ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старица. Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа.


Старица. Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа
Храмовый комплекс. Не действует.  
Год постройки:1827.
Адрес:
Тверская область, Старицкий район, г. Старица

Координаты: 56.50922, 34.927776





Сортировка:

Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Старица, Старицкий район, Тверская область
Hramsohran
30 сентября 2022
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Старица, Старицкий район, Тверская область
Hramsohran
24 января 2022
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Старица, Старицкий район, Тверская область
Hramsohran
18 сентября 2021
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Старица, Старицкий район, Тверская область
Hramsohran
18 сентября 2021
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Старица, Старицкий район, Тверская область
rasim9001
25 августа 2018
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Старица, Старицкий район, Тверская область
Hramsohran
29 марта 2014
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, Вид с крепостного вала<br>, Старица, Старицкий район, Тверская область
Вид с крепостного вала
Дмитрий Филиппов
11 мая 2009
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Старица, Старицкий район, Тверская область
Олег Гусаров
6 июня 2005
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Старица, Старицкий район, Тверская область
Hramsohran
18 сентября 2021
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, Вид с севера от Успенского монастыря<br>, Старица, Старицкий район, Тверская область
Вид с севера от Успенского монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
11 июня 2017
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Старица, Старицкий район, Тверская область
Юрий Моченов
8 сентября 2016
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Старица, Старицкий район, Тверская область
Скалдин Виктор
8 августа 2015
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Старица, Старицкий район, Тверская область
Сергей Сол
20 апреля 2014
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Старица, Старицкий район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
8 ноября 2011
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Старица, Старицкий район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
8 ноября 2011
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Старица, Старицкий район, Тверская область
Олег Гусаров
6 июня 2005
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Старица, Старицкий район, Тверская область
Алексей Кротов
8 октября 2014
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Старица, Старицкий район, Тверская область
Hramsohran
30 сентября 2022
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, Вид с другого берега Волги от Свято-Успенского монастыря<br>, Старица, Старицкий район, Тверская область
Вид с другого берега Волги от Свято-Успенского монастыря
Михалыч
7 мая 2006
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, фотоснимок с дореволюционной карточки<br>, Старица, Старицкий район, Тверская область
фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1917
Храмовый комплекс. Собор Бориса и Глеба и церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фото с сайта http://oldcity.ucoz.com/<br>, Старица, Старицкий район, Тверская область
Фото с сайта http://oldcity.ucoz.com/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  11 июля 2018

Перейдя по одному из красивейших мостов через Волгу, отправимся по дорожке мимо старинных старицких кузниц в гору направо - там лежит Старое городище, с которого, к слову, открывается захватывающий вид на Успенский монастырь и на всю Старицу. Ныне городище пустынно, а некогда тут бушевала жизнь. Значительно укрепил городок ещё тверской князь Михаил Александрович в 1390 году, здесь он устроил княжескую резиденцию и построил первый каменный храм - разумеется, освятив его во имя своего небесного защитника - Архангела Михаила. Позже, во время Ливонской войны, обветшавшую крепость отстроили практически заново на новом месте, называемом Новым городищем, сдвинув её чуть западнее: крепостная стена высотой до трёх метров, выстроенная Иваном Грозным, тянулась на 1300 метров. Над стенами высились 13 башен. Грозный же царь повелел здесь воздвигнуть Борисоглебский собор.

Собор представлял собой комплекс из пяти шатровых башен на высоком подклете (с самой крупной - центральной, высотой 30 метров), обнесённых папертью в виде арочной галереи. Старицкий пятишатровый собор, богато украшенный белокаменной резьбой и цветными изразцами с крупным декоративным панно "Распятие", с изразцовой лепниной под карнизом храма, - несомненно, был великолепен и величествен. В таком виде храм просуществовал 100 лет. Во время вражеских осад в подвалах храма хранились ядра и зелья. Ни один из старицких памятников "досмутного" времени не сохранился. Практически все они погибли при разорении города поляками в 1609 году, превратившими Старицу буквально в пепелище. Борисоглебский собор устоял, но - в каком виде! В 1780 году Екатерина Великая пожертвовала на ремонт храма 7 000 рублей, но этой суммы было явно недостаточно даже для частичного восстановления собора. Три его главы к этому времени были полностью разрушены и заменены деревянными, протекала кровля, действующим оставался только придел Благовещения, хоть как-то приспособленный для служб. Ещё раньше, в первой половине ХVIII века, собор, за неимением других более или менее целых построек, использовали в качестве острога и приказной избы.

Сохранилась одна из челобитных того времени, отправленных царю Михаилу Фёдоровичу: "Я холоп твой сижу твоими государевыми делами в паперти у Бориса и Глеба и тут... в дошь капель, в городовой пожар на паперти кровля сгорела... идет к осени приюту нет". По сути-то свидетельство это трагическое. Ещё Патриарх Никон, невзлюбивший всё "шатровое", порывался разобрать тот собор, да не успел, - разобрали-таки его лишь в 1803 году (остались тогдашние обмеры и чертежи, позволяющие ныне оценить невиданную красоту и уникальность той постройки), а спустя семнадцать лет неподалёку от него возвели новый Борисоглебский собор - совершенно в ином стиле - классицистическом. 1160 рублей 83 копейки было потрачено на разборку здания старого собора.

Новый был заложен в 1808 году. Перед нами и сегодня высится огромный куб, с севера, юга и запада снабжённый классическими портиками и увенчанный пятью характерными сферическими куполами. Привлекает внимание красивый аттик собора, на фоне которого очень выразительны фронтоны четырёхколонных портиков тосканского ордера. Иногда утверждается, что автором этого храма был Карл Росси, однако доказанным это считать нельзя.

Здание собора сохранилось, но пребывает в состоянии, близком к аварийному. Как и высящаяся поблизости колокольня 1827 года постройки со сложной ярусной композицией (собственно, лишь эти две полуруины и обозначают место крепости Ивана Грозного). Тоже классицизм, но более изысканный, более поздний. Второй и третий ярус связывает невысокая дорическая колоннада; ярус звона почти перегружен декоративными элементами. В первом этаже колокольни была устроена тёплая церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Достоверно известно, что автором проекта колокольни является Матвей Алексеевич Чернятин, выполнивший проект в 1817 году. В 1878 году к колокольне пристроили не вполне органичную пристройку. В годы Великой Отечественной войны комплекс Борисоглебского собора пострадал от снарядов: был разрушен один из пилонов на ярусах звона колокольни, нанесён ущерб некоторым деталям декора. Одно время в соборе работала лесопилка, позднее ликвидированная. А нижний ярус колокольни использовали в качестве хозяйственного склада. Всё это теперь брошено на произвол судьбы.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №148, 2015 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 августа 2024

«…Борисоглебский Собор имеет два храма, летний - холодный и зимний теплый. Холодный храм построен в 1820 году на Высочайше Пожалованныя суммы, теплый же храм устроен в основании колокольни в 1827 году на оставшияся от постройки холоднаго собора средства с пособием от горожан. В обоих храмах шесть приделов: 1) во имя Бориса и Глеба, 2) Покрова Пресвятой Богородицы, 3) Митрофания Воронежскаго, 4) Нерукотвореннаго образа, 5) Безсребренников Космы и Дамиана и 6) Семи Ефесских отроков.

На старом древнем соборе была следующая надпись: «Лета 7066, июля ... дня, зачат быст сей Храм в городе Старице святых страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, нареченных во святом крещении Романа Давида, при державе благовернаго Государя Царя и великаго князя Иоанна Васильевича и при великом князе Юрие (?) Васильевиче и Феодоре Иоанновиче всея Руси и при преосвященном митрополите Макарии, Тверском епископе Акакие и отделася сия святая церковь в лето 7069 и священа на память великих страстотерпцев и русских князей Бориса и Глеба, и святого чудотворца Николая Великорецкаго, родителем на поминовение и в память прочих родов, и сему граду на украшение и на утверждение от противных супостатов и всем Христианам на спасение».

В соборе были освящены три престола во втором ярусе: средний во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, с правой стороны в память святителя Николая Великорецкаго, а с левой - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Судя по плану древняго собора, сохранившемуся в городе, и вполне выясненному раскопками в 1893 году, Старицкий собор при постройке был предназначен для девяти приделов, из которых три - в нижнем ярусе, три в среднем ярусе и три в куполах. В первом и третьем купольном ярусе, надо полагать, приделы не были устроены, так как в нижнем ярусе стены, как показали раскопки, даже не носили и следов штукатурки.

Смотрителем для сбережения материалов от разореннаго древняго Старицкаго Борисоглебскаго собора назначен в 1804 году Герасим Клушанцев, вместо Федора Васильева Золотарскаго, как плохого смотрителя.

Место для новаго собора Думою было отведено на площади, против присутственных мест. Из этого же думскаго журнала видно, что правительством на постройку в Старице собора было отпущено 7000 рублей, а впоследствии от раздачи их в проценты накопилось 14,000 рублей, из которых 1160 руб. 83 коп. употреблено на разборку стараго собора, осталось же на постройку 12839 руб. 17 коп.

При постройке новаго холоднаго собора купола остались, очевидно, не достроенными по рисунку, так как вместо куполов получилось для глаз что-то не законченное. Несомненно и в колокольне укорочены колонны перваго яруса. К последнему храму сделана пристройка в длину 4 сажени в 1876 г. купцом Иваном Петровичем Клушанцевым.

а) Иконы

1) Нерукотворенный образ Спасителя, древний. Икона чтимая всеми горожанами.

2) Николая чудотворца Можайскаго, икона древняя и ветхая. Вокруг главы святителя вышито мелким жемчугом имя его: «Николай Чудотворец». Кругом изображения идет вышитый вязью тропарь.

3) Икона Смоленской Божией Матери, местночтимая.

4) Икона святителя Николая чудотворца с чудесами, очень древняя.

5) Икона святых благоверных князей Бориса и Глеба, с изображением среди святаго князя Владимира; на иконе надпись: «сей святый образ переписан был вновь 1750 года, а cиe древнее написание было закрашено - древнее написание обретено, a по оному возобновлено чрез труды и тщание иконописца В. И. С. И.».

6) Образ Всемилостиваго Спаса в алтаре холоднаго собора.

7) Образ Спаса с предстоящими.

8) Икона Благовещения, греческой работы, перенесена из стараго собора.

9) На восточной стороне холоднаго собора, снаружи под карнизом вделан Нерукотворенный образ Спасителя, составленный из 6 частей кафельнаго изразца.

10) Распятие с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом, также изразцовое, находится на южной стороне холоднаго храма под шатром. Состоит также из 6 частей; оба эти изображения несомненно были перенесены из стараго собора.

11) Деревянный осмиконечный крест, с изображением распятия из литаго серебра. Он также принадлежит к древним.

Из очень ветхих вещей церковной утвари сохранился миниатюрный крестильный ящичек. Сделан он из толстаго картона и оклеен окрашенной бумагой.

К числу ценностей собора относится серебряно-вызолоченная одежда на главном престоле, стоимостью около 5000 руб. На ней четыре вычеканенных священных изображений: с лицевой стороны Тайная Вечеря, с правой - Покров Божией Матери, с левой - святые Борис и Глеб: на стороне обращенной к горнему месту - святой Георгий Победоносец. Эта одежда пожертвована в 1898 году наследниками Старицкаго купца Георгия Гаврииловича Клушанцева, по его смерти.

б) Книги.

1) Евангелие в 4-ю долю листа. Москва 1697 года.

2) Большое Евангелие 1703 года, обложенное позолоченным серебром 72 пробы.

3) Евангелие учительное, воскресное. 1721 г.

4) Минея месячная 12 книг. Москва 1750 г.

5) Ирмологий знаменнаго напева 1772 г.

6) Служебник в 1/4 листа 1785 года.

в) Колоколъня.

На большом колоколе славянскими буквами отлита выпуклая надпись: «Лета 7183 августа 30 дня по указу великаго Государя Царя и великаго князя Алексея Михаиловича, всея великия и малыя и большия России Самодержеца. Слит сей колокол в Московской уезд, в его Государево село, к церкви Пречистыя Богородицы Цареградския. Весу в нем 150 пуд». На том же колоколе другая надпись врезанная: «Лета от сотворения 7187 г. января дня 14, от рождества же по плоти Бога слова 1679 года Великий Государь Царь и Великий князь Феодор Алексеевич всея великия и малыя и белыя России Самодержец пожаловал в город Старицу к соборной церкви Великаго Чудотворца Николая, велел сей колокол обменить на старый разбитый колокол. Дщанием и радением стольника и полковника Василья Григорьевича Баранчеева».

Источник: Крылов И.П. Старица и ея достопримечательности / Сост. И.П. Крылов. - Старица: Тип. И. П. Крылова, 1914, стр. 61-65

Старица и ее достопримечательности — Крылов И.П. — читать книгу онлайн, скачать бесплатно PDF | НЭБ [004796_000040_179FB1A2-B561-405E-A5C0-CF7F9EE378AC] (rusneb.ru)


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 сентября 2024

Борисоглебский собор (1802-1820). Спасская церковь (1817-1827) - это наиболее значительный архитектурный храмовый комплекс XIX столетия в Старице, яркий памятник позднего классицизма. Борисоглебский собор сменил чрезвычайно знаменитый в истории древнерусской архитектуры храм XVI века, ближайший аналог знаменитого Покровского собора (Василия Блаженного) в Москве. Хотя новый храм - далеко не такое выдающееся произведение, как его предшественник, он заслуживает внимания, как главная архитектурная доминанта современного города. В интерьере полностью сохранилась живопись второй половины XIX в., местами написанная вместо более ранней. Рядом сооружена оригинальная колокольня с храмом Спаса Нерукотворного Образа. Первоначальный собор Бориса и Глеба, построенный в 1558-1561 гг. был главным архитектурным проектом семьи князей Старицких, их ответом на московский Покровский собор на Рву (1555-1561). Едва ли имело место соперничество, но старицкий храм своим изысканным декором, оригинальной композицией и гармонией мог восприниматься современниками как известный вызов Москве со стороны удельного старицкого двора.

У собора была на редкость несчастная судьба. Очень прочно и надежно построенный, он сопротивлялся перипетиям исторических событий. Обреченный на снос фактически уже в XVII веке, он простоял почти без ремонтов до конца XVIII века. С 1780 года тянулось дело о его разборке, но последняя была завершена лишь в 1804 году. Современники понимали, что рушат уникальную постройку, постройку, поэтому первоначально надеялись сохранить от нее хотя бы монументальный первый этаж с "палатами великих государей". Но и этот проект не осуществился. В результате от собора уцелели только примерные обмеры, два примерных же чертежа.

В 1903 году в ходе масштабных раскопок И.П. Крылова на городище остатки храма были раскрыты, но не законсервированы, что привело в 1910-1910-х, а особенно, в 1920-х и 1940-х гг. к их дополнительным разрушениям. До войны существовала небольшая часовня-столб на месте этого храма на Старом городище. Сейчас, этой маленькой часовенки, нет. Новый собор был построен на новом месте, на Новом Городище, по заказу знаменитой новоторжской помещицы Агафоклеи Полторацкой, став одним из последних ее крупных благотворительных проектов (всего она профинансировала постройку порядка двадцати церквей, в том числе выдающихся по архитектурным достоинствам). В 1820 году храм освящал архиепископ Тверской Филарет (Дроздов), в то время архиепископ Тверской и Кашинский.

Проект собора был заказан Луиджи Руска, но непосредственное воплощение проекта осуществлял местный старицкий архитектор, талантливый мастер первой половины XIX века Матвей Чернятин. М.А. Чернятин ответственно подошел к своей работе. Главное достоинство этого храма - хорошо найденные пропорции, точно и грамотно выполненные тосканские портики, симметрично с трех сторон (кроме алтарной) окружающие основной объем. Точно также равномерно, в точно найденных местах устроены оконные проемы, подчеркивающие гладкость почти ничем не расчлененной стены, увенчанной единым карнизом с крупными мутулами: Почерк самого Чернятина виден буквально в нескольких деталях. В первую очередь, это любимые им слегка "стекающие" консоли под надоконными карнизами-полочками с характерными маленькими "язычками". Они очень трогательно и "неклассично" смотрятся на фасаде этого довольно строгого храма. Но в остальном мастер нигде и ни в чем не пренебрег правильными пропорциями. Уже в начале XX века несколько смущали купола, казавшиеся, например, И.П. Крылову признаком недостатка средств на "правильное" завершение. Но, учитывая огромные финансовые возможности Полторацкой, едва ли стоит рассматривать версию о недостаточном финансировании завершения строительства всерьез. Это именно первоначальный проект.

"На память" от древнего собора в новом до 1970-х гг. находились два керамических панно. Исключительные произведения искусства, не имевшие ни до, ни после этого собора аналогов, в настоящее время хранятся в ГИМе. Но все же жаль, что в нынешнем храме нет даже их приблизительных копий. Интерьер храма лаконичен и прост. Четыре монументальных столба поддерживают один центральный световой купол. К моменту освящения храма, вероятно, уже имелись живописные декоративные композиции. Под поздними фигурами евангелистов сохранились следа побитых насечками фигур четырех евангелистов. Созданные в 1810-х годах, они были, вероятно, написаны кем-то из мастеров той же А.А. Полторацкой, работавших у нее, например, в Дмитровском на Дорогоще. От первоначального декора сохранились еще лепные и живописные карнизы, которые просматриваются под поздними записями. Например, их можно видеть в декоре боковых компартиментов. Наружные купола здесь совершенно не отражают реальные внутренние пространства, решенные в виде перекрытых крестовыми сводами квадратных проемов, переход к которым осуществлен ступенчатыми арками. Сейчас доступен для обозрения только юго-восточный, остальные - под подшитыми советскими потолками.

Основной объем расписывался еще дважды или трижды. Живопись середины (?) XIX века была серьезно прописана в начале XX века, а в некоторых местах (внизу стен) написана заново. От росписей нижних частей стен сохранились сейчас только две крупные ростовые фигуры (Александр Невский и, вероятно, Илья Пророк), написанные очень хорошей кистью, напоминающей руку мастера, работавшего в одном южном приделе Пятницкой церкви в Старице. Уцелела полностью живопись верхних частей храма - все четыре рукава подкупольного креста. Подобная сохранность становится уже очень редкой, а в Тверской области уже не сохранилась в таком крупном храме нигде.

Хотя многие композиции сильно утрачены, сюжеты их распознаются. Программа этой живописи относится к середине XIX века, а в начале XX века она была сильно переписана или даже написана вновь, впрочем, большей частью по старым сюжетам. Ось запад - восток следует популярной в первой половине XIX века программе "Ветхозаветная Скиния - Новозаветная Церковь". Западная люнета украшена композицией "Давид пред Ковчегом" (почти утрачена), а сам Ковчег завета изображен на коробовом своде западного рукава креста. Соответственно, противоположный рукав занят темой Церкви. Это ангелы с молитвой Третьего часа (центральной в Евхаристическом каноне и в тот исторический период отстаиваемой как неотъемлемая его часть). Рукава креста по оси север-юг имеют иное посвящение. Южный рукав: "Исцеление слепорожденного" и "Рождество Богородицы". Северный рукав: "Явление Христа народу" (видимо, заново вместо какой-то старой композиции) и "Успение Богородицы".

Купол занимают шестнадцать изображений апостолов - (всего 12), дополнением служат изображения таких личностей, как Тимофей, Прохор, Стефан и Тит (плюс ещё 4). Выбор, вероятно, диктовался заказчиком. Большая часть их была написана заново по счищенной старой росписи в конце XIX-XX вв. Характерны для XIX века литургические тексты, которые разворачивают и демонстрируют ангелочки и ангелы. В куполе, где помещено изображение Новозаветной Троицы с ангелами любопытны перила, добавляющие иллюзорности куполу, на которых сидят ангелы-путти со свитками. Но они раскрыли свиток с частью (другие свитки сохранились только фрагментарно) еще одной евхаристической молитвы: "Достойно и праведно есть". Вообще, заметно, что роспись "конкретна во времени" - то есть все священные персонажи намекают на один момент в Литургии, когда именно (по богословию XIX века) и осуществляется Пресуществление Даров. Надо надеяться, что над подшитыми потолками сохранились и другие фрагменты росписей, хорошо раскрывающие богословскую программу, достаточно изощренную для своего времени и, что важно, почти везде утраченную в связи с гибелью огромного большинства таких памятников в советское и постсоветское время.

Стоит отметить также, что в соборе сохранилась подлинная белокаменная ступень солеи. Частично - каменный пол (особенно в алтарях, где находились в советское время кабинеты - на этом фото северо-восточный угол храма). Церковь Спаса Нерукотворного Образа с колокольней сооружена в 1817-1827 гг. тем же Матвеем Чернятиным. Проект был освидетельствован и утвержден Н.Н. Леграндом-младшим (в ту пору губернским архитектором). В 1876 году с запада постройка расширена. В советское время утрачена сень над входом, в настоящее время из-за отсутствия кровли именно пристройка разрушается сильнее всего.

Сама по себе Спасская церковь - оригинальное сооружение, главная вертикальная доминанта Старицы, хорошо заметная еще на подъезде к городу. Декор ее разнообразнее и любопытнее, чем декор собора, в нем больше свободы и творческой игры архитектора. Очевидно, Чернятин был знаком с колокольней Борисоглебского монастыря в Торжке, идея которой принадлежит великому Н.А. Львову. Но, как и строитель новоторжской колокольни Яков Ананьин, Чернятин творчески подошел к львовским наработкам, взяв из них то, что посчитал для себя интересным. Его колокольня - это именно столп, а не пирамида, декор ее напоминает украшение триумфальной колонны. Мастер довольно свободно работает с принятым в эту эпоху набором деталей - портиков, ротонд и колоннад. Но чувство меры и вкус ему не изменяют. Самые насыщенные и богатые - верхние ярусы, в отделке которых обильно использован белый камень. 

В период строительства на Новом городище еще находились гражданские постройки. Но постепенно все они исчезли. Уже к началу XX века из гражданских сооружений здесь уцелел только комплекс тюрьмы. Его двухэтажный корпус хорошо виден на немецких фотографиях 1941 года. Сейчас его нет, но на месте стоит также двухэтажный жилой дом. От тюрьмы (?) уцелели также служебные постройки. По соседству с ними - братская могила с памятником 1950-х гг. Новое городище с Борисоглебским собором остается одним из наиболее популярных мест в Старице, отсюда открываются уникальные виды на Успенский монастырь, на Волгу, а город Старица, отсюда видна "как на ладони".

С сайта: https://http://tversvod.ru/page448/



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.