Никольский военный собор в Киеве — православный храм, построенный в 1696 году по инициативе и на средства гетмана Ивана Мазепы . Располагался рядом с Пустынно-Николаевским монастырем. Уникальный образец украинского барокко. Располагался высоко над Днепром, напротив гостиницы "Салют", теперяшняя улица Ивана Мазепы. По решению советских властей был снесен в 1934 году.
«За северной стеной вала, ограждающий Печерский городок, у склона днепровских гор, располагался Никольский монастырь. Его территория была огорожена деревянным “заметом”, западная линия которого шла параллельно дороге, ведущей из Печерского местечка в город. Детальную привязку этого монастыря мы находим в тексте верхней надписи плана Ушакова, где говорится, что «Никольский монастырь по мере в длину по дороге мимо столба 180 сажень, поперег по горе до бояраку, где Старый монастырь в длину 135 сажен, от ворот, что подле монастыря от посаду по дороге к Печерскому монастырю до Киевских ворот 324 сажени…». Как явствует из надписи и чертежа 1695-го, на этот момент Никольская обитель состояла из Старого и Нового монастырей. Старый – Пустынно-Никольский монастырь располагался на нижней террасе склона горы, имел свою деревянную старую церковь Николая. Сведения об ее архитектуре можно получить по рисунку на плане Ушакова, где она изображена с восточной стороны. Постройка довольно приземистая, с одной апсидой в центре и сводчатой, покрытой гонтом кровлей. Кровлю венчают три купола: один большой в центре и два маленьких по бокам. Возможно, что боковые были не световыми, так как на их барабанах окна не изображены. Если это так, то храм можно назвать трехглавым однокупольным.
С южной, восточной и северной сторон церковь окружали деревянные монастырские постройки, среди которых в северо-восточном углу располагалась трапезная церковь с трапезной палатой. Напротив западного фасада церкви Николая находилась трехъярусная деревянная проходная башня колокольни. Архитектура колокольни как по форме, так и по композиции напоминает архитектуру лаврской колокольни, но, по всей вероятности, уступала ей в размерах. Интересной деталью построек Никольского монастыря является изображение колокола, размещенного с северо-западной стороны колокольни. Он подвешен к горизонтальному бревну, которое, в свою очередь, поддерживает вертикальные, вкопанные в землю стойки.
Новый монастырь представлен великолепной каменной постройкой Никольской церкви (впоследствии Военно-Никольский собор), которая на чертеже Ушакова названа новой. Построена она выдающимся русским «каменных дел мастером» И. Д. Старцевым в 1690—1696-ых, который, творчески видоизменив ранее сложившийся тип архитектурной формы шестистолпного трехнефного храма, достиг поразительной стройности и величия сооружения.
На рисунке Ушакова видим изображение восточного фасада Никольского собора, четко расчлененного апсидами на три части. Средняя, центральная апсида, имеет три расположенных по вертикали окна, верхнее из которых – в форме креста. В двух боковых апсидах находится по одному высоко расположенному, вытянутому окну. Над апсидами устроен горизонтальный, судя по рисунку, раскрепованный карниз, который венчают с востока три одинаковые сферические купола с главками. За северным и южным куполами восточного фасада просматриваются такие же купола западного фасада. Завершает постройку высокий и стройный центральный купол, который, как и боковые, имеет главку. Купола, судя по рисунку, были покрыты листовым железом.
Для того чтобы попасть на территорию Старого Пустынного монастыря с западной стороны, где проходила дорога на Киев, необходимо было пройти две воротные башни в ограде, а затем следовать через проходной ярус колокольни. С востока, от Днепра, в монастырь вел «взвоз Николаевской», который тянулся вдоль северной ограды монастыря и доходил до церкви Николы Столпника. Она представляла собой стоящую на специальной террасе у самого склона горы трехъярусную башнеобразную постройку, увенчанную главкой с крестом. Возможно, на верхнем ярусе церкви был колокол.
У подножья горы, над которой возвышался Никольский монастырь, у самого берега Днепра, располагался «хутор, что под Николаевским монастырем». С севера к монастырю примыкали «слободы волоские».
Подробности о строительстве Военно-Никольского монастыря почти не сохранились. Некоторые ученые считают, что храм начинал строить в конце семнадцатого столетия гениальный архитектор Иван Зарудный, которого Петр Великий сделал в свое время придворным зодчим. Известно письмо Ивана Степановича Мазепы, отправленное царям Иоанну и Петру в 1693 году, в котором сообщается о ходе строительства двух больших храмов в Братском Богоявленском и Пустынно-Николаевском монастырях, при этом упоминается имя Осипа Старцева. Запись о постройке каменной церкви большого Никольского монастыря – Военного собора – хранилась в архиве канцелярии Пустынно-Никольского монастыря.
В 1831 году выстроенный на Печерске храм был передан Военному ведомству и обращен в Военный собор (ранее входил в состав Пустынно-Никольского монастыря). Тогда же на высоких квадратных постаментах около храма установили артиллерийские орудия, в память о защитниках родины. Это было грандиозное здание, увенчанное высоким центральным куполом. Со стороны западного фасада имелись еще две башни. Все фасады, а особенно западный, со стороны которого, как правило, и заходят в храм, были оформлены "великолепными щитами, полуколоннами, увенчанными капителями, прелестными оконными наличниками. Чарующе красив главный вход с фронтоном, оканчивающимся пятью маленькими главками, весь в лепных прихотливых узорах. Такие же узоры на оконных наличниках и на фронтоне западного фасада.
Узоры иконостаса, киотов и орнаментов проникнуты тем же духом, что и наружные декорации стен барочных церквей. В них то же отсутствие прямых, спокойных линий, та же безудержная щедрость, граничащая с расточительностью, с которой художник рассыпает орнаменты, раскидывает их везде, где только можно, словно ставит перед собой задачу - не оставить нигде ни одного лишенного украшения уголка: на иконостасе даже колонны, поддерживающие отдельные ярусы, сплошь покрыты резьбой. Беспокойная, манящая и яркая красота резных узоров дразнит глаз и фантазию, доставляет мучительное наслаждение капризными изломами своих линий". В соборе почивали мощи Иоанна Златоуста, что всегда привлекало верующих.
Иван Мазепа финансировал строительства храма из средств войсковой казны, он вообще немало делал для благолепия Киева. Этот тщеславный муж, воспитанный в пажеском корпусе при польском королевском дворе, католик по рождению, волею судьбы поставленный на гетманство, возглавлявший огромное православное воинство, всячески старался убедить жителей Малороссии, что он одной с ними веры. Отсюда масштабное его радение и энтузиазм по строительству именно православных церквей и монастырей – в каждом построенном во времена гетманства Мазепы храме непременно рисовался его ктиторский портрет, и возносились славословия радетельному ясновельможному пану и кавалеру.
Мазепа в будущем мнил себя "господарем" Украины, надеясь объединить под единой гетманской булавой Левобережную и Правобережную Украину, Слобожанщину и Запорожье. Поэтому и не жалел казны на отделку "своей" столицы.
Нужно отдать должное, украшал метрополию он с большим тактом, заботясь при этом не только о красоте, но и об обороноспособности важного форпоста на Днепре. При Иване Степановиче Мазепе, гетмане Левобережной Украины, князе священной Римской империи, основателе украинско-шведского союза, кавалере польского ордена Белого Орла и русского - Андрея Первозванного, к тому же покровителе искусств и поэте, Печерский монастырь окружили высокой каменной стеной, установив важные оборонные объекты - башни. К слову, строительство укреплений не испортило архитектурного ансамбля, а лишь добавило ему величия. Мазепа выстроил над Экономическими воротами обители великолепную церковь во имя Всех Святых, "поправил", а местами и полностью восстановил (при участии митрополита Варлаама Ясинского) Троицкую церковь Киево-Печерского монастыря, Софийский собор и сделал еще многое, достойное памяти этого "изменника интересов России". Причем честолюбие Мазепы не страдало, ибо, как сообщал в 1820 году историк Максим Берлинский, везде "на дверях, окнах, карнизах, всюду, где только можно, он помещал свой дворянский герб". После Полтавы изменник вынужден был спасаться бегством. На чужбине он вскоре и скончался в том же печальном для гетмана 1709 году...
Священный Синод предателя Мазепу проклял. Его имя запрещалось произносить, фамильный герб был запрещен к воспроизведению. Со зданий, которые украшались его геральдическими знаками, их сбивали и скалывали. Однако память о Мазепе полностью уничтожить не смогли. Лучшим памятником этому деятелю, как бы мы к нему не относились, были и остаются построенные на его средства храмы, некоторые из них достались в наследство и нам.
Никольский Военный собор как выдающееся произведение украинского барокко. Он был уничтожен. Вместе с ним погибла и величественная колокольня (сооруженная в 1750 году), и еще одно произведение национальной архитектуры - Трапезная церковь бывшего Пустынно-Никольского монастыря.
В 1934 году величественный храм вначале обезглавили, а затем разобрали "на кирпич".
Источник - http://forum.kiev.ua/istoriya-goroda/; https://www.retroua.com/киев/431-никольский-военный-собор/#1878