ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Енисейск. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Свято-Успенский кафедральный собор


Енисейск. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Александра Невского, Иннокентия, епископа Иркутского, Петра и Павла
Архитектурные стили:Сибирский, Барокко
Год постройки:Между 1793 и 1819.
Адрес:
Красноярский край, г.Енисейск, ул. Рабочекрестьянская, 116

Координаты: 58.454121, 92.164582



Сортировка:

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, , Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Виктор Агапченко
7 августа 2019
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Вид с ЮВ<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Вид с ЮВ
Сергей Зубарь
15 августа 2022
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Вид с юга<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Вид с юга
Сергей Зубарь
15 августа 2022
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Вид с ЮЗ <br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Вид с ЮЗ
Сергей Зубарь
15 августа 2022
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, , Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Виктор Агапченко
6 августа 2019
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, , Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
3 августа 2019
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, , Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
3 августа 2019
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Крест колокольни<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Крест колокольни
Сергей Зубарь
6 августа 2022
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Колокольня<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Колокольня
Сергей Зубарь
6 августа 2022
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, , Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Сергей Зубарь
6 августа 2022
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, , Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Виктор Агапченко
7 августа 2019
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, , Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
3 августа 2019
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Нижний этаж, главный иконостас<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Нижний этаж, главный иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 сентября 2024
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Нижний этаж, придельный иконостас<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Нижний этаж, придельный иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 сентября 2024
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Нижний этаж, проёмы между главным и придельным храмами<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Нижний этаж, проёмы между главным и придельным храмами
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 сентября 2024
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Лестница на второй этаж<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Лестница на второй этаж
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 сентября 2024
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Лестница в притворе<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Лестница в притворе
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 сентября 2024
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Вторая лестница в стене притвора<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Вторая лестница в стене притвора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 сентября 2024
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Притвор второго этажа<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Притвор второго этажа
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 сентября 2024
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Второй этаж, главный храм<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Второй этаж, главный храм
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 сентября 2024
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Второй этаж, главный иконостас<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Второй этаж, главный иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 сентября 2024
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Второй этаж, Царские врата главного иконостаса<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Второй этаж, Царские врата главного иконостаса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 сентября 2024
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Второй этаж, своды главного храма<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Второй этаж, своды главного храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 сентября 2024
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Верхний этаж, придельный иконостас<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Верхний этаж, придельный иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 сентября 2024
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, , Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Виктор Агапченко
7 августа 2019
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Вид сверху<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Вид сверху
Сергей Зубарь
15 августа 2022
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://photo-bazar.ru<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Фото с сайта http://photo-bazar.ru
Андрей Агафонов
1914
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, Вид с юго-востока, ведётся замена центральной главки с крестом<br>, Енисейск, Енисейск, город, Красноярский край
Вид с юго-востока, ведётся замена центральной главки с крестом
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 сентября 2024



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


архитектон  13 января 2015

Строительная история кладбищенской церкви Успения Богородицы в Енисейске тесным образом связана с интереснейшим периодом в градостроительном развитии городов Сибири, отмеченным масштабными преобразованиями их планировочной структуры и застройки. В соответствии с указом императрицы Екатерины II от 25 июля 1763 года «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов, по каждой губернии особо» в 1764-1768 годах, по указанию губернатора Дениса Ивановича Чичерина, внесшего большой вклад в реализацию идей перепланировки сибирских городов, в тобольской чертежной был подготовлен первый регулярный план Енисейска.  Этот план Енисейска, несмотря на подписание губернатором Д.И. Чичериным, так никогда и не был утвержден.

В соответствии с одним из последующих регулярных планов Енисейска, в его нагорной части, к западу от комплекса Спасского мужского монастыря было определено место для размещения городского кладбища. Земельный участок для этой цели был назначен в северо-западном углу пересечения одной из предполагаемых к прокладке продольных улиц города и поперечной улицы, разбитой вдоль пересохшего русла небольшого ручья, носившего в древности название Сухой Розлок. Обустройство комплекса нового городского кладбища на этом месте завершилось весной 1774 года, когда здесь 11 мая была освящена деревянная кладбищенская церковь во имя Успения Богородицы. Из переписки с тобольской консисторией следует, что эта деревянная церковь в начале 1774 года «по желанию всех вообще жителей города» была перенесена с территории Торга за пределы Енисейска и поставлена «от Спасского монастыря близ казенных магазеинов со всем церковным украшением для кладбища мертвых тел». Судя по фиксационному плану Енисейска 1760-х годов, эта постройка, носившая именование в честь праздника Знамения Богородицы, располагалась на территории административно-торгового центра города, к северо-западу от каменной Преображенской церкви. Ее строительство как временной постройки было связано с необходимостью богослужения в период возведения каменной церкви Преображения при гостином дворе, которое осуществлялось с 1747 года на средства прихожан во главе с выборным строителем – енисейским мещанином Антоном Алексеевичем Самойловым. Именно по их просьбе тобольскими властями было дано разрешение на строительство временной деревянной церкви Знамения Богородицы для того, чтобы «была служба пока будет созидаться настоящая каменная Преображенская церковь»...

Впервые положение комплекса Успенского кладбища с деревянной кладбищенской церковью Успения Богородицы в застройке Енисейска зафиксировал генеральный план города, сочиненный в 1797 году енисейским уездным землемером И. Козловским. В это время здание церкви занимало прямоугольный вытянутый вдоль течения Енисея земельный участок, находившийся на одном из самых высоких городских холмов. К востоку от кладбища размещался комплекс построек «конюшен для драгунских лошадей», к северу располагались постройки деревянного тюремного острога.

К началу 90-х гг. XVIII века деревянную кладбищенскую церковь Успения Богородицы было решено заменить каменной. Инициаторами и ктиторами строительства каменной Успенской церкви выступили енисейские купцы-второгильдейцы Семен Михайлович Трескин и его сын Петр, принадлежавшие к коренной фамилии посадских жителей. Оба купца Трескины пользовались среди енисейцев заслуженным авторитетом. Первый из них в 1741 году избирался ратманом, а в 1745 году бургомистром енисейского магистрата. Второй в 1793-1794 годах занимал должность городского головы. Благодаря энергичной деятельности отца и сына Трескиных енисейцами были собраны необходимые для строительства денежные средства и заготовлены строительные материалы. По благословению тобольского архиепископа Варлаама каменная двухэтажная Успенская церковь была торжественно заложена 9 сентября 1793 года в нескольких саженях от существовавшей здесь деревянной кладбищенской церкви. Из документов церковного архива следует, что строительство Успенского храма на первом этаже здания завершилось в 1797 году. После окончательной отделки интерьера храма и установки иконостаса его освящение состоялось 11 июля 1799 года. При освящении Успенского храма был использован антиминс деревянной кладбищенской церкви, «священнодействованный» еще в 1770 году епископом тобольским и сибирским Варлаамом.

Храм апостолов Петра и Павла на втором этаже здания был заложен 27 августа 1794 года по грамоте тобольского архиепископа Варлаама, выданной 27 февраля того же года. Основная доля средств на строительство летнего храма Успенской церкви была пожертвована купцом Петром Семеновичем Трескиным. Строительство и оборудование холодного Петропавловского храма затянулось до осени 1817 года. В октябре этого года «вдова, купецкая жена» Ирина Трескина испрашивала у енисейского духовного правления разрешения на освящение выстроенного храма, сообщая, что Петропавловская церковь «как каменным строением, так и благолепиями украшена». В октябре того же года енисейское духовное правление обратилось к тобольскому архиепископу Амвросию с «доношением», в котором сообщало, что Успенская церковь «каменным строением украшена, и в том благолепием довольно снабжена, а затем к освящению почитаемо готова». В своем послании от 25 ноября 1817 года тобольский архиепископ Амвросий дозволил «при кладбищенской Успенской церкви престол во имя первоверховных апостолов Петра и Павла освятить по чиноположению». Для освящения Петропавловской церкви священнику Мокрушенского села Енисейского округа Дмитрию Попову в Тобольске был выдан святой антиминс, который им был доставлен в Енисейск.

В июле 1818 года енисейское духовное правление рапортовало тобольскому архиепископу Амвросию: «имеющийся при енисейской кладбищенской Успенской церкви в верхнем этаже храм во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла минувшего июня 17 дня соборне освящен». На одном из генеральных планов Енисейска начала 19 века видно, что к югу и западу от Успенской церкви были распланированы кварталы жилой застройки, а вдоль ее южного фасада была проложена улица, получившая в последствие название Успенской.

Консисторская справка за 1822 год сообщает, что с момента освящения Успенского храма на первом этаже кладбищенской церкви проживающие вокруг нее «купцы и мещане многократно просили ее учинить приходскою». Однако из-за недостаточного числа дворов и прихожан просьбы енисейцев длительное время оставались без удовлетворения. По-прежнему в деятельности столичных духовных властей соблюдались требования синодального указа о недопущении строительства «лишних церквей». Без положительного решения было оставлено даже обращение тобольского архиепископа в Синод в октябре 1807 года. Лишь в 1823 году с разрешения Синода Успенская церковь стала приходской, а кладбище вокруг нее было закрыто по решению городских властей. К этому времени в западной части города с 1794 года уже действовало другое городское кладбище, получившее позднее по названию местности наименование Севастьяновского. Обширный земельный участок для этого кладбища был отведен за пределами городской застройки к юго-западу по Ачинскому тракту. Здесь в 1785-1794 годах была выстроена небольшая каменная кладбищенская церковь в честь праздника Воздвижения креста господня. Впервые здание Крестовоздвиженской кладбищенской церкви было показано на плане города 1797 года.

В начале 1824 года священнослужители и прихожане Успенской церкви обратились в Енисейское духовное правление с прошением о строительстве крыльца и помещения для сторожей. Причины обращения прихожан к духовным властям становятся понятными из рапорта правления архиепископу тобольскому и сибирскому Амвросию, датированному мартом 1824 года. Енисейские священнослужители сообщали: «Церковь же сия 2-х этажная и двупрестольная. В нижнем храме Успенье Божьей Матери, а в верхнем Апостолам Петру и Павлу, из коих в последней, наипаче во время Собрания Народнаго, вход потесности своей весьма неудобен, потому, как он сделан для хождения только на колокольню. По сему за непременно и необходимо находит в означенную церковь для входа заплотить крыльцо каменное, равно и сторожку». Некоторое время спустя в иркутской духовной консистории была рассмотрена смета «на предполагавшуюся при градоенисейской Успенской церкви постройку крыльца и сторожки», составленную в связи с отсутствием в Енисейске академически обученных архитекторов или землемеров имеющими опыт «мастеровыми людьми». Именно к этому времени следует отнести появление у западного фасада колокольни крыльца с четырьмя колоннами, а на территории церкви одноэтажного здания для помещения сторожа.

В середине 20-х годов 19 века в связи с ростом численности прихода Успенской церкви енисейским купцом Александром Григорьевичем Кобычевым было инициировано строительство одноэтажного придельного храма во имя святителя Иннокентия Иркутского чудотворца с северной стороны здания. Как следует из документов церковного архива, закладка северного придельного храма Успенской церкви состоялась в 1825 году по разрешению, полученному из Иркутска. В сентябре 1827 года енисейское духовное правление докладывало архиепископу Иркутскому, Нерчинскому и Якутскому Михаилу: «придельный храм во имя Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца наружным строением и внутренним благолепием окончан, по чему и просит на освящение того храма испросить от Вашего Высокопреосвященства святый антиминс и благословение…» Придельный храм святителя Иннокентия был освящен 23 ноября 1827 года. Вероятнее всего, автором проектных чертежей придельного храма был первый губернский архитектор образованной в 1822 году Енисейской губернии Павел Федорович Воцкий, приступивший к выполнению своих обязанностей в феврале 1824 года.

Основные черты сформировавшегося к этому времени архитектурного облика Успенской церкви зафиксировала акварель Воронова 1837 года — первое из известных нам графических изображений здания. На этой акварели хорошо виден северный фасад Успенской церкви с одноэтажным придельным храмом святителя Иннокентия. У западного фасада церкви видна двускатная крыша крыльца и далее к западу, одноэтажное здание сторожки (крыльцо и сторожка были возведены в 1825-1827гг.). Помимо самого здания акварель зафиксировала находившуюся вокруг него кирпичную ограду волнообразного рисунка. Судя по сведениям, содержащимся в одной из справок енисейского духовного правления, можно предположить, что эта ограда вокруг всего здания была возведена в промежуток времени между 1818 и 1822 годами. Кирпичные ограды аналогичного вида существовали у Спасского монастыря (с западной стороны келейного корпуса) и у Воскресенской церкви.

В начале 1830-х годов в енисейской купеческой среде возникла идея надстройки северного придельного храма вторым этажом. В 1833 году вдова известного енисейского купца 3ахара Толстых и купец Дементьев предложили церковным властям пристроить на собственные средства к Успенской и Преображенской церквям придельные храмы. Летом этого же года по предписанию енисейского губернатора в Енисейске побывал архитекторский помощник П.А. Шаров, составивший необходимые проектные чертежи. Чертежи придельных храмов в январе 1835 года были утверждены енисейским губернатором и переданы купцу Дементьеву. По неизвестной нам причине надстройка северного придельного храма при Успенской церкви на средства купца Дементьева не состоялась. Возможной причиной этого мог стать отказ духовного ведомства, не желавшего нарушать сложившийся архитектурный облик постройки. Известно, что в ноябре 1835 года томская духовная консистория именно по этому поводу отказала в разрешении на строительство двухэтажного придельного храма при Преображенской церкви в Енисейске. В журнале одного из своих заседаний священники консистории записали: «Допустить постройку 2-х этажного придела против имеющегося…одноэтажного с южной стороны, будет не соответственно наружной архитектуре»...

Через несколько лет прихожане Успенской церкви вновь вернулись к идее надстройки придельного храма святителя Иннокентия. В марте 1838 года енисейский первой гильдии купец А.А. Кобычев сообщал в Енисейское духовное правление: «что имеет намерение выстроить на собственное иждивение при градо Енисейской Успения Божией Матери двухэтажной церкви придел во имя Св. Благоверного князя Александра Невского на таковом же выстроенном мною же в прошлом 1825 году приделе во имя святителя Иннокентия и снабдить сей вновь предпринимаемый к постройке храм всем нужным благолепием от себя не требуя на то пособия не из церковной суммы не от других складчиков».

Придельный храм во имя равноапостольного князя Александра Невского на втором этаже северного придела Успенской церкви был заложен 14 июля 1842 года. Уже к сентябрю этого же года храм был «выстроен совершенно согласно с утвержденным проектом». Освящение законченного храма состоялось 24 августа 1843 года архимандритом Енисейского Спасского монастыря Ксенофонтом. В соответствие с узаконенными правилами возведения каменных построек надзор за строительством придельного храма Александра Невского осуществлял помощник енисейского губернского архитектора П.А. Шаров. В своем «свидетельстве» о завершении строительства придельного храма художник архитектуры десятого класса Шаров писал: «я нижеподписавшейся удостоверяю, что действительно постройка этого здания произведена из материалов прочного качества под моим надзором, с достаточным во всех частях исполнением и окончена она во всех отношениях согласно утвержденному начальством плану и фасаду без малейшего отступления и с совершенною прочностью». Таким образом, к середине 1840-х годов своеобразная архитектурная композиция двухэтажной четырехпрестольной енисейской Успенской церкви окончательно сформировалась. Облик здания этого времени донесла до нас гравюра «Вид города Енисейска», опубликованная в памятной книжке Енисейской губернии за 1863 год.

Сведения об изменениях в архитектурном облике самого здания и благоустройстве его территории содержит клировая ведомость Успенской церкви 1870-х годов. Из содержания ведомости следует, что в 1874 году к северному фасаду церковной колокольни была пристроена одноэтажная кладовая, сохранившаяся до настоящего времени. Старая кирпичная церковная ограда была сломана и взамен нее была выстроена новая «с двойными на западной стороне железными створными воротами, а между ними каменною кладовою».

Первоначальная архитектурная композиция енисейской Успенской церкви, имеющая отношение в строительному периоду 1793-1818 годов, принадлежала к характерному для сибирской храмостроительной практики ХVIII века типу двухэтажной трапезной церкви с последовательным расположением на одной оси объемов храма, трапезной и колокольни. Впервые в енисейском каменном зодчестве ХVIII века двухэтажная композиция церкви с размещением теплого придела на первом и холодного на втором этаже была использована зодчим А.Д. Стахиевым в 1755-1758 годах при возведении Христорождественского собора одноименного девичьего монастыря. К началу строительства Успенской церкви в Енисейске была завершена реконструкция гостинодворской Преображенской церкви, которая в процессе работ получила второй этаж. Таким образом, Успенская церковь стала третьей двухэтажной церковью в ряду енисейских храмов, выстроенных в городе в ХVIII веке.

Первоначальная (без северного придела) трехчастная структура плана енисейской Успенской церкви отличалась ясностью построения. К бесстолпному слегка вытянутому в поперечном направлении помещению храмового четверика с востока примыкает помещение полукруглой алтарной апсиды, с запада – одинаковое по величине с храмовым помещение трапезной, к которому с запада пристроено вытянутое вдоль продольной оси здания помещение церковной паперти. Продолжая традицию енисейского храмостроения предшествующего времени, стены боковых фасадов Успенской церкви были возведены в одну сплошную линию. Особенностью плана Успенской церкви является количество и порядок размещения оконных проемов на южном и северном (до пристройки придела) фасаде. Впервые в зодческой практике Енисейска храмовый четверик (на первом этаже) Успенской церкви получил двухосную компоновку проемов и без устройства входных дверей. Двухосные храмовые четверики известны по более ранним двухэтажным с продольно-осевым расположением объемов церквям устюжского и вятского регионов. Другой особенностью плана енисейской Успенской церкви является полукруглая форма алтарной апсиды. На протяжении всего периода возведения каменных церквей в Енисейске эта весьма архаичная форма алтаря оставалась характерным признаком произведений местного зодчества. Единственным примером использования прямоугольной формы алтарной апсиды среди городских храмов была кладбищенская церковь Входа в Иерусалим (1801-1819 гг.).

К числу особенностей архитектуры Успенской церкви следует отнести устройство круглого окна на первом этаже храмового четверика. Окно, обрамленное изящным картушем, располагается между двумя оконными проемами с их пышными наличниками и врезано в пояс карниза, разделяющего этажи кафоликона. Этот довольно редкий в сибирском зодчестве ХVIII века прием, возможно, восходит к более ранней архитектуре придельных храмов Богоявленского собора, Воскресенской, Преображенской и Христорождественской церквей в Енисейске. Круглая форма окна, неизвестная ранее енисейским церковным постройкам, имеет конкретный образец – круглые окна алтарной апсиды и трапезной тобольской церкви Воскресения.

Доминатной объемной композиции Успенской церкви служил высокий двухэтажный храмовый четверик, каждый фасад которого завершался лекально изогнутым щипцом с круглым окном. В прошлом четверик имел великолепное завершение в духе европеизированного столичного барокко. Его архитектурное решение, необычное для всего предшествующего периода каменного церковного строительства в Енисейске, продолжало линию развития «нового манира», впервые нашедшего отражение в удивительно гармоничном венчании холодного Вознесенского храма (1779-1789 гг., освящен в 1804 г.) на втором этаже Преображенской церкви на енисейском Торге. В основе венчаний Успенской и Вознесенской церквей лежал авторитетнейший в Сибири первообраз – Воскресенская (Захария и Елизаветы) церковь (1759-1776 гг.) на Нижнем базаре в Тобольске.

Старательно следуя указанным образцам, зодчие енисейской Успенской церкви привнесли в композицию ее храмового венчания собственное прочтение архитектуры первоисточников. Особой оригинальностью обладали вычурные фронтончики с круглыми окнами-люкарнами над углами храмового четверика, своей формой больше напоминавшие бочечные конструкции из арсенала приемов деревянного зодчества, нежели воспроизводимые элементы храмовых венчаний указанных выше образцов. Из-за недостаточной высоты купольного покрытия четверика Успенской церкви ее храмовое завершение оказалось несколько лишенным того динамичного устремления вверх, которое было присуще тобольской и енисейской предшественницам. В целом же отличающееся особым изяществом и легкостью храмовое пятиглавие Успенской церкви без сомнения следует отнести к числу выдающихся произведений сибирской архитектуры в духе «елизаветинского» барокко.

Важными стилеобразующими элементами композиции завершения храмового четверика Успенской церкви были двухъярусные восьмигранные барабаны пятиглавия. Их ребра, оформленные пластичными вертикальными волютами – излюбленным в архитектуре барокко мотивом играли исключительно видную роль в создании выразительного силуэта здания. Более крупный центральный барабан храмового пятиглавия был установлен на восьмигранную трибуну в верхней части купола. Грани центрального барабана, как и грани барабанов периферийных глав, были прорезаны узкими вертикальными оконными проемами, вероятнее всего имевшими ложный характер.

Двухэтажная полукруглая алтарная апсида енисейской Успенской церкви изначально имела на каждом ярусе по три оконные оси, и перекрывалась на первом этаже конхой с надоконными распалубками. На втором этаже апсиды перекрытия были плоскими из деревянных балок. Самая северная распалубка, наблюдаемая сегодня в интерьере алтаря на первом этаже, была устроена над печью, которая его отапливала (разобрана во время пристройки северного придела). Нижний этаж церкви перекрывается кирпичными сводами: как указывалось выше конхой в алтаре и «вспарушенными» с надоконными распалубками в храме и трапезной. Сводчатые конструкции на втором этаже здания сохранились в помещении трапезной в виде цилиндрического свода с надоконными распалубками. Первоначальное перекрытие второго этажа северного придела было плоским.

Четырехъярусная, восьмигранная в верхних двух ярусах колокольня Успенской церкви имеет несколько приземистые пропорции. Ее столп перекрыт кирпичным сводом, опирающимся на широкие арки «звона». Ярус «звона» имеет восемь таких арочных проемов. Северная грань «подзвонного» яруса прорезана небольшим круглым окном. На фасадах второго яруса колокольни находится по одному оконному проему для полноценного освещения паперти холодного храма на втором этаже здания. Судя по фотографиям, в прошлом колокольня завершалась восьмигранным «глухим» барабаном с установленным на него высоким граненым шпилем. Ребра барабана, как и барабаны храмового пятиглавия были оформлены вертикальными волютами. Возможно, первоначально купол колокольни Успенской церкви имел иную более сложную форму, близкую по характеру купольным покрытиям барабанов глав храмового венчания. Фасады восьмигранных ярусов колокольни лишены декоративного убранства, вероятнее всего вследствие экономии денежных средств на строительство здания. Оконные проемы второго яруса колокольни имеют такие же обрамления, как и окна нижнего яруса храмового четверика и трапезной.

Утраченные кованые металлические кресты церковных глав имели сложный рисунок. Сохранившийся крупный фрагмент креста одной из храмовых глав дает возможность полностью воссоздать этот элемент венчания. Крест, возвышавшийся ранее над главкой шпиля, сохранился полностью, и хранится в Успенской церкви.

Специфической особенностью декоративного убранства фасадов Успенской церкви являются эффектные оконные обрамления, в формах которых явственно угадываются мотивы позднего барокко. Прихотливый рисунок обрамлений окон первого этажа набран из кирпичных деталей с использованием S-образного и омегообразного мотива. В отличие от своих нанесенных краской или лепных прототипов, они являются частью кладки стены.

Несколько иной характер декоративного оформления оконных наличников имеет двухэтажный объем северных придельных храмов Успенской церкви. Несмотря на то, что придельные храмы были выстроены с участием архитекторов-классицистов П.Ф. Воцкого и А.П. Шарова, их декоративное убранство демонстрирует скорее приемы эпохи стилизаторства, нежели постулаты классицизма. Почти с археологической точностью, хотя и в более упрощенном виде, убранство оконных наличников придельных храмов повторяет рокайльные элементы наличников окон Петропавловского храма. Дополнением служат надоконные сандрики: в виде мотива «распахнутой завесы» с веерным замковым камнем и в виде накладной плоской филенки с профилированной горизонтальной тягой.

Полным контрастом вычурным оконным обрамлениям Успенской церкви выглядит скупое декоративное оформление стеновых поверхностей здания, состоящее лишь из карнизов, составленных из горизонтальных полочек. Углы архитектурных объемов здания оформлены раскрепованными по карнизам плоскими лопатками, лишенными каких либо декоративных украшений. В характерных традициях енисейского зодчества предшествующего времени храмовый четверик Успенской церкви не имеет промежуточных вертикальных членений, а его этажность правдиво выявлена на фасаде горизонтальной линией карниза. По силе художественного контраста между «пустыми» фоновыми участками стен и вычурными обрамлениями оконных проемов фасады Успенской церкви разительно отличаются от экстерьеров енисейских построек предшествующего времени и более всего приближаются к храмам знаменитой тотемской архитектурной школы.

Енисейская Успенская церковь представляет собой характерный пример сакральной постройки эпохи господства творческого метода строительства по образцам. Ее уникальная архитектура, созданная представителями цеха мастеров каменных дел – выходцами из самых широких слоев посадского населения в духе «елизаветинского» барокко, синтезировала черты более ранних построек не только Енисейска, но в значительно большей степени «ключевых» произведений других строительных центров, лежащих на пути между Русским Севером и Сибирью. Благодаря весьма органичному сплаву тобольско-енисейских объемно-пространственных форм и конструктивных приемов, тотемских и отчасти украинских художественно-стилистических мотивов зодчим Успенской церкви удалось создать яркий жизнеутверждающий образ здания, не только отражающий представления современного приходского мира об архитектуре «нового вкуса», но и совершенно не вяжущийся с изначально определенным кладбищенским назначением постройки.

Источник: статья архитектора Шумова К.Ю. "История строительства и архитектура Успенской церкви в Енисейске", 1996г.

http://new.naov.ru/?istorija_stroitelstva_i_arhitektura_uspenskoi_cerkvi_v_eniseiske&id=1151


Aksenovna  7 сентября 2016

В середине 20-х годов XIX века в связи с ростом численности прихода Успенской церкви енисейским купцом Александром Григорьевичем Кобычевым было инициировано строительство одноэтажного придельного храма во имя святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца с северной стороны здания. Как следует из документов церковного архива, закладка северного придельного храма Успенской церкви состоялась в 1825 году по разрешению, полученному из Иркутска... Вероятнее всего, автором проектных чертежей придельного храма был первый губернский архитектор образованной в 1822 году Енисейской губернии Павел Федорович Воцкий, приступивший к выполнению своих обязанностей в феврале 1824 года...

Брошюра "Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы г. Енисейск". Авторы Шумов К.Ю., Исаева Н.Н.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 ноября 2016

Приход Успенской церкви выделился в 1823 г., несомненно, по мере роста города – в западную возвышенную сторону. Храм каменный, двухэтажный, строился постепенно в разное время, а именно в 1703, 1827, 1843 и 1861 гг. строились и освящались престолы в честь Успения Божией Матери, в честь св. Иннокентия, в честь благоверного князя Александра Невского, в честь св. апостолов Петра и Павла.

Пожаров и перестроек в храме не было. Памятников церковной древности нет. В причте священник с жалованием в 300 руб. в год и псаломщик — 145 руб. в год, дохода 1120 руб. Причтовые дома не пригодны для жилья по ветхости.

Угодий и земель нет. Капиталов причтовых — 1800 руб. в 4-х процентной ренте и церковных капиталов 404 руб. Число душ населения в приходе 679, из них 316 мужчин и 363 женщины. Население сибирское. Занимается торговлей и извозным промыслом.

«Краткое описание приходов Енисейской епархии» 1916 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  4 декабря 2020

Строительство Успенской церкви велось в 1793-1818 г.г. Это двухэтажный объём - тёплый Успенский храм на первом этаже и холодный храм апостолов Петра и Павла на втором. Успенская церковь заложена купцом Е. Трескиным в 1793 г., верхний холодный храм Петра и Павла заложен в 1794 г. купцом П. Трескиным. Нижний храм освящен в 1799 г., верхний - в 1818 г. Позднее храм расширялся дополнительными приделами. После 1822 г. церковь переименована из кладбищенской в приходскую. Она двухэтажная, каменная с трёхчастной продольно-осевой композицией.

В 2016-2019 г.г. на объекте «Ансамбль Успенской церкви, 1793-1819 гг» проводились реставрационные работы. Выполнено устройство наружных и внутренних сетей теплоснабжения, устройство котельной, устройство входной группы - замена дверных полотен.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  13 июля 2021

Храм строился очень долго, с 1793 по 1818 год, поскольку постоянно либо пристраивали приделы, либо меняли и достраивали здания на территории собора. Это реплика тобольской церкви Воскресения. Внешний декор – тотьминского происхождения. В то время купцы из Тотьмы Вологодской губернии и енисейские купцы вместе занимались пушным бизнесом, - так появились в Сибири декорации тотьминских храмов.

Успенскую церковь строили как кладбищенскую, но храм получился очень жизнерадостный, возвышенный, отличается контрастной покраской декоративных элементов вокруг окон.

Памятник архитектуры федерального значения. Ныне полностью восстановлен, это кафедральный собор Енисейской епархии.

Позже по образцу Успенского будут строить храмы в Енисейской губернии, всего их получилось 13! Ближайший от Красноярска находится в Емельяново.

Автор: Константин Юрьевич Шумов «Храмы Енисейска строили мастера из народа», 7 декабря 2016 г., http://www.krsk.kp.ru


Успенская церковь города Енисейска является комплексным памятником культуры общероссийского значения. В ее интерьерах сохранены три иконостаса работы енисейских мастеров, достойно представляющие искусство сибирской иконописи и иконостасной резьбы. Главный Успенский иконостас исполнен в 1800-х годах. Полукруглое зеркало иконостаса разделено на два яруса. Его архитектурный декор составляют витые колонны, филенчатые пилястры и ступенчатые карнизы (сандрики) над местными иконами. Ионийские капители колонн и пилястр имеют резные волюты, которые своей пластикой обогащают плоскую накладную лиственно-цветочную орнаментику иконостаса. Резные царские врата и орнаментальные накладки на тумбах под местными иконами датируются по опубликованным аналогиям 1840-ми годами. Вероятно, они перенесены из утраченного иконостаса верхнего северного придела. Двери жертвенника и диаконника с образами архидиаконов Стефана и Лаврентия первоначально принадлежали Спасскому иконостасу середины XVIII века.

Несмотря на сборный характер резного декора, и иконного наполнения нижнего яруса, Успенский иконостас выглядит как единый ансамбль благодаря сохранившемуся архитектурному оформлению. В нижнем ярусе Успенского иконостаса среди икон местного чина находится тезоименный храму образ Успения Богоматери, написанный одновременно с иконами второго яруса. На северной стороне чина помещена одна из древнейших икон Успенской церкви – Одигитрия конца XVII века. Аналогии этой иконы находятся среди немногочисленных памятников ранней иркутской иконописи. Рамы местных икон увенчаны сложными по рисунку объемными резными очельями, составленными из волют и пальметт, стилизованных наподобие гребешков.

Праздничный чин Успенского иконостаса составляют семь икон овальной формы. Над царскими вратами традиционно помещен образ Тайной Вечери. Слева расположены: Рождество Богоматери, Преображение и Сретение. Справа – Богоявление, Рождество Христово и Троица Ветхозаветная. Размещенный в двух уровнях ансамбль праздничных икон хорошо читается благодаря единообразной форме досок. В состав апостольского чина входят образа четырех Евангелистов и апостолов Петра и Павла. Тема небесного предстояния апостолов раскрывается через небесно-облачные фоны икон и изображения двух херувимов на малых боковых образах. Программной особенностью Успенского иконостаса является размещение на главной оси образа Распятия с предстоящими вместо традиционного Вседержителя. Иконы Успенского иконостаса написаны маслом, что свидетельствует о распространении в начале XIX века новой техники живописи среди енисейских иконописцев. Частичные расчистки, выполненные реставраторами, позволяют утверждать, что не только архитектурный и орнаментальный декор, но и живопись Успенского иконостаса отличается высоким художественным уровнем.

Иконостас 1827 года, изначально бывший Иннокентиевским, а с 1946 года именуемый Александро-Невским, имеет редкую архитектурную и конструктивную особенность: его центральное прясло выпуклое в плане. Иконостас двухъярусный, с гладкоствольными колоннами в нижнем ярусе. Из первоначальных капителей композитного типа in citu сохранилась одна (слева от царских врат), остальные капители и утраченные детали резной орнаментики заимствованы из Спасского иконостаса. Во втором ярусе иконостаса на карнизе помещены два фронтона, первоначально располагавшиеся над входами в жертвенник и диаконник. Иконы на фронтонах (Перенесение мощей Иоанна Златоуста и Воскрешение дочери Иаира) не характерны для второго яруса. Вероятно, они были тумбовыми образами утраченного Петропавловского иконостаса.

При довольно скромном резном орнаментальном декоре решающее значение в облике иконостаса 1827 года имеет его архитектурное оформление и живопись. На створах царских врат помещена композиция Благовещения с круглыми клеймами четырех Евангелистов внизу. Фигуры архангелов Михаила и Гавриила, написанные на дверях диаконника и жертвенника, стилистически разнородны. Вероятно, дверь с образом Гавриила перенесена из Петропавловского иконостаса. Образ Архангела Михаила в иконостасе 1827 года – один из шедевров енисейской церковной живописи первой трети Х1Х века. Местный чин иконостаса составлен из разрозненных икон. Из числа праздничных икон в иконостасе 1827 года сохранились круглые образа Тайной Вечери, Преображения и Рождества Богоматери. Написанный на доске трехлепестковой формы образ Входа Господня в Иерусалим, вероятно, первоначально располагался на выносном фронтоне над дверью диаконника.

В центре верхнего яруса иконостаса помещен написанный на выпуклой доске образ Спаса Великого Архиерея, восседающего на небесном престоле в окружении херувимов. На осях, ближайших к центру, во втором ярусе должны были находиться ныне утраченные иконы предстоящих Вседержителю Богоматери и Иоанна Предтечи. Четыре овальных иконы Страстного цикла размещены в изогнутом по форме свода фризе второго яруса иконостаса. На северной стороне помещено Биение у столба и Несение креста, на южной – Надевание тернового венца и Христос перед Пилатом. Утраченными следует считать такие важные сюжеты, как Моление о чаше и Положение во гроб. Развернутый Страстной цикл следует считать иконографической особенностью иконостаса 1827 года. Второй подобный цикл имелся во Входоиерусалимской кладбищенской церкви города Енисейска. Перенесенный из Спасского собора енисейского Спасского монастыря иконостас использован при сооружении двух иконостасов в верхних приделах Успенского храма.

Спасский иконостас был создан между 1756-1765 годами. Он хорошо документирован описями монастырского имущества и запечатлен на фотографии 1920-х гг., хранящейся в енисейском краеведческом музее. Изобилующий орнаментальной резьбой и скульптурой иконостас сохранился частично: утрачены царские врата, часть икон и скульптур, элементы резной орнаментики. Из его нижнего и верхнего ярусов составлен Петропавловский придельный иконостас Успенского храма. Из прясел апостольского чина сооружены два клироса. Из прясел пророческо-праотеческого чина составлен северный придельный иконостас (ныне придел Александра Невского).

Отреставрированная тумбовая панель с иконой на тему «И будет одно стадо и один пастырь» является примером живописно-декоративного ансамбля середины ХVIII века. В это время енисейские мастера являлись признанными лидерами иконостасного искусства в Сибири. Они смело обращались к нетрадиционным сюжетам и с ювелирной тщательностью выполняли из кедра сложные орнаментальные плетения. Традиционную прямоугольную форму досок сохраняли только иконы местного чина. Остальные иконы имели усложненные многолепестковые формы и резные рамы, индивидуальные для каждого чина. Прорезными орнаментальными накладками были декорированы столбцы иконостаса и поля прясел вокруг икон. Традиционный по составу многоярусный Спасский иконостас был насыщен скульптурой, которая концентрировалась в его средней части. Из восьми фигур ангелов сохранились только две. Над венчающим царские врата балдахином помещался резной образ Саваофа. Весь иконостас завершался резным изображением Распятия с фигурами предстоящих Христу Богоматери и Иоанна Богослова. 

Храмовые описи зафиксировали в составе Спасского иконостаса более тридцати резных херувимов. Позолоченная и частично посеребренная резьба Спасского иконостаса, полихромия его резных образов и икон создавали яркий, праздничный, виртуозно исполненный ансамбль, являющийся лучшим украшением храмового интерьера и свидетельством благочестия как исполнителей, так и заказчиков. Непростая судьба древнейшего из сохранившихся енисейских иконостасов отразилась на состоянии его икон: все они требуют серьезной профессиональной реставрации. Успенская церковь города Енисейска – уникальный комплексный памятник истории, культуры и церковного искусства Сибири сохраняется благодаря усилиям ее настоятеля и прихожан. Свидетельствуя о благочестии и высокой культуре предков, храм-памятник взывает к нашим современникам: сделайте все возможное, чтобы донести это чудом сохраненное наследие до потомков! Статья написана в 2004 году.

Источник: https://naov.ru/articles/17_ikonostas-holodnogo-hrama-spasskogo-sobora-v-eniseyiske.html


Историческая справка:

Двухэтажная Успенская церковь заложена 9 сентября 1793 г. в Нагорной части Енисейска по грамоте тобольского архиепископа Варлаама. Строительство здания взамен прежней деревянной кладбищенской церкви, установленной в 1774 г., осуществлялось на средства енисейских купцов С.М. и П.С. Трескиных. Освящение теплого Успенского храма на первом этаже здания состоялось 11 июля 1799 г.

Холодный храм апостолов Петра и Павла на втором этаже здания был заложен 27 августа 1794 г., освящен 17 июня 1818 г. Между 1818 и 1822 гг. вокруг здания была возведена кирпичная ограда. В 1825-1827 гг. к северному фасаду здания на средства енисейского купца А.Г. Кобычева по проекту енисейского губернского архитектора П.Ф. Воцкого(?) был пристроен придельный храм Святителя Иннокентия иркутского чудотворца. Освящен 23 ноября 1827 г. В эти же годы у западного фасада здания было возведено кирпичное крыльцо, а на территории церкви выстроено одноэтажное здание для сторожей.

В 1842-1843 гг. северный придел был надстроен вторым этажом, где разместился придельный храм Александра Невского. Придел строился на средства енисейского купца А.А. Кобычева по проекту помощника енисейского губернского архитектора П.А. Шарова. Освящение придельного храма состоялось 24 августа 1843 г. В 1874 году к северному фасаду церковной колокольни была пристроена одноэтажная кладовая, а вокруг здания вместо сломанной была отстроена новая кирпичная ограда. Архитектор: Шаров Петр Алексеевич. Датировка: 1793-1818 годы. Современный адрес: ул. Рабоче-Крестьянская, 116/7 г.Енисейск, Красноярского края.

Описание объекта:

Двухэтажное кирпичное здание расположено на ул.Рабоче-Крестьянской (бывшей Успенской) на самой высокой точке городского рельефа. Первоначальная трехчастная продольно-осевая композиция здания, состоявшая из вытянутого в поперечном направлении бесстолпного четверика храма с полукруглой апсидой, одинаковой с ним по ширине трапезной и более узкого основания ярусной колокольни, усложнена примыкающим с севера двухэтажным объемом придельных храмов и одноэтажной пристройкой в северо-западном углу здания.

В композиции церкви доминирует высокий двухэтажный объем четверика храмовой части, увенчанный изящным пятиглавием. Двухъярусный восьмигранный барабан центральной шарообразной главы водружен на невысокую восьмигранную трибуну, в верхней части купола. Двухъярусные барабаны периферийных глав храмового венчания установлены на «бочкообразные» фронтоны, поднимающиеся над углами четверика. Плоскости стен фронтонов прорезаны круглыми окнами-люкарнами. Ребра барабанов оформлены вертикальными волютами, а их грани узкими ложными окнами.

Все фасады храмового четверика завершены изогнутыми омегообразной формы щипцами. В каждом щипце находится по одному круглому окну. Алтарные апсиды здания имеют купольные покрытия «вспученной» формы и глухие восьмигранные барабаны, ребра которых оформлены вертикальными волютами. Особенностями композиции южного фасада церкви является несоответствие количества осей оконных проемов нижнего и верхнего этажей, а также круглое окно на первом этаже четверика. Это окно, обрамленное изящным картушем, врезано в пояс карниза, разделяющего этажи храмового объема.

Четырехъярусная, восьмигранная в двух верхних ярусах колокольня имеет несколько приземистые пропорции. Ее столп перекрыт кирпичным сводом, под полусферическим куполом, опирающимся на широкие арки «звона». Ярус «звона» имеет восемь арочных проемов. Северная грань «подзвонного» яруса прорезана небольшим круглым окном. На фасадах второго яруса колокольни находится по одному оконному проему. Колокольня завершена глухим восьмигранным барабаном с высоким граненым шпилем. Ребра барабана оформлены вертикальными волютами.

К западному фасаду колокольни примыкает крыльцо с двухскатной крышей. Конструкции крыши опираются на четыре кирпичные колонны с «ионическими» капителями оригинальной формы. Двухэтажная полукруглая алтарная апсида первоначального объема церкви имеет на каждом ярусе по три оконные оси, и перекрыта на первом этаже конхой с надоконными распалубками. На втором этаже апсиды перекрытия плоские по деревянным балкам. Нижний этаж церкви перекрыт кирпичными «вспарушенными» сводами с надоконными распалубками в храме и трапезной. Храмовый четверик перекрыт восьмигранным сомкнутым сводом с опорой на невысокие арки в углах четверика. Грани свода прорезаны световыми проемами щипцов и фронтонов. Помещение трапезной на втором этаже здания имеет цилиндрический свод с надоконными распалубками. Перекрытия помещений обоих этажей северного придела — плоские по деревянным балкам.

Декоративное убранство фасадов церкви состоит из оконных обрамлений, набранных из кирпичных деталей с использованием S-образного и омегообразного мотива, и контрастирует с гладкой поверхностью побеленных стен. Форма обрамлений варьируется по ярусам окон. Оконные обрамления придельных храмов дополнены сандриками в виде «распахнутой завесы» с веерным замковым камнем и в виде накладной плоской филенки с профилированной горизонтальной тягой. Венчающий мелко профилированный карниз храмового четверика имеет значительную высоту и повторяет изгибы фасадных щипцов. Междуэтажный карниз имеет мелкий профиль. Углы храмового четверика оформлены гладкими лопатками, раскрепованными по карнизам. Крыша металлическая. Габариты здания – 25.7х 16.3 м.

Перестройки и утраты: В 1930-х годах разобрано пятиглавое завершение храмового четверика, щипцы четверика, барабаны глав обоих алтарей и барабан со шпилем на колокольне. В интерьере холодного храма апостолов Петра и Павла утрачен первоначальный высокий иконостас.

Сведения о реставрации: В 1996 году архитекторами Блохиным А.Ф., Шумовым К.Ю. и Путятовой Н. разработан эскизный проект реставрации Успенской церкви. В 2005-2006 гг. по заказу краевого комитета по охране памятников авторским коллективом под руководством архитектора Андреева Г.Ф. выполнен проект реставрации здания. Церковь отреставрирована в 2007-2010 гг.

Техническое состояние: удовлетворительное.

Значимость памятника: Оригинальный образец двухэтажной церковной постройки в формах «сибирского барокко». Синтезирует черты архитектурных произведений тобольской и тотьменской архитектурных школ ХVIII века. Сохраняет роль градостроительной доминанты западной части города.

Источник: https://naov.ru/objects/cerkov-uspeniya-uspenskaya-v-g-eniseyiske-po-ul-raboche-krestyanskoyi-1167.html



Комментарии и обсуждение


Успенская четырёхпрестольная церковь, с 1990 г. Успенский кафедральный собор, построен в 1793-1820 гг. на месте деревянной кладбищенской церкви. Успенская церковь с верхним холодным храмом свв. Петра и Павла строилась на средства купцов Трескиных. В 1824-1843 гг. купцы Кобычевы пристроили с севепа приделы в два этажа (внизу тёплый - Святителя Иннокентия,  вверху холодный - Александра Невского). Монументальный объём здания венчает двухъярусная колокольня.

Из книги А.В. Юдина "Вокруг света. Сибирь". 2006

21 апреля 2012, Сергей Сол.

Успенский кафедральный собор, г. Енисейск. Престолы: в честь Успения Божией Матери, в честь святителя Иннокентия, свв. апостолов Петра и Павла, св. благ. кн. Александра Невского. Все приделы на реставрации.

Источник: сайт Енисейской епархии

26 ноября 2012, Т..

Об истории и архитектуре енисейской Успенской церкви:http://www.naov.ru/?istorija_stroitelstva_i_arhitektura_uspenskoi_cerkvi_v_eniseiske&id=1151
24 декабря 2012.

Историко-архитектурные материалы по Успенской церкви
22 февраля 2013.

Годы постройки: 1793-1818 гг. (основной двухэтажный объем), 1825-1827 гг. (северный одноэтажный придельный храм святителя Иннокентия Иркутского чудотворца), 1842-1843 гг. (надстройка северного придела храмом во имя св. князя Александра Невского).

5 марта 2015, архитектон.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.