ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Енисейск. Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери.


Церковь. Действует.  
Престолы:Иверской иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1871 и 1872. В 1923-1924 гг. перестроена.
Архитектор:Г.Я. Судовский (предположительно)
Адрес:
Россия, Красноярский край, Енисейский район, г.Енисейск, ул.Ленина, 100

Координаты:58.453685, 92.188335




Добавить фотографию
Сортировка:


Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери - Енисейск - Енисейск, город - Красноярский край
Виктор Агапченко
7 августа 2019
Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери - Енисейск - Енисейск, город - Красноярский край
Виктор Агапченко
7 августа 2019
Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери - Енисейск - Енисейск, город - Красноярский край
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
2 августа 2019
Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери - Енисейск - Енисейск, город - Красноярский край
архитектон
30 августа 2014
Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери - Енисейск - Енисейск, город - Красноярский край
архитектон
30 августа 2014
Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери - Енисейск - Енисейск, город - Красноярский край
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1907
Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери - Енисейск - Енисейск, город - Красноярский край
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1907
Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери - Енисейск - Енисейск, город - Красноярский край
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1907
Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери - Енисейск - Енисейск, город - Красноярский край
Внутреннее убранство Иверской церкви, 1890-е годы. Из фондов Енисейского краеведческого музея
Елена Григорьева
1 января 1890
Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери - Енисейск - Енисейск, город - Красноярский край
Источник: Личная коллекция автора
архитектон
??
Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери - Енисейск - Енисейск, город - Красноярский край
Фото из альбома «Енисейск на рубеже веков», составитель В.В. Черкашин. - Красноярск: ИД «Сибирские промыслы», 2015.
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  27 февраля 2021

В 19 веке прихожане Енисейска и монастырь стали спорить, кому принадлежит Воскресенская церковь. Спор дошел до царя и Синода, церковь передали приходу, а монастырь остался без церкви. Но места для строительства новой на территории монастыря не было. В итоге выкупили частный дом, примыкающий к монастырю, и перестроили его в церковь - уникальный случай! В советское время в Иверской церкви был театр, сейчас идет реставрация.

В настоящее время в Енисейске на территории Иверского женского монастыря сохраняется ряд построек, представляющих собой часть его прежнего архитектурного комплекса, на протяжении длительного времени игравшего исключительно важную роль в формировании городской застройки и её силуэта. К числу этих построек принадлежит здание церкви в честь Иконы Иверской Божией Матери, расположенное в юго-восточном углу монастырской территории, на пересечении улиц Ленина (бывшей Большой) и Лыткина (бывшей Никольской).

Любопытна история появления этой церкви в структуре комплекса монастырских строений. Она была связана с давним спором между женской обителью и енисейскими прихожанами за обладание правами на располагавшийся в монастыре каменный Христорождественский храм, сооруженный в 50-х годах XVIII века. Свое право на владение церковью монастырь основывал на том, что этот храм был выстроен на монастырской земле. Прихожане же добивались у духовных властей закрепления за ними здания церкви, ссылаясь на то, что она была выстроена «их иждивением». Еще в конце XVIII века жители Христорождественского прихода безуспешно испрашивали у тобольского епархиального начальства наименования «оной церкви приходской, а не монастырской». В 1837 году распря о праве на Христорождественскую церковь рассматривалась в Томской консистории и даже в Святейшем Синоде. С новой силой споры о принадлежности Христорождественской церкви разгорелись после учреждения в 1861 году Енисейской епархии. Несмотря на ходатайства первого енисейского епископа Никодима (Казанцева), дело, длившееся, почти пять лет, в 1868 году было завершено поручением Священного Синода «озаботится устройством в Христорождественском женском монастыре особой домовой церкви…».

Как следует из сохранившихся документов церковного архива, будущая монастырская церковь, видимо, по настоянию игуменьи Афанасии (Потемкиной) получила наименование в честь Иконы Иверской богоматери, которой она в 1862 году при возведении в сан была благословлена томским епископом Порфирием. Вследствие недостатка свободной монастырской территории (часть территории монастыря отошла к Христорождественской церкви после её передачи приходу), монахинями было принято вынужденное решение о приспособлении под церковное здание располагавшегося в юго-восточном углу обители каменного двухэтажного дома. Этот дом вместе с дворовым участком еще в 1837 году был приобретен игуменьей Девворой (Коноваловой) у енисейского мещанина Алексея Коренева. Местоположение дома в городской застройке зафиксировал план енисейского женского монастыря, составленный в 1838 году. Судя по изображению, в это время дом, находившийся к востоку от монастыря, имел квадратную форму плана и слегка отступал от северной линии застройки главной городской магистрали - Большой улицы. Его восточный фасад выходил в линию застройки проложенной по регулярному плану 1827 года поперечной улицы Никольской, шедшей на юг к комплексу городских кузниц с каменной часовней в честь Николая Чудотворца. В 1843 году по духовному завещанию игуменьи Девворы дом был подарен монастырю и «увеличен…чрез прикладку к нему другой половины». Приобретенный после реконструкции новый облик дома в виде вытянутого с севера на юг прямоугольного объема отразил план монастыря, датируемый началом 60-х годов XIX века. Находившийся в собственности монастыря дом с целью получения дополнительных доходов сдавался в аренду. Вследствие включения земельного участка бывшего домовладения мещанина Коренева в границы территории монастыря, при устройстве в 20-30-х годах XIX века каменной монастырской ограды её звенья примкнули к западному и северному фасадам дома.

Предпринятые руководством женского монастыря действия по исполнению решения Синода об устройстве в обители «особой домовой церкви» были неожиданно осложнены произошедшим в Енисейске в августе 1869 года опустошительным пожаром. О масштабе разрушений города и комплекса строений монастыря красноречивые свидетельства оставил первый Енисейский и Красноярский епископ Никодим, посетивший город через месяц после катастрофы. В своем путевом дневнике он отметил: В Енисейске на две версты вдоль и на версту поперек все удобосгораемое сгорело», в Христорождественской церкви «крыша сорвана, колокола попадали, окна пустые, тут же стоят два каменные дома женского монастыря – обгорелые остовы». Последствия огненной стихии оказались настолько разрушительными, что по предложению епископа Никодима некоторое время даже обсуждался вопрос об основании новой монашеской обители в другом месте.

Однако, предпринятые светскими и духовными властями усилия по сбору средств, уже в 1870 году позволили приступить к восстановлению монастырских построек. По ходатайству генерал-губернатора Восточной Сибири М.С. Корсакова 1500 рублей было отпущено Священным Синодом. Пожертвования поступили от Енисейского епархиального попечительства (675 руб.), от елабужского купца И.И. Стахеева (10000 руб.), от купца И.Г. Пискунова (5000 руб.), от красноярской купчихи Т.И. Щеголевой (1000 руб.). Значительную сумму собрали и монастырские сборщики, разъехавшиеся по населенным местам Сибири и России.

Одной из первоочередных задач по восстановлению обители, вставших перед руководством монастыря, было сооружение новой монастырской церкви. Судя по тому, что антиминс для этой церкви был «священнодействован» епископом Никодимом 25 сентября 1869 года, к реализации замысла переустройства поврежденного огнем каменного дома в «домовую церковь» в монастыре приступили сразу после августовского пожара.

С этой целью был заказан проект будущей монастырской Иверской церкви. Предположительно его автором мог быть енисейский губернский архитектор Г.Я. С удовский. Проект церкви, как сообщает Д. Евтихиев, был утвержден «начальником Енисейской губернии» А.Д. Лохвицким в апреле 1871 года. По благословению епископа Енисейского и Красноярского Павла (Попова) закладка Иверской церкви состоялась 21 апреля 1871 года. Строительство новой монастырской церкви осуществлялось быстрыми темпами, главным образом, на вклад «неизвестного благотворителя». Уже 14 октября 1872 года после окончания строительных работ и обустройства интерьера церковь была освящена. По благословению Святейшего Синода Указом Енисейской духовной консистории от 11 октября 1873 года монастырь был официально переименован в Иверский «по сооружении при оном, из каменного корпуса, церкви в честь иконы Иверской Божией Матери». К моменту официального открытия в Енисейске Иверского монастыря работы по восстановлению его построек в основном были завершены. И лишь обгоревшие стены и башни монастыря были окончательно исправлены к 1882 году. По отзыву енисейского епископа Павла монастырь был «благоустроен в лучшем виде, чем был прежде».

Выстроенная Иверская церковь нашла отражение на выполненном в 1875 году плане монастыря. Своим восточным фасадом здание вышло на западную линию застройки Никольской улицы, а южным фасадом - в северную линию застройки улицы Большой. Зафиксировав, таким образом, юго-восточный угол территории монастыря, церковь, благодаря своим архитектурным формам, приобрела роль важного акцента в пространственно-силуэтной композиции комплекса монастырских построек и окружающей застройке. Вследствие местоположения её объем стал хорошо восприниматься с дороги, подходящей к монастырю с восточной стороны – из Красноярска.

Наиболее ранние из известных нам сведения о состоянии выстроенной в монастыре Иверской церкви, содержатся в опубликованном священником Д. Евтихиевым в 1885 году в Енисейских епархиальных ведомостях довольно подробном описании здания. Приводим некоторые выдержки из этого описания: «Церковь одноэтажная, квадратная, длиною на 8 саженях с 1 аршином, шириною 7 саженей и один аршин. К западной и северной сторонам церкви сделана деревянная двухэтажная пристройка; в верхнем этаже западной пристройки сделана кладовая для архива и ход на хоры, а в низу паперть. В пристройке с северной стороны внизу и вверху устроены келии для монахинь, проходящих послушание при церкви. Против алтаря с северной стороны для входа в пономарскую, пристроено каменное крыльцо.

Купол церкви восьмиугольный, с семью круглыми окнами, украшен железным вызолоченным крестом с резными словами в средине: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»… Кровли на церкви и пристройке железные. Окон в алтаре с восточной стороны два и по одному окну в диаконнике и пономарской. В церкви окон с южной стороны четыре, с западной и с северной сторонам по одному. Алтарь с деревянным куполом, в коем 7 небольших окон; купол алтаря украшен железным вызолоченным крестом с резными словами в середине «Вознесыйся на крестъ волею»… Стены церкви внутри и снаружи выбелены. Для входа в церковь двое дверей с западной и южной сторон».

Интересные сведения «описание» Иверской церкви содержит о церковной колокольне: «Колокольня устроена хотя и вблизи церкви, но отдельно от нее, - в восточной башне монастырской ограды. На ней семь колоколов незначительного веса, так, что самый большой с чеканной надписью: «заутра услыши гласъ мой» весом только 10 пудов 10 фунтов.» Эта башня монастырской ограды, выстроенной в 20-х и 30-х годах XIX века, изображена на планах Иверского монастыря 1838 года, 1860-х годов и 1875 года в южной линии его архитектурного комплекса.

Из опубликованных Д. Евтихиевым сведений, сопоставленных с данными натурного обследования памятника, выявляется характер выполненной реконструкции бывшего монастырского дома. Его частично сохраненные кирпичные стены были дополнены сложенными из обтесанных бревен деревянными стенами с западной и северной стороны. В образованном таким образом объеме здания, как сообщает его «описание», были размещены: в северной части кельи для послушниц, а в западной – паперть и хоры. Как сообщает Д. Евтихиев, помещение собственно церкви (храмовой части без притвора) получило продольный размер в восемь саженей и один аршин (около 17.75 м), и ширину, равную семи саженям и одному аршину (около 15.62 м). К моменту составления «описания» здание сохраняло полученные при реконструкции четыре входа с крыльцами: два на северном фасаде (на крайних западной и восточной осях) и по одному на западном и южном (на крайней западной оси) фасадах.

Фотоснимки Иверской церкви 1880-х годов, дополняющие сведения приведенного «описания», показывают, что объем здания (над его храмовой частью) был изначально завершен шатром, установленным на крупном двухъярусном восьмигранном барабане. Такую же форму несколько меньшего по размеру завершения получила и алтарная (композиционно не выделенная) часть здания. Конструктивное устройство барабанов, выполненных из дерева для удешевления строительства и облегчения веса, предполагало, судя по наличию на их гранях восьмигранных (в описании названы круглыми) оконец, пропуск света для лучшего освещения интерьера церкви. Об этом свидетельствует и сохранившийся в перекрытии здания значительный по размеру восьмигранный проем, в прошлом представлявший собой основание светового барабана.

В несколько однообразной архитектурной декорации оштукатуренных фасадов церкви доминируют обрамления высоких с трапециевидными перемычками окон. Они имеют вид широкой рамы «ушастого» типа с мелко профилированным двускатным навершием, дополненным небольшими «плечиками». Нижние части оконных наличников опираются на профилированную тягу, протянутую по верху цоколя вокруг всего здания.

Правдиво выявляя внутреннюю структуру постройки, её внешние стены расчленены филенчатыми лопатками.

Пространственное решение интерьера Иверской церкви отражало одну из существенных черт, присущих храмам зального типа, - устройство расположенных в два ряда столбов, поддерживающих выполненное в одном уровне перекрытие. Однако свойственная зальным постройкам цельность внутреннего пространства в здании Иверской церкви оказалась нарушена размещением в его северной части жилых помещений. Главным элементом убранства интерьера церкви был небольшой одноярусный иконостас «с колоннами», окрашенный карминовым цветом с позолотой резных деталей.

Особенности внешнего облика Иверской церкви, созданной предположительно архитектором Г.Я. Судовским, были связаны с активным распространением в 50-70-х годах XIX века в архитектуре православных церквей Енисейской губернии национального художественного стиля. Прочная основа этого стилевого направления на приенисейской земле была заложена в середине 1840-х годов с началом сооружения в Красноярске Богородице-Рождественского собора, созданного крупнейшим русским архитектором середины XIX века – К.А. Тоном. Важно отметить, что художественные идеи Тона в это время находили отражение не только в строительстве православных храмов с использованием тоновских образцов (церковь Параскевы в селе Барабанове 1855-1857 гг.), но и получали дальнейшее развитие в формах церковных построек, созданных по проектам работавших в Енисейской губернии архитекторов: Я.И. Алфеева, Б.М. Набалова, Я.М. Набалова, А.Ф. Хейна. В числе их самостоятельных произведений, выполненных в духе тоновской архитектуры, следует указать часовню Параскевы (1855 г. арх.Я.И.Алфеев), колокольню Воскресенского собора (1855-1861 гг. арх. Я.И. Алфеев), здание деревянного Архиерейского дома (1860-е гг., арх. А.Ф. Хейн) в Красноярске, Вознесенскую церковь (1857-1858 гг. арх. Б.М. Набалов) в селе Коркинском под Красноярском.

Этот список построек может быть дополнен и рассматриваемой нами енисейской Иверской церковью, созданной очевидно не без ориентации на одно из ярких тоновских творений – собор Рождества Богородицы (1845-1861 гг.) в Красноярске. Об этом говорит обращение при работе над проектом енисейской церкви к типу зальной постройки, наиболее близким и хорошо знакомым образцом которой был красноярский храм. К числу заимствований следует отнести и шатровые завершения красноярского образца, а также восходящий к арсеналу форм древнерусской архитектуры примечательный прием наклона внутрь здания стен основания барабана его центрального шатра. Вместе с тем нельзя не отметить сходство некоторых черт архитектуры Иверской церкви с образцовыми проектами церквей, содержавшимися в изданиях 1850-х годов, в частности, с одним из образцовых проектов деревянной церкви на пятьсот человек. С этим образцом енисейскую постройку роднит восьмигранная форма оконных проемов шатровых барабанов, трапециевидная форма оконных перемычек и рисунок оконных обрамлений.

Иверская церковь одноименного женского монастыря в Енисейске представляет собой постройку периода архитектурной эклектики второй половины XIX века, сочетающую в своем облике, наряду с широко бытовавшими в русской архитектуре этого времени композиционными приемами и формами, индивидуальные черты, обусловленные функциональными особенностями постройки (домовой церкви) и спецификой превращения гражданского здания в культовое сооружение.

Статья написана в 2002 году.

Автор: Константин Юрьевич Шумов


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  28 февраля 2021

В 2018 г. исполнилось 395 лет со дня основания Енисейского Иверского женского монастыря. Первоначально Иверский женский монастырь именовался Христорождественским (Рождественским) девичьим и представлял собой небольшой скит, состоящий из нескольких отдельных келий. Монастырь располагался на левом берегу Енисея, в устье рек Мельничной и Лазаревки.

До 1673 г. при нем имелась деревянная церковь во имя Рождества Христова. Однако, бушевавший в 1673 г. в городе Енисейске пожар уничтожил и саму церковь, и церковную утварь, и все строения. После пожаров 1673 и 1869 г.г., в 1872 г. была построена новая каменная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. Через два года указом Енисейской духовной консистории по благословению Священного Синода Христорождественский монастырь был переименован в Иверский.

История Енисейского женского монастыря включает в себя недолгое пребывание в нем старца Даниила Ачинского. Через несколько лет после его смерти на могиле старца была воздвигнута часовня. Но пришедшая в Енисейск в 1920 г. Советская власть часовню не пощадила. В мае 1920 г. постановлением президиума Енисейского губернского комитета РКП(б) захоронение старца было вскрыто, часовня снесена, останки изъяты и, вероятно, перезахоронены.

В 1923 г. Иверская церковь была закрыта и передана в распоряжение уездного отдела коммунального хозяйства. В ее здании вначале располагалась колония для малолетних правонарушителей, с 1936 г. - клуб им. Шмидта Енисейского техучастка, Енисейское педучилище, вычислительный центр объединения «Енисейгеофизика», проводились выборы. В 1980-1990-х г.г. в храме располагался народный драматический театр.

Однако на этом история монастыря не закончилась. Решением Синода РПЦ от 28 декабря 1998 г. Енисейский монастырь был возрожден. Позже, в 2000 г., по благословению архиепископа Антония к женскому монастырю был приписан бывший приходской четырехпрестольный Воскресенский храм, закрытый в 1930 г.

Архивы Красноярского края, http://красноярские-архивы.рф/about/vystavki/644


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  19 июля 2021

Церковь Иверской иконы Божией Матери была выстроена в 1871-1872 г.г. в связи с разделением территории монастыря и переходом Рождественской церкви во владение прихожан. При сооружении церкви был использован старый каменный корпус.

Здание Иверской церкви в Енисейске расположено на правом берегу реки Мельничная, южным фасадом выходит на улицу Ленина, восточным на улицу Лыткина.

Это каменное одноэтажное здание, трапециевидное в плане, со скошенным северным фасадом, покрытое железной вальмовой крышей, в шесть проемов по южному фасаду. Восточный фасад удлинен примыкающим с севера небольшим помещением сторожки или ризницы. Перед северным входом устроено закрытое каменное крыльцо с лучковым фронтоном.

Оштукатуренные и окрашенные фасады увенчаны подшивным профилированным карнизом среднего выноса с подкарнизной тягой, цоколь отделен широкой профилированной подоконной тягой. Углы и часть простенков обработаны двухъярусными филенчатыми лопатками. Окна с трапециевидным завершением проемов обрамлены плоскими наличниками с "ушам" и треугольными профилированными сандриками.

В 2014-2019 г.г. произведена реставрация здания. Выполнена гидроизоляция, усиление ленточного фундамента из бутовой кладки, проведено водоотведение посредством устройства отмостки по периметру здания и вертикальной планировки участка.

Также произведено усиление деревянных перекрытий, воссозданы деревянные лестницы, выполнена перепланировка в целях приспособления с восстановлением конструкций схемы деревянного сруба, устройство новых крылец, входов в здание, ремонт и усиление деревянных элементов крыши, организация эффективного водоотведения осадков, воссоздание завершения шатровой крыши, четырех печных труб.

Произведена реставрация, воссоздание архитектурного деревянного декора, оконных заполнений, ставен, дверей, полов, декора потолков, устройство инженерных сетей, благоустройство, воссоздание кирпичной ограды. Реставрация храма полностью завершена.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.