Свято-Алексеевский монастырь изначально обосновался на главенствующих городских высотах. Издавна это место величали Огневой горой, и прежде тут, возле Каменного ручья, была устроена так называемая кереметь - древнее волжское капище. Христианское православие связывает культ такого рода святилищ с языческим поклонением духам предков, требовавших жертвоприношений. Истинная вера воцарилась здесь в 1371 году стараниями инока Адриана, обустроившего на этой земле монастырь по замыслу митрополита и святителя Московского Алексия, который и считается основателем сей святой обители. Место на Огневой горе во многом связано с деятельностью тогдашнего московского князя Дмитрия Донского. Именно здесь произошло сражение с его соперником за великокняжеский стол тверским князем Михаилом, который в 1371 году захватил и сжёг Углич, присоединённый к Москве более сорока лет назад знаменитым русским государственником Иваном Даниловичем Калитой.
В 1375 году Дмитрий Иванович Донской значительно укрепил город. Ранее святая обитель тоже была возведена при его активной поддержке, поскольку московский князь заново выстраивал городскую крепость, а монастыри в те годы играли роль укреплённых форпостов. В Угличе обитель, со всех сторон окружённая деревянными стенами, защищала подступы к городу со стороны Ярославской дороги. А пять лет спустя угличская дружина уже храбро сражалась под началом своего князя с армией хана Мамая в битве на Куликовом поле.
Изначально монастырь был мужским и назывался Успенским, поскольку в нём ещё с момента основания существовала деревянная церковь Успения Божией Матери, построенная также благодаря местному иноку Адриану в одно время с кельями для монашествующих. Эту обитель переименовали в честь святителя Алексия в 1439 году, в ознаменование его больших заслуг не только как основателя монастыря, но и как проводника активной политики, направленной на укрепление и расширение границ Московского государства, в том числе и за счёт таких удельных княжеств, как Угличское. Помимо Успенской церкви в обители существовали ещё два храма: во имя Алексия, митрополита Московского, и во имя святого Иоанна Предтечи, которую в 1681 году возвёл местный игумен Лаврентий. Вплоть до ХVI столетия все постройки в монастыре, включая и окружавшие их стены, были деревянными. Первым каменным зданием обители стала Алексеевская церковь, выстроенная на деньги наместника Фомы Колычёва усилиями, предположительно, зодчего-ростовчанина Григория Борисова и, возможно, с участием итальянских строителей, специально с этой целью выписанных из Москвы. В ХIХ столетии монастырь был полностью перестроен, а в ХХ-м сильно разрушен. Одной из самых драматических страниц в истории Углича и его Алексеевского монастыря стал период Смутного времени, после которого в обители и появился храм Успения Божией Матери.
В 1609 году город, который ещё не успел толком оправиться после так называемого годунова разорения, подвергся нападению интервентов. Его осадили отряды, которыми руководил гетман Ян Сапега, командующий всеми вооружёнными силами Речи Посполитой. За деревянными монастырскими стенами храбро сражались 60 представителей монашествующей братии и с ними около полутысячи горожан и жителей округи, искавших в Угличе спасения от притеснений интервентов. Их сопротивления было долгим и упорным, однако в итоге захватчики одержали верх и ворвались в святую обитель. Расправа была жестокой: перебили всех иноков и остальных защитников монастыря из числа угличан. По сведениям некоторых летописцев, оставшихся в живых пленных поляки, разъярённые их долгим сопротивлением, заживо замуровали в подвале. В эти дни в Угличе царили смерть и страшное разорение, город горел, подожжёный интервентами, а разгромленный Алексеевский монастырь лежал в руинах.
Чуть оправившись от этого апокалипсиса, пришедшие на пепелище монахи решили возвести Успенскую церковь, которая была окончена строением в 1628 году. Угличане очень скоро окрестили её за красу и оригинальность Дивной. Имя зодчего, возводившего Дивную церковь, история не сохранила. Примечательно, что ни до, ни после постройки Дивной в Угличе храмов подобной конструкции более не возводили. Знатоки русской архитектуры связывают появление в этом городе шатровой каменной церкви с культурным влиянием зодчества Первопрестольной. Для историков же постройка храма Успения Пресвятой Богородицы неразрывно связано с Мисаилом, фигурой незаурядной и во многих отношениях загадочной. Известно, что он был келейным старцем тогдашнего ростовского митрополита Филарета, отца первого из россйских царей в династии Романовых - Михаила Фёдоровича.
Успенская церковь стала одной из первых значительных построек из камня не только в Угличе, но и во всей России, которые возвели сразу после окончания Смутного времени. Это был трудный период для государства, в стране царила разруха, и царская казна ещё не могла финансировать сколько-нибудь масштабные строительные работы, тем более из камня. Алексеевский монастырь, частью которого стала Дивная церковь, изначально был окружён каменной оградой со Святыми воротами, которая, в отличие от храма, с течением времени почти полностью разрушилась. Когда же в годы советской власти был утрачен местный Покровский монастырь, храм Успения Пресвятой Богородицы остался самым старым из городских построек Углича.
Известно, что уже во второй половине ХVII столетия храм Успения Пресвятой Богородицы был перепрофилирован под настоятельские покои, в связи с чем была скорректирована внутренняя планировка здания. Алексеевский монастырь всегда оставался прочной опорой как церковной, так и государственной власти. Известно, что с 1698 года в крепких стенах обители, а именно в подвалах Успенского храма содержались пленные стрельцы - участники знаменитого бунта, направленного против Петра I и увековеченного в знаменитой картине живописца Василия Сурикова. Казалось бы, дата возведения Успенского храма в Угличе не подлежит сомнению - 1628 год. Тем не менее, известное дореволюционное провинциальное издание 2-й половины ХVIII века "Угличский летописец" утверждало совсем иное: "во обители Алексеевской, на месте деревянныя Успения Пресвятые Богородицы, построена бысть церковь каменная во имя же Успения Богородицы, троеверхая или троешатровая со двумя пределы, в лето 7055". Но в современном летоисчислении эта дата соответствует 1547 году! Таким образом, если сведения "Углицкого летописца" верны, возраст Успенского храма отодвигаются на 80 лет назад. И значит, эта церковь как-то пережила польско-литовское разорение и была либо капитально отремонтирована, либо даже полностью перестроена - однако уже на своём старом фундаменте, в месте, намоленном почти за целое предыдущее столетие. Примечательно, что косвенно эту версию подтверждают и краткие сроки постройки Успенского храма.
Быстро возвести большой храм, да ещё в тяжёлые послевоенные годы представляется весьма затруднительным, однако никаких сведений о долгострое Дивной церкви у историков нет. Белоснежная лебедь, плывущая по волнам веков, - так поэтично исстари называют угличане свою церковь Успения Пресвятой Богородицы. И подлинным расцветом её, как и всего города, стал век девятнадцатый, который в Угличе можно смело назвать эпохой просвещённого купечества. Именно представители этого сословия привносили социальное благоденствие и технический прогресс, возводили и обустаивали храмы, ставшие настоящей визитной карточкой старинного городка.
На территории Алексеевского монастыря вплоть до 1917 года находилось монастырское кладбище, где хоронили всех известных людей и служителей святой обители. Подле Успенского храма и поныне сохраняются надгробия почётных угличан. В числе местных знаменитостей, упокоенных возле Дивной церкви, были и представители известной в Угличе семьи Евреиновых, владевших Торговым домом "Н. Евреинов и сын". Николай Дмитриевич Евреинов (1845-1902) известен как щедрый благотворитель, много лет входивший в Совет общества попечения о бедных, а также член комитета и казначей богаделен с детским приютом, которые он сам финансировал. Важнейшей для него наградой стала золотая медаль благотворителя "За усердие", врученная в 1896 году. Рядом с отцом возле Успенского храма похоронен сын, Константин Николаевич Евреинов (1867-1909). Этот талантливый краевед и археолог активно работал в местном земстве и был избран угличанами своим почётным гражданином. Константин Евреинов также известен как издатель газеты "Угличанин" и автор книги "Прошлое г. Углича" (1898).
Ко времени установления в Угличе советской власти Алексеевская святая обитель была крепким, хорошо организованным хозяйством. На реке Сити Мологского уезда она владела водяной мельницей с землями, имела наделы под огороды и часовню в самом Угличе, а также свыше 216 десятин земли в пустошах своего и Мышкинского уездов, содержала на собственные средства церковно-приходскую школу. У Алексеевского монастыря имелось 79080 рублей собственного капитала. Это давало возможность ремонтировать его храмы, в том числе и полностью привести в порядок "белоснежную лебедь" обители - Дивную церковь. Работы в ней прошли в 1905 году: благодаря пожертвованиям чина духовного ведомства, угличского купца и потомственного гражданина Николая Николаевича Войтяговского, к зданию также было пристроено каменное крыльцо. Советская власть в Угличе была установлена 12 декабря 1917 года.
В отличие от многих российских церквей, закрытых либо физически уничтоженных, судьба Дивной в Алексеевском монастыре оказалась не в пример счастливее. Большая заслуга в этом принадлежит Игорю Эммануиловичу Грабарю, поистине ключевой фигуре во всей художественной жизни большевистской России. Благодаря его хлопотам этот храм удалось включить в перечень важнейших архитектурных объектов страны, которые нуждались в первоочередном изучении, реставрации и полном восстановлении. Дивной присвоили статус историко-архитектурного памятника, и с начала 1920-х годов здесь приступили к реставрационным работам. Храм был передан городскому хозяйству, и в нём тут же прекратились богослужения. Однако это же и спасло само здание, хотя и нанесло ущерб внутренним интерьерам - после упразднения монастыря Успенская церковь использовалась в качестве хозяйственных помещений.
Окончательно Алексеевский монастырь был закрыт в 1930-е годы. Часть его построек власти отвели под жилой фонд. Также здесь расположились различные административные учреждения и был оборудован автомобильный гараж. В остальном же в обители царили запустение бюрократический произвол: постепенно на монастырской территории разобрали на кирпич колокольню и башни со стенами каменной ограды, был утрачен хозяйственный корпус и упразднено кладбище, где в своё время нашли свой последний покой множество жителей Углича. За период 1956-1961 годов церковь Успения Пресвятой Богородицы была полностью отреставрирована сотрудниками реставрационной мастерской Ярославля, всерьёз вознамерившиеся не только сберечь этот уникальный архитектурный памятник, но возвратить его былой облик, первоначальный вид, пропорции и формы. После передачи монастыря в лоно Русской Православной Церкви в Дивной возобновились богослужения и одновременно продолжились строительные работы. Начиная с 1997-го Дивная стала главным храмом возрождённого Алексеевского женского монастыря и остаётся им поныне.
Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №360, ООО "Де Агостини", 2019