Монастырь-крепость возвышается на холме над необозримой поймой Сейма. Если смотреть на него с древнерусского «Городка» или с Никольской горки, то издалека воспринимается лишь изысканный силуэт сооружений, венчающих эпические формы рельефа. Не видно запустения и разрушения, можно утешиться картиной живописной реки, свободно разливающейся по веселым лугам в тени холмов, укрытых рощами и садами. Таких идиллических пейзажей сейчас на Украине сохранилось очень мало. И эта картина обманчива: углубляясь в историю, начинаешь понимать скрытые или забытые страсти, что бушевали на берегах Сейма. «Это благословенное и ныне столь спокойное Посеймье – некогда главный притон самозванцев и гнездо возмутителей, откуда неистовые толпы стремились беспрестанно буйствовать на пепелище отечества», – так стильно выразился краевед первой половины XIX века Д. Деменков.
Среди группы монастырских сооружений высотой и изяществом силуэта отмечаются собор и трехъярусная колокольня. В их окружении – настоятельский корпус, остатки Иоанновской церкви и трапезной. С северной стороны сохранились две оборонительные стены - внутренняя, непосредственно опоясывавшая монастырскую территорию, и внешняя, вдоль дороги к р. Сейм. Эти стены - едва ли не единственные зримые останки некогда грозной фортификации Путивля.
Эта каменная цитадель построена в самом конце XVI века (не позднее 1602 года) на месте древнерусского деревянного острога, что неоднократно упоминается в летописях XII века. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и четырехгранной надвратной. Невысокие стены имели значительную толщину и три яруса бойниц. Неприступность путивльских укреплений вызывала недоумение современников. Здесь во времена враждебных нападений окружающее население находило защиту. Поэтому и неудивительно, что в 1570-х годах монахи Молчанской пустыни, бывшей в лесу в 20 км от Путивля, возле нынешнего села Новая Слобода, основали в стенах каменной крепости свой двор, где бы они могли отсидеться на случай нападения татар или поляков. В те неспокойные времена большинство монастырей имело свои «осадные дворы» в городах и крепостях. Впоследствии здесь был построен каменный собор Рождества, имеющий выразительные черты оборонной архитектуры.
После 1591 года в документах крепость уже называют Молчанским монастырем. Название происходит от болота Молче, возле него возникла Молчанская пустынь. Главной святыней ее была чудотворная икона Молчанской Божьей Матери, в начале XVII века перенесенная в Путивльский монастырь, который и унаследовал это историческое название. Следует сказать, что в результате такой метаморфозы цитадель отнюдь не утратила своих оборонительных качеств. Мы знаем, что в те времена в Московии было много монастырей, которые выполняли роль оборонительных форпостов, вспомним хотя бы Троице-Сергиев, Соловецкий и Кирилло-Белозерский. Без них защита государственных границ и подступов к столице была бы просто невозможна. От обычных крепостей они отличались лишь тем, что залогой их были монахи. Согласно правительственному приказу, при появлении врага они должны были не покидать стен монастыря и отражать нападение.
Первое, что удивляет нас, когда осматриваем стены Молчанской крепости-монастыря, – их незначительная высота – менее 5 метров. Но для середины XVI века этого было вполне достаточно. Ведь Троице-Сергиева Лавра, стены которой, очень похожие на путивльские, имели высоту всего 5,5 м, успешно выдержала 16-месячную осаду большой польско-украинской армии в 1608-1610 годах.
Центральной постройкой и в оборонной системе, и в архитектурной композиции ансамбля, бесспорно, является монументальный собор Рождества Пресвятой Богородицы, или, как его еще называли местные люди, собор Белой Богородицы. Этот собор - явление в украинской архитектуре вполне уникальное, ни на что не похожее. Высказывались гипотезы, что это – лишь часть древнего, гораздо большего сооружения, возможно, крещатого пятидневного, или, наоборот, – что собор - это поздняя пристройка к древней крепостной башне, превращенной в алтарь. Высказывались и надежды, что этот архитектурный памятник может стать ключевым для определения источников и путей формирования украинского национального стиля в архитектуре XVII века.
И действительно, композиция сооружения неповторима. Она двухэтажная, состоит из трех отдельных объемов – собора, придела и алтаря, сложенных вместе и опоясанных галереей. Конец всем домыслам вокруг собора положили исследования, начатые в 1970-х годах архитектом-реставратором В.И. Трегубовым. Оказалось, что такой необычный образ храма – результат перестроек на рубеже XVII-XVIII веков. Все три объемы – центральный, придел и алтарь, а также первый ярус галереи были сооружены одновременно, где-то в 1580-х годах. Первоначально центральный четверик венчала так называемая «горка кокошников» с цилиндрическим подбанником и шлемовидным куполом. Аналогично завершался и придел, а алтарную башню завершал могучий каменный шатер, который возвышался выше соборной бани, что по церковным канонам недопустимо. Кроме того, алтарь в виде квадратной башни, а не полукруглой апсиды – еще одно нарушение канонов. Чем это вызвано? Видимо тем, что собор возводился посреди тесного крепостного двора, застроенного со всех сторон. Чтобы построить трапезную, теплую церковь, собор, самую высокую крепостную башню, «поварню», хранилища пороха и оружия отдельными сооружениями, просто не было места. Пришлось все это объединить в одном здании. Кладовки в подвале и на первом этаже, который назывался подклетом, трапезную и «поварню» – в подклете, собор и теплую церковь – во втором ярусе, боевую камеру с бойницами – на третьем ярусе, над алтарем. Из этой восьмиугольной в плане боевой камеры с тремя бойницами по сторонам света можно было простреливать дальние подступы к монастырю. Сюда вел потайной ход в толще стены собора.
Таким образом, собор Рождества Богородицы Молчанского монастыря относится к редкому типу многофункциональных культовых сооружений, приспособленных к обороне, их иногда называют «церковь -крепость». Неизвестные нам зодчие конца XVI века не только создали гармоничную архитектуру, но и решили важную инженерную задачу: с появлением собора система фортификации Кремля стала вполне совершенной, и он сделался неприступным. Свидетельством надежности Молчанской крепости может быть то, что Лжедмитрий и в 1605 году, именно здесь, имел свою резиденцию, и чувствовал себя вполне безопасно. С этим историческим персонажем связана самая бурная страница истории монастыря.
Так называемый Лжедмитрий I по версии царя Бориса Годунова был монахом - расстриги Гришкою Отрепьєвим, а по исследованиям серьезных историков – настоящим сыном Ивана Грозного, царевичем Дмитрием, который, однако, не имел юридических прав на московский престол. Получив хорошее образование где-то в Украине, и собрав здесь в 1604 году небольшую армию, преимущественно из казаков, он двинулся на Москву. В битве под Добрыничами армия Бориса Годунова разгромила царевича и он собрался бежать в Польшу. Вдруг на поле битвы прискакал один московитянин с сообщением, что главный город Северской земли Путивль перешел на сторону царевича и готов выставить 40-тысячное войско.
Расположившись в Молчанском монастыре под защитой Путивльского воеводы рубца-Мосальского, царевич начал собирать войско для нового похода. В трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов» царь дает исторически точную оценку результатам битвы под Добрыничами:
«Разбит он, Да нам какая польза? Мы одержали бесполезную победу. Он заново свои собрал отряды И нам до стен путивльских грозится»…
В этих стенах Лжедмитрий провел 4 месяца. По преданию, он жил в боевой камере над алтарем собора. По свидетельству М. Карамзина, в Молчанском монастыре состоялась довольно странная встреча Лжедмитрия со шпионами Бориса Годунова. Тот послал к Путивлю монахов замечательного монастыря, которые якобы лично хорошо знали Гришку Отрепьева, чтобы разоблачить его. Увидев через окно своих «сотрапезников», царевич переодел в свое одеяние шляхтича Иваницкого и усадил того в «тронное кресло». Когда Иваницкий допросил монахов, те признались, что имеют задание отравить царевича. По другой версии, о происках этих агентов Лжедмитрий узнал благодаря «слухам» – пустотам в стенах, которые совмещали боевую камеру, где сидел царевич, с подвалом собора, где держали московских монахов, и тот мог слышать их разговора.
После Лжедмитрия I в Молчанском монастыре сохранилось несколько реликвий: так называемое «тронное кресло Самозванца» – ныне в Путивльском краеведческом музее, образ Жировицкой Божьей Матери – явно католического письма, но очень уважаемый в Путивле, и деревянная скульптура «Христос в темнице» – шедевр станковой пластики начале XVII века. Сейчас эта скульптура также хранится в Путивльском краеведческом музее. В XIX в. эта монастырская реликвия демонстрировалась паломникам так: в «келье Самозванца» над соборным алтарем, в тронном кресле сидел деревянный Христос в монашеском одеянии. Следует отметить, что скульптура изначально не была рассчитана на драпировки, поскольку одинаково детально смоделированы лицо, руки и всю фигуру. По характеру пластики это произведение очень похоже на народную скульптуру Западной Украины, видимо, оттуда оно и происходит. Удивительно одухотворенное лицо страждущего Христа, поднял правую руку, будто защищаясь от удара, – образ всех униженных и обиженных.
После переноса боевых действий вглубь Московии, Путивльский Молчанский монастырь вновь стал центром нового этапа гражданской войны. По свидетельству историка К. Валишевского, здесь образовался настоящий «революционный очаг «всех украинских земель, главный очаг борьбы против московских порядков под лозунгами «земли и воли». В Путивле оппозиционное движение нашло уже готовые организационные формы. Мятежников поддержали новоназначенный Путивльский воевода князь Григорий Шаховской и Черниговский воевода князь Телятевский. Последний выдвинул на главнокомандующего армии своего бывшего холопа Ивана Болотникова, который из подставной фигуры скоро сделался поистине выдающимся полководцем. Центром восстания Болотникова 1606-1607 годов оставался Путивль. Отсюда повстанческая армия отправлялась на Москву, сюда в начале 1607 года привел несколько тысяч человек Лжепетро – донской казак Илья Горчаков. Где-то во время этих бурных событий в Молчанском монастыре произошел пожар, который очень разрушил его. Восстановление затягивалось, поскольку в 1613 году Путивль взяла штурмом и разгромила польская армия, а в 1618 году – разорили казаки, которые под руководством гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного шли к Москве на помощь польскому королевичу Владиславу.
Собор отстроен в 1630 году и заново освящен только в 1636 году, как об этом гласила надпись на деревянном напрестольном кресте. Долгое время эта дата считалась датой основания каменного собора, однако исторические источники ее не подтверждают.
В 1654 году секретарь Антиохийского патриарха Макария Павел Алеппский посетил Молчанский монастырь и оставил нам его описание: «Монастырь на окраине города, на высоком холме, возвышающемся над окрестными землями, а перед ним внизу течет река. Он весь каменный. Под пение мы поднялись по высокой лестнице в Святую Церковь. Она имеет большой сводчатый купол, окруженный Большой галереей, откуда открывается великолепный вид на реку и поля. Круг этой церкви есть другая - малая, во имя Нерукотворного Образа, и вблизи нее красивая колокольня. Кругом большого купола есть еще высокие купола. Под этой церковью много подвалов, склепы и монастырская трапеза с церковью во имя св. Антония. Склепы в этой стране имеют вид красивых жилых помещений с горбоподобным каменным сводом: внутри их маленькие окошки, в которых ставят свечи воскресными и праздничными утренниками...».
В соборе патриарх Макарий отслужил литургию, а в нижней церкви панихиду на могиле Иеремии, митрополита Акрського. Наряду с Иеремией было и захоронение греческого епископа Неофита. Они принадлежали к многочисленной общине греческих епископов, которые в ХVІ-XVII веках ездили на помощь в Москву. Эти двое где-то в 1640-х годах заболели, проезжая через Путивль, и здесь умерли.
На рубеже ХVII-ХVIII веков собор Рождества Богородицы очень перестроен: разломали своды центрального четверика и придела, шатер над алтарем, а взамен был надстроен восьмерик стройных пропорций с типично украинскими куполами барочных очертаний. Это и не удивительно, ведь интенсивные российско-украинские взаимоотношения того времени должны были оставить следы и в архитектуре. Надстройку вел русский архитектор, о чем неопровержимо свидетельствуют элементы конструкций (тромпы при переходе от Четвериков к восьмерикам). Возможно, им был знаменитый «записной Государев мастер Матвей Ефимов», который именно в это время, как документально установлено, работавший поблизости – в Глухове и Глуховском Петропавловском монастыре. Формы надстроек монастырского собора свидетельствуют, что влияния украинской архитектуры, проникнув в середине XVII в. в Москву, были усвоены тамошними мастерами, и уже они занесли эти влияния в Путивль. Результатом стало органичное сочетание общей высотной композиции, характерной для украинского строительства, с типично российским декором.
Три высокие башни типа «восьмерик на четверике» поражают монументальностью. Подклет низенький и затемненный, перекрытый приземистыми сводами. А на втором ярусе, щедро освещенном благодаря многочисленным большим окнам, сильное впечатление производит раскрытие внутреннего пространства каждой башни. В этом – влияние эстетики украинского деревянного храма, в котором каждый сруб имеет самостоятельное завершение.
Следует отметить, как тактично подошел мастер к произведению своего предшественника. Характерные формы декора конца XVII века введены очень осторожно, даже скудно, хорошо сочетаются с декором рубежа XVI-XVII веков. Это способствует цельности художественного образа храма.
По причине перестройки высота собора достигла 35 метров и ансамбль стал играть большую роль в объемно-пространственной композиции города. Мы не можем без него представить себе силуэт Путивля, он стал характерной приметой города.
К западу от собора – надвратная колокольня, на вид – стандартное сооружение типа «восьмерик на четверике», завершенное шатром с макушкой. Но детальное изучение здания в последние годы показало, что нижний ярус-четверик с вратами - это не что иное, как оборонительная надвратная башня, сооруженная на рубеже XVI-XVII веков. Сейчас уже ничто не напоминает об оборонительном характере здания – разрушенные бойницы, внутренний ход, что вел на заборола крепостной стены, заложены кирпичом, да и сами стены, примыкавшей к башне, не сохранились, лишь их фундаменты в земле. В 1700 году деревянная палаточная крыша башни разобрана и надстроен высокий восьмерик с арочными отверстиями колоколов и шатром. Автором надстройки был тот же мастер, который перестроил собор Рождества Богородицы. В стены были вмурованы многоцветные поливные изразцы, которые, контрастируя с белой гладью стен, создали мажорный цветной аккорд. По внутренней лестнице можно подняться на верхний ярус колокольни, где когда-то висели колокола, чтобы полюбоваться панорамой нагорной части города и необозримыми лугами, на фоне которых вырастает величественный собор.
К северу от колокольни – одноэтажный корпус с угловой круглой башней. Это трапезная, пристроенная в первой половине XIX века к древней крепостной стене с башней, ее следует обойти вокруг, чтобы увидеть саму угловую башню, сильно перестроенную в 1880-х годах, а за ней – небольшой сохранившийся фрагмент оборонной стены конца XVI века. Значительная толщина, частое расположение бойниц верхнего и косого боя, наличие в нижнем ярусе глубоких арочных ниш – печур для артиллерии – все это надежно обеспечивало оборону.
Эта стена упирается в большое трехэтажное здание, в котором сейчас едва ли можно узнать культовое сооружение. Если войти в дверь в месте примыкания стены к этой постройки, то увидим, что прекрасно сохранившийся оборонный мур (он даже оштукатуренный) продолжается под храмом до самой его апсиды, в основе которой – круглая угловая башня Кремля. Дело в том, что с конца XVII века крепость потеряла свое оборонное значение и постепенно приходила в упадок. В начале XIX века начали разрушать старые башни и крепостные стены, а на их основе построили несколько новых сооружений, в том числе в 1866-69 годах – церковь Иоанна Предтечи в формах так называемого официального «русско-византийского» стиля. Она тактично вошла в среду и образовался художественно совершенный ансамбль, который составляют здания разных эпох и стилей. К сожалению, церковь Иоанна Предтечи в 1930-х годах, когда монастырь закрыли и отдали под производство, надстроили еще двумя этажами и этот тяжелый объем нарушил гармонию старинного ансамбля. Такая аляповатая «архитектура» настолько портит впечатление от достопримечательностей, что становится необходимым вернуть зданию ее первоначальные формы.
С южной стороны монастырского подворья привлекает внимание большой двухэтажный настоятельский корпус 1730-х годов, толстые стены которого и постановка на склоне горы свидетельствуют о том, что в основе сооружения – древняя крепостная стена, а возможно, и еще какие-то здания конца XVI века.
К западу от надвратной колокольни, ближе к городу – сооружения монастырского хозяйственного двора и два каменных гостиничных корпуса, перестроенные до основания в послевоенный период.
Если выйти из монастыря и по лесной дороге спускаться к Сейму, то справа увидим под горой невысокую стену с бойницами разнообразной формы: узенькими – для ружейного огня и широкими – для артиллерии. Но признать эту стену крепостной не позволяет его незначительная высота – лишь около полутора метров. И все же это – чудом уцелевший элемент сложной системы общегородских укреплений 17 века. Этот внешний оборонительная стена по приказу московского царя Михаила Федоровича построил в 1620 году выдающийся украинский военный инженер Онисим Михайлович Радишевский (в Москве его называли Анісімом Михайловым). Радишевский был, кроме всего прочего, еще и артиллеристом, военным теоретиком, градостроителем и архитектором, автором книги «Устав ратных, пушечных и других дел, до воинской науки относящихся...», ставшей первой на Руси теоретической работой, которая познакомила наших предков с передовым европейским военным и строительным искусством. Мур, построенный Радышевским в Путивле, – едва ли не единственное точно установленное его произведение, сохранившееся до нашего времени. Он не только защищал дорогу, которая пролегала вдоль него – один из главных въездов в средневековый Путивль, но и выполнял функции подпорной стенки, предотвращая сдвиги монастырской горы.
Из старой литературы и архивных источников известно, что монастырскую гору пронизывают пещеры и подземные ходы, некоторые из них прорыты одновременно с построением оборонного монастыря, их своды выложены из кирпича. В XIX веке в этих пещерах находили польские монеты начала XVII века с именем короля Сигизмунда. В советский период эти подземные пустоты не исследовались и, наверное, они прячут еще немало тайн.
О художественных произведениях, происходящих из Молчанского монастыря, мы уже рассказывали. Следует еще упомянуть великолепный резной позолоченный иконостас собора, сожженный в период так называемого строительства социализма, и напрестольное Евангелие XVII века в кожаной оправе с накладными чеканными серебряными украшениями, в которых переплетено медальоны с фигурами святых и изящный растительный орнамент в лучших традициях украинского ювелирного эпохи барокко.
Монастырь, как и весь город, начал постепенно приходить в упадок еще с конца XVII века. Правда, в 1667 году возникла идея открыть в Путивле архиепископскую кафедру, создав таким образом новую епархию. С 1678 года решено резиденцию Путивльского архиепископа устроить в Молчанском монастыре. К сожалению, что-то помешало осуществлению этих замыслов. После реформ императрицы Екатерины II монастырь стал третьеклассным, то есть самым низким по своему статусу. Но он продолжал привлекать не только простых прихожан, но и историков, исследователей старины, которые сделали немало открытий в богатейшем монастырском архиве, сожженном воинственными хамами в 1920-х годах.
Во второй половине XIX века монастырский собор имел 4 престола: главный в верхнем этаже – Рождества Богородицы, в правом приделе – во имя Святых Симеона и Саввы, Сербских Чудотворцев, в левом приделе – во имя Святых Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев. Нижний престол в подклете освящен во имя Собора Пресвятой Богородицы. Иоанновская церковь была трипрестольной; главный престол – во имя Рождества Предтечи и Крестителя Христова Иоанна, в правом приделе – во имя Святителя Тихона Задонского, в левом – во имя Святителя Чудотворца Николая Мирликийского.
В пореволюционный период монастырь закрыли, монахов разогнали. В мае 1927 года Киевский краевой инспектор охраны памятников Федор Эрнст предпринял отчаянную попытку спасти художественные памятники монастыря. Он писал Глуховскому окрисполкому, что монастырь имеет большую историко-художественную ценность и все его строения находятся под угрозой скорого разрушения (нет водосточных труб, плохая кровля и дождевая вода протекает в здание), так как нет средств не только на ремонт, но даже на зарплату сторожа по охране имущества...». Для спасения памятников Ф. Эрнст предлагал передать монастырские сооружения религиозной общине. На удивление, это предложение было одобрено - монастырь на несколько лет получил заботливого хозяина, но Эрнсту это не прошло безнаказанно – в 1934 году его репрессировали, вспомнив и дело о Молчанском монастыре.
После того здесь было много «хозяев»: детский дом, сельское профтехучилище, военный завод. Совместными усилиями они и довели архитектурный ансамбль до катастрофического состояния.
Изучение Молчанского монастыря началось после Второй мировой войны. Реставрационные работы ведутся с 1960-х годов, но до конца ХХ века ни одна из достопримечательностей ансамбля не была выведена из аварийного состояния. В 1987 году здесь создан Государственный историко-культурный заповедник, на который возложена задача вести хозяйство Молчанского монастыря, превратить его в крупный музейный комплекс. Однако и эти добрые пожелания не были реализованы. Ситуация была бы почти безнадежной, если бы в конце 1991 года тогдашняя власть не пришла к взаимопониманию с Украинской Православной Церковью в деле восстановления в Путивле полноценного монастыря. Теперь то, что осталось от Молчанского монастыря, через много десятилетий возвращается законным хозяевам, которые уже взялись за восстановление монастырских зданий.
Виктор Васильевич Вечерский, советский и украинский историк архитектуры, искусствовед, «Монастыри Чернигово-Сиверщины – древнейшие очаги украинской культуры. Монастыри Путивля и Путивльщины. Молчанский монастырь в Путивле», перевод с украинмкого.