ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий Монастырь.


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1714.
Архитектор:Н. Е. Ефимов, при участии К. И. Реймерса, Л. Л. Бонштедта и Н. А. Сычёва
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
г. Санкт-Петербург, Московский пр., 100

Координаты:59.89863, 30.322




Добавить фотографию
Сортировка:


Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Воскресенский Новодевичий монастырь. Санкт-Петербург
Игорь Майоров
15 марта 2015
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Собор Воскресения Христова и Казанская церковь.
Наталия
14 апреля 2007
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Вид на монастырь с юга.
Наталия
14 апреля 2007
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Игорь Майоров
15 марта 2015
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Елена Громакова
4 сентября 2013
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Елена Громакова
4 сентября 2013
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Новодевичий монастырь
Фотиния Светлана
6 августа 2013
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фотиния Светлана
5 августа 2013
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Сергей Прохоров
23 января 2010
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Южный фасад
Наталия
14 апреля 2007
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Вид с южной стороны
Наталия
31 января 2007
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Слева реставрируемый собор Воскресения Христова, справа - Казанская церковь
Наталия
31 января 2007
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Вид на корпус с Московского проспекта
Наталия
10 октября 2006
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Евгений
28 мая 2006
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Новодевичий монастырь
Чуркин Виктор
29 марта 2006
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Звонница
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
25 июня 2016
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Елена Громакова
4 сентября 2013
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
6 июня 2012
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
6 июня 2012
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
6 июня 2012
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
6 июня 2012
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
6 июня 2012
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
6 июня 2012
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Часовни монастырского кладбища
Наталия
14 апреля 2007
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Наталия
10 октября 2006
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
усыпальницы Новодевичьего кладбища
Андрей Агафонов
1 июля 1995
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1905
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Новодевичий монастырь.1860-1865 годами (направление съемки — восток) Фото с сайта http://oldsp.ru/old/photo/view/27831
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1865
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://www.etoretro.ru
Андрей Агафонов
??
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://www.etoretro.ru
Андрей Агафонов
??
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Рис. из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.
Андрей Агафонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Александр Разумов,  23 ноября 2003

·

Боголюбивая Государыня Императрица Елизавета Петровна, вступив на престол в 1741 году, пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, куда, по преданию, намеревалась удалиться в старости, оставив престол своему племяннику Петру Фёдоровичу, здесь же она хотела быть похороненной. Для этой цели Государыня передала свой летний дворец, известный под названием "Смольный", где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. С воцарением Екатерины II монастырь обретает новый статус, было учреждено училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое впоследствии переросло в Смольный институт. Но постепенно монашеская жизнь угасла с кончиной последних монахинь.

Возобновлением Воскресенского Новодевичьего монастыря мы обязаны императору Николаю Павловичу и инициативе его дочери великой княжны Ольги Николаевны, будущей королевы Вюртембергской. Поначалу монахини обосновались на 8-й линии Васильевском острова, в доме бывшей Униатской коллегии и в соседней приходской церкви Благовещения. Однако это место оказалось не вполне подходящим для монастыря как по своим размерам, так и по положению в центральной части города. В 1848 году сам Николай I взял на себя попечительство, выделив обширный участок земли на Царскосельской дороге близ Московских Триумфальных ворот, возведенных в 1838 году по проекту В.П. Стасова. Создателем проекта всех главных монастырских построек стал архитектор Н.Е. Ефимов, а после его кончины Н.А. Сычев.

Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, построенная по проекту Н.Е. Ефимова и освященная в честь Казанской иконы Божией Матери 10 (23) октября 1849 года митрополитом Никанором. Этот храм оставался действующим вплоть до июня 1929 года, хотя к началу ХХ века он сильно обветшал и был разработан проект замены его новым каменным храмом, что и было выполнено в 1908-1915 годах.

3 ноября 1849 года в присутствии Царской Фамилии митрополитом Никанором произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова с пятью приделами. Первый кирпич в основание собора уложил Николай I. Собор строился в 1849-1861 годах по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и гражданского инженера Н.А. Сычёва и был освящён митрополитом Никанором 2 июля 1861 года. Значительные средства на сооружение собора были пожертвованы купцами Громовыми. Фундамент и цоколь были сооружены на сумму, выданную из казны. Пятиглавый собор был увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми на высоких барабанах, прорезанных окнами. Он стоит на высоком цокольном фундаменте, обращенный к проспекту высоким арочным порталом. Только в 1854 году переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус.

Постройка двухэтажного пятиглавого монастырского собора в русско-византийском стиле была завершена в 1861 году. В соборе Воскресения Христова было пять престолов: главный - в честь Воскресения Христова; правый - во имя Успения Божией Матери; левый - во имя Архистратига Михаила и прочих небесных сил; на хорах левый - во имя Святителя Николая и правый - во имя Всех Святых. В 1874-1875 годах в подвальном помещении собора по проекту Г.И. Карпова был выстроен еще один придел, освященный в честь святых Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского.

Величественный Воскресенский собор поражал современников своим благолепием. Росписи собора были исполнены монастырскими живописцами. Образа в храме также написаны монахинями обители. Предалтарный иконостас в пять ярусов был устроен полукругом; по бокам, где находились местные иконы Спасителя и Божией Матери, он имел четыре яруса, остальные части - трехъярусные. В приделе Успения Пресвятой Богородицы находился образ Смоленской Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы), писанный игуменьей Феофанией и считавшийся чудотворным. После кончины игуменьи Феофании сестры основанного ею монастыря сделали на эту икону позлащенную ризу с надписью в память и поминовение игуменьи Феофании. Собор был закрыт 10 июня 1932 года.

Горизонтальные корпуса братских келий, протянувшихся вдоль Московского тракта, прерывались двумя расположенными на втором этаже домовыми церквами с пятью малыми главами и шатровыми колокольнями.

Живописно смотрелась келейная церковь Ватопедской (Афонской) Божией Матери (1850-1854 гг.) справа от главного собора, в игуменском корпусе. Закладка храма произошла 10 июля 1850 года, а 28 июля 1854 года церковь была освящена митрополитом Никанором в присутствии дочери Николая I Великой княжны Марии Николаевны. Пять куполов церкви со звонницей по высоте были значительно ниже церкви Воскресенья Христова. Автором иконостаса церкви был придворный архитектор А. И. Штакеншнейдер. Список Ватопедской иконы "Отрада и Утешение" был прислан на благословение вновь созидаемой женской обители старцем Серафимом Святогорцем из русского Пантелеймоновского монастыря на Святой Горе Афон. К сожалению, как и большинство ценностей монастыря, в советское время икона исчезла, хотя о ней есть сведения до 80-х годов. Рядом с церковью находились митрополичьи покои, поэтому церковь иногда называли Митрополичьей. Храм был закрыт последним в монастыре – в апреле 1938 года, а с 1928 года он считался митрополичьим.

Церковь во имя Трёх Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (1850-1855 гг.) – пятиглавая, с шатровой колокольней – была возведена Н.Е. Ефимовым и Н.А. Сычёвым симметрично Ватопедской в больничном корпусе монастыря и предназначалась для обслуживания монастырской больницы. Храм был выстроен на деньги крестьянина Василия Чижова, передавшего на его постройку 10 тысяч рублей, и на пожертвования игуменьи Феофании. Освятили ее в 1855 году. Прихожане и монахини любили этот храм из-за особо почитаемой иконы Божией Матери "Благоухающий Цвет", находившейся в алтаре.

На кладбище монастыря, возникшем в 1845 году, нашли последнее успокоение Н. Некрасов, Ф. Тютчев, А. Майков, К. Феофанов, М. Врубель, А. Головин, Г. Невельский, С. Боткин, Д. Отт, Я. Грот, М. Чигорин, П. Багратион, Н. Римский-Корсаков, Э. Направник, К. Варламов, А. Лядов и многие другие известные деятели культуры и науки, государственные и военные деятели. Здесь же похоронен и строитель монастыря архитектор Н.Е. Ефимов.

В составе монастыря находилась расположенная в центре кладбища церковь в честь Божьей Матери "Всех Скорбящих Радосте" ("Карамзинская") – построенная в 1856 году над прахом убитого в Крыму командира Александрийского гусарского полка полковника А. Н. Карамзина, сына знаменитого историографа, на деньги его вдовы Авроры Карловны Карамзиной (в первом браке Демидовой) – известной красавицы своего времени, в честь которой был назван роковой для России крейсер. В 1902 году А. К. Карамзина была похоронена рядом с мужем в этой же церкви. В церкви имелась очень красивая икона Воскресения Христова, вырезанная из слоновой кости. В июне 1929 года церковь была закрыта, а в 1930 году снесена. При разрушении храма были уничтожены и могилы Карамзиных.

Справа от входа на кладбище стояла небольшая пятиглавая, облицованная глазурованным кирпичом, кладбищенская церковь в московском стиле во имя Святого Пророка Илии, построенная по духовному завещанию петербургского купца, лесопромышленника и благотворителя И. Ф. Громова в 1888 году. В Ильинском храме, построенном по проекту Л.Н. Бенуа, был резной дубовый иконостас и богатая церковная утварь, сделанная в известных петербургских ювелирных мастерских Овчинникова и Хлебникова.

Главные корпуса Новодевичьего монастыря, возведенного в середине XIX века по проекту академика Н. Е. Ефимова, уцелели до наших дней, правда, без куполов и шатров. А вот одна из красивейших в Петербурге, высокая 75-метровая надвратная колокольня со стороны Забалканского (Московского) проспекта, сооруженная в 1892 – 1895 годах академиками Л. Н. Бенуа и В. П. Цейдлером и напоминавшая колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, в 1933 г. была безжалостно снесена. Колокольня завершила ансамбль, приблизив его силуэт к силуэтам древних русских монастырей. В нижнем ее ярусе была освящена церковь во имя святого Исидора Пелусиота, отчего колокольню называли Исидоровской.

8 июня 1908 года по проекту Вас. А. Косякова был заложен каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство его закончили к 1912 году и приступили к отделке. Знаток русских стилей, Василий Косяков умело использовал новые строительные и декоративные материалы в отделке: керамическую плитку, майолику, литые рельефы "под резьбу по камню", черепицу на куполе. Внешне храм напоминает храм Святой Софии в Константинополе, внутри же его было решено расписать в древнерусском стиле. Сделать это предложили художнику Ф.Р. Райляну, который успешно сотрудничал с Косяковым и прежде. В 1910 - 1915 годах им в интерьере церкви были выполнены темперой живописные работы, значительная часть этих росписей сохранилась до наших дней. Искусное сочетание богато декорированных элементов органично сливается с росписями, явно навеянными фресками Ферапонтова монастыря. Освятить храм так и не успели. а росписи так и не были закончены. После 1929 года храм стал использоваться как склад, а затем как машиностроительный цех. Во времена "хрущевской оттепели", которая для многих церквей стала последней, Казанскую церковь собирались взорвать, и для этого в стенах храма были сделаны шурфы. Но возникшие технические трудности помешали этому намерению. В 1989 году нижний храм Казанской церкви был передан приходу Русской Православной Церкви Заграницей. Позже Казанская церковь была возвращена Московской Патриархии и возрождающемуся Новодевичьему монастырю.

Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины была построена южнее главного ансамбля монастыря по проекту архитектора Н.А. Мельникова в 1884 году: заложена 3 июля и освящена 16 сентября 1884 года. К церкви примыкал монастырский скит, её окружал участок соснового леса, находившийся к югу от монастыря и пожертвованный ему владельцем, дворянином А. П. Платоновым. Церковь была снесена в конце 1920-х гг.

При монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, ковровая, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник - всё содержалось в образцовом порядке радением монахинь. Их работы ценились не только по всей России, но и за рубежом. В 1904 году в новоотстроенных домах расположились церковная ризница, трапезная, больница, библиотека, архив, келии, различные рукодельни, кладовые. Открыт был детский приют, Князь-Владимирская церковно-учительская и церковно-приходская школы бесплатного обучения со своей Введенской церковью.

В 1925 году монастырь был упразднен, началась конфискация земель и имущества. Однако иноческая жизнь ещё сохранилась в стенах обители, пока игуменью и последних сестер не арестовали и не отправили в ссылку в Башкирию. Внутреннее убранство монастыря было полностью расхищено. В начале 1930-х годов монастырский комплекс подвергся варварской перестройке, результатом которой стало разрушение колоколен, снос куполов собора и церквей, уничтожение часовен, коренная перепланировка помещений. Одновременно были снесены кладбищенские церкви – Скорбященская (Э.И. Жибер, 1855-1856 гг.) и Св. Пророка Илии (Л.Н. Бенуа, 1885-1888 гг.). Стоящее сейчас на Московском проспекте низкое унылое строение, похожее на казарму, ничем не напоминает о былом великолепии монастырского ансамбля.

В 1990 году началось возвращение монастырских святынь. Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери, который сначала был возрожден как приходской. В нем открыли придел в честь Державной иконы Божией Матери. С 1994 года начался процесс передачи верующим всего комплекса монастыря. В ноябре 1995 года Воскресенский Новодевичий монастырь был юридически возобновлен. В начале 1996 года в монастыре появились первые насельницы и началось возрождение монашеского подвига. В наши дни в Казанской церкви проходят богослужения и ведутся восстановительные работы. Кроме Казанской церкви монастырю были переданы три полуразрушенных флигеля. В одном из них ютились сестры, там же помещаются богадельня, трапезная, библиотека, мастерские. Остальные храмы монастыря по-прежнему осквернялись, в основных монастырских корпусах , где располагался Научно-исследовательский институт электромашиностроения и различные коммерческие фирмы, – все то же запустение. Летом 2001 года монастырю было возвращено здание бывшей Владимирской церковно-приходской школы на Московском проспекте 104, а 30 сентябре 2001 года принято решение о передаче Новодевичьему монастырю всех остальных принадлежавших ему ранее зданий. В 2002 г. начались ремонтные работы в церкви Ватопедской Божией Матери.

На фотографиях:

1, 2 - Воскресенский собор; 3 - церковь Ватопедской (Афонской) Божией Матери; 4,5 - Церковь Казанской иконы Божией Матери


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  22 марта 2007

Новодевичий Воскресенский монастырь, 1 класса, общежительный, в Санкт-Петербурге. Основан в 1845 году. В нем находится освященный в 1854 году снимок с образа Божией Матери, именуемого «Отрада или Утешение». При монастыре Свято-Владимирская церковно-учительская школа с одноклассной школой и школой грамоты, больница, приют для девочек, мастерская живописи и шитья золотом. На кладбище монастыря погребены: художник А. А. Иванов, творец картины «Явление Иисуса Христа народу», и поэт Н. А. Некрасов.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  21 апреля 2016

Воскресенский Новодевичий монастырь - первая женская обитель Санкт-Петербурга. Изначально она находилась в районе Смольного собора: императрица Елизавета Петровна пожертвовала свой летний дворец для помещения монастыря. При Екатерине II монастырь обрел новый статус – в штат была назначена игуменья Ельпифидора, а в двух корпусах разместились инокини из Московского Новодевичьего и Смоленского Воскресенского монастырей. В то же время было учреждено училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое затем переросло в Смольный институт. К 1797 г. часть монахинь перешла в другие обители, а в 1803 г. здесь остались только игуменья Анатолия (Яковлева, Рейнбор) и три пожилые насельницы. В 1827 г. Воскресенский Новодевичий монастырь был закрыт.

Весной 1845 г. император Николай I решил возобновить Новодевичий монастырь и в марте этого же года подписал об этом указ. Сначала для обители был выбран участок на Васильевском острове, угол малого проспекта и 8-й линии, при Благовещенской церкви. Осенью 1848 г. было решено перевести обитель с Васильевского острова на более уединенное место, к Московским триумфальным воротам. По распоряжению Государя Николая Павловича для монастыря был выделен большой лесной участок 1418 кв. сажен. Проект монастыря создал в 1848 г. зодчий Николай Ефимович Ефимов (1799-1851), который был учеником основоположника русского стиля К.А. Тона. После его кончины строительство вел архитектор Л.Л. Бонштедт, затем Н.А. Сычев. Это был огромный комплекс с генеральным планом всего участка - с парком, кладбищем, огородами и главным монастырским двусветным собором.

Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божьей Матери 10/23 октября 1848 г. по проекту архитектора Н.Е. Ефимова и освященная митрополитом Никанором. По этому случаю из Казанского собора Петербурга сюда была доставлена чудотворная икона Казанской Божией Матери. Позднее был возведён каменный собор Воскресения Христова и корпуса для монахинь. В 1854 г. в Неделю Всех Святых переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус. Горизонтальные корпуса сестринских келий, протянувшихся вдоль Московского тракта, прерывались двумя домовыми церквами с пятью малыми главами и шатровыми колокольнями. Монастырские кельи расположены буквой "П", выходящей передней стороной на Московский проспект.

Собор Воскресения Христова 

Главным собором монастыря стал пятиглавый восьмистолпный двухэтажный храм Воскресения Христова с пятью приделами, выполненный в русско-византийском стиле по проекту архитектора Н.Е. Ефимова и гражданского инженера Н.А. Сычева. Первый кирпич в основание собора был заложен императором Николаем I 3 ноября 1849 г. в присутствие митрополита Никанора (Климентьева). Значительные средства на сооружение собора были пожертвованы купцами Громовыми. Вся постройка обошлась в 119 тысяч 440 рублей (кроме иконостасов и клиросов). Фундамент и цоколь были сооружены в 1849-1850 гг. на сумму, выданную из казны.

Главный престол собора Новодевичьей обители торжественно освящен митрополитом Исидором 27 июня (2 июля) 1861 г. 6 сентября 1862 г. викарный епископ Ревельский Леонтий освятил последний престол во имя Всех Святых. В 1885 г. позолотили купола собора, прежде окрашенные в зеленый цвет (в 1933 г. эту позолоту власти удалили). В 1874–1876 архитектор Г.И. Карпов устроил в подвале, где имелись склепы, облицованный белым мрамором придел свв. Феодосия Печерского и Григория Великого. Одновременно собор соединили переходами с корпусами келий. В 1889 г. главный престол был украшен серебряными рельефами. В соборе было шесть приделов: главный центральный - во имя Воскресения Христова, южный - во имя Успения Пресвятой Богородицы, северный - во имя Архангела Михаила, южный на хорах - во имя Всех Святых, северный - во имя Николая Чудотворца, в подвальном помещении - святых Феодосия Печорского и Григория Неокесарийского.

Почти полвека монастырь простоял без колокольни. 29 июня 1895 г., после трех лет постройки по проекту Л.Н. Бенуа (1856-1928) при участии архитектора В.П. Цейдлера (1857-1914), высокая (27 саж.) четырехъярусная колокольня с золоченым куполом, напоминавшая колокольню Ивана Великого в Москве, была освящена над святыми вратами. В честь юбилея правящего архиерея она получила название Исидоровской. Главный колокол на ней весил 563 пуда. В колокольне в 1918–19 гг. была освящена небольшая церковь во имя св. Исидора Пелусиота, в которой служили лишь зимой.

По сторонам собора в монастырских корпусах устроены были две церкви: церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божьей Матери и церковь во имя Трех Святителей Вселенских в больничном корпусе.

Церковь Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой "Отрада и Утешение"

Вместе с собором Воскресения эта пятиглавая церковь с каменной колокольней, возведенная по проекту Н.Е. Ефимова и Н.А. Сычева в 1850-1854 гг., являлась частью главного архитектурного ансамбля монастыря. Автором иконастаса церкви, стилизованном под XVII век, был придворный архитектор А.И. Штакеншнейдер, иконы были написаны сестрами обители. Закладка храма произошла 10 июля 1850 г., освящение - 28 июля 1854 г. митрополитом Никанором в присутствии дочери Николая I великой княжны Марии Николаевны. В 1852 известный старец Серафим, автор „Писем святогорца“, с которым игуменья Феофания состояла в переписке, прислал храму с Афона список Ватопедской иконы „Отрада и утешение“, праздник которой 21 июля торжественно отмечался в монастыре. В 1928 г. в покоях рядом с церковью поселился митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим, будущий священномученик, и до 1933 г. она считалась митрополичьей.

Церковь во имя Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста)

Здание этой церкви, предназначенной для обслуживания монастырской больницы, было возведено в 1850-1855 гг. по проекту Н.Е. Ефимова и Н.А. Сычева; оно располагалось симметрично Ватопедской церкви с другой стороны от Воскресенского собора. Пятиглавая церковь с шатровой звонницей находилась на втором этаже северного, больничного корпуса. Она была заложена 30 июля 1850 г. Построена на деньги крестьянина Василия Чижова, передавшего в монастырь 10 тыс. руб., прося употребить капитал на устройство церкви во имя трех вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, празднуемых 30 января, в день его Ангела. Также в строительство церкви были вложены и средства игуменьи Феофании. Прихожане и монахини любили этот храм из-за особо почитаемой иконы Божией Матери "Благоуханный Цвет", находившейся в алтаре.

Церковь во имя Святого Пророка Илии на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря

Ильинская церковь была небольшой и стояла справа от входа на кладбище. Ее построил архитектор В.П. Цейдлер по проекту Л.Н. Бенуа в 1883-1888 гг. в стиле московских церквей XVII в. над могилой известного лесопромышленника и мецената Ильи Феодуловича Громова (ум. 1882 г.) по его духовному завещанию душеприказчиками покойного, потратившими на постройку более 120 тысяч рублей. Заложен был надгробный храм 22 июня 1884 г., освящен 25 сентября 1888 г. митрополитом Исидором. Пятиглавый каменный храм вмещал 100 человек и был одной из самых интересных в городе церквей по архитектуре и внутреннему убранству. Он простоял до лета 1929 г., когда был закрыт и через год разобран на кирпич.

Церковь иконы Божьей Матери „Всех скорбящих Радосте“ (кладбищенская)

Эту церковь, сооруженную по проекту архитектора Э.И. Жибера, часто называли "карамзинской". Средства на ее строительство - 30 тысяч рублей серебром - дала вдова Андрея Николаевича Карамзина (младшего сына знаменитого историка), Аврора Карловна (урожд. Шернваль). Муж её погиб 15 мая 1854 г. в бою с турками под Калафатом на Дунае во время Крымской войны.  Храм был освящен 24 октября 1856 г. митрополитом Григорием. Днем раньше в склеп под храмом был перенесен прах А.Н. Карамзина. 16 числа каждого месяца по Карамзину и его павшим товарищам в церкви служили панихиду. Аврору Карловну, известную своей благотворительностью, похоронили в 1902 г. в Гельсингфорсе, хотя она хотела покоиться рядом с мужем. Церковь закрыта в июне 1929 г. и снесена, вероятно, летом 1930 г.

Церковь Марии Магдалины

3 июля 1884 г. южнее монастырского ансамбля была заложена новая церковь по проекту архитектора Н.А. Мельникова. 16 сентября 1884 г. она была освящена. К церкви примыкал монастырский скит, вокруг был расположен сосновый лес. В конце 1920-х гг. церковь была снесена.

Церковь Казанской иконы Божьей Матери

К началу XX в. деревянная церковь сильно обветшала храм стал тесен от большого количеств погребений, нуждался в ремонте и расширении. По заказу руководства Воскресенского монастыря профессором архитектором В.И. Косяковым (1862-1921) был разработан проект замены деревянной церкви новым каменным трёхпридельным храмом, одобренный Святейшим Синодом 15 апреля 1907 г. и высочайше утвержденный 4 мая того же года. Новая церковь, построенная как храм-усыпальница в византийском стиле (было устроено 340 склепов), была возведена в 1908-1912 гг. Внутренняя отделка церкви продолжалась до 1915 г., но осталась незаконченной. Здание выполнено в стиле греко-византийской архитектуры. Прекрасный храм во имя Казанской иконы Божьей матери богато украшен майоликой, литыми рельефами "под резьбу по камню", керамической плиткой. По внешнему виду церковь напоминает уменьшенный по размерам храм Святой Софии в Константинополе. В 1910-1915 гг. в интерьере церкви художником Фомой Райлиным были выполнены темперой живописные работы; стоимость их составила 173 тысячи рублей золотом. Значительная часть этих росписей сохранилась в церкви до наших дней. Большинство икон для храма было создано в иконописной мастерской Воскресенского монастыря игуменьей Антонией. Освящен храм был только после революции (по другим источникам не был освящен вообще), а росписи так и не были закончены. В конце 1920-х гг. церковь была закрыта и использовалась как склад, а затем как машиностроительный цех. Во время "хрущевской оттепели", которая для многих наших церквей стала последней, Казанскую церковь собирались взорвать, и для этого в стенах храма были сделаны шурфы, однако исполнение решения было отложено и церковь уцелела. 
 
Часовня Сергия Радонежского и Нины равноапостольной

Две одинаковые каменные часовни были выстроены в 1849 г. с северной и южной сторон ограды Новодевичьего монастыря по проекту арх. Николая Ефимовича Ефимова, на средства купца Ишимова. В северной часовне был даже установлен иконостас. Время закрытия часовен не установлено. Снесены они были уже в послевоенное время (на фотографиях 1947 г. они ещё целы). 25 сентября 2005 г. на историческом месте южной часовни состоялась торжественная закладка новой часовни, которая и была возведена в течении двух лет по первоначальному проекту арх. Н.Е. Ефимова. Часовня была освящена во имя покровителя монашествующих преп. Сергия игумена Радонежского, всея России Чудотворца, и равноапостольной Нины, в день памяти которой произошло освобождение города от вражеской блокады.

В 1848 г. за монастырем открылось кладбище. Оно очень почиталось в столице. Здесь были похоронены Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, К.И. Феофанов, М.А. Врубель, А.Н. Майков, А.Я. Головин, Г.И. Невельской, С.П. Боткин, Д.О. Отт, Я.К. Грот, М.И. Чигорин и многие другие. На кладбище есть скульптурный образ Господа Иисуса Христа, установленный в 1915 году на могиле А.А. Вершининой (1858-1914).

К 1917 г. в Новодевичьем монастыре жило около 80 монахинь, действовало несколько художественных мастерских, больница и Свято-Владимирская школа, готовившая учительниц для церковно-приходских школ. После революции монастырь существовал некоторое время под разными названиями: сельскохозяйственное общежитие Воскресенского Новодевичьего монастыря, колхоз "Труд" общежития Новодевичьего монастыря, Воскресенское трудовое братство. Чтобы спасти церкви от закрытия и разграбления, монахини создали церковный приход, который продержался до осени 1932 г. и пользовался сбором. В феврале 1926 г. в списке членов сельскохозяйственной артели числилась 291 монахиня: садовницы, скотницы, огородницы, белошвейки, стегальщицы, сторожихи, уборщицы. Заведовала артелью Ольга Николаевна Рентель - бывшая игуменья монастыря Феофания (Дубин А.С. Новодевичье кладбище// Исторические кладбища Петербурга. – СПб., 1993. – С. 379).

31 мая 1932 г. президиум Леноблисполкома постановил закрыть Воскресенский собор и передать его для устройства универмага. В ночь на 6 июля собор был закрыт. В дальнейшее время купола были снесены, а самому зданию придан вид, максимально приближенный к "коробке". В 1928-1933 гг. в Новодевечьем монастыре жил митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов) и находилось епархиальное управление. В 1938 г. прекращены богослужения в Ватопедской церкви. В половине 1930-х гг. весь внешний облик монастырского ансамбля был варварски уничтожен. Полностью были снесены купола и колокольни Воскресенского собора и келейных церквей. Для расширения Московского проспекта была взорвана и грандиозная Свято-Исидоровская колокольня (в 1925 г., по другим сведениям - в 1933 г.). Были снесены все часовни, а кроме того две церкви - Скорбященская и св. Илии Пророка, располагавшиеся на Новодевичьем кладбище.

В годы блокады в монастыре размещался штаб местной противовоздушной обороны. После войны здания занимали различные учреждения: в 1950-60-е гг. институт Гипрорыбпром, затем Архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинграда, в 1970-80-е гг. - Институт электромашиностроения.

Уникальный некрополь - Новодевичье кладбище разделил судьбу монастыря. "Грабежи и мародерство на кладбище продолжались несколько десятков лет. Некрополь стал громадной каменоломней, ценные надгробия из гранита и мрамора разрушались или вывозились. На кладбище и сегодня можно видеть захоронения 1920-30-х гг. с памятниками, взятыми с дореволюционных могил" (Дубин А.С. Новодевичье кладбище// Исторические кладбища Петербурга. – СПб., 1993. – С. 380).

В 1990 г. началось постепенное возвращение монастырских святынь. Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь Державной иконы Божией Матери. С декабря 1990 до октября 1994 гг. в крипте каменной церкви действовала община свв. Новомучеников Российских Русской Зарубежной Церкви, а в самом храме с Пасхи 1992 г. обосновалась община Московской Патриархии (казачья община). 15 марта 1992 г. в храме состоялось освящение северного придела иконы Божией Матери "Державная" и началась реставрация. В Рождественский пост 1996 г. началось возрождение Воскресенского Новодевичьего монастыря. К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. К 2002 г. монастырю возвращены все здания. Южные корпуса и Афонская церковь почти полностью восстановлены. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителей по-прежнему стоит без куполов.

http://palmernw.ru/novodevich/novodev.html


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина,  23 апреля 2017

После кончины архитектора Н.Е. Ефимова 11 сентября 1851 года, работами по завершению строительства зданий монастыря с 1853 по 1861 годы руководил арх. Л.Л. Бонштедт.

Комментарии и обсуждение

II-м протоиереем Воскресенского Новодевичьего монастыря с 21.03.1911 по 20.02.1920 был прот. Александр Васильевич Сыренский (впоследствии - архим. Алексий).
3 октября 2008, Н. и Е. Андрущенко.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.