Храмы Георгия Победоносца и Печерской иконы Божией Матери
Ильинская, Егорьевская и Фроловская. Храмы, по которым названы были эти улицы -самые древние в Серпухове, вероятно, построенные еще во времена Владимира Андреевича Храброго. В Сотной 1552 г. посадский храм святого великомученика Георгия упоминается как деревянный. Мимо восточной стены церкви проходила улица, которая была продолжением большой дороги из Москвы, поэтому в XVII столетии Егорьевскую улицу уже называли Большой. К западу от церкви располагался Ямской двор с переулком к торгу.
Приход храма составляли 18 дворов казенных кузнецов, торговых и мастеровых «людей». В дозорной и переписной книге церквей и приходских к ним дворов в г. Серпухове и Серпуховском уезде (Щитовской десятни) Ивана Васильевича Всеволодского, составленной по наказу патриарха Филарета в 1620 г., Георгиевская церковь уже описана как каменная.
В 1746 году «города Серпухова церкви великомученика Георгия вкладчик» артиллерийский кузнец Герасим Севастьянов подал в Московскую духовную консисторию прошение о своем желании выстроить на месте старой, сильно пострадавшей от пожара Георгиевской церкви новую во имя Воздвижения Честного Креста Господня с приделами Апостолов Петра и Павла и Великомученика Георгия. После осмотра храма управляющим Серпуховского духовного правления архимандритом Высоцкого монастыря Макарием и успенским священником Василием Евтихиевым каменная церковь действительно была признана ветхой: «…а вход в алтарь, и церковь, и трапеза, и колокольня весьма ветхи и великие разседины и скважины. На алтаре, на церкви, на трапезе, кровля худа, да в алтаре и в церкви имеется течь и всякое церковное служение отправлять весьма опасно…». Прихожане храма, среди которых были одни из богатейших жителей Серпухова — парусинные фабриканты братья Николай и Василий Кишкины, собрали достаточно средств, чтобы построить огромный храм, перед которым невольно останавливался каждый, кто приезжал или приходил в Серпухов со стороны Москвы.
Архаичная для XVIII столетия архитектура храма — вероятно, воля заказчиков. В образе нового храма была сделана попытка повторить облик прославленных новгородских соборов. Основной темой художественного образа храма выступает колоссальный пятиглавый куб с выделенным четырехчастным алтарным объемом. Четверик двухстолпный, граненые барабаны его — ложные. Со всех сторон церковь окружала открытая арочная галерея на квадратных столбах, перекрытая цилиндрическим сводом. От западного входа в храм был переброшен переход с лестницей на колокольню.
Колокольня, выстроенная немного выше церкви, была увенчана куполом с барабанчиком, завершенным шатром с главкой и крестом. Своим обликом колокольня почти полностью повторяла Евфимиевскую часозвонную башню Новгородского Кремля. На ярусе звона разместились 11 колоколов. Самый большой колокол весил 100 пудов и имел надпись: «Сей колокол в российское государство въ град Серпухов церкви Воздвижения Честного Креста, Святых апостол Петра и Павла и великомученика Георгия при бытности священника Иоанна Алексеева, лит в Швеции во граде Стокгольме 1751 году месяца июня 20 дня, вывезен на российском корабле СПБ купца Ивана Еродионова Чиркина. ME FECIT GERH: MEYER HOLMIAE 1751 (Меня сделал Герхард Мейер в Стокгольме 1751)».
Церковную территорию окружила кирпичная ограда, выстроенная вместе с храмом. Она представляла собой невысокую стену с филенками, завершенную полочками. И церковь и ограда были сложены из большемерного кирпича (280х80х140 мм).
В законченный в 1755 г. храм семья Кишкиных сделала щедрый вклад церковной утварью. Дочерь Василия Кишкина Пелагея и его жена Акилина пожертвовали церковное облачение — ризу золотой парчи с малиновым шелковым оплечьем, на котором вышиты изображения: Коронование Богоматери, под ним Знамение Пресвятой Богородицы, справа и слева святые великомученики Димитрий и Георгий. Под оплечьями надпись: «1749 года Апреля …дня города Серпухова девица Пелагея Васильева, дочь Кишкина, отдано в церковь св. великомученика и Победоносца Георгия» и ризу из серебряной парчи с вышитыми изображениями с живописными ликами посреди: Преображения Господня с предстоящими пророками Моисеем и Илией, а ниже их святители (без имен), с правой стороны Благовещение, а с левой Воскресение Христово, под ними Херувимы. Кругом оплечья надпись: «1758 года Августа 6 дня, города Серпухова, Фабриканта Василия Григорьевича Кишкина жена Акилина Васильева по обещанию купила в Киевопечерской Лавре и дала в церковь Апостолов Петра и Павла, в городе Серпухове, для спасения душ». Сам Василий Кишкин вложил в церковную ризницу серебряный ковш с надписью: «Чарка сия Василия Григорьевича Кишкина».
Крестовоздвиженская церковь стала последним культовым сооружением, выстроенным в XVIII веке. Новых приходов в городе с трехтысячным населением больше не возникало, а все приходские храмы, некогда деревянные, к тому времени уже стали каменными. В 1917 г. приход храма насчитывал 24 семьи, проживающих вблизи церкви, также в приходе числились иноверцы лютеранского вероисповедания.
После закрытия храма его здание было передано текстильной фабрике и используется как складское помещение. В результате сноса в 1930-х гг. колокольни, галерей на западном и частично на северном и южном фасадах, а также глав церкви, Крестовоздвиженский храм почти полностью утратил свой первоначальный облик. От церковной ограды остался только небольшой фрагмент. С севера к четверику были пристроены хозяйственные помещения, проемы южного фасада растесаны, арки галерей заложены.
Пантелеева М.П., заведующая научно-методическим отделом СИХМ
tsobor.ru/?p=1292