Надвратный храм мч. Феодота Анкирского
Храм Георгия Победоносца является уникальным памятником Годуновской архитектуры. Время его построения относится к концу XVI века. В «Историческом описании монастыря» В.А. Рождественского упоминается, что «в ризнице монастыря сохраняется благословенная грамота патриарха Иова 1599 г.» на построение надвратного храма.
Сведения о надвратном храме (из исторического описания В.А. Рождественского): Над святыми вратами находится церковь, небольшая, каменная, построенная еще игуменом Вассианом в конце XVI в. во имя священномученика Феодотия Анкирского. На построение ее доселе сохраняется в ризнице благословенная грамота патриарха Иова 1599 г. Уже в 1834 г., по прошению игумении Назареты, сия церковь возобновлена и освящена Высокопреосвященнейшим Филаретом Митрополитом Московским, в честь Нерукотворенного образа Спасителя.
Фрагмент статьи архитектора О.В. Гаевой о надвратном храме Владычнего монастыря: Уникальные результаты дали натурные исследования надвратной церкви Феодота Анкирского, единственного памятника с точной датой сооружения — в 1599 г. патриарх Иов выдал грамоту, где «…строителя Васьяна с братьею благословил, велел, у Введения Пречистыя Богородицы, на святых воротех, воздвигнути новой каменной храм, во имя святого священномученика Феодота Ангирскаго, да на тот храм и онтиминс дати…». Как показали исследования, сообщение грамоты следует понимать буквально — новый храм Феодотия Анкирского действительно был поставлен на существовавших каменных Святых вратах.
Святые врата почти полностью сохранились, по крайней мере их нижний, каменный ярус. Арка ворот, открывающихся внутрь, с полуциркульным верхом, несколько смещена в основном объеме к югу, в северном пилоне устроена калитка. Наличие внутристенной лестницы в северном пилоне предполагает существование первоначально второго яруса, возможно деревянного. Габариты сооружения в плане - 8.48×3.64м. Ворота, очевидно, входили в систему деревянных укреплений монастыря. Учитывая местоположение монастыря на берегу Оки и пограничный характер города, можно предположить, что это была не просто ограда, а солидное сооружение, имевшее оборонительный характер.
Авторитетный исследователь «годуновской» архитектуры А.Л. Баталов при исследовании проблемы заказа в зодчестве конца 16 - начала 17 вв., обратил внимание на посвящение надвратной церкви — Феодоту Анкирскому, патрональному святому Бориса Годунова, что является подтверждением особого царского внимания к монастырю в ознаменование успешного завершения «Серпуховского похода» 1598 г. против крымского хана Казы-Гирея (Гази Гирея II, 1588-1608 г.г.). 29 июля 1598 г. крымское посольство было принято непосредственно Борисом Годуновым и, признав за ним царский титул, приняло предложения о мире. Этот поход непосредственно предшествовал царскому венчанию (3 сентября 1598 г.). Стан Бориса Годунова находился на лугах вблизи монастыря, настоятелем которого был Вассиан (Ладыженский) — родственник Леонтия Ладыженского, посланника царя в Крыму, чьи дипломатические действия в значительной степени содействовали политической победе Годунова. Монастырь, оказавшийся в центре таких крупных политических событий как воцарение новой династии на русском престоле, получил значительные царские вклады.
http://www.inokini.ru/svjatyni/hram/filaret.php