Свято-Никольский монастырь г. Клинцы
Свято-Никольский храм был построен как надвратная часовня при входе на Вознесенский погост. Для исследователя изучение его истории неминуемо становится вратами в мир недавнего духовного прошлого. По тем местам, где сегодня стоит Святой Престол и возносится Бескровная Жертва, проходили сотни и тысячи богомольцев. Культура Православия и Старообрядчества не воспринимаются в его истории как противоречия, и лучшие черты моральной жизни русского человека здесь проявляются воочию.
Попытка представить в сознании Вознесенский храм и вообще исторический облик старых Клинцов заставляет вспомнить традиционный старообрядческий апокриф про невидимый град Китеж, Беловодье. Невидимое для глаз грешников место, где денно и нощно совершается по правильному чину богослужение, звонят невидимые колокола, стройно идут сонмы монашествующих с четками в руках. Постороннему наблюдателю, взирающему на небольшой храм трудно вообразить, что за ним скрывается яркая история, свои загадки и свои чудеса.
В 1780 году старообрядцами-поселенцами посада Клинцы на самой высокой точке берегового склона реки Туросна (сейчас она сильно обмелела и называется Московкой) было завершено строительство одного из двух деревянных храмов – Храма в честь Вознесения Господня. От храма в сторону нынешнего центра города устремлялась одноименная Вознесенская улица (ныне Краснознаменная).
До 1780 года на этом месте стояла Вознесенская часовня – одна из первых построек прибывших со Стародубья первопоселенцев. Первый же храм (в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца) в Клинцах был построен в 1760 году, но сгорел в пожаре 1776 года (по мнению краеведа Р.И. Перекрестова, Большая Вознесенская часовня была освящена как Свято-Сергиевский храм). Вознесенский храм строился два года, жертвователями были все крупные семейства Клинцов. В трапезной части храма стали проходить собрания прихожан, на которых решались практически все вопросы городской жизни.
В 1801-1804 г.г. вблизи Вознесенского храма была возведена многоярусная колокольня. Приблизительно в эти же годы был заложен храм во имя Архистратига Божьего Михаила. Позже, в 1819-1826 г.г. храм был перестроен с приделами в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и Великомученика Георгия Победоносца. В 1850 году была возведена деревянная часовня в честь Святителя Николая Архиепископа Мирликийского Чудотворца, куда из храма был перенесен чтимый прихожанами образ Святителя с «высеребренной ризой и золоченым венцом». 23 сентября 1879 года в пять часов по полудни, после молебствия, водружен на Вознесенской колокольне новый вызолоченный крест. Других золоченых крестов над Клинцами не возвышалось.
Годом постройки здания нынешнего Свято-Никольского храма называют 1912-ый. Доподлинно известно, что «1 августа 1913 года поставлен крест на новой св. Николы часовне при Вознесенской церкви». Храму, которому придется сыграть очень важную роль в тяжелые годы.
Городской глава, при котором была построена Свято-Никольская часовня, В.А. Федотов очень серьезно относился к каждой новой постройке посада. К каждому новому зданию относился не как к рядовому строению, а как еще одной черте в общей архитектурной картине посада. Точного имени архитектора Свято-Никольской церкви не известно, как и других в стиле модерн памятников градостроительства того времени – Купеческого собрания (ныне ГДК) и Женской гимназии (ПУ № 24). Подражал архитектор формам новгородско-псковского стиля XIV-XV вв. Каменные храмы в таком стиле для Брянщины – большая редкость. Внешний декор фасада также взят с древнерусских храмов – киот с подковобразным козырьком, «бровки» с зубчиками над узкими арочными окнами, цилиндрические столпы портала.
«Помню, смотришь от реки Унеча в строну Клинцов: самого города не видно, а силуэт колокольни висит на горизонте, подобно останкинской башне», - так пишет клинцовский старожил П.М. Храмченко. Центр города с Верхней Бобылки сегодня сместился к построенному в 1929 году Дому Советов. В названии улицы "Бобылка" запечатлено два исторических явления: то, что первопоселенцами улицы были "бобыли"(малоимущие и бессемейные люди), и то, что спустя два десятилетия здесь стали селиться инокини - "бобылки" (по словарю В.И. Даля "бобылка - бедная вдова, обыкновенно живущая по задворкам или в келейках, не в тягловом, а в келейном порядке, вне селения").
Клинчане любили похвалиться своей колокольней и называли ее самым высоким из деревянных строений России середины XIX века. Известно, что высота ее вместе с крестом была 25 саженей - 54 метра. Чтобы подняться до звонарни, нужно было преодолеть 150 высоких ступенек. В основании ее размеры были 16 на 13,5 метров. Гордились клинчане и часами с боем, которые установил инок Ефросин в 1813 году. Они выбивали четверть часа, каждый час бил большой колокол. Весил этот колокол почти 2 тонны, подстать ему были и другие колокола. Сейчас на месте знаменитой колокольни стоит административный корпус городской типографии.
Колокольня строилась без архитектора, но под присмотром церковного старосты Ивана Козьмича Карташова, сына знаменитого печатника К. Карташова, иконописца-любителя. Образ Святителя Николая, написанный им, в течение столетия почитался как чудотворный. Именно для него была построена сначала деревянная часовня, а затем в начале XX века каменная в Псковско-Новгородском стиле, позже в годы государственного безбожия ставшая Свято-Никольским храмом. Прах И.К. Карташева был похоронен под стенами Вознесенской колокольни.
К началу XX века на погосте Вознесенской церкви было два храма: Вознесенский (холодный) и Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных (теплый), две церковно-приходские школы. На приходском кладбище (сейчас на его месте стоит пятиэтажный дом), тщательно оберегаемом клинчанами, покоились лучшие и знатные люди города.
О внутреннем убранстве Вознесенского храма рассказывает также П.М. Храмченко: «Помню, что внутри Вознесенской церкви объемы помещения были такие большие, что, казалось, не видно сводов. Стены храма от паперти и по всей трапезной были заставлены иконами. При большом стечении народа… мужчины молились отдельно в церковной части, а женщины – в трапезной части церкви».
Близ Никольской надвратной часовни расположился почетный некрополь, где хоронили только с разрешения начальника губернии. Здесь покоились почетные граждане, такие как: Д.О. Зубов, П.М. Поляков, Ф.М. Синельников.
В 1895 году при Вознесенском храме стараниями купцов Барышниковых открывается церковно-приходская школа для мальчиков. В 1904 году церковный староста Д.В. Барышников строит на свои средства одноэтажное здание церковно-приходской школы для девочек.
В 1922 году храм Вознесения Господня, как и прочие храмы города Клинцы, был лишен икон и богослужебной утвари. В 1930 году храм был закрыт, с него были сбиты купола, а он превращен в склад. О закрытии в 1930 году Вознесенского храма пишет краевед В. Кровко: «Последним покинул поверженный храм церковный староста Георгий Иванович Долгов, присутствующий при передаче храма окружному административному округу. Он плакал, целовал распятие в алтаре, просил прощения у Господа. У выхода из храма стал на колени и земным поклоном целовал святые доски храма. В тот же день были остановлены часы на колокольне Вознесенской церкви, более ста лет отмерявшие клинчанам время».
Святыни храма были уничтожены. Колокола и уникальные часы Ефросина были отданы в переплавку. Тогда же проезд на территорию церковного городка под надвратной Никольской часовней был заложен, тем самым получив дополнительное производственное помещение. Здесь стали изготавливать валенки инвалиды из Всероссийского общества слепых.
Вознесенский погост за более чем два века своего существования порос липами и кленами-великанами, достигающими до половины колокольни. На ветвях деревьев гнездилось множество птиц - галок. Галок считают обладающими редкими способностями к звукоподражанию. Все прежние годы птицы были наблюдателями церковной жизни.
В архиве храма имеется копия решения Исполкома Клинцовского горсовета от 29 сентября 1972 года № 873 «О передаче в аренду здания бывшей часовни, расположенной на земельном участке по переулку Богунского полка, № 4 церковному совету и общине верующих Троицкой церкви». В решении пишется: «Рассмотрев просьбу церковного совета и общины верующих Троицкой церкви…, учитывая, что здание Троицкой церкви уничтожено пожаром… Исполком решает: 1) Передать в аренду здание бывшей часовни, 2) Просить руководство УПП ВОС передать свободное помещение».
Когда предприятие ВОС из помещения храма съезжало, вся территория кладбища была завалена хламом отходов производства. К этому времени деревья-великаны, росшие на Вознесенском погосте, были вырублены. Пустая коробка стен церковного училища была снесена. Позже начата стройка многоэтажного дома (при этом надгробия кладбища были вывезены). На месте колокольни уже стояла городская типография.
Местные жители поколения 1970-ых годов вспоминают множество почти вандалистских деталей, под ногами находились черепа из могил. Возможно, это были останки почетного гражданина посада Клинцы Ивана Ефимовича Токарева или Софьи Васильевной Смирновой (в девичестве Барышниковой), умершей в Нижнем Новгороде, но завещавшей похоронить себя близ храма Вознесения. Спустя почти 30 лет только два надгробия: фабриканта Д.О. Зубова и А.Н. Барышниковой были обнаружены Р.И. Перекрестовым на бывшей территории склада Быткомбината. 20 апреля 2001 года надгробные камни перенесены с материальной помощью предпринимателя А. И. Василенко и хлопотами клинчанина С.Г. Кудрявцева. А тогда, в 1972 году оборудовать храм пришлось из любого подручного материала. Очень скоро в храме был установлен новый иконостас и были расписаны стены художником В. Фещенко. В храм второго этажа, освященный во имя Пресвятой Троицы, был привезен из Новозыбковского района пышный в стиле барокко (сейчас он разобран) иконостас.
Газета "Правило веры" 1 апреля 2009 г. http://www.hram.klintsy.ru/news/view.php?id=107