ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Клинцы. Церковь Вознесения Господня.

Вознесенская единоверческая церковь


Клинцы. Церковь Вознесения Господня
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Вознесения Господня
Год постройки:Между 1778 и 1780.
Год утраты:приблизительно 1941
Адрес:
Брянская область, г.Клинцы, пер. Богунского полка, 4

Координаты: 52.748251, 32.233934 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Вознесения Господня, Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Клинцы, Клинцы, город, Брянская область
Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
10 июня 1912
Церковь Вознесения Господня, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.<br>, Клинцы, Клинцы, город, Брянская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1900
Церковь Вознесения Господня, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Клинцы, Клинцы, город, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1900
Церковь Вознесения Господня, Фото с сайта http://www.klintsy.ru/foto/view.php?id_foto=77<br>, Клинцы, Клинцы, город, Брянская область
Фото с сайта http://www.klintsy.ru/foto/view.php?id_foto=77
Андрей Агафонов
1900
Церковь Вознесения Господня, Фото с сайта http://klintsy-portal.ru<br>, Клинцы, Клинцы, город, Брянская область
Фото с сайта http://klintsy-portal.ru
Андрей Агафонов
1900
Церковь Вознесения Господня, Фотограф Ушаков Н.Н. Начало XX века  <br>, Клинцы, Клинцы, город, Брянская область
Фотограф Ушаков Н.Н. Начало XX века
Александр ДУДНИКОВ
Церковь Вознесения Господня, Вид на алтарь. Фотограф Ушаков Н.Н. Начало XX века<br>, Клинцы, Клинцы, город, Брянская область
Вид на алтарь. Фотограф Ушаков Н.Н. Начало XX века
Александр ДУДНИКОВ
Церковь Вознесения Господня, Начало XX века. Фотограф Ушаков Н.Н.<br>, Клинцы, Клинцы, город, Брянская область
Начало XX века. Фотограф Ушаков Н.Н.
Александр ДУДНИКОВ



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  27 февраля 2018

В 1780 году в Клинцах завершено строительство Вознесенского, а в 1787 г. — Троицкого храмов. По воспоминаниям старожила П. Храмченко: "Старинные, поставленные еще старообрядцами в XVIII веке, Вознесенская и Троицкая церкви занимали в панораме города главное место. Высоко вознесенными куполами и колокольнями церкви возвышались над одноэтажным городом. Каждый из названных храмов представлял, в сущности, целый комплекс сооружений. Рядом с высокими летними храмами стояли невысокие зимние храмы. На цвинтере (так в Клинцах назывался церковный двор) Вознесенской церкви. Зимний храм был во имя Архангела Михаила. От храмов на город растекался малиновый звон колоколов". Вознесенская и Троицкая церкви в середине XIX века перешли в подчинение Синода и стали называться единоверческими. Однако по условиям договора старообрядцев и господствующей церкви служба в единоверческих храмах велась по старопечатным книгам и строго соблюдался старый обряд.

Почти все храмы города, кроме Троицкого, в 1930-е годы были закрыты. Несколько лет они стояли, лишенные крестов.  Но постепенно церкви стали исчезать. Колокольню Вознесенской церкви разобрали, на ее месте сегодня стоит здание городской типографии. Бывшая часовня Вознесенского храма сегодня является Никольский храм Московского патриархата. 

http://rpsc-klintsy.cerkov.ru/main-page/


Александр ДУДНИКОВ
 
Александр ДУДНИКОВ  24 января 2025

Еще на моей памяти клинчане каждому гостю города с гордостью и любовью указывали на Вознесенскую колокольню, стоявшую на месте нынешней типографии, и спешили сообщить, что колокольня в Клинцах считается самым высоким деревянным сооружением России. Помню, смотришь от реки Унечи в сторону Клинцов: самого города не видно, а силуэт колокольни висит на горизонте, подобно Останкинской башне. Форма колокольни и ее величественный вид привлекали взгляд каждого.

Высота колокольни вместе с крестом была 54 метра. Чтобы подняться до самих колоколов, нужно было преодолеть 150 высоких ступеней. В своем основании колокольня имела размеры 16х13,5 метров. В пасхальные дни всем желающим разрешалось подняться на колокольню и ударить в колокола. Оттуда, с высоты птичьего полета, город лежал, как на ладони. По узеньким улицам передвигались маленькие тележки, запряженные игрушечными лошадками, по булыжной мостовой, как муравьи, сновали человечки. Хорошо была видна окраина города. За околицей до самого горизонта расстилались поля и перелески и между ними виднелись маленькие домики соседних деревень.

Украшением колокольни были часы с боем. Установлены они были в 1813 году иноком Ефросином за 18 рублей. Часы были устроены так, что выбивали четверть часа, а по истечении часа звучал большой колокол. Заводили часы дважды в неделю. Часы находились выше колокольни, поэтому механизм часов был недоступен взгляду. Старожил города В.М. Степанов рассказывал, что в юности довелось ему подняться в часовую башню, где находились мощные шестерни, приводившиеся в движение огромными камнями, подвешенными на веревках вместо гирь.

Колоколов было шесть. Большой колокол, весом 1 951 кг, сооружен был усердием купца Афанасия Козмича Лихоманова и отливался в Стародубе. Средний, полиелейный (для вечернего богослужения), весом 956 кг. За ним находился меньший, будничный, весом в 214 кг, остальные колокола весом 89,5, 40,5 и 23 кг. Постройка колокольни была начата в 1801 году, а окончена в 1804 году. Колокольня строилась по проекту и под присмотром церковного старосты, купца Ивана Козмича Карташева, сына владельца типографии Карташевых. Колокольню подняли так высоко, чтобы звон колоколов был слышен во всех Клинцовских старообрядческих монастырях. В погожие дни, когда слабый восточный ветер, колокольный звон, говорили, был слышен даже в Новозыбкове.

Иван Козмич Карташев известен также как иконописец. Его икона Николы Чудотворца почиталась прихожанами как чудотворная и для нее была построена деревянная часовня, позже перестроенная в каменную. Каменная часовня сохранилась до наших дней и теперь освящена в церковь во имя Николы Чудотворца. Прах Ивана Карташева был погребен под стенами построенной им колокольни.

Цвинтер, так назывался погост Вознесенской церкви, был обнесен невысокой каменной оградой. Внутри ограды, в начале XX столетия, находились два храма, две церковно-приходских школы: одноклассная – мужская и двухклассная – женская. В юго-западной части цвинтера покоилось под сенью старинных деревьев первое клинцовское приходское кладбище. Кладбище, давно упраздненное, оберегалось клинчанами, поскольку на нем были погребены первые поселенцы: родоначальники города, купцы, основатели первых в Клинцах типографий и фабрик, священники, иноки, некоторые знаменитых фамилий, например, княжна Гагарина, принявшая иноческий сан и последние годы жизни проживавшая близ Вознесенской церкви в собственных кельях, называвшихся “Княжными”. Между летней церковью и зимней были захоронения почетных граждан и семейные склепы.

В Вознесенском храме я бывал еще ребенком, раза два или три. Помню, что внутри Вознесенской церкви объемы помещения были такие большие, что казалось, не видно сводов. Стены храма от паперти и по всей трапезной были заставлены иконами. У старообрядцев была традиция хранить в церкви семейную икону. При большом стечении народа, когда до алтаря далеко, притом, что мужчины молились отдельно в церковной части, а женщины – в трапезной части церкви, женщины всю службу стояли рядом с домашней иконой. Большинство икон в храме были древнего письма, а в иконостасе в нижнем ряду иконы были высотой в два аршина, почти в человеческий рост. Были также иконы клинцовского письма, весьма известного в XIX веке, и отличавшегося высоким качеством исполнения копий со старинных икон. Но вскоре храм был закрыт. Все это богатство и великолепие исчезло, растаяло, ушло в небытие.

Когда разбирали Вознесенскую колокольню, то обнаружили, что фундаментом служили громадные камни-валуны. Там же было насыпано много каменной соли, видимо, для того, чтобы первые венцы сруба не подвергались гниению.

В здании Вознесенской церкви в предвоенные годы был склад зерна. Церковь раскатали на бревна в 1941 году под предлогом строительства блиндажей и укреплений.

Никольскую часовню разграбили в 1934 году и превратили в валюшню, в которой рабочие из общества слепых валяли валенки. В 1972 году здание часовни было возвращено верующим.

Р.И. Перекрестов. "Клинцовский летописец". Книга I. Исследования. Документы. Воспоминания. Клинцы, 2007, стр. 253-255



Комментарии и обсуждение


Священником единоверческой Вознесенской церкви посада Клинцов Василием Румянцевым присоединены к православной церкви на правах единоверия из раскола разных сект следующие лица: клинцовская купеческая дочь девица Марианнила Евтихиева Горачкина, клинцовская мещанка девица Анна Иванова Сквозникова, клинцовская мещанка девица Мария Иванова Мартиянова, клинцовская мещанка девица Евдокия Родионова Пирогова, клинцовский мещанин Сава Иванов Фомичев, ардонская мещанка девица Анна Григорьева Крюкова, клинцовский мещанин Сергий Иванов Ерусалимцев с женой Евдокией и детьми Михаилом, Александром и Ольгой, сына мещанина Матфея Курочкина младенец Петр, уволенный в запас армии рядовой житель п. Клинцов Матфей Стефанов Трофимов, клинцовская мещанка Иустиния Адрианова Артемьева девица, шеломовский мещанин Феодор Григорьев Живодеров с женой Варварой Николаевой и сыном Евфимием, клинцовская мещанка девица Мария Иванова Сквозникова, клинцовский мещанин Иван Тимофеев Глинскин, клинцовская мещанка вдова Иульяния Филиппова Жерноклеева, Параскевия Сергеева Бондарева и ардонский мещанин Василий Анисимов Типикин, уклонявшийся от исповеди и св. причастия около 20 лет.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 января 1890 года, № 2, стр. 69, 70

10 декабря 2024, Александр ДУДНИКОВ.

Присоединены к православию священником Вознесенской единоверческой церкви посада Клинцов Суражского уезда Василием Румянцевым – запасный нижний чин из мещан посада Клинцов Александр Иванов Дроздов, 25 лет; крестьянин Херсонской губернии Новогеоргиевской волости Адриан Харлампиев Бабин, 29 лет; Суражский мещанин Григорий Иванов Кульков, 23 лет; Ардонская мещанка Ирина Петрова Самарокова, 30 лет; Клинцовский мещанин Максим Прокопиев Чекмарев, 42 лет; Суражский мещанин Петр Иванов Смирнов, 38 лет; Клинцовская мещанка Марфа Иванова Малкова, 40 лет; сын крестьянина Калужской губернии Козельского уезда Дешевинской волости Варфоломей Иванов Головин, 17 лет и колонистка колонии Новых Мизирич Суражского уезда Ольга Робертова Келлер, 18 лет.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 января 1898 года, № 2, стр. 68, 69



Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.