Необыкновенной высоты и красоты Пафнутьев-Боровская колокольня вознеслась над монастырским постройками в 1690 году. Сохранившиеся документы сообщают, что самое деятельное участие в её строительстве принял боярин князь Константин Осипович Щербатов. Князь купил железа 1029 пудов да железный золочёный крест: "Всего дал своих денег 692 рубля 13 алтын и 2 деньги". Кроме того, заказчик пожелал, чтобы "верх построить ... против образца Петровского монастыря, что на Москве, колокольни". И действительно, верхние части четверика и восьмерика обоих колоколен близки по архитектурным формам - они выдержаны в стиле "московского барокко". Но колокольня Пафнутьев-Боровского монастыря, в отличие от Петровского, имеет свою особенность, заключающуюся в том, что грани её восьмерика расположены на осях четверика - приём построения очень редкий, если не единственный в своём роде.
Выделяют по убранству колокольню и вделанные в кладку "кафли муравлёные, разноцветные, с барельефными изображениями на них Серафимов и разных плодов". Автором этих изразцов является белорусский мастер ХVII века Степан Полубес. Его работы отличались яркостью, сочностью цвета в самых смелых и неожиданных комбинациях. Здесь стоит сказать, что за один изразец в ХVII столетии платили столько же, сколько за полпуда соли, одного жирного гуся или тысячу огурцов в августе. Десять изразцов равнялись стоимости пуда масла, а в денежном выражении 1 рублю. Углы колокольни оформлены полуколонками, ассиметрично расположенные большие, средние и малые окна с дугообразными перемычками обрамлены красивыми кирпичными наличниками. Каждое окошко имеет определённое практическое назначение - освещать лестничный ход на колокольню, паперть, ризницу, подсобные помещения.
В 1775 году был произведён ремонт верха колокольни: "крест ...ветхою главу и весь свод пришлось разобрать, а вместо оного заделать вновь свод и фонарь против состоящего во оном монастыре на Митрофановской церкви своду". После такого ремонта колокольня вознеслась над монастырскими постройками ещё выше. Высота её от подножия до макушки креста составила 55 м. Тогда же разобрали три крыльца, которые вели на второй ярус колокольни с восточной, северной и западной сторон, и произвели ряд других незначительных переделок. По прошествии более чем ста лет на колокольне провели научно-реставрационные работы. Реставраторы частично восстановили первоначальный облик колокольни и укрепили её фундаменты. В 1996 году 25 июля на колокольне установили новую маковку с крестом, покрытую золотым напылением.
За период 2004-2006 гг. на колокольне провели очередные ремонтные работы: ещё раз укрепили фундамент, оштукатурили и покрасили все яруса, включая и паперть с бывшей звонницей. Верхние два яруса предназначались для звона, причём колокола размещались в нижнем восьмигранном ярусе. Для усиления звука использовались слухи (голосники) - глиняные полые сосуды, вмурованные в своды и стены отверстиями внутрь помещения. Особую значимость колокольне на протяжении столетий придавали малинового звона колокола - свидетели и участники многих монастырских событий. В 1919-24 гг. колоколов насчитывалось 15 общим весом 640 пудов. На рубеже 20-30-х гг. ХХ в. их сбросили и отвезли на переплавку. Сохранился лишь один колокол - древнейший памятник медного литья. Надпись на нём гласит: "В лето 6996 (1487) месяца октября 10 сделан бысть сей колокол к Рождеству святыя Богородицы ф Пафнотьев монастырь ..., а повелением раба Божия игумена Арсения и иже о Христе всея братии. А делал Федько Пушечник". Сейчас этот колокол находится в экспозиции музея-заповедника "Коломенское" в Москве. В 1992 году русско-американская компания "ЛТД Коди" подарила монастырю 16 новых колоколов весом от 15 до 750 кг. Изготовил их мастер московского товарищества "Реут" К. Чернов. В 1996 году 14 и 16 сентября новые колокола были освящены и подняты на колокольню.
Весьма примечательной деталью колокольни продолжают оставаться часы. О времени первоначального устроения сведений не имеется. Известно лишь, что выполнены они были мастером Рязанцевым (размер механизма 1,5х1,5х2 м) по типу ходиков: две тяжёлые гири опускались в шахту сквозь все три нижних яруса колокольни. При них имелись четыре колокола для перечасьев. По кругу циферблата шли римские цифры. Опись 1763 года сообщала: "На той Колокольне часы Русския весьма ветхи, которые действие имеют весьма неисправное". Запись ХIХ века о состоянии часов ничего нового не раскрыла: "... Часы сии многократно были возобновляемы, - за ветхостию и ныне в бездействии". В 30-е гг. ХХ столетия механизм часов передали на хранение в музей "Коломенское". Уцелевший на колокольне циферблат ранней весной 2005 года в связи с установкой электронного часового механизма вновь ожил. На нём восстановили стрелки и позолотили цифры.
Нельзя оставить без внимания интерьер и подклет северной паперти храма Рождества Христова и трапезной палаты. В интерьере паперти относительно хорошо сохранились росписи ХVI века и "встречный" образ преподобного Пафнутия также ХVI века, а в подклете фреска - "образ "Спаса Нерукотворного" - выполненная в середине первой четверти ХVI века мастерами школы Дионисия. В этом же подклете, в помещении, напоминающем темницу, с 5 сентября 1666 года по 30 апреля 1667 года "мучился" за старую веру опальный протопоп Аввакум (первый раз он был заточён в одну из башен монастыря и просидел в ней на цепи с 9 марта по 13 мая 1666 года).
В отремонтированных помещениях в подклете колокольни разместился Музей русской иконы, открытый и освящённый по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента в 2012 году.
Из книги: Лошкарёва Н.П. Святые свидетели вечности. Храмы и монастыри города Боровска. - Калуга: "Золотая аллея", 2009