этими колоколами. Близ монастыря есть луг; в старину он был глубоким озером, в котором будто бы отдавался и теперь отдается гул колокола. Во время нашествия врагов монахи спрятали два больших колокола в озеро. Когда неприятель удалился, один колокол вынули, а другой - не смогли, его слишком затянуло тиной. С тех пор колокольный звон извлеченного из озера вызывает сочувственный отклик в его собрате, скрытом глубоко под землей; эти звуки подземного узника и слышатся. Второе монастырское предание о том, как видели монахи Саму Богородицу, как прошла Она у монастырской ограды, благословляя Свою обитель.
Во все времена монастырь имел царственных покровителей из Дома Романовых, так как супруга царя Алексея Михайловича (Тишайшего) - царица Мария Ильинична Милославская была болховской уроженкой; преемники царя Алексея - цари Феодор, Иоанн, царевна София и Петр I также оказывали помощь обители. Здесь приняли «последнее целование» отец царицы Илия Данилович Милославский и ее сестра Анна. Бывали здесь цари Иоанн Грозный и Петр I и благодетельствовали городу и монастырю. В 1705 г. Петр Великий, посетивши с царевичем Алексеем Болхов, повелел «ради многонародного жительства города» - «для церковной церемонии и благолепия во время водоосвящения и в крестных хождениях в мужской и девичь монастыри четверекратно, быть в монастыре архимандриту».
И многие знаменитые русские фамилии - Горчаковы, Милославские, Юрасовские, Шеншины, Хотетовские и другие в течение нескольких веков были известными жертвователями Оптина монастыря, где по завещанию и погребались. Обширные связи монастыря и духовное его влияние простирались далеко за пределы Орловской губернии.
Самым известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря в 19 в. был любимый ученик святителя Филарета Московского, переводчик священных ветхозаветных книг, воспитанник Глинской пустыни, просветитель и миссионер Алтая, архимандрит Макарий (Глухарев), почивший в обители 18/31 мая 1847 г. и погребенный в склепе под сводами Троицкого собора; в 2000 г. причислен к лику святых. Первоапостол Алтая, преподобный Макарий Алтайский, «Незабвенный архимандрит» - одна из самых светлых личностей в истории нашего миссионерства и истории Церкви, а 31-й день зеленого мая да будет навечно днем похвалы святому старцу и праведнику, каким архимандрит Макарий почитается не только в России - далеком Алтае и Сибири, Москве, Петербурге, Орле и Болхове, но и во всем мире.
В 20 в. другой выдающийся подвижник, исповедник нашего времени, архиепископ Даниил (Троицкий), как и его брат священномученик Илларион, свидетельствовавший о Христе даже до смерти, был известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря с 1917 по 1921 г.г.
Ныне на территории 700-летней обители уцелел лишь уникальный Троицкий собор - федеральный памятник искусства и культуры 17 в., а также частично сохранились старинные могильные плиты и часть монастырской ограды с башнями и вратами, к которым примыкает здание келий постройки 19 в.
Троицкий собор 1668 г. - единственный памятник Орловщины, который связывает нас с древней Русью, «собор старинного вкуса, в византийском стиле», построен в подобие Успенского храма Московского Кремля на средства царя Алексея Михайловича и царицы Марии как родовая усыпальница родных царицы; в связи с постройкой собора тогда же было переименовано название монастыря.
Красный смерч разметал жизнь древней обители, опустошил ее храмы и стены. Великая Отечественная война, когда в ходе боев монастырь, как «генеральная высота», семь раз переходил из рук в руки, и годы «строительства социализма» разрушили остальное.
Забота Богоматери о роде человеческом избрала иконы как средство постоянного и близкого общения Ея с людьми. Чудными путями приходят в мир Богородичные иконы. Нередко чудесные явления бывали на деревьях и при деревьях. К числу таких явленных икон и принадлежит чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, явленная на трех соснах у Троицкого Оптина монастыря «11/24 мая ранее 1620 г. в день священномученика Мокия», где для нее была устроена большая часовня и на поклонение сей святой иконе стекалось на Тихвинскую 26 июня/9 июля огромное количество горожан, жителей окрестных деревень и дальних паломников. Рядом, у монастырского пруда, находился Тихвинский источник, который славился своей целебной водой. Одно время монастырь носил название Тихвинского. Также у стен Оптина монастыря в эти дни ежегодно проводилась знаменитая Тихвинская ярмарка, привлекавшая множество народа.
17 июля 2002 г. благословением ныне почивших Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и архиепископа Орловского и Ливенского Паисия началось возрождение Троицкого Оптина монастыря как женского. И сегодня, после многих страшных лет тьмы, поругания и запустения здесь снова совершается Божественная литургия, молитва и труд, крестные ходы и праздники, древняя обитель расцветает.
17 марта 2004 г., в день памяти святого князя Даниила Московского, которого прославил царь Алексей Михайлович, был освящен правый придел Троицкого собора в честь Царственных Мучеников: царя Николая с Семьей. 20 марта, на «родительскую» в день поминовения усопших, через 80 лет плена, когда храм стоял «без света и пения», в Троицком соборе Оптина монастыря, построенном на помин души Романовых - Милославских, была отслужена первая Божественная литургия. 6 апреля, на Страстной Седмице, на центральной главе Троицкого собора установлен 4-метровый ажурный просечной крест с царской короной.
9 июля 2009 г. благословением архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона торжественным Крестным ходом вернулась в свою обитель чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Взорванный, списанный из живых, монастырь чудом воскресает. На месте явления Тихвинской иконы и двух храмов воздвигнуты Поклонные Кресты.
Начиная с 2007 г., в монастыре идут реставрационные работы, в том числе: воссоздание Святых врат и башен монастыря, реставрация Северной стены ограды - усиление фундамента, воссоздание кирпичной кладки, устройство покрытия стен ограды и Святых врат оцинкованной сталью. Также проведена реставрация келейного корпуса №1, восстановление части западной стены с северо-западной башней и часть восточной стены и юго-восточной угловой башней, реставрация Трапезной - её кровли, водосточной системы, лестницы, полов, дверей, окон и др. Сделаны кровельные работы склепа Троицкого собора, реставрация купола, юго-восточной башни, восточной стены монастырской ограды и внутренний фрагмент Южной стены.
http://www.orel-eparhia.ru/objects/territory/bolhovsky/optin-monastery; Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru