В 1837 году единоверческий монах Мелхиседек (Якубовский) по благословению епископа Саратовского Иакова составил документ, озаглавленный «Краткая записка о раскольничьих монастырях, вновь возникших сектах и прочих тому подобных». Среди прочих монастырей Стародубья он называет Успенско-Клинцовский женский монастырь.
Клинцы тогда были одним из наиболее крупных старообрядческих посадов Стародубья. Как сказал протоиерей о. Тимофей Верховский, посад Клинцы «имел преимущество перед другими посадами как в умственном отношении, так и по торговым оборотам». Успенский женский монастырь разместился за мужскими: Преображенско-Никольским и Предтечевым Красноборским монастырем в урочище Полоса в 4 верстах от Клинцов. Уничтожению последний в 1848 году (как не принявший единоверия) не подвергся и просуществовал до 1933 года. А вот Успенскому женскому монастырю (в тогдашнем виде) не удалось избежать закрытия.
Позже, в истории старообрядчества, он вспоминается в связи с хиротонией клинчанина епископа Флавиана (Феодора Разуваева) в сан старообрядческого епископа, произошедшей 29 июня 1912 года. По своем рукоположении он посетил строящийся Успенский девичий монастырь. Есть основания полагать, что он благословил тогда сестер трехчастной иконой-деисусом, центральная часть которой была возвращена монастырю одной прихожанкой в 2006 году.
Исследователь клинцовского единоверия и старообрядчества М.В. Кочергина разыскала в Российском государственном историческом архиве свидетельства об имущественном порядке существования обительских земель. При покупки земли и зданий поручителями сделки выступали зажиточные жители посада – купцы. Здания обители принадлежали по купчим грамотам и духовным наследствам там живущим и передавались по завещанию последующему поколению инокинь-насельниц. Так, инокиня Минодора (Мария Авраамовна Лаптева), настоятельница Княжей обители, завещала свои кельи сестрам-инокиням. Среди которых была ее родная сестра, инокиня Анастасия, и ее племянницы-инокини: Серафима и Олимпиада. Там же в фондах РГИА имеются заключения чиновников Министерства внутренних дел, что все клинцовские обители подчинялись Успенской девичьей обители.
В Успенской девичьей обители, местонахождение которой называется территория посада Клинцы возле храма Вознесения, была 21 изба. Поселенцев значится 29 клинцовских мещанок во главе с настоятельницей Ольгой Семеновной Васильевой.
В 1908 году, после отмены всяческих гонений на старообрядцев, Успенский девичий монастырь был возрожден. Старообрядческий журнал «Церковь» пишет: «В 1908 году 35 старообрядок посада Клинцы с благословения епископа Михаила возбудили ходатайство перед советом общины Преображенского храма с просьбой войти в Клинцовскую городскую думу о даче участка городской земли для женского монастыря. В XIX веке женских обителей в посаде было четыре с 250 насельницами. По независимым от старообрядцев причинам все они прекратили свое существование. Для начала дела имеются необходимые средства. Женщины-старообрядки надуются на помощь со стороны старообрядческих общин и благотворителей».
К 1912 году монастырь уже действовал. Проживали здесь как монашествующие, так и миряне (последние «монастырские» домики исчезли уже после Великой Отечественной войны). Обитель быстро стала центром религиозной и бытовой жизни. Здесь обучали шитью и вышивке. На монастырском кладбище производятся захоронения. Имеется свидетельство тогдашнего городского главы Н.В. Филатова о том, что 8 октября здесь умерла Ирина Яковлевна Иерусалимцева 72 лет.
В ГАБО хранится дело Женской обители во имя Успения Пресвятой Богородицы близ озера Вежье. Листов в нем не много – всего 5. Открывается дело инвентарной описью обители от 1923 года. Большевики заставили произвести инвентаризацию ценностей: колоколов записано 110 пудов, богослужебных книг 115. Икон различных: 254 писанных на дереве, 65 в металлических ризах. Опись свидетельствуют: председатель церковного совета Антип Петрович Смирнов, члены совета: Иван Федорович Соколов и Пелагея Ерофеевна Долгова. Там же имеется договор о… его нельзя назвать иначе как договором о разграблении.
Годом окончательного закрытия Успенского монастыря называют 1928-ой. В 1932-1934 гг. для раскулаченных крестьян здесь был создан лагерь. Сколотили забор из толстой доски, поверх забора натянули проволоку, поставили вышку. Через несколько лет, когда простых крестьян сослали на поселение, бывший лагерь был передан горздравотделу для пригородного хозяйства. В 1978 году на территории организовано подсобное хозяйство Треста столовых и ресторанов.
Источник http://www.hram.klintsy.ru/news/view.php?id=107