ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Путивль. Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь.

Молчанский монастырь


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год основания:не ранее 1575.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Украина, 41500, Сумская обл., г. Путивль, ул. Сеймская, 1

Координаты:51.327072, 33.874154




Добавить фотографию
Сортировка:


Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Сергей Ковров
30 августа 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
общий вид Молчанского монастыря
Nikolay Suglobov
10 мая 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
вечер в Молчанском монастыре
Nikolay Suglobov
10 мая 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Дмитрий Васильков
12 января 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Дмитрий Васильков
12 января 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Дмитрий Васильков
12 января 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Дмитрий Васильков
12 января 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Дмитрий Васильков
12 января 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Игорь Копица
2 июня 2010
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Игорь Копица
2 июня 2010
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
E_E
8 июля 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Dmitro
20 июня 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Dmitro
20 июня 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Игорь Рябинин
14 января 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Игорь Рябинин
14 января 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Игорь Рябинин
14 января 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Игорь Рябинин
14 января 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Игорь Копица
30 мая 2012
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
вечерний Молчанский монастырь
Nikolay Suglobov
10 мая 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Дмитрий Васильков
12 января 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Дмитрий Васильков
12 января 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Дмитрий Васильков
12 января 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Дмитрий Васильков
12 января 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Дмитрий Васильков
12 января 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Игорь Рябинин
14 января 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Дмитрий Васильков
12 января 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Сергей Ковров
30 августа 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Дмитрий Васильков
12 января 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Дмитрий Васильков
12 января 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Дмитрий Васильков
12 января 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Игорь Копица
2 июня 2010
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Dmitro
20 июня 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Игорь Рябинин
14 января 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Игорь Рябинин
14 января 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Игорь Рябинин
14 января 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Игорь Рябинин
14 января 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Общий вид монастыря. Фото 1943 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
12 июля 1943
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
31 августа 1941
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Молчанский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1912
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Фото из архива humus.livejournal.com. Фотограф Я.К.Фесик
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
1 января 1910
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
фото с http://humus.dreamwidth.org/9333743.html?thread=47224047
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1907
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1 января 1902
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/161-t-2-srednerusskaya-chernozemnaya-oblast-kurskaya-orlovskaya-tulskaya-ryazanskaya-tambovskaya-voronezhskaya-i-penzenskaya-gub-1902#page/360/mode/grid/zoom/1
Андрей Агафонов
1 января 1902
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Молченский монастырь, фото начала ХХ века
Елена Григорьева
1 января 1901
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Nikolay Suglobov
3 мая 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Валерий Бондаренко
4 августа 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь - Путивль - Путивльский район - Украина, Сумская область
Сергей Ковров
30 августа 2011



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Т.,  9 декабря 2013

Основан в 1579 г. как подворье Молчанской Сафрониевой пустыни, находившейся к востоку от Путивля. В период между 1591 и 1593 гг. был преобразован в самостоятельный монастырь под названием Путивльский Молчанского, Печерского Рождества Богородицы. Строительные работы начаты в год его преобразования, велись до 1602 г. От первоначальных сооружений до наших дней, кроме фрагментов стен и части собора, ничего не сохранилось. В 1630—1636 гг. была возведена новая церковь Рождества Богородицы, в 1700 г.— колокольня.

Во второй половине XVII в. г. Путивль утрачивает свое значение сторожевого пункта, теряет известность и монастырь. Строительные работы прекращают, только в 20-х годах XVIII в. возводят корпус настоятеля. В дальнейшем строения ансамбля ветшают и постепенно разрушаются.

Возрождение монастыря началось в 60-х годах XIX в. Отстраивают старые и возводят новые здания. Строят большой зимний храм, трапезную, корпуса келий, к собору пристраивают одноэтажный корпус библиотеки. Сооружения ансамбля значительно пострадали от пожара во время Великой Отечественной войны. Постройки ансамбля вытянуты полудугой с юго-востока на север. В юго-восточной его части, вдоль остатков оборонительных стен, имеющих в плане вид сплюснутого восьмиугольника, размещены колокольня, трапезная, теплая церковь, просфорня, дом настоятеля. Посередине двора возвышается соборная церковь — композиционный центр всего ансамбля. В северной части находятся здания келий и хозяйственные постройки, огражденные кирпичной стеной. Ансамбль принадлежит к числу оригинальных и ценных памятников архитектуры Украины, наиболее ранний пример творческого сотрудничества русских и украинских зодчих, проникновения в украинскую архитектуру приемов и форм русской архитектуры.

Рождества Богородицы церковь, 1630-1636 гг. Каменная, трехкамерная, с двухъярусной аркадной галереей с трех сторон. Для алтарной части, как предполагают, была использована оборонная башня городских укреплений. Сооружение описано арабским путешественником и писателем Павлом Алеппским, посетившим Путивль в 1654 г. В 1666-1669 г. была разобрана галерея с северной стороны и на ее месте возведен теплый придел Симеона и Саввы. В 1804 г. придел капитально отремонтирован. В XIX в. к юго-западному углу церкви между крытой лестницей и галереей было пристроено одноэтажное помещение библиотеки. В конце XIX — начале XX вв. деревянная барочная глава над центральным объемом церкви была заменена шатровой металлической конструкцией.

В 1920 г. от пожара сильно пострадали аркада-галерея и библиотека и в дальнейшем были утрачены. Возведена в стиле барокко, кирпичная, побеленная, цоколь из песчаника, в плане асимметричная. Складывается из трех башен, поставленных на подклеть, все они разные по величине, высоте, пропорциям и декору. Алтарная часть — квадратная в плане, над кубовидным нижним объемом, перекрытым сомкнутым сводом, возвышается высокий восьмерик с декоративной главой барочной формы с невысокой главкой. Древняя кладка четверика продолжается в стенах восьмерика на высоту до 3 м. В толще стены сделаны небольшого диаметра винтообразные каналы, благодаря которым, находясь в верхнем помещении над сводом, можно слышать, что происходит в нижнем. Снаружи стены четверика декорированы четырьмя рядами ширинок-кессонов, расположенных а шахматном, порядке, широким поясом трехступенчатых ниш в виде равнобедренных треугольников с узким «городчатым» поиском над ними и завершены аттиком с тремя декоративными закомарами с восточной стороны. Окна, расположенные в нижней части четверика, прорезаны позднее, при этом частично разрушены ширинки-кессоны.

Центральный объем церкви — квадратный в плане, восьмерик на четверике. Четверик — кубообразный, восьмерик одной ширины с четвериком, перекрыт срезанным сомкнутым сводом, завершен барочной главой со световым фонарем, увенчанным главкой грушевидной формы. Переход от четверика к восьмерику осуществлен системой конических арочек сводов. На западном и южном фасадах четверика — перспективные порталы, на каждом фасаде — пилястры и три окна. Над окнами проходит горизонтальный пояс, который вместе с расположенным выше карнизом придает этой части стен вид аттика. Углы восьмерика декорированы пучками полуколонн, в каждой грани — окно, обрамленное наличником. В подклети центрального объема, перекрытого системой сомкнутых с распалубками сводов, опирающихся на стены и квадратный столб, размещалась трапезная с входом с западной стороны.

Придел — самый низкий из трех объемов, прямоугольный в плане, трехкамерный, вытянутый с запада на восток, с восьмериком над средней камерой, перекрытым сомкнутым сводом, завершенным барочной главой с декоративной главкой. Переход от четверика к восьмерику повторяет подобную конструкцию в центральном объеме, но с металлическими стяжками. Восточная и западная камеры перекрыты сомкнутым сводом. Декор фасадов придела значительно проще, чем на центральной и алтарной частях. На каждом фасаде у него по одному окну, а угловые лопатки-пилястры начинаются у половины высоты. Ребра восьмерика имеют крепованные неширокие пилястры, окна обрамлены наличниками, завершающий карниз декорирован арочками и кронштейнами-гирьками. Треугольные разорванные фронтончики с гирькой, украшающие наличники окон, ширинки-кессоны, колонки с перехватом «городчатый» поясок позаимствованы в русской архитектуре. Убранство интерьера утрачено. Памятник реставрируется.

Колокольня, 1700 г. В стиле барокко. Кирпичная, оштукатуренная, двухъярусная, нижний ярус квадратный в плане, верхний — восьмерик с арочными проемами в каждой грани, увенчанный высокой шлемовидной главой. В нижнем ярусе устроен проезд и проход на монастырское подворье. Декор нижнего яруса очень сдержанно украшен угловыми пилястрами и карнизом, а верхний — раскрепованными пилястрами на углах граней и оригинальным венчающим карнизом с кронштейнами — раскреповками. У основания восьмерика проходит пояс разномасштабных ниш с вставками ярких поливных изразцов синего, зеленого и золотистого цветов.

Стены, ворота, башня, XVII в. Вокруг монастыря была построена кирпичная побеленная стена с казематами, перекрытыми сводами, с башнями на углах и воротами с колокольней. В плане стены имели вид шестиугольника, вытянутого с запада на восток.

Сохранились небольшие фрагменты стен, северо-западная башня и ворота с колокольней. Башня примыкает к углу трапезной, круглая в плане с подвалом, одноярусная, завершена широким карнизом с поребриком и зубцами. При постройке трапезной над башней возведена одноярусная колокольня в виде восьмерика, увенчанного шатром. Грани колокольни с арочными проемами обработаны пилястрами, нишами, архивольтами. В конце XIX в. вся территория монастыря, включая новые здания келий и хозяйственный двор, были обнесены кирпичной оградой с трехаромными воротами, которые не сохранились.

«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.22-23, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Статью добавил(а): Чурочкин Александр, прот.,  25 октября 2014

Молченский монастырь представлен единым объектом, однако на его территории имеется: Собор Рождества Пресвятой Богородицы (бывший Софийский собор), XVI - XVIII (престолы: Рождества Богородицы (центральный), Зосимы и Савватия Соловецких (северный), Симеона и Саввы Сербских (южный, не восстановлен), Смоленской иконы Пресвятой Богородицы (нижний, до закрытия в 1922 г. был освящён в честь Собора Пресвятой Богородицы). Тёплый храм Рождества Иоанна Предтечи 1866-1869, архитектор (предположительно) Гримм Д.И. (престолы: Рождества Иоанна Предтечи (центральный), свт. Николая Чудотворца (северный), свт.Тихона Задонского (южный). Храм перестроен под общежитие, сейчас положено начало его возрождения. Надвратная колокольня XVII - XVIII вв. Трапезная XVII - XIХ вв. Настоятельский (ныне сестринский) корпус XVIII в. Просфорня. Северо-восточный корпус (на рубеже XVIII - XIХ вв в нём помещалось духовное училище). Корпуса гостиного двора. Современные строения - игуменский дом, дом священников, гаражи.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  21 марта 2016

В конце XVI века на месте древнерусского деревянного острога, неоднократно упоминаемого в летописяъх XII века, была построена каменная цитадель. Она называлась Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной башней. Уповая на надежность Кремля, здесь в 1570 году устроили свое подворье монахи загородного Молчанского монастыря (ныне Софрониевский монастырь у села Новая Слобода в 20 км от города). В 1580-1590-х годах они построили посреди крепостного двора каменный собор Рождества Богородицы, а к 1597 году всю крепость превратили в монастырь. В случае войны монахи были обязаны защищать монастырь-крепость. Нельзя не сказать, что в 1604 году за стенами монастыря скрывался царь-самозванец Лжедмитрий I, выступив отсюда на Москву после смерти Бориса Годунова.

В XIX веке оборонные стены и башни стали разбирать на кирпич, так что от старых укреплений сохранилась лишь надвратная башня, перестроенная в колокольню, да круглая наугольная слева при входе в монастырь с примыкающим небольшим участком крепостной стены. Сохранился также собор Рождества Богородицы, неоднократно перестраивавшийся в XVII и XVIII веках. Это собор - уникальное явление в украинской архитектуре. Высказывались гипотезы, что это только часть древней, гораздо более крупной постройки или наоборот, что собор - поздняя пристройка к древней крепостной башне, превращенной ныне в алтарь.

Композиция здания необычна. Сооружение двухэтажное, состоит из трех высоких башен - центрального объема, алтаря и придела. Первоначально четверик главного объема завершался так называемой "горкой кокошников" с куполом, алтарную башню венчал мощный каменный шатер, гораздо выше главы собора, что по церковным канонам недопустимо. Еще одним нарушением был алтарь в виде квадратной башни, а не полукруглой апсиды. Собор принадлежит к редчайшему типу многофункциональных культовых зданий, приспособленных к обороне. Неизвестные зодчие XVI века не только создали гармоническое архитектурное сооружение, но и решили важную инженерную задачу: с возведением собора система фортификации Кремля приобрела завершенность.

В XVII веке после перестройки сооружение приобрело черты украинского барокко, поскольку надстройку собора производил русский архитектор, знаменитый "записной государев мастер" Матвей Ефимов. Западнее собора - надвратная колокольня, с виду - стандартная, двухъярусная постройка, увенчанная шатром с луковичной главкой. Однако детальное ее изучение показало, что нижний ярус - не что иное, как надвратная башня Кремля, построенная во второй половине XVI века.

В 1700 году шатровую деревянную кровлю башни разобрали и надстроили высокий восьмерик с арочными проемами звонов. Автором перестройки является все тот же Матвей Ефимов. Белая гладь оштукатуренных стен расчленена пилястрами и украшена многоцветными поливными изразцами. Севернее колокольни - одноэтажный корпус с угловой круглой башней. Это трапезная, пристроенная в 1730 году к древней крепостной стене с башней. Стоит обойтиее вокруг, чтобы увидеть небольшую угловую башню Кремля, сильно перестроенную в 1880 году, за ней сохранился фрагмент крепостной стены XVII века. Эта стена упирается в мощную трехэтажную постройку, в которой находится церковь Иоанна Предтечи, сооруженная в 1866-1869 гг. в модном тогда русско-византийском стиле на месте разобранного храма XVI века. С южной сторны монастырского двора, между собором и колокольней, - большой двухэтажный настоятельский корпус, построенный в 30-х годах XVIII века. Толстые стены, равно как и местонахождение на склоне горы, свидетельствует о том, что в основе здания - древняя крепостная стена и, возможно, еще какие-то постройки XVI века.

Из материала книги-фотопутеводителя: Вечерский В.В., Луговской А.В. Путивль. Изд-во "Мистецство", г. Киев, 1992 г.


Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  6 апреля 2018

Печерская обитель находится в самом городе Путивле. В настоящее время монастырь представляет очень красивую группу церковных и других строений почти всей новейшей постройки, за исключением одного здания, с левой стороны колокольни. Это крепостная башня монастыря, единственно сохранившееся во всем городе самое древнее здание. Свое название монастырь получил от старинной пустыни, находившейся на болоте „Молче", что в нескольких километрах от Путивля. Предание гласит, что в начале ХIV века на опустошенные татарами Киевские земли пришли два инока к поселились в пещере на "Чудной горе". Отшельники принесли с собой образ Пресвятой Богородицы, пред которым они совершали свои молитвы. После смерти иноков их похоронили в устроенной ими пещере. Это место вскоре позабылось и очень долго оставалось совершенно никому не известным, поскольку оно было пустынное и дикое, заросшее дремучими лесами, по которым бродили только бортники, отыскивая пчелиные медоносные ульи.

В княжение Василия Дмитриевича (1389-1425 гг.) и при Киевском митрополите Киприане Промыслом Божиим было угодно прославить это дикое место явлением чудотворного образа Божией Матери. В 1405 году один из бортников, блуждая по лесу, зашел на "Чудную гору" и приблизился к месту, где были погребены иноки. Вдруг его ослепило необычное сияние. Внимательно оглянувшись по сторонам, он увидел на ветвях липового дерева икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. При виде этого чудесного знамения он благоговейно опустился на землю и вдруг услышал четкий неведомый голос: "Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы!" Бортник поспешил в Путивль и там рассказал горожанам о случившемся. Духовенство в сопровождении городских властей и множества народа тотчас же отправились на указанное бортником место явления святой иконы. И тут все увидели ее стоящею на дереве, окруженную небесным светом. С благоговейной радостью пришедшие поклонились ей и совершили на этом месте молебное Богослужение. Вскоре благочестивые путивльские горожане воздвигли здесь временную небольшую часовню, в которой и была поставлена на первое время явленная чудотворная икона. Весть о явленной иконе и о чудесах от нее достигла великого князя Василия и Киевского митрополита. С их разрешения и содействия на этом месте была построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан общежительный мужской монастырь.

В Смутное время (1605-1612 гг.) эта обитель подверглась разорению, и игумен ее Пафнутий с братиею вынуждены были перейти в город Путивль в новопостроенный там монастырь, который получил свое название Большого Молченского. Сюда иноки вместе с собою взяли и святую Молченскую икону. Построенный на высоком холме, в живописной местности, монастырь и сейчас, как четыре столетия тому назад, поражает своей мощью и неприступностью. Его крепкие стены, башни и купола, устремленные в небесную твердь, свидетельствуют о былом величии. Не случайно в 1605 году за мощными стенами собора скрывался Лжедмитрий I (он же беглый монах Московского Чудового монастыря Гришка Отрепьев). Найдя свое убежище в Путивле после поражения под Добрыничами, самозванец укрылся в потаенной комнате, что над главным алтарем, сделав собор своей резиденцией на четыре месяца. Он привез с собой чудный образ Жировицкой Божией Матери, дарохранительницу, к несчастью на сегодня утерянную, а также деревянную скульптуру "Христос в темнице" и кресло-трон из орехового дерева, хранящееся доселе в Путивльском краеведческом музее.

На протяжении ХVIII-XIX веков на территории монастыря сооружались новые дополнительные постройки. Так, к концу XIX столетия были разобраны оставшиеся крепостные сооружения, за исключением надвратной башни, построенной в 1700 году в двухъярусную колокольню с массивными арочными пролетами для звонов, и угловой круглой башни, увенчанной лукавичным куполом и именуемой татарской. До наших дней сохранилась небольшая часть крепостной стены и небольшой участок внешних общегородских оборонительных укреплений, построенных в 1621 году по приказу государя Михаила Феодоровича известным фортификатором Анисимом Радишевским. Увы, на грани исчезновения находится церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенная в русско-византийском стиле на средства пожертвований местными жителями в 1866-1869 гг. В храме находились дополнительные престолы в честь святителей Тихона Задонского и Николая Мирликийского чудотворца. В конце 40-х гг. XX столетия сей храм был переоборудован до неузнаваемости в жилой дом. На сегодняшнее время в плачевном состоянии находятся настоятельский корпус и трапезная, построенные в 30-е годы ХVIII столетия на средства архимандрита Московского Свято-Богоявленского монастыря Иоакинфа (Урюпина), который, по всей вероятности, находился и служил в Молченском монастыре, а позже был здесь и погребен. К несчастью, в 1925 году Молченский монастырь был разорен революционно-атеистическим вихрем и закрыт как сотни, если не тысячи других православных храмов и дворцов. Его сооружения в начале использовали для детского дома, позже - для сельскохозяйственного профтехучилища, а в 1970-х гг. - для военно-производственного предприятия. За этот период совсем запущен был собор Рождества Пресвятой Богородицы, разобраны части стен, а на храм святого пророка Иоанна Крестителя были надстроены два этажа, после чего по своим размерам он стал доминировать в ансамбле.

Запустение, периодически сменявшееся актами вандализма, с особой жестокостью проявленные в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), привели к тому, что уникальный памятник средневековья и святыня Православия, продержавшиеся на протяжении нескольких столетий, сегодня остались на краю гибели. В 1992 году, после долгих 70-летних испытаний, Молченский монастырь был возвращен Украинской Православной Церкви. Первая архиерейская служба состоялась в наскоро отремонтированном братком корпусе. Празднование Рождества Христова уже проходило в нижней части храма Рождества Пресвятой Богородицы, престол был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери. По решению Священного Синода Украинской Православной Церкви в 1997 году был изменен статус монастыря - он перерегистрирован в женский. В настоящее время в монастыре несут свой монашеский подвиг около 20 насельниц под началом настоятельницы игумении Феодосии.

http://church-site.kiev.ua/


Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  5 июня 2018

В летописях XII века неоднократно упоминался деревянный острог, на месте которого в конце XVI века была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной. Невысокие стены имели три яруса бойниц. Уповая на надежность кремля, здесь в 1570-х годах устроили свое подворье монахи загородного Молчанского монастыря (ныне Софрониевский монастырь у села Новая Слобода Путивльского района). В 1580-1590 годах посередине крепостного двора они построили собор Рождества Богородицы, а к 1597 году прибрали к рукам и всю крепость, превратив ее в монастырь. В случае войны монахи были обязаны защищать монастырь-крепость. Позже собор неоднократно перестаивали. Надвратная башня превратилась в колокольню, а в XIX веке оборонные стены и башни стали активно разбирать на кирпичи, так что от старых укреплений сохранились лишь надвратная башня, перестроенная в колокольню, круглая наугольная башня слева при входе в монастырь с примыкающим небольшим участком крепостной стены и центральное сооружение – собор. Композиция здания довольно необычна. Оно двухэтажное, состоит из трех высоких башен – центрального объема, алтаря и придела.

Исследования, начатые в 1970-х годах архитектором В.И. Трегубовым и продолженные другими специалистами, определили, что такой облик храма – результат перестроек, проведенных на рубеже XVII-XVIII веков. Все три объема – центральный, алтарь и придел, а также галерея были построены одновременно в 80-е годы XVI века. Первоначально четверик главного объема завершался так называемой «горкой кокошников» с куполом, а алтарную башню венчал мощный каменный шатер, гораздо выше главы собора, что по церковным канонам недопустимо. Еще одним нарушением канонов был алтарь в виде надвратной башни, а не полукруглой апсиды. Видимо это было вызвано тем, что собор возводился на небольшом крепостном дворе, обстроенном со всех сторон. Для постройки трапезной, теплой церкви, собора, кладовых пороха и оружия, а также поварни в виде отдельно стоящих сооружений просто не было места. Пришлось все это объединить в одном здании. Кладовые – в подвале и на первом этаже (он назывался подклетом), трапезная и поварня – в подклете, собор и церковь – на втором ярусе, боевая камера с бойницами – на третьем ярусе над алтарем. Таким образом, собор принадлежит к редчайшему типу многофункциональных зданий, приспособленных к обороне. Их нередко называют «церковь-крепость». Неизвестные зодчие XVI века не только создали гармоничное архитектурное сооружение, но и решили важную инженерную задачу: с возведением собора система фортификации Кремля приобрела завершенность, и он стал неприступным.

В так называемое «смутное время», между 1606 и 1612 годами, собор горел, отстраивался и был вновь освящен в 1630 году. На рубеже XVII-XVIII веков его сильно перестроили. Сооружение приобрело черты украинского барокко. Это и неудивительно. Путивль являлся пограничным городом Русского государства, в нем бок о бок жили и русские, и украинцы. Взаимовлияние двух культур сказывалось на всем, в том числе и на архитектуре. Поскольку надстройку собора производил русский архитектор, «записной государев мастер» Матвей Ефимов, то результатом явилось сочетание общей композиции, характерной для украинского строительства, с типично русским декором. Например, стена алтарной башни украшена на всю высоту рядами квадратных ниш, которые размещены в шахматном порядке. Благодаря этому стена напоминает украинскую плахту. Необходимо отметить, что это единственный на Украине образец такого декора. Сейчас собор реставрируется. Восстанавливаются галереи, разрушенные в 30-х годах.

Надвратная колокольня находится западнее собора. С виду – стандартная двухъярусная постройка, увенчанная шатром с луковичной главкой. Однако ее детальное изучение в последние годы показало, что нижний ярус – это не что иное, как надвратная башня Кремля, построенная во второй половине XVI века. Сейчас ничто не напоминает об оборонном характере постройки: бойницы разрушены, внутренний ход, ведущий на боевую площадку стены, заложен кирпичом, да и сами стены, примыкавшие к башне, не сохранились, за исключением фундаментов в земле. В 1700 году шатровую деревянную кровлю башни разобрали и надстроили высокий восьмерик с арочными проемами звонов. Белая гладь оштукатуренных стен расчленена пилястрами и украшена многоцветными поливными изразцами местной работы. По внутренней лестнице можно подняться на верхний ярус колокольни, где когда-то висели колокола. С этой площадки видна панорама нагорной части города и бескрайних лугов, на фоне которых вырастает величественная громада собора.

Севернее колокольни находится одноэтажный корпус с круглой угловой башней. Это трапезная, пристроенная в 1730-х годах к древней крепостной стене с башней. Если обойти ее вокруг, то можно увидеть небольшую угловую башню Кремля, сильно перестроенную в 1880-х годах, а за ней – сохранившийся фрагмент крепостной стены XVI века. Она невысокая – около пяти метров, но значительная толщина, частое расположение бойниц верхнего и косого боя, наличие в первом ярусе ниш для установки артиллерии – все это говорит о ее оборонном назначении. Эта стена упирается в мощную трехэтажную постройку, в которой сейчас с трудом можно узнать Иоанновскую церковь, сооруженную в 1866-1869 годах. Церковь построена в официальном русско-византийском стиле на месте разобранного храма XVI века. Несмотря на внушительные размеры, ее одноглавый силуэт хорошо вписался в ансамбль. После революции, когда монастырь как таковой был ликвидирован, купол церкви разрушили. На месте купола надстроили один этаж, и церковь стала похожа на большой жилой дом.

С южной стороны монастырского двора, между собором и колокольней, привлекает внимание большой двухэтажный настоятельский корпус, построенный в 30-х годах XVIII века. Толстые стены корпуса и его местонахождение на самом склоне горы свидетельствуют о том, что в основе здания – древняя крепостная стена и, возможно, еще какие-то постройки XVI века.

Если выйти из монастыря и спуститься лесной дорогой к Сейму, то с правой стороны у самой дороги по скату горы видна невысокая стена с бойницами разной формы: узкими – для ружейного огня, широкими арочными – для пушек. Признать в этой стене крепостную мешает ее слишком незначительная высота – около полутора метров. И тем не менее, перед нами – каким-то чудом сохранившийся элемент сложнейшей системы общегородских укреплений XVII века.

В 1620 году по приказу царя Михаила Федоровича эту стену построил Анисим Радишевский. Он был не только известным фортификатором, но и талантливым архитектором, инженером, артиллеристом, теоретиком градостроительства и военного дела. Стена, построенная им в Путивле, едва ли не единственное точно установленное его произведение, сохранившееся до наших дней. Она не только защищала проходившую вдоль нее дорогу, но и выполняла функцию подпорной стены, препятствовавшей оползням монастырской горки.

Из архивных источников известно, что монастырская гора прорезана множеством пещер и подземных ходов, некоторые из которых прорыты одновременно с постройкой Кремля. На протяжении XX века они не исследовались. Все это говорит о том, что монастырская гора хранит еще немало тайн. Археологические и спелеологические исследования помогут восстановить забытые страницы истории Путивля.

Важно отметить, что из Молчанского монастыря происходят немало замечательных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

http://www.rodon.org/foto-080117124334


Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  1 октября 2021

Молченский монастырь возник в 90-е гг. XVI ст. за посадом, над р. Крынкою, на месте передового укрепления, защищавшего Рыльские ворота города. Его предшественник – загородная обитель, – в эти годы был разрушен татарами.

В последние десятилетия историки и реставраторы пролили свет на то, как возводился на пожертвования Бориса Годунова в 1602-1604 гг. в камне монастырский комплекс – «каменный замок» с 6-ю круглыми башнями и Святыми воротами[1]. Крепостные сооружения монастыря по типу и оборонным возможностям напоминали укрепления Ипатьевского монастыря в Костроме и Панфутьево-Боровского под Брянском до реконструкции в первой четверти XVII ст.

В 70-е гг. XIX ст. примерно 2/3 первоначального шестигранника монастырских стен с тремя круглыми башнями еще сохранялось в виде близком к изначальному, а в настоящее время от стен сохранились лишь незначительные фрагменты.

Молченский монастырь с 18 ноября 1604 г. по июнь 1605 г. служил резиденцией Лжедмитрия I. Здесь в оборонной камере над алтарем собора он скрывался после разгрома под Добрыничами, собирая силы для похода на Москву.

Стоящий посреди монастырской твердыни собор Рождества Пресвятой Богородицы является центральным звеном в оборонной системе и по своему архитектурному типу, функциям и декору для Украины уникален. Сейчас собор представляет собой сложную структуру, которую составляют три высотных объема типа «восьмерик на четверике», скомпонованные «глаголем» и окруженные с юга и запада аркадой – галереей. Небольшие участки галереи имеются в западной и восточной частях северного фасада. Открытое крыльцо на ползучих арках ведет во второй ярус галереи к порталу центрального объема, возможно ранее еще существовало крыльцо с северной стороны храма. К главной башне высотой 38 м с востока примыкает башенный алтарь, а с севера придел святых Зосимы и Савватия Соловецких[2]. При перестройке южной галереи в 1669 г. в ней был устроен симметричный алтарь святых Симеона и Саввы Сербских[3].

Комплексные исследования здания собора проводились коллективом института Укрпроектреставрация в 1976-1981 гг. при участии В. В. Вечерского. На их результаты, изложенные в книге последнего[4], мы будем и в дальнейшем ссылаться, вступая с автором в полемику по отдельным пунктам.

Как установили исследования 1976-1981 гг., дополненные при реставрации храма 2000-2004 гг., в 1604 г. собор представлял собой сложный комплекс, сочетавший в себе хозяйственные и оборонные функции. В первом этаже размещалась трапезная, перекрытая крестовыми сводами на распалубках, опиравшимися на центральный столп, с востока – престол во имя Антония и Феодосия, с севера – ризница. Помещения первого яруса, кроме трапезной, имели узкие щелевидные окна-бойницы, некоторые из них были обрамлены треугольным наличником, характерным для крепостных сооружений. Три верхних престола окружала открытая галерея – гульбище, вымощенная плитами песчаника. Сюда открывались три килевидных перспективных портала, характерные для русской архитектуры 70-х гг. XVI ст.[5] Центральный храм Рождества Богородицы и северный придел были перекрыты сомкнутыми сводами со световыми главами, чему соответствовали с фасада несколько ярусов килевидных кокошников. На Москве такие храмы называли «огненными» – завершения походили на пляшущие языки пламени. После обрушения в пожар 1612 г. от центрального объема сохранились только стены с началом сводов и первым ярусом кокошников завершения. Два других придела видимо не пострадали. Восточный придел представлял собой шатровый храм, близкий по формам и деталям. Троицкой церкви в Орел-городке – укрепленной царской усадьбе западнее Можайска[6]. Обе постройки стилистически близки творческой манере Государева мастера, подмастерья каменных дел Федора Савельевича Коня – строителя монастыря под Дорогобужем. Реставрационные исследования установили, что шатровое завершение придела сохранилось на 2/3 своей высоты в поздней обстройке. Цела и боевая камера с тремя бойницами, где скрывался Лжедмитрий.

Из-за неспокойных событий смутного времени восстановление собора затянулось и было произведено в 1630-1636 гг. Как считает В. В. Вечерский, собор был восстановлен в виде, близком к первоначальному, лишь галерея второго яруса была обстроена каменной аркадой с деревянной кровлей. По его мнению, башенные объемы на соборе появились на рубеже XVII–XVIII ст.

Обратимся к письменным свидетельствам, оставленным Павлом Алеппским: «Под пение мы поднялись по высоким ступеням в святую церковь. Она имеет большой сводчатый купол, окруженный обширной галереею, откуда открывается чудесный вид на речку и поля. Около этой церкви есть еще одна, малая, во имя Нерукотворного образа, и поблизости ее красивая колокольня. Вокруг высокого купола есть и другие высокие купола». Все вышесказанное мало напоминает храм, приведенный в графической реконструкции, а скорее соответствует теперешнему состоянию собора – храмы с сомкнутыми сводами не были в диковинку с середины XVII ст. – например, в том же Путивле уже существовал подобный храм Спасо-Преображенского монастыря. Скорее всего, башенные завершения над алтарем (взамен шатрового) и над центральным объемом храма появились именно в 1636 г. Завершение северного придела более дробное, его детали ближе колокольне 1700-1702 г.

Как видно на проектных чертежах 1976 г. и на фотографиях храма до последней реставрации, северная стена центрального объема, к которой примкнул придел была перелицована, утратив свой первоначальный декор, окно в северной грани центрального восьмерика заложено, а его наличник срублен. Очевидно, третья башня над приделом, как и наличники в его первом ярусе действительно относятся к рубежу XVII-XVIII ст. В 1651 г. придел должно быть сохранялся таким, каким был выстроен в 1604 г. В его западной части на стене арочной открытой галереи стояла двух или трехпролетная звонница – стенка как во многих московских храмах XVI - первой половины XVII ст. Это соответствует описанию Павла Алеппского – других храмов в монастыре тогда не было.

В новом облике собор приобрел раннебарочные, с налетом ренессанса черты, чего не было ни в одном памятнике как русской, так и украинской архитектуры того времени (этого не ощущается в настоящее время, когда верхний ярус галереи отсутствует, а завершение северного придела переделано).

Восьмерики восточного и центрального верха отличались особой органичностью, близостью по силуэту к завершениям деревянных храмов. Башни постепенно вырастали из широко раскинувшихся открытых двухъярусных арочных галерей с примыкавшим с севера невысоким придельным храмам. Сохранившиеся кокошники четверика были переделаны в фигурные фронтоны-аттики[7], подобные тем, которые мы увидим на Нарышкинских храмах Москвы в 80–90 гг. XVII ст. Наличники оконных проемов, устроенных в 1636 г., намного сложней чем в Стародубе. В полуколонках появились перехваты – дыньки, обрамленные орнаментированными поясками, их поддерживают многообломные кронштейны, намного сложней стал рисунок тимпанов с разорванными фронтонами и гирькой. На гранях восьмерика робко появляются пучки спаренных полуколонок. При строительстве собора применено более 20 видов лекального кирпича.

Восьмерик центрального купола почти равной ширины с нижележащим четвериком. Внутри переход к нему осуществлен тремя ярусами конических парусов-тромпов, как было принято в русских шатровых храмах. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что в 30-е гг. XVII ст. в монастыре работали те же мастера, что и в Стародубе, сочетая в возводимых постройках русские технические приемы с украинской объемно-пространственной композицией здания и белорусским фасадным декором.

Архитектурный тип собора Молченского монастыря, восходящий к украинским деревянным ярусным постройкам, быстро привился в архитектуре русских пасадских храмов – уже в середин 60-х гг. XVII ст. началось их возведение сначала в провинции, а потом и в столице – например, Никольская церковь в Торопце, 1666-1669 гг.

[1] От последних сохранилось два первых яруса, в 1700–1702 гг. на них надстроена массивная шатровая колокольня.

[2] Возможно, ранее придел был освящен как Преображенский, как мы читаем в записках Павла Алеппского, приводимых ниже. Престол Зосимы и Савватия мог помещаться в перекрытом шатром помещении над сводами алтаря – тогда его форма в память о Соловках неслучайна.

[3] Не сохранился.

[4] Вечерський В. «Пам’ятки Архітектури й містобудування лівобережної України». – К.: Видавничий дім А.С.С., 2005. – С. 470–488.

[5] Софийский собор в Вологде, церковь Петра-митрополита в Переяславле-Залесском и т.д.

[6] Не сохранился.

[7] Не восстановлены.

Андрей Парамонов, Александр Парийский



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.