ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Турнаево. Церковь Серафима Саровского.


Турнаево. Церковь Серафима Саровского
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Серафима Саровского
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:приблизительно не ранее 1912.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Новосибирская область, Болотнинский район, село Турнаево, Церковный переулок, д. 5

Координаты: 55.772871, 84.524581



Церковь Серафима Саровского, , Турнаево, Болотнинский район, Новосибирская область
Сергей Болтенко
6 сентября 2011
Церковь Серафима Саровского, Северный фасад.<br>, Турнаево, Болотнинский район, Новосибирская область
Северный фасад.
Хоршев Николай
25 февраля 2023
Церковь Серафима Саровского, Южный фасад<br>, Турнаево, Болотнинский район, Новосибирская область
Южный фасад
Хоршев Николай
25 февраля 2023
Церковь Серафима Саровского, Завершения основного объема<br>, Турнаево, Болотнинский район, Новосибирская область
Завершения основного объема
Хоршев Николай
25 февраля 2023
Церковь Серафима Саровского, Колокольня<br>, Турнаево, Болотнинский район, Новосибирская область
Колокольня
Хоршев Николай
25 февраля 2023
Церковь Серафима Саровского, Окна храма<br>, Турнаево, Болотнинский район, Новосибирская область
Окна храма
Хоршев Николай
25 февраля 2023
Церковь Серафима Саровского, Иконостас<br>, Турнаево, Болотнинский район, Новосибирская область
Иконостас
Хоршев Николай
25 февраля 2023
Церковь Серафима Саровского, Фото 1940-ых годов из личного архива Е.А. Шабунина<br>, Турнаево, Болотнинский район, Новосибирская область
Фото 1940-ых годов из личного архива Е.А. Шабунина
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Серафима Саровского, Старое фото с сайта rodinoved.ru<br>, Турнаево, Болотнинский район, Новосибирская область
Старое фото с сайта rodinoved.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  20 ноября 2012

В селе Турнаево Болотнинского района восстанавливается церковь Св. Серафима Саровского. Церковь стала первым храмом в Сибири, названным во имя Серафима, её высота 29 метров. Храм имеет 7 куполов. По оценкам специалистов, на 1999 год степень разрушения церкви составляла более 50 процентов. С 2007 года проводятся ремонтно-реставрационные работы.

В 18 километрах от города Болотное Новосибирской области находится село Турнаево. В центре села была построена однопрестольная деревянная церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Серафимо-Турнаевский храм - первый храм в Сибири во имя преподобного Серафима.

Строительство храма началось через 9 лет после прославления преподобного Серафима Саровского - в 1912 году. Основные средства на строительство храма - около 12 тыс рублей собрали крестьяне с. Турнаево и окрестных деревень, 4 тыс. рублей было выделено Священным Синодом, было и пожертвование от купца Блинова. Церковь строилась артелью плотников из Перми в составе из 45 человек. Рубка брёвен одного диаметра «в лапу», создаёт чёткий рисунок сруба, так называемый восьмерик на четверике. Камень на фундамент и цоколь были привезены из Искитимского района, где находились каменные (известняковые) карьеры, лесной материал из приобских сосновых брёвен – со станции Тайга, Великого Сибирского железнодорожного пути. Храм венчают семь куполов и крестов. В былые времена звон колоколов был слышен за много вёрст. Верхняя отметка колокольни - 29 метров, основной шатёр - 20 метров.

Композиция и декор храма характерны для конца 19 века. В благоукрашении храма активно участвовали томские купцы, кузнецкие промышленники, алтайские предприниматели. Большой вклад внесла томская купчиха Александра Терпигорова. Она действовала по завещанию своей матушки Варвары, которая была духовной дочерью старца Феодора Томского. По воспоминанию старожилов, церковь была огорожена деревянной резной оградой. Церковь как бы парит в воздухе.

Храм был построен всего за два строительных сезона и освящён в сентябре 1914 года. Первым священником был о. Александр (Александр Александрович Злобин), псаломщиком – Герасим Фёдорович Рочегов. Первым церковным старостой был Василий Баннов.

К 1937 году храм оставался единственным православным храмом не только в Болотнинском районе, но и в окружающих районах Томской, Новосибирской и Кемеровской областей. Накануне престольного праздника 30 июня 1937 года за отказ от передачи храма властям были арестованы настоятель храма священник Пётр Манойленко, староста Василий Баннов и псаломщик Демьян Литвинов. По приговору особой тройки НКВД мученики были расстреляны 14 августа 1937 года. После этого храм был закрыт и разграблен (распоряжение Облисполкома за №70 о закрытии церкви вышло позже, 9 апреля 1940 г). В закрытом храме размещался клуб, затем зерносклад. Несмотря на запустение, кресты стоят на всех главах до сих пор. Сохранилось немного икон и церковной утвари.

Церковь как памятник архитектуры была взята под государственную охрану. С момента постановки церкви под гос. охрану национально-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия проводились мероприятия по восстановлению церкви как памятника архитектуры, были выделены средства на первоочередные противоаварийные работы. В 1988 году архитектором С.Н. Богомазовой были выполнены обмеры. Но при недостаточности средств мероприятия по восстановлению храма были прекращены.

После празднования Тысячелетия Крещения Руси, 19 января 1989 года церковь была передана Новосибирской епархии. С 2000 года начались работы по восстановлению храма при участии Регионального общественного фонда воздействия восстановлению церкви во имя преп. Серафима Саровского (председатель РОФ «Сибирские Кижи» И.А. Андрикенус), при поддержке прихода во имя Серафима Саровского, настоятелем которого является священник Анатолий Рублёв.

Авторы проекта ремонта и реставрации храма - архитектор А.И. Лыкова, конструктор – С.М. Клепиков.

Источник: сайт Искитимской епархии Новосибирской митрополии


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 февраля 2020

1 августа 2014 года исполнилось 100 лет со дня завершения строительства и освящения храма во имя Святого Серафима Саровского в селе Турнаево Болотнинского района – памятника деревянного зодчества. К этой дате Новосибирской епархией был выпущен буклет, в котором описана история создания храма и его последующей жизни. В буклете есть три любопытных строчки: «В августе 2003 года началась реставрация Серафимо-Турнаевского храма, которая к настоящему времени успешно завершена». Что же это за реставрация такая, которую авторы удостоили целых трёх строк?

Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области занимался самым тесным образом этой реставрацией, и смело можем заявить, что если бы не Центр, то судьба Храма могла бы быть совсем иной. А дело было так.

Турнаевский храм – уникальный для Новосибирской области и единственный сохранившийся здесь памятник деревянного культового зодчества начала ХХ века, решением Новосибирского облисполкома от 18.07.1990 года № 282 был поставлен на государственную охрану местной (сейчас региональной) категории. А в соответствии с распоряжением Президента РФ от 23.04.1993 года № 281-рп был передан в ведение Новосибирского Епархиального Управления Русской Православной церкви.

К моменту постановки здания на государственную охрану состояние памятника оценивалось как аварийное: была частично разрушена крыша и кровля, чердачное перекрытие над трапезной обрушено, над другими помещениями сильно повреждены, наблюдались деформации сруба, полы местами расхищены, остальные аварийные, двери и окна частично утрачены и т.д. Здание не использовалось, давно не ремонтировалось и не охранялось. Храм требовал срочного принятия мер по консервации (защите от дальнейшего разрушения) и реставрации.

Сразу же после выхода 282-го решения Облисполкома Л.В. Тимяшевская, начальник Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, выполнявшего тогда функции государственного органа охраны памятников, обратилась к областным властям и в Новосибирскую епархию с просьбой о выделении средств на первоочередные и реставрационные работы с целью спасения храма. Как это часто бывает, призывы никакого действия не возымели – никому не было дела до разрушающегося храма.

Тогда, с целью зафиксировать хотя бы то, что возможно, НПЦ собственными силами и с привлечением студентов НГАХА выполнил обмерные чертежи. Кроме того, несмотря на недостаточность средств, Центр профинансировал некоторые особо срочные противоаварийные мероприятия.

В 1999 году Центр приступил к разработке полноценного проекта ремонтно-реставрационных работ. Авторами этого проекта стали С.Н. Богомазова, в то время сотрудник НПЦ, и Н.И. Лыкова. Конструкторскую часть разрабатывал С.И. Клепиков. Проект был согласован в 2001 году. После разработки грамотного профессионального проекта восстановления церкви, руководитель НПЦ Г.П. Блукке продолжил дело, начатое Л.В. Тимяшевской: с 2003 года и до 2009 года (включительно) выделялись средства на ремонтно-реставрационные работы. Всего за эти 6 лет Центр выполнил работы на сумму 8,7 млн. руб. Справедливости ради следует отметить, что в восстановлении храма принимали посильное участие общественная организация «Сибирские Кижи» (И.А. Андрикенус), а также настоятель А.В. Рублев.

В течение 6 лет восстановление Турнаевской церкви являлось приоритетным направлением для Научно-производственного центра. Мы взвалили на себя тяжелую ношу, поскольку утраты на храме были связаны с потерей несущей способности и устойчивости конструкций здания вплоть до обрушений и деформаций. Требовались грамотные и опытные подрядчики, умеющие работать с памятниками деревянного зодчества, а таких подрядчиков найти было весьма непросто. В результате в процессе работ сменилось несколько строительных организаций, имеющих необходимые лицензии. Кроме того, в работах принимали участие и местные мастера. НПЦ, являясь заказчиком этих работ, осуществлял постоянный еженедельный (а это 160 км от Новосибирска в одну сторону!) контроль за их ходом, качеством и расходованием средств, а также выполнял авторский надзор и т.д.

Самые тяжелые, но и наиболее важные работы были проведены по устранению деформаций сруба, укреплению наружных и внутренних стен всего здания сжимами из брусьев с двух сторон. К счастью, наши предки так хорошо в свое время сделали фундаменты, что за 90 лет они не получили никаких разрушений и деформаций. Далее: замена сгнивших венцов, балок и столбиков под черновые полы и замена самих полов. Обрушенные балки перекрытий и стропильной системы были демонтированы и заменены на новые, отдельные поврежденные места крыши отремонтированы, полностью заменена обрешетка. Подведены новые конструкции под главы и кресты. Завершив работы по укреплению (консервации) конструкций храма, мы приступили к работе над заполнениями оконных и дверных проемов: окна и двери были изготовлены новыми, подлинные оконные решетки отреставрированы.

А вот кровельное покрытие сделал настоятель прихода А.В. Рублев, причем цвет кровельного железа, полученного от спонсора, он ни с кем не согласовал, выбрал на свой вкус. И цвет оказался неудачным – слишком ярким, хотя должен был быть сурик. Не использовали на памятниках русского деревянного зодчества таких диких цветов. Но на замену железа денег не было, вот и стоит оно, сияет издалека… Придется ждать до следующего ремонта и при замене кровельного покрытия сделать традиционный для русского зодчества цвет – сурик.

Завершающими работами стали внутренние отделочные: обшивка стен и потолков профилированной доской с покрытием лаком, устройство крылец. Все деревянные конструкции были подвергнуты антисептированию и огнезащите.

Трудно сейчас в небольшой статье описать подробно всё, что было сделано, и, конечно же, очень трудно передать то отношение, с которым работали сотрудники Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области на этом объекте. Ведь Турнаевский храм – объект особый, он дошел до нашего времени, несмотря на разрушения, почти в том первозданном виде, в котором его построили предки. Он требовал к себе очень бережного отношения, нам ни в коем случае нельзя было ему навредить, вот почему работы, проведенные на нем, носили характер консервационных в первую очередь и уже потом, реставрационных.

После Турнаевского храма были серьезные работы на других культовых памятниках, но восстановление этого храма остается для нас образцовым и не имеющим аналогов в нашей области. Сегодня прекрасный памятник русского деревянного зодчества радует посетителей своей красотой, стариной, формами, деталями.

В 2010 году творческий коллектив в составе сотрудников НПЦ, управления по государственной охране объектов культурного наследи Новосибирской области, священнослужителей, строителей-подрядчиков за осуществление проекта реставрации Турнаевского храма был номинирован на Национальную премию «Культурное наследие» по теме «Памятники гражданского и культового зодчества России: сохранение, популяризация и возрождение».

8-10 сентября 2010 года в Санкт-Петербурге состоялся всероссийский Международный инвестиционный Форум по недвижимости «PROEstate - 2010», в рамках которого был проведен конкурс FIABCI-Россия «Лучший реализованный девелоперский проект на российском рынке недвижимости 2010». На конкурс от Новосибирской области при поддержке управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области и Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области были представлены 4 проекта в двух номинациях, в том числе проект реставрации Турнаевского храма.

По результатам реставрации Турнаевского храма ГАУ НСО НПЦ был внесен в перечень реставрационных организаций России, издаваемый «Российской ассоциацией реставраторов» под патронажем Министерства культуры РФ.

Грес М.В., начальник ГАУ НСО НПЦ, http://www.nasledie-nso.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 февраля 2020

Нынешнее село Турнаево возникло сравнительно недавно - в 1904 году, когда на краю соснового бора, примыкавшего к московско-иркутскому тракту примерно на середине пути от Колывани до Томска, поселились первые переселенцы из Малороссии (до сих пор эта улица называется Хохловкой). Однако свое название новое поселение получило не от переселенцев, а от старожилов, живших в бору еще в XIX веке. Этими старожилами были разбойники - «чаерезы», промышлявшие грабежом чайных обозов, перевозивших чай из Китая в Россию. Уже в 1888 году в Турнаевском бору числилось поселение Калинкино. Предводителем чаерезов был некий Турнай (скорее всего, это была разбойничья кличка атамана), от имени которого получил название не только разбойничий бор, но и новопостроенное поселение.

Когда в 1912 году на общем крестьянском собрании крестьян Турнаевской, Шелковниковской и Кандерепской общин решался вопрос о строительстве храма, именно бывшие разбойники-чаерезы настояли на посвящении храма преподобному Серафиму Саровскому. Собрание выбрало церковным старостой крестьянина Турнаевской общины Василия Степановича Банова и обратилось с прошением о разрешении строительства храма в Священный Синод.

После получения разрешения в том же 1912 году был заложен каменный фундамент и закуплен строевой сосновый лес для строительства храма. Весной 1913 года началось основное строительство. Летом 1914 года строительство было завершено и начаты отделочные работы. Внутреннее убранство храма (иконостас, облачения, богослужебные книги и т.д.) было приобретено на деньги томских купцов. Серебряные богослужебные сосуды и колокола для колокольни были пожертвованы томской купчихой Александрой Терпигоровой.

Активное участие в строительстве храма принимал первый начальник станции Юрга инженер-путеец Александр Злобин, который обеспечивал поставки строительных материалов по железной дороге. Лес поставлялся со станции Тайга, а бутовый камень для фундамента из деревни Черноречка (нынешний город Искитим). Перед началом строительства храма по благословению святителя Макария (Невского), бывшего тогда архиепископом Томским, Александр Злобин заочно поступил в Томскую духовную семинарию, а по окончании строительства храма в 1914 году он принял священный сан и стал первым настоятелем Серафимо-Турнаевского храма. Деревянный однопрестольный храм во имя преподобного Серафима Саровского был построен в с.Турнаево Гондатьевской (Болотнинской) волости Томского уезда Томской губернии и освящен 1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1914 года.

Храм имел характерную для русской храмовой архитектуры ладьевидную форму, символизирующую собой Церковь как корабль спасения. Храм был рассчитан на 700 молящихся и имел впечатляющие размеры. Длина храма составляла 35 м, ширина его самой широкой части 15 м, высота главного шатра кафоликона - 25 м, высота колокольни составляла 32 м.

Над центральной частью храма (кафоликоном) были подняты 1 центральный и 4 боковых креста, которые обозначали собой Иисуса Христа в окружении 4-х апостолов-евангелистов. Еще 2 креста возвышались над алтарем и колокольней. Общее количество крестов - 7 олицетворяло 7 церковных Таинств. Серафимо-Турнаевский храм стал первым в Сибири и четвертым в мире храмом в честь преподобного Серафима Саровского.

Перед революцией в с.Турнаево было около 700 крестьянских дворов. Общая численность населения превышала 4 000 человек. В селе было несколько маслобоек, шерстобитки, производившие войлок, пимокатня. Свою продукцию крестьяне продавали на Томской и Новониколаевской ярмарках. С момента освящения Храма и начала богослужений начала свою работу четырехклассная начальная церковно-приходская школа для крестьянских детей окрестных деревень.

После установления Советской власти в 1922 году у прихода Серафимо-Турнаевского храма были отняты здания церковно-приходской школы и дома церковного причта. Настоятель и участник строительства храма отец Александр Злобин был арестован и скончался в Томской тюрьме в 1930 году. С 1930 года Серафимо-Турнаевский храм оставался единственным действующим православным храмом на территории Болотнинского, Ояшинского, Проскоковского, Томского районов Западно-Сибирского края. С 1935 года предпринимались неоднократные попытки по закрытию храма «по просьбам трудящихся», чему противостояли прихожане храма во главе со священником Петром Мануйленко и старостой Василием Бановым. 30 июля 1937 года накануне престольного праздника храма - дня памяти святого Серафима Саровского (празднуется 1 августа) были арестованы в с.Турнаево настоятель храма священник Петр Мануйленко и староста Василий Банов. По приговору тройки особого совещания от 3 августа 1937 года священник Петр Мануйленко был этапирован в г. Новосибирск и расстрелян 14 августа 1937 года. Василий Банов ввиду невозможности этапирования «в силу преклонного возраста» (78 лет) был расстрелян в Болотнинском отделе НКВД. В сентябре 1937 года в п. Болотное был арестован и расстрелян бывший сторож и певчий храма Демьян Алексеевич Литвинов.

С 1939 по 1985 год в храме размещался зерносклад Турнаевского колхоза, а затем Дивинского птицесовхоза. За время советской власти с.Турнаево сократилось до 110 дворов, численность населения уменьшилась до 270 человек.

В 1985 году Серафимо-Турнаевский храм был объявлен памятником архитектуры и взят под охрану государства. 31 июля 2000 года из г. Болотное в с. Турнаево прошел первый Серафимо-Турнаевский крестный ход, состоявший из 50 прихожан Болотнинского и Юргинского храмов. В настоящее время в крестном ходе принимают участие около 1000 паломников со всей Западной Сибири.

В августе 2003 года началась реставрация Серафимо-Турнаевского храма, окончание которой было намечено на 2009 год. На территории Серафимо-Турнаевского храма в 2000 году был заложен фундамент нового храма. В 2003 году состоялось освещения малого храма во имя св. прав. Феодора Томского. Реставрация храма была закончена в 2012 году. В этом году же был освящен иконостас иконостас, изготовленный стараниями Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. В 2014 году - 100-летний юбилей храма. 31 июля - 1 августа прошли торжественные мероприятия, посвященные 100-летию Серафимо-Турнаевского храма и 15-летию Серафимо-Турнаевского крестного хода. В крестном ходе участвовали паломники из Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Алтайского края.

Серафимо-Турнаевский храм стал духовным и культурным символом Новосибирской области.

Исследовательский доклад воспитанницы Серафимо-Никольской школы традиционной русской кулътуры МОУ ДОД «Дом детства и юношества Болотнинского района» Анастасии Рублёвой; Образование и Православие. Православный журнал «Мироносица» №3, 2014; http://www.orthedu.ru/eparh/11746-nash-krest-i-nashe-voskresenie-sibirskie-kizhi.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 февраля 2020

«Сибирские Кижи»: Возрожденное сокровище

Новосибирская область обладает сегодня уникальным, несколько лет тому назад отреставрированным, архитектурным памятником - деревянным однопрестольным православным храмом во имя преподобного Серафима Саровского. Расположен этот ныне действующий памятник архитектуры в селе Турнаево, что в 19 километрах к северу от районного центра - города Болотное. Сразу следует сказать, что Серафимо-Турнаевский храм - первый в Сибири и четвертый в мире храм, освященный в честь широко известного в дореволюционной, советской и постсоветской России святого - Серафима Саровского. 1 августа 2014 года торжественно отмечалось 100-летие со дня освящения Серафимо-Турнаевского храма.

С давних времен в широком народном обиходе за Серафимо-Турнаевким храмом стойко закрепилось имя «Сибирские Кижи». Почему? С одной стороны, вездесущая народная молва связывала это название, конечно же, с некоторой внешней схожестью со всемирно известным деревянным храмом на острове Кижи в Онежском озере. С другой стороны, народное мнение связывает такое название с тем, обычно впечатляющим рядового обывателя обстоятельством, что как и «Онежские Кижи», «Кижи Сибирские» были возведены якобы без единого гвоздя.

В случае с турнаевским вариантом «Сибирских Кижей» обычно утверждается еще и то, что деревянные конструкции в ходе строительства элементарно скреплялись здесь яичным раствором. Правда все это или вымысел - не суть дела. Отнесем такого рода бытующие мнения к разряду типичных региональных легенд и преданий. Но параметр непревзойденной эстетической красоты Серафимо-Турнаевского храма все же составляет вполне реальный, эмпирически ощутимый всеми факт. Он становится особенно зримым в самый разгар лета, когда в ранние предрассветные часы, на фоне неспешно оживающей природы, вдруг озаряются алым цветом сказочные купола храма и в ослепительных лучах восходящего солнца по всем окрестных полям и пролескам мерно набегающими волнами все плывет и плывет сладко истаивающий в душе звон колоколов. А чуть позже вокруг храма радостным щебетом разольются и детские голоса: ведь именно здесь, на территории Серафимо-Турнаевского Храма вот уже несколько лет подряд организуется работа летнего православного лагеря, руководит которым большой энтузиаст творческого педагогического дела местный священник отец Анатолий Рублев.

Их было чуть более 40 человек - вдохновенных строителей храма, съехавшихся в Турнаево из разных уголков европейской части России. Возводили храм с явной изобретательностью, с душевной теплотой, с живинкой в деле, творили - как казалось им - добротно, строили на века. Сверхпрочный камень для фундамента храма завозили из знаменитого уже в те далекие годы искитимского карьера (расположенного, как известно, на территории нынешней Новосибирской области), лес - из города Топки (ныне - Кемеровская область). Причем для строительства применялась только самая отборная сосна диаметром строго 25 сантиметров. Вот и работа вся получилась в итоге на редкость отменная, настолько живая и одухотворенная, что, по дошедшим до нас слухам, все строители, по завершению своего труда, в одночасье порешили не расставаться с созданным ими самими сокровищем, а остаться жить в селе Турнаево...

Много позже, уже в наши дни, как далекий голос из прошлого, в ходе реконструкционно-восстановительных работ в пазу алтарного бревна храма была найдена полуистлевшая записка, текст которой гласил: «Вятской губ. Еранский уездъ Водозерской волости, дерев. Осокова. Максим Андреевъ Шевнинъ». Знать не вытерпел вятский строитель Максим Шевнин - тайно оставил-таки свою авторскую подпись для потомков под славным духовно-художественным творением! Спасибо, Максим Андреевич! Низкий вам всем поклон, безымянные строители, за искренний, добротный и творчески вдохновенный труд! Ведь, как много позже обнаружилось, дружная артель трудившихся на храме вятских и пермских плотников внесла массу колоритных изменений в первоначально заданный им проект, чем, собственно говоря, и обеспечила его архитектурную уникальность, высокую художественную ценность.

В строго архитектурном плане Серафимо-Турнаевский храм относится к так называемому типу «храмов на четверике восьмерик». По виду напоминает ладью, величаво мчащуюся в зримом пространстве нашего суетного времени. Рост храма, то есть самая верхняя отметка от земли до креста - 29 метров. Высота колокольни - 32 метра. В срубе самой церкви - 50 венцов, а в колокольне - 64. Внутри колокольни, на самую ее вершину ведет добротная винтовая лестница, состоящая из 61 ступеньки. Во всяком случае, столько их там было раньше в 2004 году, до реставрации, когда я впервые поднялся на эту колокольню и попытался мысленным взором посмотреть на окружающий мир глазами человека того исторически памятного теперь для нас времени. Или, как минимум, попытаться в режиме реального времени по достоинству оценить ширь безоглядных турнаевских полей и перелесков.

Из всего сверху увиденного, конечно же пока еще не очень отрадного, меня больше всего впечатлила обычная, сельская, совсем не примечательная дорога к храму. Может быть это случилось всего лишь потому, что вспомнилось когда-то услышанное, но за суетой дней наших вовсе забытое детское впечатление одного моего случайного собеседника - педагога-ветерана, который, вспоминая свои младенческие лета, проведенные здесь, в Болотнинском районе, рассказывал: «Уже издали, когда шли мы с бабушкой в Турнаево, была видна эта неописуемо прекрасная церковь. Но детская радость от предстоящей встречи удовлетворялась не сразу, а постепенно: еще долго-долго Турнаевская церковь все росла и росла на горизонте, то показываясь, то исчезая за очередным поворотом».

Воистину, неисповедимы пути Господни. Наступило скорбно-трагическое время бесчисленных жизненных испытаний для жителей земли турнаевской. После неоднократных попыток в 1937 году Серафимо-Турнаевский храм был закрыт. Настоятель храма священник Петр Мануйленко и церковный староста Василий Банов были арестованы и 14 августа 1937 года расстреляны. А в сентябре месяце были расстреляны бывший сторож и певчий храма Демьян Литвинов. Время, казалось, остановилось в своем трагическом драматизме. Имущество храма - разграбили. Иконы - были выброшены на улицу. Невозможно представить, но ими, по словам старожилов села, даже мостили тротуары. А часть иконостаса долго еще использовалась кем- то из селян как дверь в сарай. В самой же церкви сначала разместили клуб, а потом - зернохранилище.

«Мир душевный приобретается скорбями», - любил повторять преподобный Серафим Саровский. По прошествии многих лет и десятилетий для турнаевцев, как и для всех нас наступил иные времена. 1 августа 1998 года в Серафимо-Турнаевском храме была восстановлена молитвенная жизнь. А с 2000 года в селе Турнаево стали проходить ежегодные массовые торжества, подводящие итог традиционному крестному ходу, берущему свое начало из города Болотное. Традиция эта неукоснительно соблюдается до сего дня. На крестный ход съезжаются многие жители окрестных краев и областей.

С 2001 года при турнаевском храме стала работать Серафимо-Никольская школа традиционной русской культуры (руководитель - Т.С. Рублёва). А 1 августа 2013 года в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского при активной поддержке местных и областных властей в Турнаево открылась широкомасштабная, поистине всенародная, со всех концов России собравшая православных христиан Серафимо-Турнаевская ярмарка. Значит, жизнь наша постепенно возвращается к своим подлинным духовным истокам!

Леонид Иванович Боровиков, профессор кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО, кандидат педагогических наук, член Союза журналистов РФ; Образование и Православие. Православный журнал «Мироносица» №3, 2014; http://www.orthedu.ru/eparh/11746-nash-krest-i-nashe-voskresenie-sibirskie-kizhi.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  29 октября 2022

Однопрестольная деревянная церковь во имя св. Серафима Саровского была заложена в 1912 г., построена и освящена в 1914 г. Церковь функционировала до 1938 г. По сведениям старожилов, позже здание церкви использовали как зернохранилище. Некоторое время здание не эксплуатировалось и не ремонтировалось. Был утерян ряд элементов и деталей: входные крыльца, двери, лестница на колокольню, оконные переплеты, большинство элементов иконостаса; провалились потолки, частично пол, сорваны листы кровли.

На основании распоряжения Президента РФ от 23.04.1993 г. № 281-рп "О передаче религиозным организациям культовых зданийи иного имущества" здание храма было передано в ведение Новосибирского Епархиального Управления Русской Православной Церкви.

В 2003-2009 г.г. был проведен комплекс ремонтно-реставрационных работ по восстановлению храма. Здание церкви находится в восточной части села Турнаево на обширной площади прямоуголной формы, огорожено деревянной оградой на деревянных столбах. Цоколь высокий гранитный. Наружный слой облицован пилеными известняковыми плитами под руст. Основной объем церкви сложен из 50 венцов бревен. Диаметр бревен, рубленных "в лапу", от 25 до 27 см. Углы и узловые сопряжения сруба закрыты вертикальными тесовыми накладками в виде лопаток. Над основным объемом крыша многощипцовая, с шатровым завершением, над алтарным прирубом - вальмовая пятискатная, над трапезной - двускатная, колокольня завершена шатром. Кровли металлические, водосток наружный организованный.

В основу композиции церкви положен тип храма "кораблем", где по главной оси здания восток-запад следуют: алтарь, кафоликон, трапезная и колокольня над притвором. Кафоликон и колокольня имеют ярусное "восмерик на четверике" построение. Храм венчают семь восьмигранных глав луковичной формы.

Новосибирский краеведческий портал, http://kraeved.ngonb.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.