Угличский Богоявленский женский монастырь Ярославской губернии – место духовного единения двух царских династий – Рюриковичей и Романовых. В местных летописях сохранилось предание о том, что монастырь основан в 16 веке царицей Марией Федоровной Нагой, женой Иоанна Грозного, матерью последнего Угличского князя, убиенного царевича Димитрия.
Первоначально обитель находилась в юго-западной части угличского Кремля. Там и застало ее Смутное время. Деревянный монастырь был уничтожен польскими интервентами в начале XVII века, о чем свидетельствует летопись: «…У Богоявления, что в крепости городской, игумения Анастасия с тридесятью пятью сестрами и двумястами честных дев и жен множеством посечены бяху, а монастырь весь сожжен и разорен…». Впоследствии игумения Анастасия причислена к лику Святых, считается местночтимой святой.
Восстанавливалась обитель стараниями матери царя Михаила Федоровича инокини Марфы Иоанновны (урожденная Ксения Шестова). Но в 1661 году, во время строительства новых крепостных стен, часть монастырских строений подверглись сносу, о чем «... били челом <…> Великому Государю с Углеча Богоявленскаго девича монастыря игумения Пелагия с сестрами…». Великий государь Алексей Михайлович в своей грамоте Угличскому воеводе повелел: «…построить вновь наше Великого Государя богомолье, Богоявленский девичий монастырь, за городом на посаде, на церковной земле Иоанна милостивого…». В том же 1661 году монастырь был перенесен из Кремля на посад, на место, где он до сих пор и находится.
Монастырь креп, и уже в 1689 году был заложен фундамент первой каменной церкви, при игумении Елене в 1700 г. освященной в честь Богоявления Господня с приделом в честь Смоленского образа Богородицы. На нижнем этаже этой церкви был храм Святых Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, а в 1775 г. в находящейся подле него палатке устроен придел во имя Иоанна Милостивого и Димитрия митрополита Ростовского.
Но спустя 65 лет вследствие разных неудобств и темноты, все эти храмы упразднили, и вместо них устроена была больница. В 1853 г. и Богоявленский престол этого храма, по случаю соименности его с главным престолом новопостроенной церкви, упразднен. Год спустя усердием и трудами игумении Еликониды древний упраздненный Богоявленский храм был возобновлен и освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери и устроен придел Воздвижения животворящего креста Господня. Все образы нижнего яруса существовавшего иконостаса «…очень древняго и высокаго письма пожертвованы были в Богоявленский монастырь Троице Сергиевой Лавры казначеем…» – свидетельствовала в 1873 г. настоятельница монастыря игумения Исмарагда.
Свято-Троице Сергиева Лавра, действительно, помогала «угличскому Великого государя богомолью». Но на сегодняшний день сохранилась лишь часть былого величия обители. Храм Смоленской иконы Богородицы расписан был «…чудесами от Смоленской иконы Божией Матери…». Но, к великому сожалению, сохранилась лишь часть росписи на потолке, чудом уцелевшей в «суровые годы». Сегодня возвращена в церковь икона Святого Трифона.
Феодоровская летняя церковь
Спустя сто лет в монастыре разворачивается крупное строительство. В 1805 г. с благословения архиепископа Ярославского и Ростовского Павла, стараниями игумении Маргариты был заложен второй каменный храм во имя Федоровской иконы Божией Матери, строительство которой было завершено через 13 лет, уже при игумении Августе. «…церковь эта очень красивой греко-русской архитектуры, выстроена крестообразно, с пятью куполами. С западного входа находится паперть, при ней трехъярусная колокольня для всех храмов монастырских одна, вышиною со шпилем 30 сажень. В числе 8 колоколов, самый большой в 220 пудов. В нижнем ярусе колокольни помещается библиотека…».
Внутренне пространство храма наполнено светом, льющимся из куполов и многочисленных окон. Главное его сокровище - росписи. Они были выполнены в 1822-1824 гг. живописцем Епифаном Медведевым. «…внутренность храма по стенам расписана изображением чудес от Феодоровской иконы Божией Матери. На своде обращают на себя особенное внимание четыре клейма: 1) Воскресения Христова, 2) пресвятые Троицы, 3) Рождества Христова, 4) Богоявления Господня, весьма хорошей живописи, кисти известнаго художника покойнаго Медведева, равно как и в куполе изображение Господа Саваофа и двенадцати апостолов, писаное им же» – пишет игумения Исмарагда. Роспись включает архитектурные орнаменты – иллюзорно написанные плоскости стен, карнизы, арки, колонны, визуально дополняющие, но не разрушающие пространство, заменяющие подлинные детали.
В 1862 г. «…эта церковь любительницею благолепия храмов Божиих игумниею Еликонидой Муратовой была поновлена и украшена…». При этом было нарушено единство, колорит наполнился новыми яркими красками. Роспись с некоторыми утратами сохранилась и до наших дней, со времени начала служения храма после почти столетнего перерыва фрески проявляются.
Освящение церкви в честь патрональной иконы рода Романовых не случайно. Род Шестовых, родителей инокини Марфы, берет свое начало на угличской земле. На территории Воскресенского монастыря Углича было родовое кладбище Шестовых. Сама царица Ксения Романова говорила: «Углич – мое малое Богомолье». Игумения Исмарагда пишет по этому поводу: «…Феодоровская икона Богоматери, служащая храмовым образом, древней и очень высокой греческой иконописи. – Икона – точный список с чудотворной Костромской Феодоровской иконы Богоматери. <…> с которого времени находится в обители эта благоговейно чтимая местно икона, на это не имеется никаких письменных данных; по устному преданию прежних стариц-монахинь известно, что она будто бы современна возобновлению монастыря. Не государыня ли великая старица Марфа Иоанновна Романова <…> пожаловала между прочими святынями и сию икону, пред которою она благословила и пред которой вручила Богоматери судьбу своего сына Михаила Федоровича, избранного на царство…».
Исследователь угличских древностей А. Н. Ушаков в 1891 г. в своей книге описал факт заступничества Божией Матери: «…16-го августа, в день праздника Феодоровской Божией Матери, вокруг монастыря совершается крестный ход, установленный по особому усердию игумении Измарагды в 1871 году, когда свирепствовала в городе холера, монастырь был избавлен от болезни…».
Сегодня Федоровский храм внешне приведен в порядок, проведены реставрационные работы, предполагается восстановление колокольни.
Богоявленский соборный зимний храм
В середине XIX в. Богоявленский монастырь стал одним из богатейших и крупнейших монастырей Ярославской епархии. Его территория постоянно расширялась, строились новые здания. Богоявленский собор – самый внушительный и крупный храм обители и всего Углича. Его построили в 1843-1853 гг. по проекту известного архитектора К.А. Тона в модном тогда русско-византийском стиле. «…Между всеми зданиями монастыря по внешнему благоустройству первенствует Богоявленский соборный храм, с приделами с правой стороны в честь Толгской иконы Богоматери, с левой в честь святителей Николая чудотворца и Иоанна Милостиваго. <…> по своей красоте храм – лучшее украшение монастыря и города, равно как и по своей громадности это высочайшее из всех зданий Углича…». Для насельниц монастыря строительство этого храма стало настоящим подвигом – они сами делали кирпич, поднимали его на стены, собирали пожертвования. Много сил и стараний приложила игумения Еликонида, ставшая инициатором строительства.
Интерьер собора величественный и обширный. Барабаны пятиглавия не открыты внутрь – собор был зимним, и нужно было хранить тепло. Это создавало таинственный и уютный полумрак. Всю восточную стену занимал многоярусный резной иконостас, вызолоченный. Росписи в 1870-х гг. выполнил угличский живописец Дмитрий Григорьевич Буренин с сыном Павлом. «…стены и своды храма расписаны священного содержания картинами из евангельских историй. <…> с правой стороны храма нарисованы чудеса от, Толгской иконы Божией Матери; с левой – чудеса Святителей Николая чудотворца и Иоанна Милостиваго, на паперти изображение страшного суда».
Пол собора был покрыт чугунными плитами, «…нагревается четырьмя изразцовыми печами…». В храме находился мощевик – кипарисовая доска с вставкой мощей Святого Иоанна Милостивого работы неизвестного мастера. Ныне он находится в угличском государственном музее.
Под алтарем Иоанна Милостивого была в те времена устроена часовня с выходом прямо на Ростовскую улицу, т.к. в этом месте Богоявленский храм ограды не имел. В часовне находилась икона Божией Матери «Недремлющее око», от которой многие верующие получали исцеление по своей вере. В часовне прямо под алтарем был колодец, вода из источника по Милости Божией также исцеляла верующих угличан и паломников.
В годы гонений на церковь в храме стали разливать керосин, вскоре там случился пожар и все, что не успели сохранить верующие люди, было уничтожено огнем. Стены храма покрыты толстым слоем гари, копоти – от былого величия не осталось и следа.
Поставленный на перекрестке двух главных магистралей, собор стал одним из самых значительных зданий города. Его главы видны издалека в перспективах улиц, с дальних окраин и Волги.
Храм во имя Пресвятыя Богородицы «Достойно есть»
Последним храмом обители стала небольшая церковь иконы Божией Матери «Достойно есть», находившаяся при кельях в северо-западной части территории. Церковь Достойновская-Богородичная была каменной, двухэтажная, теплая, устроена в 1886–1887 гг. при игумении Измарагды Воскресенской на средства доброхотных дателей; имела один престов в честь иконы Богоматери «Достойно Есть». Церковь появилась в 1886-1887 гг. и представляла собой двухэтажную угловую башню с главкой. В нижнем этаже храма были две келии для монашествующих.
Разрушение обители
В советское время благополучию обители пришел конец. Монастырь огромный и многолюдный закрыли в конце 1920-х гг., а дальше последовало разорение. Были уничтожены интерьеры церквей, бесчисленные иконы, исчезли колокольня, ограда, а церковь «Достойно есть» перестроена в жилой дом. Уничтожено налаженное монастырское хозяйство, которое трудами насельниц обеспечивало благосостояние.
В более поздние десятилетия памятникам архитектуры обители было уделено некоторое внимание. В частности, отреставрирован и освобожден от искажений Смоленский храм, приведен в порядок Феодоровский, начата реставрация Богоявленского собора. Но территория была лишена единства, келии перестраивались и разрушались.
Рассказывает заслуженный работник культуры, историк, краевед Виктор Ерохин: «В 1989 году, когда я был директором угличского историко-архитектурного музея, мы забрали у торга Богоявленский собор. К нему примыкали ветхие деревянные сараи. Поскольку это пожароопасно, мы решили их снести. Собор надо было реставрировать, ставить леса, а сараи мешали. Разрушив их, под мусором, мы обнаружили памятники игумений монастыря монахини Еликониды и монахини Инокентии. Их пришлось убрать. На территории монастыря в 19 веке не было кладбища. Эти надгробные памятники с надписью сегодня находятся у Федоровского храма. Если провести археологическую зачистку, можно обнаружить и сами могилы. Немаловажно и обнаружение могилы игумении Анастасии с сестрами, убиенных польскими интервентами в 1609 году. По свидетельству летописных источников, могила находится близ церкви Флора и Лавра. Но это место так застроено домами, что сегодня достаточно трудно определить точное местоположение. Игумения Анастасия считается местночтимой святой, есть смысл, несомненно, искать ее мощи».
Немаловажен этот факт в истории монастыря. А.Н. Ушаков пишет: «При Богоявленском женском монастыре, как находящемся внутри города, кладбища не имеется. В стенах монастыря, с особаго разрешения, погребены: игумения Еликонида, как храмосоздательница (с южной стороны храма), и рядом с ней монахиня Еванфия. Над их могилой памятник из серого камня, полированный с надписью…». Как благодетельницу и устроительницу монастыря погребли игумению Еликониду на территории ее обители и, конечно, не случайно, а по воле Божией, место нахождения могил было обнаружено.
Одним из эпизодов советского периода истории монастыря стала жизнь в нем известной поэтессы Ольги Федоровны Берггольц. Она еще маленькой девочкой в годы гражданской войны жила с семьей в келье у церкви «Достойно есть», о чем оставила яркие воспоминания в повестях «Углич» и «Дневные звезды». Богоявленский собор остался в детской памяти писательницы как самый яркий образ Углича. Из дневниковых записей 1958-1959 гг. О. Ф. Бергольц: «… мне снился город детства – Углич, <…> мы жили в келье Богоявленского девичьего монастыря <…> высокий белый собор с синими главами. И главы были усыпаны крупными золотыми звездами…».
Возрождение Богоявленского монастыря
В 2003 г. началось возрождение двух храмов обители. В Феодоровской и Смоленской церквях совершаются службы. В 2005-2007 гг. были восстановлены фасады Богоявленского собора – впервые за много десятилетий разрухи и небрежения самый заметный угличский храм обрел достойный вид.
Осенью 2010 г. Священным Синодом по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла возвращен в лоно Русской Православной Церкви Богоявленский женский монастырь города Углича. Для восстановления монастыря и возрождения монастырской жизни обители сюда приехала монахиня Антонина (Злотникова) с сестрами. В XIX в. на территории Богоявленского монастыря существовала единственная на всей ярославской земле православная гимназия. Монахиня Антонина хотела бы возродить её.
http://www.monastyr-bogoyavlenie.ru/clause-history.html