ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Киев. Собор Николая Чудотворца.

Никольский военный собор, Великий Микола


Киев. Собор Николая Чудотворца
Собор.  Утрачен.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:Между 1690 и 1696.
Год утраты:1934 (снесен)
Архитектор:И.Д. Старцев
Адрес:
Киев, площадь Вечной Славы, Киевский Дворец детей и юношества

Координаты: 50.441481, 30.552104



Сортировка:

Собор Николая Чудотворца, Иконостас бокового алтаря Никольского (Военного) собора. Фото 1934 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Иконостас бокового алтаря Никольского (Военного) собора. Фото 1934 г.
Елена Григорьева
1 июня 1934
Собор Николая Чудотворца, Центральная часть иконостаса Никольского (Военного) собора. Фото 1934 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Центральная часть иконостаса Никольского (Военного) собора. Фото 1934 г.
Елена Григорьева
1 июня 1934
Собор Николая Чудотворца, Фото с сайта http://www.iwm.org.uk/collections/item/object/205071860<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото с сайта http://www.iwm.org.uk/collections/item/object/205071860
Андрей Агафонов
1 января 1918
Собор Николая Чудотворца, Фото 1910 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото 1910 г.
Елена Григорьева
1 июня 1910
Собор Николая Чудотворца, Иконостас, 1910 г. Источник: Логвин Г.Н. «По Украине». – К. «Мистецтво», 1968 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Иконостас, 1910 г. Источник: Логвин Г.Н. «По Украине». – К. «Мистецтво», 1968 г.
Елена Григорьева
1 июня 1910
Собор Николая Чудотворца, Фотография начала ХХ в. из альбома с сайта Библиотеки Конгресса США. В подписи храма допущена ошибка (собор Петра и Павла)<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фотография начала ХХ в. из альбома с сайта Библиотеки Конгресса США. В подписи храма допущена ошибка (собор Петра и Павла)
Елена Григорьева
1 июня 1901
Собор Николая Чудотворца, Фрагмент главного портала. Фото начала ХХ в. Источник: «Свод памятников истории и культуры Украины». – К.: 1999 г., т. 1 (Киев)<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фрагмент главного портала. Фото начала ХХ в. Источник: «Свод памятников истории и культуры Украины». – К.: 1999 г., т. 1 (Киев)
Елена Григорьева
1 июня 1901
Собор Николая Чудотворца, Фото 1901 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото 1901 г.
Елена Григорьева
1 января 1901
Собор Николая Чудотворца, Общий вид с юго-запада, 1900-1910 г.г. Фотопечать черно-белая, тонирование, фотобумага. 8,4х10,7 см. Номер в Госкаталоге: 8196838. Номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-6229/22. Адрес хранения: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Общий вид с юго-запада, 1900-1910 г.г. Фотопечать черно-белая, тонирование, фотобумага. 8,4х10,7 см. Номер в Госкаталоге: 8196838. Номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-6229/22. Адрес хранения: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
Елена Григорьева
.. - ..
Собор Николая Чудотворца, Никольский военный собор. Восточный фасад, 1900-1910 г.г. На переднем плане деревянные хозяйственные постройки. Из коллекции Красовского, № II-44. Фотопечать черно-белая, тонирование, фотобумага. 11,8х8,8 см. Номер в Госкаталоге: 8196525. Номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-6229/21. Адрес хранения: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Никольский военный собор. Восточный фасад, 1900-1910 г.г. На переднем плане деревянные хозяйственные постройки. Из коллекции Красовского, № II-44. Фотопечать черно-белая, тонирование, фотобумага. 11,8х8,8 см. Номер в Госкаталоге: 8196525. Номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-6229/21. Адрес хранения: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
Елена Григорьева
1 июня 1900
Собор Николая Чудотворца, Фрагмент фасада, 1900-1910 г.г. Фотопечать черно-белая, тонирование, фотобумага. 8,4х10,7 см. Номер в Госкаталоге: 8196682. Номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-6229/26. Адрес хранения: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фрагмент фасада, 1900-1910 г.г. Фотопечать черно-белая, тонирование, фотобумага. 8,4х10,7 см. Номер в Госкаталоге: 8196682. Номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-6229/26. Адрес хранения: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
Елена Григорьева
1 июня 1900
Собор Николая Чудотворца, Вход, 1900-1910 г.г. Фотопечать черно-белая, тонирование, фотобумага. 10,3х8,4 см. Номер в Госкаталоге: 8196626. Номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-6229/27. Адрес хранения: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Вход, 1900-1910 г.г. Фотопечать черно-белая, тонирование, фотобумага. 10,3х8,4 см. Номер в Госкаталоге: 8196626. Номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-6229/27. Адрес хранения: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
Елена Григорьева
1 июня 1900
Собор Николая Чудотворца, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Николая Чудотворца, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Николая Чудотворца, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Николая Чудотворца, Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Николая Чудотворца, Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Николая Чудотворца, Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Николая Чудотворца, Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Николая Чудотворца, Частная коллекция. Фото 1900-х годов<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Частная коллекция. Фото 1900-х годов
Михаил Мещанинов
1 января 1900
Собор Николая Чудотворца, Колокольня стояла на месте гостиницы «Салют». Разобрана в 1934 г. Фото конца XIX в. из фондов Музея завода «Арсенал»<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Колокольня стояла на месте гостиницы «Салют». Разобрана в 1934 г. Фото конца XIX в. из фондов Музея завода «Арсенал»
Елена Григорьева
1 июня 1890



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 апреля 2015

Никольский военный собор в Киеве — православный храм, построенный в 1696 году по инициативе и на средства гетмана Ивана Мазепы . Располагался рядом с Пустынно-Николаевским монастырем. Уникальный образец украинского барокко. Располагался высоко над Днепром, напротив гостиницы "Салют", теперяшняя улица Ивана Мазепы. По решению советских властей был снесен в 1934 году.

«За северной стеной вала, ограждающий Печерский городок, у склона днепровских гор, располагался Никольский монастырь. Его территория была огорожена деревянным “заметом”, западная линия которого шла параллельно дороге, ведущей из Печерского местечка в город. Детальную привязку этого монастыря мы находим в тексте верхней надписи плана Ушакова, где говорится, что «Никольский монастырь по мере в длину по дороге мимо столба 180 сажень, поперег по горе до бояраку, где Старый монастырь в длину 135 сажен, от ворот, что подле монастыря от посаду по дороге к Печерскому монастырю до Киевских ворот 324 сажени…». Как явствует из надписи и чертежа 1695-го, на этот момент Никольская обитель состояла из Старого и Нового монастырей. Старый – Пустынно-Никольский монастырь располагался на нижней террасе склона горы, имел свою деревянную старую церковь Николая. Сведения об ее архитектуре можно получить по рисунку на плане Ушакова, где она изображена с восточной стороны. Постройка довольно приземистая, с одной апсидой в центре и сводчатой, покрытой гонтом кровлей. Кровлю венчают три купола: один большой в центре и два маленьких по бокам. Возможно, что боковые были не световыми, так как на их барабанах окна не изображены. Если это так, то храм можно назвать трехглавым однокупольным.

С южной, восточной и северной сторон церковь окружали деревянные монастырские постройки, среди которых в северо-восточном углу располагалась трапезная церковь с трапезной палатой. Напротив западного фасада церкви Николая находилась трехъярусная деревянная проходная башня колокольни. Архитектура колокольни как по форме, так и по композиции напоминает архитектуру лаврской колокольни, но, по всей вероятности, уступала ей в размерах. Интересной деталью построек Никольского монастыря является изображение колокола, размещенного с северо-западной стороны колокольни. Он подвешен к горизонтальному бревну, которое, в свою очередь, поддерживает вертикальные, вкопанные в землю стойки.

Новый монастырь представлен великолепной каменной постройкой Никольской церкви (впоследствии Военно-Никольский собор), которая на чертеже Ушакова названа новой. Построена она выдающимся русским «каменных дел мастером» И. Д. Старцевым в 1690—1696-ых, который, творчески видоизменив ранее сложившийся тип архитектурной формы шестистолпного трехнефного храма, достиг поразительной стройности и величия сооружения.

На рисунке Ушакова видим изображение восточного фасада Никольского собора, четко расчлененного апсидами на три части. Средняя, центральная апсида, имеет три расположенных по вертикали окна, верхнее из которых – в форме креста. В двух боковых апсидах находится по одному высоко расположенному, вытянутому окну. Над апсидами устроен горизонтальный, судя по рисунку, раскрепованный карниз, который венчают с востока три одинаковые сферические купола с главками. За северным и южным куполами восточного фасада просматриваются такие же купола западного фасада. Завершает постройку высокий и стройный центральный купол, который, как и боковые, имеет главку. Купола, судя по рисунку, были покрыты листовым железом.

Для того чтобы попасть на территорию Старого Пустынного монастыря с западной стороны, где проходила дорога на Киев, необходимо было пройти две воротные башни в ограде, а затем следовать через проходной ярус колокольни. С востока, от Днепра, в монастырь вел «взвоз Николаевской», который тянулся вдоль северной ограды монастыря и доходил до церкви Николы Столпника. Она представляла собой стоящую на специальной террасе у самого склона горы трехъярусную башнеобразную постройку, увенчанную главкой с крестом. Возможно, на верхнем ярусе церкви был колокол.

У подножья горы, над которой возвышался Никольский монастырь, у самого берега Днепра, располагался «хутор, что под Николаевским монастырем». С севера к монастырю примыкали «слободы волоские».

Подробности о строительстве Военно-Никольского монастыря почти не сохранились. Некоторые ученые считают, что храм начинал строить в конце семнадцатого столетия гениальный архитектор Иван Зарудный, которого Петр Великий сделал в свое время придворным зодчим. Известно письмо Ивана Степановича Мазепы, отправленное царям Иоанну и Петру в 1693 году, в котором сообщается о ходе строительства двух больших храмов в Братском Богоявленском и Пустынно-Николаевском монастырях, при этом упоминается имя Осипа Старцева. Запись о постройке каменной церкви большого Никольского монастыря – Военного собора – хранилась в архиве канцелярии Пустынно-Никольского монастыря.

В 1831 году выстроенный на Печерске храм был передан Военному ведомству и обращен в Военный собор (ранее входил в состав Пустынно-Никольского монастыря). Тогда же на высоких квадратных постаментах около храма установили артиллерийские орудия, в память о защитниках родины. Это было грандиозное здание, увенчанное высоким центральным куполом. Со стороны западного фасада имелись еще две башни. Все фасады, а особенно западный, со стороны которого, как правило, и заходят в храм, были оформлены "великолепными щитами, полуколоннами, увенчанными капителями, прелестными оконными наличниками. Чарующе красив главный вход с фронтоном, оканчивающимся пятью маленькими главками, весь в лепных прихотливых узорах. Такие же узоры на оконных наличниках и на фронтоне западного фасада.

Узоры иконостаса, киотов и орнаментов проникнуты тем же духом, что и наружные декорации стен барочных церквей. В них то же отсутствие прямых, спокойных линий, та же безудержная щедрость, граничащая с расточительностью, с которой художник рассыпает орнаменты, раскидывает их везде, где только можно, словно ставит перед собой задачу - не оставить нигде ни одного лишенного украшения уголка: на иконостасе даже колонны, поддерживающие отдельные ярусы, сплошь покрыты резьбой. Беспокойная, манящая и яркая красота резных узоров дразнит глаз и фантазию, доставляет мучительное наслаждение капризными изломами своих линий". В соборе почивали мощи Иоанна Златоуста, что всегда привлекало верующих.

Иван Мазепа финансировал строительства храма из средств войсковой казны, он вообще немало делал для благолепия Киева. Этот тщеславный муж, воспитанный в пажеском корпусе при польском королевском дворе, католик по рождению, волею судьбы поставленный на гетманство, возглавлявший огромное православное воинство, всячески старался убедить жителей Малороссии, что он одной с ними веры. Отсюда масштабное его радение и энтузиазм по строительству именно православных церквей и монастырей – в каждом построенном во времена гетманства Мазепы храме непременно рисовался его ктиторский портрет, и возносились славословия радетельному ясновельможному пану и кавалеру.

Мазепа в будущем мнил себя "господарем" Украины, надеясь объединить под единой гетманской булавой Левобережную и Правобережную Украину, Слобожанщину и Запорожье. Поэтому и не жалел казны на отделку "своей" столицы.

Нужно отдать должное, украшал метрополию он с большим тактом, заботясь при этом не только о красоте, но и об обороноспособности важного форпоста на Днепре. При Иване Степановиче Мазепе, гетмане Левобережной Украины, князе священной Римской империи, основателе украинско-шведского союза, кавалере польского ордена Белого Орла и русского - Андрея Первозванного, к тому же покровителе искусств и поэте, Печерский монастырь окружили высокой каменной стеной, установив важные оборонные объекты - башни. К слову, строительство укреплений не испортило архитектурного ансамбля, а лишь добавило ему величия. Мазепа выстроил над Экономическими воротами обители великолепную церковь во имя Всех Святых, "поправил", а местами и полностью восстановил (при участии митрополита Варлаама Ясинского) Троицкую церковь Киево-Печерского монастыря, Софийский собор и сделал еще многое, достойное памяти этого "изменника интересов России". Причем честолюбие Мазепы не страдало, ибо, как сообщал в 1820 году историк Максим Берлинский, везде "на дверях, окнах, карнизах, всюду, где только можно, он помещал свой дворянский герб". После Полтавы изменник вынужден был спасаться бегством. На чужбине он вскоре и скончался в том же печальном для гетмана 1709 году...

Священный Синод предателя Мазепу проклял. Его имя запрещалось произносить, фамильный герб был запрещен к воспроизведению. Со зданий, которые украшались его геральдическими знаками, их сбивали и скалывали. Однако память о Мазепе полностью уничтожить не смогли. Лучшим памятником этому деятелю, как бы мы к нему не относились, были и остаются построенные на его средства храмы, некоторые из них достались в наследство и нам.

Никольский Военный собор как выдающееся произведение украинского барокко. Он был уничтожен. Вместе с ним погибла и величественная колокольня (сооруженная в 1750 году), и еще одно произведение национальной архитектуры - Трапезная церковь бывшего Пустынно-Никольского монастыря.

В 1934 году величественный храм вначале обезглавили, а затем разобрали "на кирпич".

Источник - http://forum.kiev.ua/istoriya-goroda/; https://www.retroua.com/киев/431-никольский-военный-собор/#1878


Вадим кр
 
Вадим кр  26 февраля 2019

Выстроенный и расписанный в 1690-1696 годах на высоком Печерском плато, украшенный пышными иконами и иконостасами в стиле украинского барокко, военный Собор обладал притягательной силой для верующих христиан, родственники которых сложили головы за Царя и Отечество, а впоследствии стал подлинным памятником истории и архитектуры и десятилетиями слыл символом военной славы России. Здесь служили молебны в память о погибших ратниках, а в дни военных побед сюда приходили поставить свечу за упокой души павшего воина безутешные мать, вдова, сестра или дочь...

В 1831 году выстроенный на Печерске храм был передан Военному ведомству и обращен в Военный собор (ранее входил в состав Пустынно-Никольского монастыря). Тогда же на высоких квадратных постаментах около храма установили артиллерийские орудия, в память о защитниках родины. Это было грандиозное здание, увенчанное высоким центральным куполом. Со стороны западного фасада имелись еще две башни. Все фасады, а особенно западный, со стороны которого, как правило, и заходят в храм, были оформлены "великолепными щитами, полуколоннами, увенчанными капителями, прелестными оконными наличниками. Чарующе красив главный вход с фронтоном, оканчивающимся пятью маленькими главками, весь в лепных прихотливых узорах. Такие же узоры на оконных наличниках и на фронтоне западного фасада. Много украшений, богатства и пышности, но во всем чувствуется большой художественный вкус", - сообщала в 1912 году Зинаида Шамурина о храме, пребывавшем тогда в идеальном состоянии.

Никольский Военный собор впечатлял своим внутренним убранством: "Трудно представить себе что-нибудь более величественное, своеобразное и красивое, чем этот громадный темноватый храм, где все колонны украшены золочеными орнаментами; на иконах прелестные, в капризных завитках, тоже золоченые киоты. Но лучше всего иконостас - огромная ажурная стена в 22 аршина высотой и 24 - шириной, вся сотканная из тончайших узоров - листьев, цветов, виноградных гроздьев - словно кто-то развесил между алтарем и церковью громадный отрез дорогого золотого кружева. Такие же иконостасы в боковых приделах и на хорах. Узоры иконостаса, киотов и орнаментов проникнуты тем же духом, что и наружные декорации стен барочных церквей. В них то же отсутствие прямых, спокойных линий, та же безудержная щедрость, граничащая с расточительностью, с которой художник рассыпает орнаменты, раскидывает их везде, где только можно, словно ставит перед собой задачу - не оставить нигде ни одного лишенного украшения уголка: на иконостасе даже колонны, поддерживающие отдельные ярусы, сплошь покрыты резьбой. Беспокойная, манящая и яркая красота резных узоров дразнит глаз и фантазию, доставляет мучительное наслаждение капризными изломами своих линий". В соборе почивали мощи Иоанна Златоуста, что всегда привлекало верующих.

Никольский Военный собор как выдающееся произведение украинского барокко, конечно же, должен был пасть от рук большевиков-интернационалистов. И он был уничтожен. Вместе с ним погибла и величественная колокольня (сооруженная в 1750 году), и еще одно произведение национальной архитектуры - Трапезная церковь бывшего Пустынно-Никольского монастыря. Как справедливо считает историк Кирилл Третьяк, "второй раз собор стал "военным" 28 сентября 1931 года, когда постановлением президиума Киевского городского совета его закрыли и передали в распоряжение Военотдела".

В 1934 году величественный храм вначале обезглавили, а затем разобрали "на кирпич". Интересно, что, по всей видимости, довольно объемное по масштабу здание поначалу хотели использовать под клуб работников завода "Арсенал". Для этого разобрали купола и "освободили" бывший храм от внутренних излишеств. Однако впоследствии архитекторы представили собственный грандиозный проект клуба, реализации которого помешала Великая Отечественная война. Поскольку доминанты этой довольно пустынной местности явно недоставало, архитекторы семидесятых годов возвели на месте величественной колокольни здание гостиницы "Салют". На территории же усадьбы Никольского Военного собора к середине шестидесятых годов прошлого века возник комплекс Республиканского дворца пионеров и школьников имени Николая Островского. Тогда же была разрушена Трапезная церковь, а точнее, то, что от нее оставалось. На месте собора в 1962—1965 годах был построен Дворец пионеров и школьников им. Н. Островского (ныне Киевский Дворец детей и юношества).

http://church-site.kiev.ua/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  3 января 2024

1. Никольский собор построен в 1690-1696 г.г. И.Д. Старцевым. Известно письмо Ивана Мазепы, отправленное царям Иоанну и Петру в 1693 г., в котором сообщается о ходе строительства двух больших храмов в Братском Богоявленском и Пустынно-Николаевском монастырях. Строительство велось под руководством и на деньги Мазепы. Первоначально собор служил соборною церковью соседнего Пустынно-Николаевского монастыря. Военным собором он сделан в 1831 г. Рядом с собором на возвышенных местах были установлены пушки. В нем, кроме главного Николаевского престола, имелись еще три придела - один внизу - во имя Св. Иоанна Предтечи, и два сверху, на хорах - во имя преп. Антония и Феодосия Печерских и во имя Св. мучеников Варлаама и Иоасафа. Уникальный образец раннего «мазепинского» украинского барокко. После 1831 г. кельи были обращены в казармы, а братия была переведена в новопостроенную церковь Святого Николая Малого, или Слупского. Помимо архитектурных достоинств, собор был известен своим 15-метровым резным иконостасом XVII в. Сразу после сооружения собор стал главным храмом Никольской обители. Его называли «Большим Николой», в отличие от еще двух одноименных монастырских храмов. С 1831 г., когда территория «Большого Николы» была отобрана для военных нужд, собор стал гарнизонным и начал называться Военно-Никольским. Интересно, что даже тогда на стене собора сохранилась надпись в честь Мазепы. Известна также история, как растерялся император Николай I, узнав, что в соборе одновременно с ежегодной анафемой предателю Мазепе происходят молебны в честь «блаженного создателя храма сего». Уничтожен в 1934 году.

2. Трапезная с церковью Покрова Богородицы сооружена сразу после завершения собора. По стилистическим признакам и времени постройки, ее должен был возводить Осип Старцев. Характерно, что сооружение объединяло в себе типичные черты украинских трапезных с сугубо московскими архитектурными приемами. Продолговатое здание трапезной было расположено вдоль южного фасада собора. Оно традиционно состояло из трех частей: сеней, палаты и церкви. К сеням с севера прилегало граненое закрытое крыльцо, увенчанное куполом. Палата имела очень большие размеры: при ширине 11 м и длине 15,5 м она была перекрыта единственным сводом, опиравшимся на стены и единственным центральным столбом с двумя подпорными арками. Крыша над палатой имела два высоких фронтона. Северный фасад украшали красивые наличники окон, оформленные лепкой. К южному фасаду прилегали деревянные помещения кухонь. В начале XIX в., помещение было перестроено в прямоугольное, купол был утрачен. В 1930-е гг. бывшую трапезную приспособили под склад. В начале 1960-х годов при строительстве на Дворца пионеров, уничтожена окончательно.

3. Колокольня. Напротив западного фасада церкви Николая находилась трехъярусная деревянная проходная башня колокольни. В 1750 г. сооружена каменная трехъярусная колокольня. Разрушена в 1934 г. Ныне на её месте гостиница «Салют». Кроме того на территории собора находилось около 10 каменных и деревянных одноэтажных жилых и хозяйственных сооружений, использовавшихся в качестве казарм.

Майко В.В. «Православные церкви Киева, 1037-1917 г.г.». Энциклопедический справочник. Майко В.В., 2020. Институт археологии Крыма, 2020 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.