Храмы монастыря:
Собор Спаса Преображения
Церковь Воздвижения креста Господня
Часовня
Храмы монастыря:
Собор Спаса Преображения
Церковь Воздвижения креста Господня
Часовня
История монастыря сложна и запутана, начало ее теряется в глубине веков. Первоначально это был девичий Святодухов монастырь, впервые упоминаемый в документах под 1595 г. В 1617 г. здесь начали возводить каменный собор. Строительство шло долго, продолжавшееся до конца столетия. Наконец, потеряв всякое терпение, игуменья Анисья в 1697 г. пожаловалась на строителей самому Петру Первому, который не только дал необходимые распоряжения, но и назвал поименно виновников: "Стольнику и воеводе Степану Тимофеевичу Клокачеву в Путивль. В прошлых годах Духов девич монастырь и церковь Божия начаты постройкой по нашему государственному указу и на нашу государеву казну. Что первые строители монастыря Левоний Липеванов, Никифор Яцын да Иван Дашков строили монастырь лет с десять и больши, а после них строителями были путивльские дворяне, переменявшиеся ежегодно... И эти строители продолжали постройку лет семьдесят и больши... Между тем ныне, когда достраивается тот монастырь и ограда, нет у каменного дела... ни строителей, ни досмотрщиков, ни единого человека". С горем пополам к 1707 г. все строительные работы в монастыре были наконец завершены. Возник ансамбль, состоящий из ныне сохранившихся зданий. В 1770 году монастырь упразднили, а его постройки передали под городской Спасский собор.
В центре монастыря, за каменной оградой с монументальными воротами, высится белоснежный Спасо-Преображенский собор, увенчанный пятью луковичными главками. Такой тип храма очень характерен для московской архитектуры 17 века. Высотный четырехгранный объем контрастирует с приземистыми папертью, галереей, апсидами, приделом, окружающими его со всех сторон. Несмотря на монументальные размеры постройки, она очень изящна, в духе архитектуры петровского времени. Стены главного высотного объема расчленены узкими полуколонками, окна размещены в два яруса, обрамлены наличниками тончайшей скульптурной работы. Интерьер собора поражает размахом и высотой внутреннего пространства, щедро освещенного многочисленными окнами. Это контрастирует с низенькими затемненными галереями и приделами, окружающими центральный объем и соединяющимися с ним посредством широких арок. Стены внутри побелены, и на этом фоне фантастически красивым, сказочным ковром выглядит пятиярусный иконостас, поднимающийся до самых сводов перекрытия. По композиции он принадлежит к типу русских иконостасов 17 века: горизонтальные карнизы и вертикальные резные позолоченные колонки на темно-красном фоне образуют прямоуголную сетку, в которой размещаются иконы. Мастера внесли в композицию иконостаса некоторые местные черты: царские врата имеют характерный украинский проем со срезанными наискось верхними углами. Виноградная лоза, вьющаяся на колонках и обрамляющая иконы, типична для искусства украинского барокко. В 1907 году иконостас отреставрировали и заново позолотили под наблюдением Императорской Археологической комиссии. На сегодняшний день на Левобережной Украине вообще не сохранилось иконостасов 17 века, и путивльский является уникальным хотя бы потому, что он единственный.
В центре собора на длинной железной цепи висит серебряная люстра, изготовленная в Нюрнберге и подаренная собору Петром Первым. Она имеет явно барочный характер. Его подчеркивает и изысканный рисунок кронштейнов. Нижний шар украшен прорезным орнаментом, очень напоминающим декор украинских ювелирных изделий 17 века. Это дало исследователям основание предположить, что в Нюрнберг предварительно направили "абрис", то есть чертеж люстры, выполненный кем-то из украинских мастеров. Южнее собора расположена надвратная Крестовоздвиженская церковь-колокольня. Это сооружение, ассиметрическое по композиции, построено в 1697-1707 гг. в качестве надвратной церкви Святодухова монастыря. Подобно всем надвратным церквям, она двухъярусная: над западным притвором в качестве надстройки третьего яруса возвышается мощный восьмерик колокольни, увенчанный пологим шатром и небольшой главкой. Двухэтажная пристройка с запада, зрительно уравновешивающая ассиметричность композиции, возведена в 1764 году.
Для этого памятника архитектуры характерны простота, величие и эпическая мощь форм. Лаконичная и даже грубоватая архитектура церкви-колокольни находится в разительном контрасте с изысканностью собора. Но если собор статичен в своем совершенстве, то надвратная церковь обладает сильной динамикой: архитектурные массы нарастают от низенькой апсиды через центральный объем с высокой кровлей и декоративной главкой к восьмерику колокольни. Последняя, кроме чисто культовых функций, первоначально, по-видимому, имела и оборонное значение, о чем свидетельствуют бойницы в основании восьмерика. С этим зданием связана интересная страница истории Путивля. Согласно преданию, после второго стрелецкого бунта Петр Первый сослал царевну Софью в Путивль, заточив ее в девичий Святодухов монастырь. Ее поселили на первом этаже надвратной церкви в келье справа от ворот. По приказу Петра она пребывала "под крепким караулом", но этого ему показалось мало, и в Голландии по монаршему заказу были изготовлены часы-куранты, которые громким однообразным боем отбивали каждую минуту. По приказу Петра их установили под окнами кельи царевны Софьи с тем, чтобы она ни на минуту не забывала о "любезном братце". Однако вскоре Петр понял, что содержать Софью в Путивле небезопасно, так как она могла стать "знаменем" для путивльских стрелецких полков, всегда недовольных и склонных к бунтам. Поэтому царевну из Путивля убрали, а куранты после многих перипетий попали в 19 веке в Молчанский монастырь, где, по свидетельствам современников, ежеминутным боем очень нервировали и хозяев, и гостей, пока их, наконец, не сломали.
Из книги-фотопутеводителя: Вечерский В.В., Луговской А.В. Путивль. Изд-во "Мистецство", г. Киев, 1992 г.
Среди северских городов вторым по значению после Чернигова был Путивль, стоявший на границе Украины и Московского государства, являвшийся главным форпостом на юго-западных рубежах Московии. Через Путивль проходили все связи Украины с Россией – экономические, дипломатические, военные, культурные. Город расположен на украинской этнографической территории, и население его было смешанным: рядом с русскими Стрельцами здесь жили украинские казаки, ремесленники, купцы. Художественные памятники путивльских монастырей демонстрируют синтез форм украинских, российских и даже польских, что и неудивительно для приграничного города. Так же и в архитектуре имеем образцы форм сугубо русских (собор Святодухова монастыря) и синтеза двух национальных традиций (надвратная церковь Святодухова монастыря, сооружения Молчанского монастыря).
Из исторических источников узнаем, что в Путивле в период его расцвета (ХVІ-ХVП веков) было 4 монастыря, причем располагались они, по словам Павла Алеппского, с четырех сторон города, как будто защищая его от враждебных козней со всех четырех сторон света. Борисоглебский монастырь стоял на западной окраине города, Спасо-Преображенский, основанный еще князьями в XIII в. – на южном крае Путивля, в крепости над Сеймом, Святодухов монастырь был с севера, Молчанский - с востока. Сейчас сохранились постройки только двух последних монастырских ансамблей, ибо Борисоглебский и Спасо-Преображенский ликвидированы еще во времена императрицы Екатерины II в 1770-х годах.
Величественный ансамбль бывшего Святодухового монастыря расположен среди одноэтажной усадебной застройки северной окраины Путивля. Он состоит из собора, надвратной церкви – колокольни и каменной ограды с двумя воротами. История этого монастыря сложна и запутана, начало ее теряется в глубине веков. Первое письменное упоминание о нем датируется 1595 годом. Тогда все монастырские постройки были деревянными. В конце Смуты, в 1617 году начато сооружение каменного собора Сошествия Святого Духа с приделом ведения в храм Пресвятой Богородицы. Но то ли из-за нехватки средств, то ли потому, что монастырь был девичьим и путивльские власти его вполне игнорировали, но строительство собора продолжалось вплоть до конца XVII века - это может служить классическим примером долгостроя. В конце концов игумения Онисия, потеряв терпение, в 1697 году пожаловалась самому царю Петру и, который сразу же послал к Путивлю Грозный указ, в котором не только дал необходимые распоряжения, но и назвал поименно всех виновников безобразия: «Стольнику й воеводе Степану Тимофеевичу Клокачеву в Путивль: в прошлых годах Духов девич монастырь и церковь Божия начаты постройкой по нашему Государеву указу и на нашу Государеву казну. Что первые строители монастыря Левонний Липеванов, Никифор Яцын да Иван Дашков строили лет с десять й больши, а после них строителями были путивльские дворяне, переменявшиеся ежегодно…, и эти строители продолжали постройку лет семьдесят (!) и больши. Велено по Государевым указам и грамотам к Путивльским воеводам 1681, 1683 й 1689 годов определить к тому делу из Путивльских детей боярских лучших людей… Между тем ныне, когда достраивается тот монастырь и ограда, нет у каменного дела ни строителей, ни досмотрщиков, ни единого человека»…
Такая забота царя о строительстве провинциального монастыря имела определенные политические причины, о чем скажем ниже. Все строительные работы в монастыре окончательно завершены аж в 1707 году, перед самым приездом Петра I. Кроме ныне сохранившихся каменных сооружений, здесь была еще деревянная двухэтажная Михайловская церковь, деревянные корпуса келий и дом игуменьи.
Монастырю этому не везло от начала его существования и до конца. В 1770 году указом Синода монастырь закрыт, его собор переименован в городской Спасо-Преображенский собор, а надвратная церковь Рождества Христова переосвящена в Крестовоздвиженскую. Монахиням было приказано переселиться в другой город, оставив в Путивле все монастырское имущество. Когда же они попытались вынести с собой какие-то книги и богослужебные предметы, дольки святых мощей, путивляне напали на них, избили и все поотбирали. Таким образом в результате политики Екатерины II по секуляризации монастырских поместий, Святодухов монастырь ликвидирован, а сооружения его преобразованы в городской Спасо-Преображенский собор.
Однако монастырь, его история и слава не исчезли бесследно, потому что остались выдающиеся художественные памятники, без преувеличения европейского уровня. Они заслуживают отдельного разговора.
В центре территории за стеной с монументальными воротами, в окружении столетних деревьев возвышается белоснежный кристаллический объём собора, увенчанный пятью голубыми луковичными баньками на стройных цилиндрических подбанниках. Высотный центральный четверик контрастирует с приземистыми приделами, апсидами, галереей, крыльцами, окружающими его со всех сторон.
Такой тип храма является традиционным для московского зодчества XVII века. Несмотря на монументальные формы и большие размеры собора, он очень изысканный и грациозный, в духе архитектуры петровского времени. Стены расчленены тоненькими полуколонками. Окна размещены в два яруса. В нижнем они большие прямоугольные, с окаймлением изящной скульптурной работы, а в верхнем ярусе – восьмиугольные. Стены венчает высокий атик, декорированный подковообразными закомарами. Это - характерная деталь древнерусской архитектуры, однако трактованная уже в новоевропейском духе.
Интерьер поражает высотой единого нерасчлененного внутреннего пространства, щедро освещенного благодаря многочисленным окнам. Это резко контрастирует с низенькими затемненными галереями и приделами, соединяющимися с центральным объемом широкими арками, пробитыми во время ремонтов 1822 и 1899 годов. Стены внутри были побелены, а на их фоне сказочным видением предстал иконостас. Этот иконостас, устроенный около 1693 года (наиболее вероятная дата завершения строительства собора), уникален хотя бы тем, что он – единственный, уцелевший на Левобережной Украине с конца ХVП – начала XVIII веков. Его красочный пышный ковер является настоящим украшением строгого и лаконичного интерьера достопримечательности. Он шестиярусный и своей вершиной почти достигает зенита свода высоченного храма. По типу композиции больше подобен русским иконостасам: горизонтальные раскрепованные карнизы и вертикальные резные колонки образуют прямоугольную сетку, в которую вкомпонованы иконы. Ярусы неодинаковы по высоте, а монотонность горизонтального ритма перебивает широкое среднее поле, соответствующее Царским вратам.
Присмотревшись повнимательнее, замечаем характерные украинские дверные проемы царских и боковых врат со срезанными углами, пышную виноградную лозу, оплетающую колонки, сквозную резьбу колонн первого яруса, типичную для Украины конца XVII века барочную резьбу иконных рам нижнего яруса с растительным орнаментом, напоминающим заставки украинских старопечатников. Вероятно, украинские сницари, выполняя заказ монастырской братии и основателей – путивльских «детей боярских», внесли в каноническую для Московии общую композицию характерные черты, присущие украинскому искусству. Возможно, выбор композиции иконостаса продиктовали особенности интерьера, в котором высота вдвое превышает ширину. Как бы там ни было, а имеем в результате прекрасный образец непреднамеренного, а значит, органического, высокохудожественного синтеза художественных традиций двух народов.
Иконостас неоднократно ремонтировали и обновляли, иконы переписывали, в частности в 1838, 1907, 1975 годах. В конце XIX – начале XX веков церковным старостой в соборе был Иван Матвеевич Рябинин – краевед, автор трудов по истории Путивля, которые до сих пор не утратили своего научного значения. Поэтому когда в 1899 году начат широкомасштабный капитальный ремонт собора, И. Рябинин постепенно сумел привлечь к его обследованию ведущие научные силы того времени. Главное внимание уделялось иконостасу. По поводу его живописи мнения ученых разделились: выдающийся историк искусств Ф. Горностаев в докладе 10 октября 1903 года писал: «Иконы, находящиеся в этом иконостасе, двоякого письма: весь первый ярус древнейший – древнее самого иконостаса и церкви, хорошей работы, может быть отнесен к началу XVII века. Следующие ярусы, так называемого итальянского письма, принадлежат концу XVIII – началу XIX в.в.
«В конце 1906 года остро встала «проблема» церковного благолепия иконостаса» – старые потемневшие иконы нужно было подновить. В Путивль срочно выехал ведущий российский реставратор П.П. Покрышкин, который 12 февраля 1907 года категорически запретил «поправку» икон – «завидую их высокохудожественному археологическому значению». Позже он уточнил, что «большинство из этих икон - чрезвычайно высокохудожественные представители южнорусского (украинского. - В.В.) живописи XVII века». Известный византолог и знаток искусства Слобожанщины Е. Редин, который в апреле 1907 года также обследовал иконостас, не составил определенного мнения о живописи и лишь очень осторожно отметил, что иконы эти – не XVII век и не московской работы. Усилиями научной общественности живопись иконостаса в конце концов была спасена от тогдашних Богомазов: реставрация и позолота проведена в 1907 году тактично, под пристальным наблюдением Имераторской Археологической комиссии.
Реставрация 1975 года, насколько мы можем судить, также не коснулась живописи. Доктор искусствоведения Г.Н. Логвин в труде 1980 года отметил, что иконы переписаны и потемнели, поэтому о характере живописи и его стоимости трудно сказать что-то определенное. В этом, на наш взгляд, и заключается проблема – 83 года после Петра Покрышкина и Егора Редина никто серьезно не исследовал живопись иконостаса Путивльского собора. А без таких исчерпывающих исследований, проведенных по современной методике, с привлечением всех необходимых технических средств, нельзя и мечтать о действительно научной реставрации шедевра украинской сакральной живописи XVII-XVIII веков.
В центре собора на длинной цепи висит серебряная люстра, изготовленная в 1692 году в Нюрнберге и подаренная монастырю царем Петром I. Она имеет явно барочный характер, который подчеркивается изысканным рисунком кронштейнов. Нижняя сфера украшена прорезным орнаментом, который очень похож на декор украинских ювелирных изделий XVII века. Это дало основания для гипотезы, что в Нюрнберг предварительно прислали «абрис», то есть чертеж люстры, выполненный кем-то из украинских золотарей.
При выходе из собора в Северный Введенский придел, в стене арки замечаем два резных камня. На них хорошо видны надписи церковнославянским шрифтом. Это - чрезвычайно редкие в Украине образцы намогильных плит первой половины XVII века, они найдены в земле 1899 года во время капитального ремонта собора и замурованы на нынешнем месте. Надписи на плитах расшифровываются так: «Лета 7151 (1643 год от Рождества Христова) преставися раба Божия инока схимница Прокла»; «Лета 7153 (1645 г.) преставися раба Божия девица Евдокея». С чернецкими намогильными плитами в Путивле связана старинная почти детективная история, свидетельствующая о том, каких странных форм может иногда приобретать заинтересованность прошлым своего края.
Где-то в 1830-х годах при земляных работах на «городке», который был остатком Путивльского Детинца великокняжеских времен, найдена резная каменная плита, на которой местные знатоки древностей якобы отчитали имя Путивльского князя Василия Игоревича, сына Игоря Святославича - героя «Слова о полку Игореве». Плиту и надпись датировали XIII веком, сразу же дали знать курскому губернатору, а также и в Петербург. К сожалению, тогда эту «княжескую плиту» не удосужился осмотреть никто из квалифицированных ученых. Лишь в 1902 году, готовясь к 12 археологическому съезду в Харькове, профессор Харьковского университета Г. Халанский исследовал все резные плиты, известные в то время в Путивле, прочитал надписи на плитах Проклы и Евдокии (перед тем и эти плиты также датировали XIII веком), а относительно плиты с именем князя Василия пришел к вполне неожиданному выводу: оказалось, что этот камень лежал на могиле одного из монахов XVII века, а надпись на нем... сфальсифицирована где-то в 1835-38 годах! Вот к чему приводит желание местных интеллигентов во что бы то ни стало иметь какую-нибудь древнюю историческую реликвию!
В соборе видим еще одну весьма ценную художественную вещь – многоцветный подсвечник высотой почти полтора метра. Это - продукция знаменитого Волокитинского фарфорового завода семьи Миклашевских, который функционировал в 1839-1862 годах в селе в 20 км от Путивля. Подсвечник изначально принадлежал церкви, построенной в 1856-1857 годах в селе Волокитино. Для этой церкви был изготовлен знаменитый фарфоровый иконостас, равного которому не было в мире. В 1958 году коммунистические варвары высадили в воздух церковь, растащили иконостас (отдельные куски из него можно увидеть во многих музеях Украины), а подсвечник каким-то чудом попал в Путивль.
В соборе была еще одна ценная культовая реликвия - икона Молчанской Божией Матери, которая первоначально находилась в Молчанском монастыре, а впоследствии в результате событий Смуты где-то между 1605 и 1612 годами в монастыре произошел крупный пожар, икону спасли и перенесли в собор Святодухова монастыря.
Снаружи, у южной стены Михайловского придела, устроенного в начале XIX в. вместо разрушенной Михайловской деревянной церкви, возвышается высокий черный крест. Это могила И. Рябинина.
К югу от собора стоит надвратная церковь-колокольня, довольно странное асимметричное сооружение, возведенное в конце XVII века. Первоначально она была освящена как церковь Рождества Христова. В 1764 году после ремонта переосвящена как Петропавловская. После закрытия монастыря в 1770 году (по другим источникам – в 1786 году) указом Синода церковь переименована в Крестовоздвиженскую. Она трехъярусная, как и большинство надвратных церквей. В нижнем ярусе - ворота и кельи вдоль, во втором ярусе – трехчастная безверхая церковь. Над ее западным притвором как надстройка третьего яруса возвышается могучий восьмерик колокольни с палаточной крышей и маленькой банькой. Двухэтажная пристройка с запада, зрительно несколько уравновешивающая асимметричность общей композиции, возведена в 1764 году.
Для памятки характерна простота, величество форм, она лишена мелочных украшений и ее образ формируется на сопоставлении лапидарных объемов и плоскостей. Лаконичная, даже несколько брутальная архитектура надвратной церкви-колокольни - разительный контраст изящества собора. Но если собор статичен в своем кристаллическом совершенстве, то надвратная церковь характеризуется выразительной динамикой: архитектурные формы нарастают от низенькой апсиды через центральный объем с высокой крышей и декоративной банькой до арочного восьмерика колокольни. Последняя, кроме сугубо культовых функций, имела еще и оборонительные, о чем свидетельствуют узенькие бойницы в основе восьмерика.
С этим сооружением связана одна из самых интересных страниц истории Путивля. Мы уже упоминали о кельях вдоль ворот, на первом этаже здания. Одна из них, расположенная к востоку от проезда, несколько заглублена в землю, имеет одну дверь и окно, обращенные в монастырский двор, к собору. Это-келья царевны Софьи Алексеевны, дочери московского царя Алексея Михайловича, которая в 1682 г. добилась регентства при своих малолетних братьях Иване и Петре, а через 7 лет была отстранена от власти вследствие переворота и пострижена в монахини. После второго стрелецкого бунта Петр и решил выслать сестру из Москвы подальше, и выбрал для этого Путивльский Святодухов девичий монастырь. По приказу царя она постоянно находилась «под крепким караулом». Однако ему этого показалось мало. По преданию, отправляя Софию из Москвы, Петр пообещал прислать ей подарок, чтобы она его не забывала. И действительно, по заказу русского самодержца в Голландии были изготовлены специальные часы-куранты, которые громкими пронзительными звуками отражали каждую минуту (!!!). Петр приказал поставить часы прямо под окном царевны, чтобы она поминутно вспоминала «любезного братца».
О том, что садистское намерение царя должно было преуспеть, свидетельствовали паломники, которые слышали эти часы в середине XIX века в Молчанском монастыре: «поминутно боем царская забава очень нервничала (раздражала) и хозяев монастыря, и паломников, пока ее сломали». Царевна Софья недолго пробыла в Святодуховом монастыре – Петр и скоро сообразил, что держать бывшую правительницу в Путивле опасно, ведь на протяжении XVII века этот город был центром различных беспорядков, направленных против московского правительства, а царевна легко могла стать «флагом» для путивльских стрелковых полков, всегда недовольных и склонных к бунтам.
Ныне постройки бывшего монастыря занимает городской Спасо–Преображенский собор - до недавнего времени единственный действующий храм в Путивле. Благоустроенная территория, отреставрированные достопримечательности составляли разительный контраст с заброшенным, на грани гибели ансамблем Молчанского монастыря в Путивле, которым до 1990-х годов «опекало» атеистическое государство.
Литература: 1. «Описание Путивльской Молчанской Рождество-Богородицкой Софрониевой пустыни». - СПб., 1846; 2. Преображенский П. «Путивльский Молчанский Печерский монастырь». – М., 1884; 3. Костомаров Н.И. «Исторические произведения: Исторические портреты: Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий и их преемники». – К., 1989; 4. Цапенко М. «Архитектура Левобережной Украины ХVІІ-ХVІІІ вв. – М.: Стройиздат, 1967.
Вечерский В.В. «Монастыри Чернигово-Северщины - древнейшие очаги украинской культуры. Монастыри Путивля и Путивльщины. Святодухов девичий монастырь в Путивле», перевод с украинского.