ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Симферополь. Церковь Константина и Елены.

Церковь Святых равноапостольных Константина и Елены


Симферополь. Церковь Константина и Елены
Церковь. Действует.  
Престолы:Константина и Елены
Год постройки:не позже 1785.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Республика Крым, г.Симферополь, ул.Октябрьская, д. 3а

Координаты: 44.951008, 34.103691



Церковь Константина и Елены, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Алексей Кротов
10 октября 2020
Церковь Константина и Елены, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Олег Гусаров
21 ноября 2007
Церковь Константина и Елены, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Олег Гусаров
21 ноября 2007
Церковь Константина и Елены, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Олег Гусаров
21 ноября 2007
Церковь Константина и Елены, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Алексей Кротов
10 октября 2020
Церковь Константина и Елены, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Олег Гусаров
21 ноября 2007
Церковь Константина и Елены, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Олег Гусаров
21 ноября 2007
Церковь Константина и Елены, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Алексей Кротов
10 октября 2020



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Гусаров  15 января 2008

В 1785г. командир полка Б.А. Тищев купил небольшой татарский дом и устроил в нём полковую церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены, которая по праву считается первым православным храмом Симферополя.ьВо время своего путешествия по Крыму императрица Екатерина II в мае 1787г. посетила Симферополь и молилась в Константино-Еленинской церкви. С середины XIX в.церковь становится домовой, а с 1914г. снова полковой. В 20-е годы XX в. церковь закрыли.  В 2001г. здесь отслужили первое за долгие годы Богослужение.


Сергей Ковров   5 ноября 2018

Первый памятник, установленный в Симферополе в честь екатерининского военачальника князя Василия Михайловича Долгорукого (1722—1782), армия которого в 1771 году овладела Крымом.

В 1783 году Крым окончательно был присоединен к России. Главный город будущей Таврической области решили строить рядом с татарским поселением Ак-Мечеть, где расквартировались русские войска. Православных храмов в Ак-Мечети не было, поэтому в 1785 году командир полка Б.А. Тищев купил небольшой татарский дом, хозяин которого уехал в Турцию, и устроил в нем полковую церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены. Она находилась на границе средневекового поселения Ак-Мечеть и нового города Симферополя.

После ухода из Ак-Мечети русских войск церковь на некоторое время опустела. В 1786 году правитель Таврической области В. В. Каховский распорядился установить в церкви иконостас и возобновить богослужение. Но город рос, число христиан увеличивалось, они уже не могли уместиться в маленьком храме.

Во время своего путешествия по Крыму императрица Екатерина II 26 мая 1787 года посетила Симферополь и молилась в Константино-Еленинской церкви. Пораженная ее бедностью и простотой, императрица выразила желание видеть в губернском городе «приличный храм соборный» и пообещала подарить церковную утварь и ризницу. Однако еще почти двадцать лет православные жители Симферополя приходили в маленькую старую церковь. Они обращались к Новороссийскому архиепископу Афанасию с просьбой разрешить строительство нового храма в их городе. Но новая церковь во имя святых апостолов Петра и Павла появилась только в 1806 году.

Известный ученый-краевед А.И. Маркевич оставил воспоминания о священнике Константино-Еленинской церкви Никите Петровском. Он участвовал в штурме Измаила в 1790 году, одним из первых взобрался на крепостной вал, держа в руке крест. Удар турецкой сабли лишил его нескольких пальцев. Священник, принимавший участие в боевых действиях, пользовался большим авторитетом у прихожан, особенно у военных.

После открытия Петропавловского собора церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены стала частью усадьбы генерал-майора В.П. Попова. Кроме храма, в частное владение Поповых входил дом и служебные постройки. Первым владельцем усадьбы был Василий Степанович Попов — государственный и политический деятель, правитель канцелярии князя Г. А. Потемкина. Его внук генерал-майор Василий Павлович Попов был губернским предводителем дворянства в 80-е годы XIX века и много полезного сделал для любимого города.

Последним хозяином усадьбы стал Юрий Васильевич Попов, помещик Симферопольского уезда, при нем была проведена реконструкция всех зданий усадьбы. Архитектурный облик домовой церкви изменила новая двухъярусная колокольня, иным стало и оформление, в котором использованы элементы русского зодчества XVII века. Широкие арочные проемы звонницы украсили кокошники, шатровую крышу увенчала луковица, окна храма — наличники.

Теперь колокольня Константино-Еленинской церкви имела укрупненный нижний и стройный, легкий верхний ярус. На капителях полуколонок колокольни и пилястрах храмового здания были изображены кресты, ажурные одинаковые решетки украсили колокольню и дом. Над зданием храма соорудили небольшой купол, форма которого гармонировала с колокольней. На портале входа написаны слова: «Внииду в дом Твой и поклонюся ко храму Святому».

В 1914 году церковь святых Константина и Елены снова стала полковой, ее посещали солдаты пехотного полка. До настоящего времени на потолке храма сохранились гербы полков. С 1917 по 1921 год церковь была приписана к Петропавловскому собору, но затем у нее появился свой приход. В 1924 году власти приняли решение о ликвидации храма, но затем отменили его, уступив настойчивым просьбам прихожан. Спустя пять лет, в 1929 году церковь святых равноапостольных царей Константина и Елены закрыли, разрушили верхний ярус колокольни. В обезображенном здании разместился аэроклуб, а затем здесь долгое время был архив ЗАГСа.

В конце 90-х годов храм передали Церкви, и в нем началась реставрация. 4 ноября 2001 года здесь отслужили первое за долгие годы Богослужение.

Е. М. Литвинова. "Крым: православные святыни. Путеводитель"


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  20 октября 2020

Среди возрождённых ныне храмов краевого центра особое место занимает небольшая, старейшая в Симферополе церковь во имя святых Константина и Елены.

После присоединения Крыма к России самая старая часть города Ак-Мечеть была занята русскими войсками. Командир полка Б. А. Тищев в доме, купленнном у татарина за 50 рублей, устроил полковую церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. После ухода войск из города дом некоторое время пустовал. В 1786 году правитель Таврической области В. В. Каховский распорядился сделать иконостас, и в первом православном храме Симферополя вновь началось Богослужение. Именно в этой церкви молилась императрица Екатерина II, прибыв в Симферополь проездом из Бахчисарая в Карасубазар (нынешний Белогорск) 26 мая 1787 года. По её распоряжению в 1794 году были присланы из Санкт-Петербурга серебро, церковная утварь и ризница. Прошло более десяти лет после приезда императрицы в Крым, а православные жители нашего города всё ещё ходили в маленькую церковь, по исповедной росписи которой значилось 1119 прихожан. Только в 1805 году приступили к строительству нового храма. Через год деревянная Петропавловская церковь была освящена, а церковь свв. Константина и Елены вошла в усадебный комплекс известного генерала В. П. Попова как домовая церковь. Под храм был приспособлен одноэтажный дом, к которому примыкала колокольня с притвором, оформленная элементами русско-византийского стиля.

Последним владельцем симферопольской усадьбы был Юрий Васильевич Попов - сын генерал-майора В. П. Попова и правнук видного политического и государственного деятеля, секретаря кабинета Екатерины II, сенатора (1797-1799) В. С. Попова, оказавшего большое влияние на политику России конца ХVIII-ХIХ вв. Ю. В. Попов реконструировал все усадебные постройки, в том числе и домовую церковь, которая была освящена 14 июля 1887 года. После реконструкции облик Константино-Еленинской церкви изменился. Была построена новая колокольня. Цельный, отлично сгармонированный в пропорциях объём пристроенной колокольни чётко делится на два яруса: довольно тяжеловесный, укрупнённых форм - нижний, и лёгкий, "прозрачный", устремлённый ввысь - верхний. Колокольня соответствовала архитектурному направлению, преобладавшему во второй половине ХIХ века, когда храмы часто сооружались с богатым кокошниковым верхом, характерным для русских церквей ХVII столетия. Такие храмы имели порталы, сложные наличники окон, нарядные пилястры. Всё это должно было работать на главную идею храма - ощущение лёгкости, устремлённости вверх. Колокольня домовой церкви равноапостольных Константина и Елены воплотила в себе в миниатюре вышеописанный приём оформления, столь популярный в православном зодчестве второй половины ХIХ века.

В 1920-е годы домовые церкви были закрыты первыми - ибо власти трудно было их контролировать: прихожане здесь образовывали особенно тесный круг и могли совершать службы без постоянного, утверждённого властью священника. Церковь Константина и Елены разделила участь почти всех культовых сооружений города - она была сначала закрыта, а потом "приведена в гражданский вид". В 1929 году церковь закрыли. Некоторое время её помещение использовалось аэроклубом, затем долгие годы в ней располагался архив ЗАГС, а потом здание просто было в полуразрушенном состоянии.

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь немало усилий приложил к тому, чтобы эту святыню вновь вернули Церкви, и старания эти увенчались успехом: храм передали епархии в самом конце 1990-х гг. 4 ноября 2001 года здесь была отслужена первая после возрождения храма Божественная Литургия. 3 июня 2015 года на престольном празднике храму были переданы частицы мощей свв. Константина и Елены, которым теперь каждую среду в 8:00 в храме служится молебен с акафистом. Сегодня возрождённая из руин церковь свв. Константина и Елены - исторический памятник и православная святыня Симферополя, вновь обретшая свою былую значимость и красоту. Недаром на входном портале начертаны слова: "Внииду в дом Твой и поклонюся ко храму Святому".

Из буклета: "Храм Святых Равноапостольных Константина и Елены. Старейшая православная церковь города Симферополя"



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.