ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Углич. Собор Спаса Преображения.

Спасо-Преображенский собор


Собор. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Похвалы Божией Матери, Романа Угличского, Богоявления Господня, Донской иконы Божией Матери, Димитрия царевича, Александра Невского
Год постройки:1713.
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Ярославская область, Угличский район, г. Углич, кремль

Координаты:57.528954, 38.317071




Добавить фотографию
Сортировка:


Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
4 августа 2015
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Углич. Собор Спаса Преображения.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
11 августа 2013
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Надежда Лаврова
22 октября 2011
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
VladiN
22 июня 2008
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Вид со смотровой площадки
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
23 февраля 2016
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Вид ночью
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
23 февраля 2016
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
26 февраля 2012
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Тарасов Василий
7 января 2008
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Полина
4 января 2008
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Полина
4 января 2008
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Вид с юго-востока
Александр Викторович Шипилин
13 марта 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Алексей Сигаев
октябрь 2003
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Алексей Сигаев
октябрь 2003
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Юрий Менделеев
12 октября 2002
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Юрий Менделеев
12 октября 2002
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Кремль.Спасо-Преображенский собор.Фото из архива автора.
Александр Момент
15 июля 1978
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
21 июля 2012
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
21 июля 2012
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
21 июля 2012
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
21 июля 2012
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
21 июля 2012
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
26 февраля 2012
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
12 апреля 2010
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Апсиды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
18 июня 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
18 июня 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
24 сентября 2011
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
24 сентября 2011
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
24 сентября 2011
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
24 сентября 2011
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Интерьер собора. Росписи XIXв.
Александр Викторович Шипилин
13 марта 2005
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Внутри колокольни собора Спаса Преображения.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
11 августа 2013
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Неизвестный автор, г. Углич и Угличский район, 1910—1917 с http://mhistory.dev.nordcode.ru/photo/51955
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1917
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Cпасо-Преображенский собор. 1900–1914 г. Почтовая открытка
Сергей Ковров
1 июня 1914
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1914
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
"Ссыльный" ("сосланный") набатный колокол колокольни Преображенского собора. 1904-1910 г.
Сергей Ковров
1 июня 1904
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
1880 год. фото с сайта https://pastvu.com/p/340881 Автор:Лопатин
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1880
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1910 год. Источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914
Андрей Агафонов
??
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Фото из журнала "Родина".
Андрей Агафонов
??
Собор Спаса Преображения - Углич - Угличский район - Ярославская область
Илья Смирнов
6 декабря 2008




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Алексей Сигаев,  23 февраля 2004

Построен в 1713 году крепостными мастерами во главе с Григорием Федотовым. Настенная роспись выполнена в XIX веке артелью Т. Медведева. Южный портик, западный и северный приделы пристроены в XIX веке.

Информация с памятной доски на храме


Статью добавил(а): JuNe,  2 декабря 2005

Спасо-Преображенский собор — самое значительное сооружение кремлевского ансамбля — воздвигнут в 1713 году на месте разобранного древнего храма. В его облике воплотились черты, характерные для переходной эпохи русской архитектуры. Кубический объем храма, аркатурный пояс на барабанах глав выдержаны в традициях древнерусского зодчества. Вместе с тем, наличники с разорванными сандриками и тонкие колонки, расчленяющие стену фасада, свидетельствует об использовании приемов более позднего нарышкинского барокко. Классические портики над южным и северным входами сооружены в 1840 году. Рядом с собором возвышается тридцатисемиметровая вертикаль колокольни (1730 г.) с золоченой главой, издалека сияющей в кронах деревьев приволжского бульвара. Трехъярусная композиция из убывающих восьмериков — одна из особенностей нарышкинского барокко, а форма завершения в виде чаши — характерная деталь XIX века, ветречающаяся в памятниках Верхнего Поволжья. В 1984 году специалисты Угличского часового завода установили на колокольне электрические часы. Теперь каждые полчаса город слышит мелодичные перезвоны часовых колоколов. Старый механизм собран и законсервирован на ярусе звона.

Необычен интерьер Спасо-Преображенского собора. Большой квадратный зал со стороной 14 метров перекрыт легким сомкнутым сводом без опорных столбов. Такая конструкция — незаурядное инженерное достижение мастеров XVIII века. Расписывала собор в 1810-1811 годах артель «знаменитого по епархии живописца» Тимофея Медведева, происходившего из села Тейкова Владимирской губернии. Художники хорошо владели приемами академического письма, хотя их творчество не лишено оттенка провинциализма. На широких плоскостях стен и сводов размещается более пятидесяти композиций, выполненных по образцам европейских мастеров позднего Возрождения и барокко. Их сюжеты, почерпнутые из Евангелий, повествуют о земной жизни и чудесах Иисуса Христа. Храмовая фреска «Преображение» является копией с работы Рафаэля.

Грандиозный шестиярусный иконостас установлен в 1860 году. В его оформлении использованы барочные мотивы. Оплетенные вьющейся лозой колонны с витыми фустами и композитными капителями, сильно выступающие карнизы составляют обрамление икон, расположенных в каноническом порядке, представляющем иерархию небесной церкви. Иконостас символизирует ее присутствие в храме и моление о спасении членов церкви земной. Нижний, местный ряд включает в себя иконы святых, почитавшихся в Угличе и в самом соборе. Среди них — царевич Дмитрий, князь Роман, преподобный Кассиан Учемский. Самая древняя из помещенных здесь икон — «Покров Пресвятой Богородицы» — относится к ярославской школе иконописи XVII века. Влияние костромских мастеров ощущается в монументальных линиях храмового «Преображения» XVII века. Иконы Спасателя и Богоматери по сторонам Царских врат темным колоритом и золочеными лепными фонами напоминают произведения украинского барокко XVII века. Они попали в собор на рубеже XVII—XVIII веков, когда кафедру Ростовской епархии, куда входил Углич, занимали митрополиты-малороссы Иосаф и Дмитрий. Следующий в иконостасе — праздничный чин. Здесь помещены иконы главных двунадесятых церковных праздников. Третий — апостольский, с изображением Деисуса и обращенных к Христу в молитве апостолов. Затем следует пророческий чин с иконами ветхозаветных пророков, царей и законоучителей. Пятый ряд включает в себя изображения двенадцати праотцев. Наконец, самый верхний ряд, установленный позднее, составляют картины Страстей Христовых с «Распятием» в центре. Основная часть иконостаса выполнена в XVIII веке видным московским мастером Ф. Рожновым. Несмотря на уход великих традиций русской иконописи, они являют собой отзвук блестящего искусства мастеров Оружейной палаты предшествующего периода.

В северо-западном углу собора находится открытый археологами фрагмент белокаменного контрфорса, подпиравшего стену древнего храма. На нем заметен темный след «польского» пожара начала XVII века. Он позволяет наглядно представить одну из страниц истории города. В северном приделе и на западной паперти собора располагается экспозиция древнерусского искусства. Здесь представлено более пятидесяти произведений иконописи XV- начала XVIII века, различных школ и направлений, в русле которых развивалось искусство Углича.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  13 марта 2011

XVIII век оставил в Угличском кремле наиболее интересный памятник того времени — Спасо-Преображенский собор, самое крупное сооружение кремлевского ансамбля. Построен он в 1713—1716 годах вместо собора XV века, сооруженного при князе Андрее Большом. В угличских писцовых книгах сохранилось его описание: «Собор... на высоких папертях об одной главе... крыт по закомарам тесом, а глава на деревянных дугах покрыта чешуею деревянною. А в той церкви исстари было стеновое письмо. Да в паперти колокольница рубленая шатровая... да на той колокольнице часы боевые».

Спасо-Преображенский собор воплотил в своем облике черты, характерные для архитектуры начала XVIII века, особенностью которой было сочетание традиций древнерусского зодчества и новых приемов. Дань прошлому сказалась в композиции, основой которой является массивный центральный куб, увенчанный пятью главами. В оформлении фасадов присутствуют новые декоративные формы. Так, здесь применены наличники с «разорванными» сандриками — деталь, характерная для архитектуры русского барокко.

Конструкция сооружения соответствует достижениям строительства XVIII века, когда строятся в основном бесстолпные церкви. Поражают размеры центрального объема, где четырнадцатиметровый пролет перекрыт легким сводом высотой семнадцать метров без помощи опорных столбов. Подобное инженерное решение ставит угличский собор в ряд лучших сооружений русской архитектуры начала XVIII века. Отсутствие опорных пилонов дало возможность древним зодчим максимально раскрыть внутреннее пространство храма. Большие плоскости стен способствовали размещению крупных живописных композиций и хорошему их восприятию.

Расписала собор в 1810—1811 годах артель крепостных мастеров под руководством «знаменитого по епархии живописца» Тимофея Медведева из села Тейково Владимирской губернии. Художники уверенно владели приемами академической школы, поэтому живопись отличается достаточно высоким уровнем ремесленного мастерства.

Более пятидесяти композиций выполнены по образцам позднего Возрождения и барокко. Храмовая фреска «Преображение» со сценой исцеления бесноватого является копией с картины Рафаэля. Провинциальный художник утрировал работу великого мастера, отличающуюся внешней патетикой и динамикой страстей. Резкие контрастные цвета вызывают ощущение дисгармонии. Сильный декоративный эффект производит включение живописи в «рисованную архитектуру»: уходящие вдаль колоннады, выступающий портик с «разорванным» фронтоном, резные картуши, карнизы создают иллюзию пространства, перспективу для размещения фресок. Этими средствами усиливается задача зрительного расширения объема: как бы разрушается замкнутость, материальность стен.

Грандиозный многоярусный иконостас Преображенского собора установлен в 1860 году. Он варьирует формы пышного «нарышкинского барокко», однако пластика его суха. Убывающие по ярусам колонки, оплетенные вьющейся лозой, раскрепованные карнизы составляют обрамление икон. Наиболее старые иконы находятся в нижних ярусах. «Покров Богоматери» — образец живописи ярославской школы XVII века.

К этой же школе принадлежат иконы праздничного чина, написанные, вероятно, в начале XVIII века одновременно с сооружением собора. Иконы Спаса и Богоматери в местном ряду по обеим сторонам царских врат своим общим темным колоритом и золочеными лепными фонами напоминают произведения украинского барокко XVII века. Иконы попали в собор на рубеже XVII—XVIII столетий, когда кафедру Ростовской епархии, куда входил и Углич, возглавляли митрополиты-малороссы Иосаф и Дмитрий.

Рядом с собором высится тридцатипятиметровая колокольня, возведенная в 1730 году, на полтора десятилетия позднее собора. Возможно, задержка строительства произошла из-за вступившего в силу в 1714 году петровского указа, запрещавшего строительство каменных сооружений в провинции. Колокольня относится к типу ярусных. Примечательно, что в Угличе сохранилась еще одна подобная колокольня —- у Корсунской церкви, выстроенная одновременно с соборной. Внутри кремлевской колокольни сохранился механизм башенных часов с боем — редкий памятник искусства часовщиков XVIII века, ставший сегодня музейным экспонатом.

В наше время мастера Угличского часового завода установили на колокольне современные электронные часы с боем, и вновь над древним городом раздается мелодичный звон. Так встретились творения угличских мастеров XVIII и XX веков, символизируя преемственность и развитие традиций.

Из книги С.Е. Новикова "Углич. Памятники архитектуры и искусства" 1988, М., "Советская Россия"


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  26 января 2015

Преображенский собор существует с XIII века. Храм этот в 1595 г. был перестраиваем и при сем случае обретены нетленные мощи св. благов. князя Романа Владимировича, 32 года владычествовавшего в Угличе и погребенного в 1285 г. Мощи сии, освидетельствованные тогда митрополитом Гермогеном, почивают здесь в приделе во имя св. князя.

Престолов в Угличском соборе шесть: в холодном - Преображения Господня, св. и благ. князя Романа Угличского и Похвалы Богородицы; в теплом - Богоявления Господня, Донской Божией Матери, святых: благов. царевича князя Димитрия Углич. и великого князя Александра Невского. Приписная к сему собору церковь во имя св. вмц. Параскевы, воздвигнута в 1764 г. и состоит в качестве приписной к Преображенскому собору.

Апол. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии», Ярославль, от типографии Германа Фалька, 1861 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  24 декабря 2018

По отечественным меркам, Преображенский собор Углича, построенный в первые годы ХVIII столетия, не столь уж древен. Но он имеет богатую родословную - существовавние храма на его месте прослеживается чуть ли не со времён крещения Руси. История пятиглавого Спасо-Преображенского собора, как водится, древнее его каменных стен.

Согласно преданию, первый храм на волжском мысу, определившем границы Угличского кремля, построил князь-страстотерпец Борис на рубеже Х-ХI веков. Предание представляется правдоподобным, ибо от отца, равноапостольного князя Владимира, Борису достался в удел Ростов, а здешняя местность как раз граду Ростову и принадлежала. Бытовал ли в то время Углич как город? Сложно сказать что-либо определённое. Археологические исследования подтвердили существование поселения на территории Угличского кремля ещё в 30-е годы Х века; в это время здесь уже зафиксированы следы присутствия поселян-уличей, переселившихся с берегов Днепра. Местные летописные источники сообщают о том, что основание Угличе-поле приписывают Яну Плесковичу, псковичу, родственнику княгини Ольги в 937 году, прибывшему в эти места для сбора дани. Но первое летописное упоминание об Угличе относится только к 1148 году. Древнейший предшественник Преображенского собора имел посвящение святым равноапостольным Константину и Елене и был, конечно деревянным. Имелся в нём и придел (по всей вероятности, тёплый) в честь Похвалы Богородицы.

В первой половине ХIII века, при князе Константине Всеволодовиче (или Владимире Константиновиче), был выстроен деревянный Спасо-Преображенский собор; Константино-Еленинский храм либо продолжил своё существование в качестве приписного к нему, либо был разобран, а его посвящение отошло к приделу нового соборного храма. Долгое время бытовала традиция приписывать честь устроения Спасо-Преображенского собора святому князю Роману Угличскому, сыну Владимира Константиновича, "омолаживавшая" собор примерно на полвека. Но произросла она скорее из почтительного отношения угличан к князю Роману, а не из каких-то серьёзных исторических фактов. Каменная история Преображенского собора начинается при князе Андрее Васильевиче Большом (1446-1493), известном также под именем Андрея Горяя. Брат великого князя Московского Ивана III, он за тридцать лет своего княжения отстроил Углич так, что хоть бы и любому столичному городу Европы впору. Помимо каменного Спасо-Преображенского собора, в Угличе появились каменный княжеский дворец, "казённые и судебные палаты", "боярские и прочие" дома, Паисиев Покровский монастырь на противоположном берегу Волги. Увы, к настоящему времени от строений князя Андрея осталась лишь одна каменная палата. Что же касается Преображенского собора, выстроенного Андреем за несколько лет до его опалы и гибели в московской темнице, то он пережил своего зиждателя на двести лет.

Согласно описаниям, храм был четырёхстолпным, на подклете, с двумя приделами и одной главкой. С трёх сторон его окружала галерея. Позаботился князь Андрей и о его внутреннем благолепии, снабдив церковь иконами и заказав расписать фресками. На рубеже ХVI-ХVII веков собор стал невольным свидетелем драматических событий Смуты. В 1591 году в нём погребли царевича Димитрия (затем, в 1606 году, его останки с большой торжественностью перенесли в Москву), а в 1611 году в соборе - как и в каменных палатах по соседству - надеялись найти убежище от поляков жители Углича. Но дверные засовы не составили серьёзного препятствия для захватчиков: они перебили всех от мала до велика - так что кровь, по свидетельству современников, "переливалась через порог", - а сам собор подожгли изнутри. После ухода поляков угличане восстановили Преображенский собор, заново украсив его росписями и иконами. Но стены его, растрескавшиеся от огня, уже являли собой слишком ненадёжную опору для сводов, и в последние годы ХVII века горожане во главе с митрополитом Ростовским обратились к царю за разрешением построить новый соборный храм. Получив оное, они без промедления приступили к строительству, и в 1713 году новый Спасо-Преображенский собор, более обширный и торжественный, чем прежний, был освящён. Храм освятили буквально за несколько месяцев до запрета Петра I вести каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Очевидно, из-за этого соборный храм семнадцать лет стоял без колокольни.

Только в 1730 году исполнилась, наконец, давняя мечта угличан, и рядом с собором выросла новая колокольня, определяющая силуэт кремлёвского ансамбля при взгляде на него с реки (а именно пристань являлась своего рода парадными воротами Углича, приезжие в большинстве своём прибывали в город по Волге). В неизменном виде Преображенский собор просуществовал около ста лет. ХIХ век принёс перемены и ему, и его ближайшему окружению. В 1810-е годы интерьеры собора расписала артель крепостных мастеров под руководством Тимофея Медведева, "знаменитого по епархии живописца". Тогда же встал вопрос о возведении нового тёплого храма, который входил бы в соборный комплекс. В Преображенском соборе, по причине отсутствия в нём печей, служить можно было только летом. Зимой богослужения проходили в тесном приделе, что никак не соответствовало статусу соборного храма. Сначала предполагалось пристроить тёплый храм с западной стороны к основному зданию собора. Такое конструктивное решение не явилось бы уникальным в контексте русского храмового зодчества, но, конечно, изящным его назвать трудно. Видимо, последняя причина возобладала над соображениями экономии, и в 1814 году началось строительство отдельно стоящего тёплого храма. В 1827 году его престолы освятили: главный - в честь Богоявления, придельные - в честь Донской иконы Божией Матери, царевича Димитрия и Александра Невского.

В 1830-1840-е годы перемены коснулись уже фасадов Спасо-Преображенского собора. С самого начала очевидно было, что главным фасадом применительно к городской планировке должен стать южный, обращённый к торговой площади и Ростовской улице. И во второй трети ХIХ века его доминирующая роль была зафиксирована при помощи четырёхколонного портика. Этот портик оформляет южный парадный фасад Преображенского собора, обращённый к городу, хотя на самом деле, в наши дни, вход в храм находится с другой стороны - с западной. С западной и северной сторон Спасо-Преображенский собора также в то время "обстроили" - здесь появились оригинальных очертаний паперть и Похвальский придел.

К концу ХIХ века Углич представлял собой провинциальный городок с населением, состоявшим преимущественно из мелких ремесленников и купцов. Весомую часть жителей составляли также семьи священно- и церковнослужителей. Железная дорога обошла Углич стороной, и он тихо дремал на обочине "большой жизни". Так и оставался бы Углич "романтичным уголком", музеефицированным осколком старой Руси, - что пошло бы только на пользу его застройке и прежде всего храмам, которых насчитывалось до трёх десятков. Но в 1917 году драматические проявления истории затронули и его. С большей настороженностью угличане встретили советскую власть, установленную в городе 12 декабря. В течение нескольких последующих лет Углич и его окрестности выступали центром глухого, однако весьма ожесточённого сопротивления большевикам. Угличане исторически были богомольны и привержены традициям. Оттого закрытие храмов продвигалось здесь медленнее, чем где бы то ни было.

Долго оставался действующим и Спасо-Преображенский собор. Его закрыли в 1929 году и передали музею. В бывшем соборе разместили экспозицию Угличского краеведческого музея. Спасскому храму, как музейному объекту, посчастливилось даже сохранить значительную часть внутреннего убранства - росписи и иконостас. В нём с 1985 по 2009 год размещалась экспозиция древнерусского искусства, был доступен для осмотра сохранившийся интерьер храмовой части. Серьёзным бедствием для традиционного угличского ландшафта стало строительство ГЭС, начатое в 1935 году. К счастью, кремль с собором и церковью св. Димитрия на крови не попал в зону затопления, но облик города разительно переменился. Конечно, храмы в большинстве своём не использовались по назначению - были обращены в музеи, склады или просто пустовали. Но хотя бы так они смогли пережить самую мрачную эпоху в истории Церкви.

Долгий процесс передачи Спасо-Преображенского собора Русской Православной Церкви завершился, наконец, в 2011 году, хотя богослужения проводились в соборе ещё с 1992 года - но крайне редко и нерегулярно. В 2006 года при храме образовался приход. Казалось, скоро всё должно разрешиться ко всеобщему благополучию. Но дело о передаче собора епархии продолжало тянуться, осложняемое тем, что чиновники не собирались предоставлять музею никакого помещения взамен собора, ссылаясь на "отсутствие свободных площадей. В 2011 году Спасо-Преображенский собор был возвращён Русской Православной Церкви, но по прежнему сотрудники Угличского музея могут провести экскурсию для всех желающих.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №25, 2013 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.