Стоит на верховье холма, с юго-запада вздымающегося над Выдубицким Свято-Михайловским монастырем. Первоначальный двухпрестольный, крещатый в плане, однобанный объем храма построен в 1871 г. по проекту военного инженера И. Антонова. Южный боковой алтарь во имя иконы Божией Матери «Троеручицы» освятил 28 ноября 1871 г., главный престол во имя Живоначальной Троицы – 23 июля 1872 г. митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин). В течение 1870-х г.г. церковь расписал художник Д. Зайченко (живопись почти полностью потеряна).
В 1897-1900 г.г по проекту архитектора В. Николаева она расширена достройками с севера, юга и запада, в результате чего сооружение приобрело в плане форму прямоугольника. Над западным фасадом возведены три глухие декоративные баньки. Достроенный Северный боковой придел с престолом во имя Всех Святых освятил 13 октября 1900 г. митрополит Феогност (Лебедев). В 1902-1909 г.г. церковь расписана.
Сюжетную и орнаментальную живопись выполнили художники живописной мастерской монастыря Г. Золотов, В. Липкасский, М. Морев, Сахаров, при участии и под руководством А. Лакова и Г. Попова, которые одновременно оформляли трапезную церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и трапезную Киево-Печерской лавры. Несколько икон для храма написали художник Г. Выгуров и иконописцы мастерской К. Юрчевского.
В 1902 г. в мастерской Г. Бергера изготовлена металлическая лестница к ризницам. Отапливалась четырьмя кафельными грубами. Внутренние двери были деревянными застекленными, внешние – обшиты жестью. Впоследствии вход в церковь осуществлялся через пристроенный прямоугольный в плане застекленный тамбур.
Сооружение очень пострадало от взрыва складов артснарядов на Зверинце в 1918 г.: повреждена крыша, тиньк, потолки, живопись и иконостас, полностью выбиты окна и двери и тому подобное. В 1918-1919 г.г. проведены ремонтные работы. После закрытия монастыря церковь передана религиозной общине, в 1930 - начале 1934 г. действовала как приходской храм. Закрыта по постановлению Президиума Киевского горсовета от 15 февраля 1934 г.
В 1934 г. в ней содержался состав «Гастрономторга». В 1942-1944 г.г. - действующий храм, затем длительное время находившийся в запущенном состоянии, использовался для хозяйственных нужд Ботанического сада. В 1973 г. начаты ремонтно-реставрационные работы по проекту архитектора Г. Сапожниковой, с 1975 г. – консервация живописи. В 1993 г. храм передан Украинской православной церкви. В течение 1990-х г.г. проведен ремонт сооружения, реставрацию живописи (художники-реставраторы – О. Ерко, А. Марампольский, Н. Романченко и др.) и воспроизведение утраченных композиций. В 2001 г. подбанник Северной баньки переоборудован под колокольню, на которой в начале 2002 г. установлено десять колоколов.
Пятинавная, кирпичная, окрашена по кирпичу в два цвета, трехпрестольная, шестнадцатистолпная, с одной большой световой и тремя декоративными баньками, в плане почти прямоугольная. С западной стороны расположены два краеугольных повышенных объема квадратных в плане двухэтажных ризниц (с металлической лестницей, одни из которых винтовые), завершенные луковыми декоративными баньками на граненых подбанниках. Граненый подбанник над центром прямоугольного в плане нартекса, устроенного между ризницами, увенчан такой же по форме банькой.
Восьмигранный световой подбанник с деревянным полусферическим сводом венчает среднюю часть предвозвратного компартимента и вместе с высокими окнами обеспечивает вертикальное раскрытие и освещение в целом невысокого внутреннего пространства храма. В организации интерьера большую роль играет четырехрядная система столбов, соединенных полуциркульными арками, разделяющими внутреннее пространство на пять нав. Четыре столба поддерживают подбанник главной бани.
Нартекс от нав отделяет трехпрогенная аркада. Северный и Южный входы, подчеркнутые приподнятыми треугольными фронтонами, ведут в предвоенную часть, еще один вход – в Южный боковой алтарь. В нишах вдоль северного входа на протяжении 2-й половины 20 в. содержались иконы на металле (не сохранились). Перекрытия плоские деревянные, балочные. Вальмовая крыша и бани с жестяным покрытием.
В архитектурном решении преобладают формы историзма с элементами ренессанса, украинского барокко, неоросского стиля. Наиболее выразительной является композиция главного (западного) фасада, построенная по центрально-осевой схеме. Нартекс прорезан тремя отверстиями входов, оформленных полуциркульными архивольтами, поставленными на боковые лопатки. Мужские фасады ризниц содержат двойные полуциркульные окна с люкарной над каждым, боковые фасады-парные арочные ниши. Западные окна ризниц вписаны в большие трехступенчатые ниши незначительного углубления, верхние части контура которых акцентированы ритмом декоративных зубцов.
Северный, южный и восточный фасады расчленены неравномерным ритмом полуциркульных окон с прямоугольно-сетчатым остеклением, наличники которых на Северном и южном фасадах состоят из боковых лопаток и полуциркульных архивольтов, на восточном фасаде – килевидных. Разновысокие объемы завершены гладкой полосой фриза и венечным профилированным карнизом. Пластику фасадов усиливают прямоугольные подоконные филенки и межоконные лопатки, которые проявляют тектоническую структуру сооружения и являются важным элементом архитектурного оформления.
Преимущественно горизонтальный характер композиции фасадных плоскостей сбалансирован системой главной и трех западных бань на высоких стройных подбанниках, что придает вертикальности и улучшает восприятие силуэта сооружения. Справа от центрального нефа – лестница к подземному склепу, где покоятся мощи преп. О. Ионы.
С историко-художественной точки зрения наибольший интерес представляют росписи нартекса, на простенках которого помещены сцены страстного цикла: «Распятие», «Воскресение» и «Восхождение в ад». На торцевых стенах справа-композиции «Успокоение Всех скорбящих», слева – «Тит и Евагрий». Росписи выполнены в стиле позднего академизма. Они принадлежат кисти художников разного профессионального уровня. Вторая композиция значительно интереснее первой по своим живописным качествам. Это работа опытного мастера, что особенно ощутимо в фактурно раскованном моделировании форм, в тонких и динамичных переходах тепло-холодных цветовых нюансов. Интересна она и с точки зрения интерпретации иконографической традиции, выработанной Киево-Печерским монастырем в издании «Патерика Печерского» в 1661 и 1702 г.г., в гравюрах Прокопия и Л. Тарасевича, изображающих чудодейственное исцеление монаха Тита и гибель ярого во вражде к нему Евагрия.
Автор росписи мастерски соединил детали и пластические ходы, присущие иллюстрациям обоих граверов. Как и в Прокопия, действие разворачивается в пространстве монастырского покоя, среди которого ангел за руку подводит с постели смертельно больного Тита и поражает огненным копьем немилосердного Евагрия на удивление монахам – свидетелям чуда, стоящим рядом и так же, как и в гравюре Прокопия, заглядывающим сквозь открытую дверь. В то же время фигура Евагрия, аффект удивления чудом всех присутствующих, некоторые другие характерные детали (например, горящее копье-молния в руках ангела) связаны с образной трактовкой темы у Л. Тарасевича.
Обрамление сюжетных композиций и арки, сочетающие пространство нартекса и нав, имеют богатое растительно-орнаментальное убранство с использованием мотивов Креста, цветка-розеты, шестилучевой звезды. В орнаментах доминируют сопоставления голубовато-серого, охристо-желтого, темно-пурпурного и оливково-зеленого цветов.
В нартексе установлены две одинаковые резные из дубового дерева киоты, выполненные в единых формах с современным главным иконостасом церкви. В левом киоте помещена икона «Богоматерь Печерская» с приличными преподобными Антонием и Феодосием Печерскими и ангелами. В нижнем правом углу иконы-миниатюрный ковчежец-отверстие в виде звезды с долей мощей преподобного Феодосия. В правом киоте-икона Христа на престоле с преподобными Серафимом Саровским и Ионой обабич. Под фигурами преподобных соответственно содержатся звезды-реликварии с частицами их мощей. Обе иконы выполнены в стиле иконописи 15 в. с присущей ему мелодичностью силуэтов, прозрачным ярким колоритом.
Нартекс соединяется с навами трехпрогонной аркадой, на гранях которой содержатся изображения святых апостолов Петра и Павла, преподобных Антония и Феодосия Печерских, а также плотный растительный орнамент. Над аркой, со стороны нефа – сцена «Въезд в Иерусалим», являющаяся репликой соответствующей композиции П. Сведомского в киевском Владимирском соборе. Потолок центрального нефа украшает написанный на полотне плафон с изображением Покрова Богородицы. Современная композиция является копией, выполненной по сохранившимся фрагментам плафона нач. 20 в. в ней изображены византийский император Лев VI Мудрый, Роман Сладковоспевец, Андрей Юродивый, монах Епифаний и др.
В отличие от распространенного в Украине типа «казацких Покровов», это не многолюдная, а достаточно камерная сцена с четким симметричным строением. В настроении зараженных передана тревожная грусть и надежда. Особую содержательную нагрузку в композиции играют повторенные трижды рефреном жесты вверх Романа, Андрея Юродивого и Христа на иконе за ними. Верхняя часть композиции выходит за пределы изображенного храмового интерьера. Богоматерь предстает в окружении Иоанна Крестителя, пророка Моисея, других святых и ангелов среди облаков. Полукруг их легких и динамических силуэтов замыкает композиционное целое и образует вокруг фигуры Богоматери своеобразный венок. В росписи преобладают серо-зеленые и красно-охристые оттенки.
Над продольными арками центрального нефа помещено изображение собора Всех Святых. Слева - святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов в митрах и драгоценных строях; за ними плотный ряд святых – всего 25 фигур. Напротив-апостол Иаков – брат Господень, святые Кирилл и Паисий-патриархи Александрийские, другие святые. Насыщенная, яркая живопись имеет характер, присущий церковным росписям кон. 19 в. росписи центральной бани и парусов под ней выражают другую авторскую манеру и стилистику, характерную для нач. 20 в.
На своде бани изображена Троица - Бог Отец и Бог Сын вдоль Креста, над ними в воздухе голубь - Святой Дух. На межвеконных простенках подбанника изображены архангелы, ниже-живописный фриз с ветхозаветной Троицей и ангелами на облаках. Таким образом, ведущая тема храма особенно акцентирована и продолжает давнюю иконографическую традицию постижения догмата Троицы. Здесь она приобрела оригинальное звучание благодаря объединению в рамках единой композиции типов Ветхозаветной и Новозаветной Троицы в их внутренней символической взаимосвязи.
На парусах сохранились изображения евангелистов, выполненные тем же мастером и трактованные в реалистичной манере на фоне пейзажей с выразительными пленэрными эффектами. На подхваченных столбах есть образы современной работы, справа – св. страстотерпца царя Николая II, изображенного в бармах и шапке Мономаха, и св. Флавиана; напротив, слева-св. равноапостольного князя Владимира и св. Афанасия. Среди них наиболее интересным является изображение князя Владимира-искусная, полная движения и настроения переработка известного образа В. Васнецова.
Четырехъярусный, резной из дуба иконостас центрального нефа выполнен по проекту архитектора И. Малаковой в 2000 г. Художественное решение иконостаса сочетает элементы, присущие византийской предалтарной преграде с более поздними формами. В правом Южном приделе церкви, посвященной Богоматери Троеручицы, в 2002 г. установлен двухъярусный иконостас (художник А. Репетовский), тонированный под темное дерево. Его орнаментальная резьба неглубокая. Верхняя часть трактована в виде килевидных арок-кокошников, увенчанных крестами, что придает общему силуэту вертикальной динамики и пластичности. В орнаментике иконостаса преобладают мотивы плетенки, стилизованной пальметты, медальонов с цветочными розетами и тому подобное.
В иконостасе этого нефа содержатся иконы, посвященные основателю монастыря преп. Ионе и истории чудотворного образа Божией Матери «Троеручицы»: «преподобный Симеон Белоберезский и преподобный Иона», «Богоматерь Троеручица», «Спас Нерукотворный», «Св. Савва Сербский и Иоанн Дамаскин» и др. Все иконы подражают стилистике иконописи 15 в. в алтарной части нефа сохранились росписи нач. 20 в.: «Благовещение», «Христос Вседержитель», «встреча Марии и Елизаветы». Всем им, как и подписанной М. Моревым композиции, посвященной преп. Антонию, присущи жестковатый рисунок, применение прозрачного лессирования.
Росписи в алтарной части с изображениями «Тайной вечери», св. Филарета, священномученика Владимира, ангелов на столбах исполнил художник А. Вовченко.
В предвоенной части бокового алтаря во имя иконы Божией Матери «Троеручицы» над южным входом в церковь изображено чудесное видение о. Иони 1 марта 1861 г. В центре – Богоматерь с Игуменским жезлом, окруженная огненными языками (как на иконе «Неопалимая Купина»). Вокруг неё - святые, которые присутствовали во время видения. Справа - 33 святых: преподобные Афанасий Афонский, Антоний и Феодосий Печерские, митрополит Киевский Михаил, преподобные Петр Афонский, Феодор Студит, Антоний Великий, Феодосий Великий, Пахомий Великий и др. Слева – 29 изображений, среди которых 12 святых апостолов, равноапостольные император Константин и его мать - св. Елена, равноапостольный князь Владимир, княгиня Ольга, князь Александр Невский, мученики князья Борис и Глеб.
Художественное оформление Южного нефа интересно композицией на западной стене, посвященной преп. Антонию, и плафоном современной работы «Рождество Христово». Композиция содержит сцену провода перед воротами одного из афонских монастырей будущего основателя Киево-Печерской обители – монаха Антония. Процессию афонских монахов возглавляет игумен, благословляющий посланника. Действие разворачивается на фоне достоверно воссозданного архитектурно - природного пейзажа Святой Горы, в котором преобладает тонкая цветовая гамма с присущей ей мягкой вибрацией оттенков. Это позволило достичь целостного сочетания пейзажного фона и почти монохромной центральной группы монахов в темно-коричневых мантиях и рясах. Движение направлено на зрителя. Расположением и детальностью разработки выделены фигуры игумена и Антония. Роспись неоднократно обновлялась, о чем свидетельствует фрагмент слева, где крона дерева и тень от него имеют следы более поздних возобновлений. С левой стороны композиции подпись «худ. М. Морева» и дата – «1903 г.».
Плафон «Рождество Христово» (холст, масло) так же, как и другие составляющие живописного декора Южного нефа, выполнили в 2000 г. художники А. Вовченко и А. Белянский. Изображение скомпоновано в удлиненном вертикальном формате. Плафон отличается контрастным сопоставлением цветных плоскостей: интенсивно-синего неба, коричнево-красной скалы, яркого пурпура мафория Богоматери и тому подобное. Выполненная на достаточно высоком профессиональном уровне композиция «Рождество», с одной стороны, демонстрирует стремление современных авторов соблюсти формально-стилистическое единство в живописи плафонов с образцами начала 20 в., с другой – кроет в себе духовный опыт и влияние стилистики предыдущих суток. В Малой Южной Нави помещена икона 18 в. «Богоматерь Одигитрия» (сохранилась ее правая часть) и кронштейн для лампады, изъятые в 1941 г. из руин Свято-Успенского собора Киево-Печерской лавры.
Одноярусный иконостас Северного бокового алтаря во имя Всех Святых установлен в 2003 г. изготовлен по старинному образцу, отличается изысканным орнаментом и пропорциональностью форм. На западной торцевой стене Северного нефа - обширная многофигурная композиция "Нагорная проповедь". Она повторяет утраченный оригинал из Лавры, ставший образцом и для соответствующей композиции в церкви Николая прижима на Подоле в Киеве.
Однако, в отличие от последней, в росписи Свято-Троицкой церкви композиция не приспосабливалась к измененному формату и сохраняет полноту своего объемно-пространственного построения. Лучше она и по рисунку и живописным качествам. Центральная фигура Христа-проповедника на холме под пышной кроной дерева, толпа разных по виду и возрасту слушателей, раскидистый пейзаж – все изображено в академической манере нач. 20 в., удачно уравновешено и вписано в горизонталь формата. В теплом колорите преобладают охристо-рыжеватые, оливково-зеленые и початковые оттенки.
Живопись композиции не отличается особыми находками или эффектами, однако это подробный рассказ об одном из центральных евангельских эпизодов, максимально приближенный к историко-религиозному жанру. В правой нижней части росписи сохранилась авторская подпись: «июля 1903 Липкаский В.». Над входной северной дверью – сцена явления О. иони Пречистой Девы с сонмом святых, которое, по его свидетельству, состоялось 9 марта 1862 года. Владычица изображена в огненной кочке в голубой мантии, с царским венцом, в правой руке она держит кропило.
Ее окружают справа: апостол Петр с чашей святой воды, далее апостолы Иаков и Иоанн Богослов, преподобные Афанасий Афонский, Феодор Студит, Антоний и Феодосий Печерские и еще 30 святых. С левой стороны: св. Иоанн Креститель, апостолы Павел, Матфей, Марк, Андрей, Симон, Филипп, Лука, Фома и Варфоломей, святитель Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст; праотцы Авраам, Исаак, Иаков, царь Мелхиседек; пророки Моисей, Аарон, Царь Давид, царица Феодора, Исайя и Иеремия, Иисус Навин, Илия, Елисей, Иезекииль, Даниил и Иов Многострадальный.
Эта композиция, покрывающая всю стену, написана маслом по тиньку. Среди других росписей Северного нефа-изображения преподобных Нестора Летописца и Алипия иконописца, написанные по оригиналам В. Васнецова из Владимирского собора в Киеве. Здесь также восстановлены образы преподобных Игнатия, архимандрита Печерского, князей Андрея Боголюбского и Александра Невского.
В Северном узком приделе орнаментальные росписи потолка были полностью утрачены, ныне восстановлены по старым фотографиям.
Сбитые во время перепланировок помещения значительные фрагменты орнаментальных росписей в продольных арках находятся в процессе воссоздания. Ценнейшие росписи на стенах сохранились в удовлетворительном состоянии, в частности, в западной части нефа композиция худ. Сахарова, с незначительными вариациями повторяющая известную картину И. Репина «Св. Николай Мирликийский спасает трех невинно осужденных». На арках в средней части нефа – отреставрированные композиции «бегство в Египет», напротив – «сдвижение Честного Креста», над восточной аркой – «Успение Богоматери».
«Побег в Египет» по характерным живописным приемам, темпераментному пастозному моделированию форм и усилению роли пейзажного фона можно приписать автору евангелистов на парусах. Две другие композиции также, предположительно, выполнены рукой одного живописца в присущей ему манере сочетания локальных ярких красок с сухим мелко детализированным рисунком, в котором ощутимо подражание гравированным образцам.
Храм – ценный памятник церковной архитектуры и монументального искусства конца 19 - начала 20 в. относится к редкому типу безапсидных церквей. Играет важную роль в панораме правого берега Днепра. Монументальная роспись церкви является образцом в целом удачного сочетания реставрации аутентичных частей отделки интерьера и их современных дополнений.
«Свод памятников истории и культуры Украины». - К.: 2003 г., т. 2 (Киев), перевод с украинского.
Комментарии и обсуждение