ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Путивль. Свято-Духов монастырь. Собор Спаса Преображения.

Спасо-Преображенский собор


Путивль. Свято-Духов монастырь. Собор Спаса Преображения
Собор. Действует.  
Престолы:Преображения Господня, Михаила Архангела, Введения во храм Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1617 и 1770.
Адрес:
Украина, Сумская обл., г. Путивль, улица Соборная, д. 45

Координаты: 51.339815, 33.867379
Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Путивль или в Путивль, выходить на автостанция "Путивль"





Свято-Духов монастырь. Собор Спаса Преображения, , Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Игорь Копица
2 июня 2010
Свято-Духов монастырь. Собор Спаса Преображения, , Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Наталия
24 марта 2010
Свято-Духов монастырь. Собор Спаса Преображения, , Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Наталия
24 марта 2010
Свято-Духов монастырь. Собор Спаса Преображения, , Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Наталия
24 марта 2010
Свято-Духов монастырь. Собор Спаса Преображения, Вид с юга<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Вид с юга
Елена Григорьева
1 июня 1927
Свято-Духов монастырь. Собор Спаса Преображения, Вид с юга<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Вид с юга
Елена Григорьева
1 июня 1920
Свято-Духов монастырь. Собор Спаса Преображения, Общий аид с северо-востока, 1920-е г.г.<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Общий аид с северо-востока, 1920-е г.г.
Елена Григорьева
1920
Свято-Духов монастырь. Собор Спаса Преображения, Иконостас<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Иконостас
Елена Григорьева
1 июня 1910
Свято-Духов монастырь. Собор Спаса Преображения, Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1908
Свято-Духов монастырь. Собор Спаса Преображения, Иконостас. Источник Логвин Г.Н. «По Украине». - К. «Искусство», 1968 г.<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Иконостас. Источник Логвин Г.Н. «По Украине». - К. «Искусство», 1968 г.
Елена Григорьева



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИй СОБОР

В 1617 г. на месте деревянной начали возводить каменную Святодуховскую церковь, строительство которой длилось несколько лет. В середине XVII в. с севера пристроен Введенский придел. В 1693—1697 гг. были сооружены главные ворота монастыря с надвратной церковью и колокольней над ней. В 1770 г. Святодуховская церковь преобразована в городской Спасо-Преображенский собор. В 1822 г. центральная часть собора тремя арками, пробитыми в стенах, была соединена с южной папертью, а в 1834 г.— двумя арками с северным приделом.

Собор возведен в форме русской архитектуры первой половины XVII в., кирпичный, оштукатуренный, пятиглавый, складывается из разных по высоте объемов. К основному бесстолпному четверику, перекрытому сомкнутым сводом и увенчанному пятью декоративными луковичной формы главками на высоких шейках, примыкают с восточной стороны полукруглая невысокая апсида, с южной и западной — закрытая одноэтажная паперть, с северной — Введенский придел с полукруглой апсидой. Паперть перекрыта полуциркульными сводами, апсиды — конхами остальные помещения — сомкнутыми с распалубками сводами. Таким образом, из невысоких объемов апсиды, придела и паперти поднимается величественный четверик основного объема. Плоскости его фасадов расчленены на три части тонкими полуколоннами, украшены многопрофильным карнизом с глухой стеной под ним наподобие аттика с декоративными арками, имитирующими закомары. Окна обрамлены наличниками. Углы паперти обработаны спаренными полуколоннами с граненой тягой между ними, а углы придела — пучками, состоящими из трех полуколонок. Высокий аттик придела украшают четыре декоративные арочки.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», XVII, том 4, стр. 24-25, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  29 апреля 2023

Недалеко от центра современного города, на посаде древнего Путивля, расположен Спасский собор. Ранее он был главным храмом Святодуховского монастыря, история которого такова. В XVI в. на этом месте возник девичий монастырь, где каменное строительство развернулось лишь в XVII в. В 1617 г. в нем начали возводить Святодуховскую каменную церковь, строительство которой было окончено через несколько лет. В середине XVII в. с севера к ней была пристроена часовня. В 1693–1697 г.г. были сооружены главные ворота монастыря с надвратной церковью с колокольней. В 1770 г. Святодуховский монастырь был упразднен, а каменная церковь переименована в Спасо-Преображенский собор в связи с тем, что существовавший на «городке», на месте древнего, главный храм города того же названия тогда был разобран.

Спасо-Преображенский собор является произведением русской архитектуры первой половины XVII в. Сейчас он представляет собой композицию разномасштабных объемов. Наиболее древняя его часть - основной кубический массив - увенчана пятью декоративными луковичными главками на узеньких круглых шейках-барабанах. С трех сторон его окружает закрытая одноэтажная паперть (к северной стене которой примыкает одноапсидная одноглавая часовня), а с четвертой, восточной, выступает одна невысокая апсида. Таким образом, из довольно низких объемов паперти, часовни и апсиды как бы вырастает могучий куб основного храма. Плоскости его фасадов членятся четырьмя стройными тоненькими полуколонками, перехваченными несколькими также тоненькими поясочками, и завершаются широким многообломным карнизом с глухой стенкой над ним, наподобие аттика, украшенной декоративными арками, имитирующими закомары, С простым и монументальным кубическим объемом храма хорошо сочетаются легкие декоративные главки на высоких изящных барабанах.

Небольшая часовня с апсидой как бы выступает из невысокой паперти собора. Углы паперти обработаны оригинальными спаренными полуколонками с граненой тягой между ними, а углы часовни - пучковыми, состоящими из трех тоненьких полуколонок. Высокий аттик последней украшают четыре декоративные арочки, обведенные многообломным наличником. Хотя часовня построена в формах крупного здания, она очень удачно сочетается с основным кубическим массивом собора.

Сквозь невысокую арку западной паперти открывается вид на огромный иконостас, расположенный в соборе. Низенькое, плохо освещенное помещение паперти своим контрастом с просторным светлым нефом храма и его иконостасом подчеркивает их выразительность.

Интерьер Спасо-Преображенского собора представляет собой до предела простое по форме и ясное по структуре внутреннее пространство, отграниченное четырьмя стенами и перекрытое сомкнутым сводом. Строгость и лаконизм его захватывают. Мастер очень тонко прочувствовал не только несложные пропорции интерьера (сторона нефа относится к высоте, как 1:2), но и его масштаб по отношению к человеку. Ярким красочным ковром на фоне белых стен выделяется пятиярусный иконостас, поднимающийся на всю высоту храма до начала сводов. Его композиция напоминает не украинские, а русские произведения. Горизонтальные карнизы и вертикальные колонки образуют прямоугольную однообразную сетку, нарушаемую только средним полем, равным по ширине царским вратам во всех трех верхних ярусах.

Видимо, за образец заказчики взяли русский иконостас, но местные мастера внесли в него привычные для себя элементы резьбы и архитектурные детали. Так, царские и боковые врата имеют характерные украинские проемы со срезанными наискось углами. Виноградная лоза, а также другие орнаменты, украшающие колонки и рамы икон, типичны для украинского искусства этого времени. Нам думается, что выбор такой на первый взгляд «сухой», однообразной композиции иконостаса диктовался не только вкусами заказчиков, но и характером интерьера, его лаконичными прямоугольными формами.

К сожалению, его живопись либо переписана, либо скрыта копотью, отчего сказать о ней что-либо определенное пока нельзя.

Из ювелирных изделий, хранящихся в Спасо-Преображенском соборе, заслуживает внимания серебряная люстра работы данцигского мастера — дар Петра I собору. Ее нижний шар украшен прорезным ажурным орнаментом, имеющим прямые аналогии с орнаментами украинских ювелирных изделий. Не исключена возможность, что данцигскому ювелиру вместе с заказом был направлен и «абрис», то есть чертеж, проект люстры, исполненный кем-либо из украинских граверов. В храме имеется, кроме того, несколько икон разного времени, заслуживающих внимания. Одна из них - «Богоматерь Умиление», судя по всему, относится ко второй половине или, быть может, даже к концу XVII в. Это, безусловно, икона местной работы; Богоматерь с крупными чертами лица женщины из народа с нежностью прильнула щекой к младенцу. Энергичной кистью очерчены ее большие глаза, довольно большой нос и широкий подбородок. Живопись до предела лаконична. Черный контур выразителен. «Обмирщая» образ Богоматери, мастер возвеличивал образ простой женщины, воспевал материнскую любовь, ее чарующую нежность и жертвенность.

Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль».


Елена Григорьева
 

Собор с церковью является частью бывшего Свято-Духовского девичьего монастыря, первое упоминание о котором датируется 1595 г., когда все постройки были деревянными. В 1617-1693 г.г. возведен каменный собор Сошествия святого духа с боковым алтарем Введения во храм Пресвятой Богородицы. Строителями были Л. Липеванов, Н. Яцин и И. Дашков. В 1697-1707 г.г. с юга возведена каменная надвратная церковь Рождества Христова.

В 1770 г. монастырь был закрыт, его собор переименован в городской Спасо-Преображенский, а надвратная церковь переосвящена на Крестоздвиженскую. В 1822 и 1834 гг. собор претерпел достройки, а в 1899 г. – капитальный ремонт с элементами реставрации. К надвратной церкви 1764 г. достроен западный притвор.

Комплекс расположен среди одноэтажной усадебной застройки северной окраины Путивля, в котором он играет роль важной архитектурной доминанты. Постройки - каменные, потинькованные (оштукатуренные) и побеленные, крыши укрыты кровельной сталью. Территория оцеплена стеной высотой 1,5 м с воротами и двумя калитками.

Собор имеет структуру и композицию, характерные для московской церковной архитектуры XVII в. основное помещение – квадратное в плане, апсида – полукруглая. С севера примыкает трехэтажный боковой алтарь также с полукруглой апсидой, с запада и юга – одноэтажная галерея с тремя крыльцами.

Центральный четверик перекрыт сомкнутым сводом и увенчан пятью луковичными баньками на глухих цилиндрах. Боковой алтарь имеет сомкнутые, а галерея-цилиндрический свод. Наружные плоскости стен рои членены полуколонками на прясла, увенчивающимися декоративными закомарами. Окна расположены в два яруса: в Нижнем – прямоугольные, окаймленные наличниками с разорванными сандриками, в верхнем – восьмиугольные.

В интерьере рисований (росписей) нет. Сохранился иконостас 1693 г.- шестиярусный, московского типа, однако с типично украинскими шестиугольными косяками царевских врат и дьяконских дверей. Горизонтальные раскрепленные карнизы и вертикальные резные колонки (мотив виноградной лозы) образуют прямоугольную сетку, в которую вкомпонованы иконы. Ярусы неодинаковы по высоте, а монотонность горизонтального ритма перебивает широкое среднее поле.

Иконостас неоднократно ремонтировали и обновляли, в частности в 1838-1839 г.г., 1907 и 1975 г.г. его иконы датируются в широком хронологическом диапазоне, начало XVII – начало XVIII в. они принадлежат к украинской школе иконописи.
В центре нефа висит серебряная люстра, изготовленная 1692 г. в Нюрнберге и подаренная собору Петром I.

«Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 

От Николаевского храма пройдём до Спасо-Преображенского собора. Если в сооружениях Молчанского монастыря мы наблюдали симбиоз русских и украинских форм, а в Николаевском – только украинские, то Спасский собор представляет собой уголок Путивля, «где русский дух, где Русью пахнет».

Это типичный бесстолпный кубический храм с пятью декоративными банями, окруженный крытой папертью, которая с севера заканчивается часовней. Если взойти на паперть, то сквозь невысокие арки открывается высокий пяти-ярусный иконостас. Горизонтальные карнизы и колонки иконостаса образуют однообразную сетку, типичную для русских иконостасов; однако его резьба и архитектурные детали характерны для украинских иконостасов.

Перед собором находятся надвратная церковь, повторяющая тип деревянного лемковского храма с колокольней над бабинцем. То же видим и в деревянном строительстве Путивля. Деревянная Воскресенская церковь, которая теперь не существует, тоже имела черты лемковских храмов, с той только разницей, что ее массы были стройнее. Это свидетельствует, что дроблению украинского искусства на региональные школы с самого начала помешало единство художественных и эстетических вкусов народа.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Искусство», 1968 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Храм трёхпрестольный: центральный - Преображенский, северный - Введенский, южный - Архангело-Михайловский



Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.