Один из старейших приходских храмов города, составляющий неотъемлемую часть его облика. Возведен в 1728-1750 гг. первоначально имел два престола - Параскевы Пятницы и Рождества Богородицы (главный). В 1799-1825 гг. по проекту старицкого архитектурного ученика Матвея Чернятина выстроены два придела - Параскевы Пятницы вместо прежнего и преподобного Нила Столобенского. В 1 четверти XIX века построены подпорные стенки и ограда с лавками и башенками. В 1860-х гг. в непосредственной близости с храмом возведена часовня святого Александра Невского, образующая с ним единый ансамбль.
Церковь, хотя ее называют почему-то "характерным памятником в стиле провинциального барокко", никак не может быть характерной уже потому, что она - самая первая постройка старицких мастеров, строившаяся так долго именно потому, что это был их первый опыт подобного белокаменного строительства. Парадный фасад у нее восточный, но украшен на удивление скупо и просто - киоты, полочки, некое подобие лучковых сандриков. При этом никаких ремейков нарышкинского барокко (которое в уезде есть - в Ладьине и в Бернове) и никаких подражаний узорочью (как в Иоанно-Богословской церкви в Успенском монастыре). Перед нами как раз случай архитектурного эксперимента - причем за образец взяты образцы декора из Петербурга, а не из Москвы. Потом этот "старицкий" декор будет воплощен много раз и будет фирменным знаком местных мастеров, строивших по всему Тверскому краю много и хорошо.
Старый храм, от которого остались восьмерик на четверике и колокольня, почти не виден за двумя огромными приделами. Это тоже очень любопытный пример воплощения архитектурной мысли местного мастера. Матвей Чернятин (который был прихожанином этого храма) создал ему недостающий парадный фасад. Приход в старицких храмах был огромный. В престольные праздники народ переполнял церковь. Старицкий архитектор Матвей Чернятин по благословению митрополита соединил здания церкви и колокольни обширной трапезной, к которой в 1825 году пристроил церкви по имя великомученицы Параскевы Пятницы и преподобного Нила Столобенского. Старицкий зодчий в очередной раз доказал свое мастерство и великий дар, объединив под одним крылом три храма – и три архитектурных стиля – византийский (белокаменный Богородице-Рождественский храм), барокко (Пятницкая церковь в виде итальянской капеллы) и поздний классицизм (строгий Нил Столобенский). Это единственный в мире храм такой конструкции! Впервые в истории храм был обнесен монастырской оградой – и это удивительное событие произошло именно в Старице!
Композиция церкви требует рассмотрения с определенных мест. Если смотреть на нее с центральной улицы или от Успенского монастыря, она кажется «природным явлением» – как будто произвольно брошенные белые камни сложились в неправильный, хотя и привлекательный узор. Но если встать на определенную точку на спуске к Волге – напротив лестницы к храму Параскевы – становится видна четкая симметрия по обе стороны ступеней. Еще поразительнее эту симметрию понимаешь с Набережной, совершенно под другим углом зрения – два полукруглых храма-ротонды, как два крыла, оберегают главный алтарь. Становится понятной задумка мастера – органично вписать ансамбль в природный ландшафт, сохранив красоту и гармонию.
Два придела строились двадцать пять лет. Первым построен был южный придел - во имя Нила Столобенского; он был устроен в 1809 году, второй - в честь Параскевы Пятницы, устроен на месте прежнего в 1824-м году. По окончании строительства приделов Рождественский храм был расписан целиком. Расписывали его старицкие мастера - в целом ряде храмов по бывшим Старицкому и Тверскому уездам сохранились аналоги этой росписи. Уцелела роспись очень по-разному. В холодном храме - в виде цветовых пятен, графьи и отдельных фрагементов. Лучше всего сохранилась живопись второй четверти XIX века в северном приделе - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В южном приделе, освящённом во имя Нила Столобенского, живопись записана маслом в начале XX века, но запись хорошего, добротного исполнения. В чем-то Пятницкой церкви в советские годы повезло – все же ее использовали не как автомастерскую (или скотный двор), а как складские помещения для городского рынка. В 1975-1979 годах она даже попала под масштабный ремонт-реставрацию.
Реставрация обеих церквей проводилась под руководством архитектора-реставратора Владимира Якубени. Были укреплены и осушены подвалы, герметизирована и окрашена кровля, восстановлена кладка, вставлены окна, двери, оштукатурены и выкрашены наружные стены и кровля… Внутренним убранством решено было не заниматься, а обширное помещение использовать как спорткомплекс или музей культуры. Эта идея так и не была воплощена. Если бы в те времена храм отдали в ведение православной церкви, возможно, судьба его была бы иной. К сожалению, этого не произошло. И разрушение вновь овладело храмом. Подвалы были вновь затоплены, кровля проржавела. Покосились шпили и кресты на куполах (один даже подожгли!), заросли кустами водостоки и лестницы. Двери и окна в 90-е выломали не в меру активные граждане, и на долгие годы Пятницкая церковь стала местом проведения отнюдь не культурных мероприятий.
Инициатива — возродить храм и вернуть ему былую славу – прозвучала на областном уровне 13 лет назад. Мало кто знает об этом, но активные старичане, жители Твери, Санкт-Петербурга и других городов в 2011 году создали группу в социальных сетях и принялись искать пути спасения церкви. Был налажен контакт с Тверской епархией, Свято-Успенским монастырем, благотворительными фондами и строительными организациями. Горячо поддержал инициативу удивительный человек – благочинный Ржевского церковного округа Олег Чайкин. Но, к общему горю, в 2012 году Олег Вениаминович умер, и гражданская инициатива постепенно сошла на нет.
Сильный удар был нанесен комплексу храма лет восемь назад. За водостоками долгое время никто не следил, и когда спилили выше по склону деревья, которые держали корнями склон и «выпивали» лишнюю воду, которая текла с Городища, произошло обрушение участка опорной стены. Стала подмокать и стена самой церкви. Над храмовым комплексом нависли чёрные тучи...
Идея возрождения и срочной помощи разрушающей церкви, была жива и в то время она активно муссировалась повсюду. В те годы появились в Старице другие люди, тоже активные, думающие о будущем старицкой святыни. Кто чем мог помогали восстанавливать церковный комплекс. 10 ноября 2017 года, в день великомученицы Параскевы Пятницы, в храме состоялось первое богослужение, ставшее началом новой жизни. В те годы, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий после одной из видеоконференций владыка познакомился с архитектором-реставратором Андреем Сергеевичем Тутуновым. В 1975 году по его проектам реконструкции был полностью воссоздан храмовый комплекс Рождества Пресвятой Богородицы в Старице. Спустя 48 лет Андрей Сергеевич вновь посетил храмовый комплекс на берегу Волги. Он сразу вспомнил свое детище, которое, по его словам, в свое время сдал «под ключ» и обещал всяческую помощь и поддержку. Мало того, он прилетел из Парижа, и лично обследовал строения! После предварительных мероприятий, дело сдвинулось с мёртвой точки... Работа после этого была проведена огромная.
Как рассказали настоятель церкви Рождества Богородицы, отец Николай и его матушка, были вывезены сотни (если не тысячи) кубометров земли, которой был покрыт церковный двор, ликвидированы заросли кустарника, сделана отмостка. Когда отгребли землю от наружных стен храма, открылись вентиляционные продухи, стала уходить сырость. Удалось осушить подвал под Пятницкой церковью, после чего в ней было установлено отопление. Настелены деревянные полы, в двух храмах побелены стены…
Недавно удалось завершить ремонт кровли обоих храмов - этому поспособствовал Фонд Тверской и Кашинской епархии по возрождению порушенных святынь. Образ Параскевы Пятницы, долгое время хранившийся у неравнодушных людей, был возвращен храму три года назад. Но только когда он занял свое законное, «правильное» место, иконопись, дотоле блеклая, словно бы затянутая дымкой, как фотографы говорят «не в фокусе», начала наливаться четкостью и цветом – и образ предстал во всем великолепии.
По благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия настоятельница Христорождественского монастыря Твери игуменья Лариса передала в дар храму Рождества Пресвятой Богородицы частицу мощей святой великомученицы Параскевы Пятницы. Ковчег с мощами ныне стоит у иконы, а на образе висят крестики и кольца от получивших исцеление прихожан. В храме Параскевы Пятницы внимание привлекает старинный холст «Распятие Христа».
— Его вытащили из мусора! – говорит матушка Алла. – Холст был в ужасном состоянии, почерневший, краски едва держались. Когда мы водворили ее на положенное место, картина постепенно тоже стала светлеть и «проявляться». Сейчас это одна из ценных реликвий храма.
А внутри у дверей церкви стоит древний полуразрушенный крест. Отец Николай аккуратно отгибает часть оторванной жестяной обшивки, и взгляду предстает кованая сердцевина креста – работы знаменитых старицких кузнецов. Есть клеймо мастера и дата – 1900 год. В старицкой церкви Рождества Пресвятой Богородицы после передачи храма РПЦ, было отслужено уже более 500 литургий. И очень хочется, чтобы на них было больше прихожан — старичан и гостей города. Храм, где звучат слова молитв, куда идут люди, будет жить вечно!
С сайта: http://st-vestnik.ru/10 декабря 2023/veruyu/tri-cerkvi-pod-odnim-krylom.html