ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Путивль. Церковь Воскресения Христова.

Воскресенская церковь


Путивль. Церковь Воскресения Христова
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Воскресения Христова, Георгия Победоносца, "Одигитрия" иконы Божией Матери
Год постройки:1780.
Год утраты:1975
Адрес:
Украина, Сумская область, Конотопский район, Путивль, пл. Независимости (быв. Ленина), на храмовом месте памятник князю Иоанну Путивльскому

Координаты: 51.333774, 33.865329
Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Путивль или в Путивль, выходить на автостанция "Путивль"



Церковь Воскресения Христова, Вид с запада. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Вид с запада. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Воскресения Христова, Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Воскресения Христова, Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 марта 1920
Церковь Воскресения Христова, Архивное фото начала ХХ в.<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Архивное фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
01.06.1901 - 01.06.1917
Церковь Воскресения Христова, Архивное фото начала ХХ в.<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Архивное фото начала ХХ в.
Чурочкин Александр, прот.
01.06.1900 - 01.06.1917
Церковь Воскресения Христова, Справа - часовня Александра Невского ("Императорская")<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Справа - часовня Александра Невского ("Императорская")
Михаил Мещанинов
01.06.1900 - 01.06.1917



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


В центре города, на историческом «торгу», стояла Воскресенская церковь. Первое документальное упоминание о ней находится в выписи 1625 г. из «документов Московского Архива Министерства Юстиции за № 502». Выпись гласит: «На площади посторонь сапожного ряду церковь Воскресение Христово древен (т.е. деревянная, а не древняя), а в ней образы и книги, и колоколы, и ризы, и всякое строенье, попа Василия место церковное, что был теплый храм Рождества Христова да колокольничное место в сапожном ряду между лавками Ондрея Кушинникова, да Герасима» [85, 41]. Следовательно, предшественницей Воскресенской была теплая Рождественская церковь.

Неподалеку от Воскресенского храма, к северу от нее, находилась церковь в честь великомученика Георгия Победоносца. В древности в Путивле было три храма с таким наименованием. Об одном из них, «что в торгу», мы писали выше, в повествовании о Борисоглебском монастыре. В 1752 г. эта церковь сгорела, и ее священник Григорий Яковлев был направлен для совершения богослужений в монастыре Бориса и Глеба.

Приход сгоревшего храма присоединили к соседней церкви в честь Воскресения. Прослужив 5 лет в обители, о. Григорий заявил в Московскую Духовную Консисторию, что больше не хочет быть при монастыре, а желает своими силами восстановить сгоревший храм и что «к построению-де вышеписанной Георгиевской церкви подлежащие каменный и железный материал в готовности, и просил, чтоб ему, попу Григорью, быть при оной Георгиевской церкви по-прежнему, а для сбора от доброхотнодателей подаяния дать ему книгу» [113, 176]. 15 февраля 1758 г. из Консистории последовал указ, в которым предписывалось «объявленному попу Григорью … быть по прежнему при показанной Георгиевской церкви, в которой он посвящен и рачение иметь будет» [113, 177].

Вследствие того, что за эти 5 лет приход сгоревшего храма был присоединен к другой (уже довольно ветхой) церкви, о. Григорий оказался, что называется, «не в удел». Но на руках у него был консисторский указ, и не считаться с ним было нельзя. Поэтому, чтобы выйти из положения, началось строительство нового каменного храма в честь Воскресения, с приделом св. Георгия объединенными силами причта Воскресенской церкви и о. Григория Яковлева. Если наше предположение верно, то датой закладки каменной церкви Воскресения можно считать 1758 г. (как, кстати, и указывают некоторые современные исследователи [45, 158]). Новый храм был заложен на месте сгоревшей Георгиевской церкви.

О.Иаков отмечал, что в том же 1758 г. «сначала … был отстроен придел великомученика Георгия» [85, 41]. Храм строился несколько лет и через 4 года был освящен симметричный Георгиевскому Одигитриевский придел (10 марта 1762), в то время как до центрального, Воскресенского, очередь дошла лишь в 1780 г., когда он был освящен (25 декабря). Только тогда, вероятно была упразднена и сломана ветхая церковь в честь Воскресения.

Новая каменная Воскресенская церковь имела сложную строительную историю, длившуюся свыше 20 лет. В результате возникла оригинальная архитектурная композиция. Г.Н. Логвин, видевший церковь незадолго до разрушения в ХХ в., так описывал ее: «…Этот храм скорее похож на трапезную церковь, имеющую длинный зал-неф с опорными столбами, к которому с востока примыкает однонефная одноапсидная церковь с высокой «баней» с двумя заломами, а с запада – бабинец-притвор с колокольней над ним» [89, 224]. В трапезной части находилось два симметричных придела: северный – в честь св. Георгия и южный – в честь иконы Одигитрии. После освящения Одигитриевского престола (1762 г.) сюда была перенесена явленная икона Путивльской Божией Матери, которая до того времени хранилась в Преображенском соборном храме на Городке. Специально для этой святыни причет храма устроил особую большую сень с колоннами. Вскоре прихожане соорудили такой же роскошный киот и для главной святыни другого придела – образа великомученика Георгия.

Явленная Путивльская икона Богоматери хранилась в Воскресенской церкви вплоть до ее закрытия безбожной властью, дальнейшая судьба святыни неизвестна. Согласно различным версиям, явление Путивльской иконы было в 1232, 1238, 1600 и 1635 гг. Прихожане и духовенство Воскресенского храма считали, что находящийся у них образ явился в 1600 г. Свое мнение они обосновывали на надписи, сделанной киноварью на обороте иконы. Таким образом, в 1900 г. исполнилось триста лет со дня явления святыни. 16 июля того же, юбилейного, 1900 г. причет и прихожане Воскресенской церкви возбудили ходатайство в Путивльской городской думе «об отводе места на базарной площади для устройства часовни в память явления Чудотворной иконы Божией Матери Одигитрия «Путивльская» [224, 2]. На ходатайство последовала следующая резолюция: «находя возможным отвести для устройства каменной часовни место на «Городке» по указанию думы но с тем, чтобы на это причтом было испрошено разрешение епархиального начальства…» [224, 2].

В создании новой Воскресенской церкви участвовали причты двух храмов. «Кроме того, к Воскресенской церкви впоследствии (1792-1794 г.) присоединена была недалеко от нее находившаяся Ильинская церковь, к которой до того времени приписана была пришедшая в ветхость Пятницкая церковь с ее причтом и приходом. На месте сломанной Ильинской церкви стояла…» [85, 42] часовня.

Ильинскую церковь упоминал Павел Алеппский. Он рассказывал, что патриарх Макарий прибыл в Путивль в день памяти пророка Илии. Когда патриарх со свитой уже расположился в предоставленных ему покоях, «…явился к нашему владыке патриарху протопоп города в епитрахили, со святой водой и крестом и сказал ему, после дружеских приветствий: «это от благословения праздника св. Илии». Церковь в этом городе во имя его: в ней сегодня собирались и совершили торжество его праздника. Окропив себя, владыка окропил дом и нас, и священник удалился» [121, 290]. От Ильинской Воскресенская церковь унаследовала храмовый образ «св. пророка Илии больших размеров очень древнего греческого письма, но без ризы» [85, 42].

Присоединенная к Ильинской Пятницкая церковь с приделом во имя св. великомученицы Варвары, была построена около 1762 г. «В описных книгах 1768 г. Ильинская церковь называется «соединенною церковию св. пророка Илии и св. великомученицы Параскевы». Она была устроена «в два партамата», т.е. в два этажа, с особыми престолами, как сказано об этом в описи этой соединенной церкви за 1789 г.» [85, 42]. В фондах Государственного Историко-Культурного Заповедника в г. Путивле хранится «Требник Петра Могилы» издания 1648 г. [к.п. 4402, вещ. 461] с надписью «1786 года марта 5 дня. Из книг Путивльской Пятницкой церкви что в торгу, с присоединенною к ней Ильинскою церковию». На первых листах книги, в левом нижнем углу каждой страницы имеется полууставная надпись киноварью, повествующая о том, кто пожертвовал этот фолиант в церковь. Поскольку книга неоднократно подвергалась ремонту, надпись читается фрагментарно: «… [церкви] Великомученицы Прасковии что в Путивле возле торга положи путивльской полковой казак … своих радителех к вечный [памяти] … [при] попех Иоанне Тимофееве и Иване [Ники]хоровове…».

Согласно неоднократно цитированной краеведами судной грамоте патриарха Филарета Никитина, на городском рынке рядом с Пятницкой церковью стоял храм «во имя Живоначальной Троицы», причем оговаривалось, что последняя церковь была «теплой», в отличие от первой, «студеной». По всей видимости, эти два храма составляли один приход, в Пятницкой церкви службы совершались летом, а в Троицкой – зимой. Когда Троицкий храм был уничтожен – неизвестно.

Воскресенская церковь была одним из первых приходских храмов Путивля, отстроенных в камне. Благодаря этому к началу ХХ в. она стала настоящим древлехранилищем, где содержались как подлинники, так и копии царских грамот и прочих документов, бесценных книг и прочих раритетов. Приведем два ярких примера.

Один из наиболее уникальных стилистов в русской литературе, А.М.Ремизов в 1919 г. издал свою пьесу «Иуда Предатель: Трагедия о Иуде, Принце Искариотском». Как указывал сам автор в предисловии, в основе сочинения лежало апокрифическое «Сказание о Иуде-Предателе». «Сказание это найдено в Курской губернии, города Путивля в Воскресенской церкви, в Евангелии. И никто не помнит, кто и когда написал, а писано оно старинною рукой» [Рем.15]. Вероятно, в одно из напрестольный Евангелий была вшита дополнительная тетрадь, на страницах которой помещалось указанное «Сказание». К сожалению, в бурях и потрясениях ХХ в. ни Евангелие, ни сам храм не сохранились.

Келейник преосвященного Кирилла (Флоринского), епископа Севского (управлял епархией с 1768 по 1778 гг.), некто Гавриил Добрынин, оставил автобиографические записки, изданные в Петербурге (1872 г.). Описывая посещение епископом города Путивля в 1770 г., Гавриил, в частности, сообщал о том, что в Воскресенской церкви владыке Кириллу показали большой Молитвенник «в лист», в белом пергаментном переплете, с позолоченным обрезом. Книга была в очень хорошем состоянии, поскольку ей дорожили, как некоей диковинкой. «При начале книги, на первом белом листе, написан рукой вкладчика стих старинным малороссийским, смешанным с польским языком, тако: «Гды будеш по сей князе Благаго благаты, Не рачь, молю, и мене в ув час забуваты!» Писано твердым и, по тогдашнему времени не худым малороссийским почерком, и подписано: «Иван Мазепа, полковый асаул» [81, 63]. Там же Добрынин сообщил, что владыка Кирилл забрал раритет в свою библиотеку.

В ризнице Спасо-Преображенского собора до сих пор хранится несколько богослужебных книг со скрепами «Воскресенской церкви города Путивля». Среди них есть и одна Минея 1740 г., из числа пожертвованных еще в старый Георгиевский храм Тихоном Литвиновым, о которых писал о. Иаков Левитский: «в Георгиевской церкви осталось только 11 месячных Миней, а двенадцатая сгорела во время пожара в 1752 году» [85, 41]. То, что сохранилось до наших дней – лишь малая часть некогда богатого собрания многих бесценных реликвий.

По своей композиции и архитектурным деталям Воскресенская церковь была сходна с сохранившимся до наших дней храмом Николы Каменного. Сходство проявляется и в том, что в обоих храмах купол над центральным объемом несколько выше, чем таковой на колокольне. Стройный силуэт Воскресенской церкви играл роль важной архитектурной доминанты в композиции торговой площади. Однако прихожанам и духовенству казалось, что колокольня их церкви недостаточно высока, поэтому в начале ХХ в. они попытались исправить «оплошность» неизвестного зодчего.

В фондах Государственного Историко-Культурного Заповедника хранится копия рапорта епархиального архитектора Н.М.Грушецкого на имя преосвященного Питирима (Окнова), епископа Курского и Обоянского. Архитектор сетовал на то, как в епархии уничтожаются памятники архитектуры. В частности он писал: «В … Путивле есть … древняя церковь Воскресенская. Вдруг, в один прескверный день причту пришла фантазия поднять на два яруса свою колокольню. Не знаю, злонамеренно или просто по недомыслию не докладывая Вашему Преосвященству о том, что церковь эта есть памятник древности (малороссийского церковного зодчества) или пользуясь тем, что Вы, Владыко, поступили недавно в епархию и всех церквей, которых более 1500, не можете знать, причт просил Вас разрешить им эту дикую затею, выставляя причины, которые могли бы быть признаны резонными, если бы не древность церкви, которая должна поддерживаться, а не искажаться. Какой-то доморощенный «техник» состряпал юмористический проект. Если бы не случайная просьба ко мне одного из священников этой церкви об ускорении утверждения их проекта, то одним бы интересным памятником старины было бы меньше» [20, л. 2].

К началу ХХ в. причт Воскресенского храма числился двухштатным и состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков, следовательно, количество прихожан было довольно значительно. В 1921 г. часть прихода обособилась в отдельную приходскую единицу, с центром в селе Зиново, куда сельская община перевезла старую деревянную Вознесенскую церковь из Путивля.

До наших дней Воскресенский храм не сохранился. О том, как он выглядел, можем судить по снимкам Я.К.Фесика, а также по акварели художника Тарасова, выполненной летом 1931 г. На снимках советского периода церковь запечатлена уже без завершений и в полуразрушенном состоянии.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  31 июля 2022

Деревянная Воскресенская церковь на центральной площади древнего Путивля упоминается в 1625 году. Интересно, что стояла она «в сапожном ряду» и была храмом путивльских ремесленников и купцов. В середине XVIII века на месте деревянной начали возводить каменную церковь с двумя боковыми приделами - св. Георгия (1758 г.) и Одигитрии ( 1762 г.). Воскресенский придел и всю церковь достроили и освятили только в 1780 году, 25 декабря. Это был типичный для Путивля тридильный однокупольный храм с трехъярусной колокольней на западном фасаде. Центральный верх – двузаломный.

В отличие от других культовых сооружений Путивля, эту церковь в советские десятилетия разрушали постепенно. В послевоенный период она стояла полуразрушенной, без купола и колокольни. В 1971 году харьковский институт «Укргорстройпроект» разработал генеральный план Путивля, где предполагалось расширить улицу Кирова и снести целый квартал исторической застройки вместе с церковью, распланировав взамен центральный городской майдан. Все это было выполнено около 1976 года. Возникла огромная, на такой небольшой город, площадь, архитектурно не организованная. Сейчас она больше смахивает на деревенский выгон. На месте Воскресенской церкви в 1985 году поставили памятник В. Ленину (скульптор П. Молчун, архитекторы С. Килессо, В. Тищенко и Б. Орехов). В 2016 г. памятник был демонтирован, а на его месте 3 мая 2017 г. установили памятник князю Иоанну Путивльскому.

Вечерский В. «Памятники украинской архитектуры. – Достопримечательности Украины, 1993 г., № 1-6», Левицкий И. «Город Путивль. Труды 12 археологического съезда в Харькове 1902 г.» – М., 1905 г. – Т. III. – с. 153., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.