"...В 1854 году на средства происходившего из Углича рыбинского купца Николая Фотиева Баскакова выполнены росписи в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи Алексеевского монастыря – летнем храме обители. По условию от 27 января стоимость стенного письма составляла 750 рублей.
Храм небольшой и стоимость не самая значительная, но эту работу с полным основанием можно признать одной из лучших в творчестве Д.Г. Буренина. Вероятно, росписи были выполнены во всех помещениях храма, но в настоящее время целостно сохраняются только в основном объеме. При взгляде на стены и своды в первую очередь привлекают внимание сложные многофигурные композиции и насыщенные затейливые орнаменты в стиле рококо.
На плавно обтекающем объем сомкнутом своде, прорезанном световым барабаном, представлена небесная иерархия – прославляющий Господа обширный сонм ангелов с различными атрибутами, в ярких одеждах. Над иконостасом неканоничный для Православия, но широко распространенный в XVIII-XIX веках сюжет – «Коронование Божией Матери». На западной стене, над поддерживаемым ангелами образом Спаса Нерукотворного помещена композиция – «Сошествие Святого Духа на апостолов». Сюжеты из Жития Иоанна Предтечи можно видеть на состоящей из четырех клейм верхней плоскости южной стены. Фигуры святых размещены в нишах окон. Конечно, это далеко неполный состав композиций – многие повреждены или утрачены.
Помимо великолепных клейм обращает на себя внимание архитектурная составляющая росписей – так называемая «живописная уборка». В стенописях XVIII-XIX столетий она обычно значила не меньше, чем сюжеты, поскольку, наряду с резьбой и позолотой иконостасов, составляла оформление интерьера. В собрании Угличского музея находится чертеж, несомненно, являющийся эскизом росписей Предтеченского храма, – представляющий развертку южной и западной стен. Там можно видеть прописанные орнаменты, намеченные композиции сводов и некоторые фигуры. При этом сюжеты отсутствуют – их обычно выполняли по отдельно составлявшемуся реестру, по согласованным эскизам и образцам. Изначальный замысел росписей в процессе работы мог подвергаться изменениям – так и здесь можно видеть несколько иные орнаменты. На западной стене еще присутствует среднее окно, которое в дальнейшем для размещения крупного клейма будет заложено. На западном лотке свода ангелы поддерживают круглое обрамление.
Орнаменты, имитирующие лепной декор, поражают просто сказочным разнообразием. Карнизы, рамки, сложнейшие изгибы струящихся по стенам стилизованных побегов, листьев и пальметт, – растворяющиеся в общем разнообразии, но при этом сохраняющие четкость деталей. Различные цветные вставки-фоны и золоченые надписи. Отдельно следует отметить тонировки под мрамор ниш нижних окон и напоминающие морские волны орнаменты верхних. Данная работа свидетельствует о блестяще проявленных таланте и вкусе мастера, тончайшем понимании цветовой гаммы..."
По материалам статьи Е.А. Лиуконена "Династия живописцев Бурениных"