ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Павлово. Церковь Воскресения Христова.

Воскресенская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Воскресения Христова, Казанской иконы Божией Матери, Петра и Павла
Архитектурные стили:Узорочье, Барокко
Год постройки:Между 1777 и 1778.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Нижегородская обл., Павловский район, г.Павлово

Координаты:55.966464, 43.061762


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
Вячеслав Маслов
18 февраля 2019
Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей Веденеев
15 ноября 2015
Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей Веденеев
15 ноября 2015
Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
Южный фасад основного объема храма
Гранковский Владимир
24 сентября 2017
Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
17 мая 2014
Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
17 мая 2014
Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
Состояние церкви в советское время
Виктор Судариков
1 июля 1986
Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
Купола основного объема храма
Гранковский Владимир
24 сентября 2017
Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
Придел Петра и Павла
Гранковский Владимир
24 сентября 2017
Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
Главный иконостас храма
Гранковский Владимир
24 сентября 2017
Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
роспись центрального барабана
Lynx Mourmyss
13 июня 2015
Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
роспись центрального барабана
Lynx Mourmyss
13 июня 2015
Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
17 мая 2014
Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
Д.Воронов
22 июля 2012
Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
Воскресенская церковь в городе Павлово на Оке.
Benefactor
25 мая 2006
Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
Вид на Воскресенскую церковь города Павлово с теплохода.
Benefactor
25 мая 2006
Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
Фото 1900-х годов из фондов Павловского краеведческого музея
Михаил Мещанинов
30 августа 1906
Церковь Воскресения Христова - Павлово - Павловский район - Нижегородская область
«Альбом ‘Волга от истока до Каспия’» Закладка ремесленного училища в селе Павлове.1895г. На дальнем плане церковь Воскресения
Т.
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Сергей Матвеев,  18 апреля 2010

После Преображенской церкви в селе Павлово замечательна церковь Воскресения Христова, отличающаяся высотой и красивой архитектурой. Она сооружаема была в продолжении нескольку лет, а приведена к концу и освящена в 1778 году нижегородец епископом Антонием. На месте ее была церковь деревянная, уступленная за незначительную цену бедным жителям села Глятково в Горбатовском уезде. Эта деревянная церковь была в начале прошлого столетия монастырской, Воскресенского мужского монастыря, о времени построения которого не сохранилось никаких сведений. Из предания известно, что монастырь сей, по желанию владельца села Павлово, князя Михаила Яковлевича Черкасского, перемещен на остров близ села Ворсма и с того времени называется не Воскресенским, а Островоезерским. Случаем к сему перемещению было следующее обстоятельство. Князь Черкасский проезжал из Тобольска, где был правителем губернии, в село Павлово и другие свои поместья. Когда узнал об этом живший и трудившийся на уединенном острове близ Ворсмы инок Макарий, то вышел навстречу князю Черкасскому со святой иконой и благословил его. Князь вступил со старцем в разговор и спросил, между прочим, о его местопребывании. Отшельник показал свое жилище. Уединенное место сие понравилось князю, и он решился перевести сюда из села Павлово Воскресенский монастырь. Намерение князя приведено в исполнение в 1662 году, как показывают оставшиеся монастырские акты. Из этих актов видно, что монастырь устроен был на иждивение князя Черкасского и снабжен от него всякими потребностями". А встречавший князя инок Макарий был первым настоятелем Островозерского монастыря, где гробница его доселе остается в целости.

Однако же Воскресенский монастырь и после перемен продолжал существовать в селе Павлово до половины столетия, как видно из вкладов при нынешней Воскресенской церкви и из грамоты нижегородского митрополита Сильвестра 1715 года. В этой грамоте митрополит предписывает Павловской Преображенской церкви протоиерею Алексею, чтобы он имел надзор за иноками Воскресенского монастыря, коих было 12 человек состоявших под начальством старца Аврамия. Ближе времени императора Петра Великого о монастыре сем не упоминается. Вероятно, тогда он был уже обращен в приходскую церковь. Нынешняя Воскресенская церковь с двумя приделами, устроенными ранее 1778 года, т. е. прежде освящения настоящего главного престола. Из них один по правую сторону в честь Казанской иконы Божией Матери, освящен архимандритом упраздненного Нижегородского Духова монастыря Димитрием; другой, Петропавловский, освящен Островоезерского монастыря игуменом Серапионом. Над папертью Воскресенской церкви в 1805 году устроена красивая колокольня, на коей большой колокол, в 304 1/2 пуда, лит в 1843 году, а предпоследний колокол, в два пуда, остался от вкладов князя Якова Куденетовича Черкасского.

Внутри церковь Воскресенская окрашена краской, а чугунный пол в ней весь почти пожертвован графом Петром Борисовичем Шереметевым, после упраздненного им в Павлове железного завода. Из икон Воскресенской церкви замечательны по древности и украшениям следующие: храмовый образ Воскресения Христова, длиной в два аршина с четвертью, а шириной в аршин и два вершка, в сребропозлащенной ризе. Владимирская икона Божией Матери, длиной в полтора аршина, а шириной в аршин, с убрусом и ризой из разного сорта жемчуга и драгоценных камней. Смоленская икона Божией Матери, длиной в аршин и 10 вершков, а шириной в аршин и 3 вершка, с убрусом и ризой также из разного сорта жемчуга и драгоценных камней. В киоте на тумбе образ нескольких угодников Божиих, на кипарисной доске длиной в 7 1/2, а шириной в 6 1/2 вершков, в сребропозлащенной ризе. Среди образа врезан сребропозлащенньй крест длиной в 3 1/2 а шириной в 3 вершка, с частями святых мощей, о коих на исподней доске оного надписано: «Мощи св. Ап. Ан. первозв., Ап. Варфоломея, Ап. Iaковa, Петра митроп., Алексан. Свирского, Гр. Нисскаго, Ант. Римлян., М. Харалам., М. Ипатия, Ам. Медиолан., Пантел. Целебника, м. Власия, м. Татианы, Евдокии, княз. Даниила Москов., Исид. Пилусиота, благов. княз. Константина и чадъ его Михаила и Феодора Муромск. При сихъ мощахъ еще земля отъ Голгофы». В подобном же киоте образ Сошествия Спасителя во ад, длиной в аршин и три четверти, а шириной в аршин с четвертью, с венцом, крестом и ризой сребропозлащенными, какие имеются и на первых трех иконах. Икона сия приложена в церковь князьями Черкасскими, а писана придворным иконописцем Ушаковым, славившимся при царе Алексее Михаиловиче и Петре Великом. В таком же киоте Казанская икона Божией Матери, длиной в аршин с четвертью, а шириной в аршин, с убрусом и ризой, украшенными разного сорта жемчугом и драгоценными камнями в серебряных оправах. Икона сия писана также иконописцем Ушаковым, хотя по виду представляется древнее всех прочих. Она особенно пред другими иконами чтится жителями села Павлово и часто носится по домам для молебствия. К числу икон, писанных Ушаковым, принадлежат также иконы: святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и Николая Мирликийского чудотворца, Благовещения Пресвятой Богородицы, архангела Гавриила, евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова.

Напрестольных крестов старинных два; один серебряный позооченный, осыпан стразами, в длину 11, а в ширину 9 вершков, водружен на Голгофу, сделанную из чеканного серебра. Другой крест кипарисный в сребропозлащенном снизу и по краям окладе, длиной в 8, а шириной в 3 1/2 вершка, с резной надписью на исподней стороне по окладу: «Изъявление о мощахъ святых Божиихъ угодниковъ, иже въ семъ кресте положишася: над главою Спасителя мощи. Iоан. Предтечи, съ коими вкупе ризы Господ., животвор. древа Господня и часть ризы пресв. Богородицы. На правой стороне отъ того места мощи прор. Даниила, евангеист. Марк, ап. Андр. Первозванного, на левой — мощи Лазаря четверодн., архидиакона Стефана, подъ правою ручкою изображения Спасителя — мощи Игнат. Богоносца, царя Константина, под левою — м. Георгия, Победоносца, Феодора Стратилата; у правой ножки — мощи Еуст. Плакиды, Стефан. новаго, у левой — мощи Михаила Малеина, велик. Варвары, подъ ножками —мощи Iоанна войственника и Пантелеим. целебника». На этом же кресте другая надпись: «Отъ мироздания 7207 въ лета (1699) месяца Мая въ 20 день соделася сей крестъ святый кипарисный къ овложенiи сревряномъ съ мощами святыхъ угодниковъ и устройся монастырь Воскресенский , что въ селе Павлове, въ церковь святую влагословения ради и освящения съ верою приходящихъ человекъ, тщаниемъ Стефана Васильева сына Леонтьева, въ поминовение усопшихъ и погребенныхъ сродниковъ своихъ».

Из книг первое место занимает Евангелие, напечатанное в 1698 году в лист на большой голландской бумаге, в сребропозлащенном окладе, весом в пуд и три фунта, с надписью по листам: «1702 лета от Христа Господа, месяца Септемрия в 4-й день сие святое Евангелие устроено в церковь Воскресения Христова тридневнаго, что въ селе Павловэ тщаниемъ грешнаго Стефана Леонтьева, въ поминовенiе отца своего и погребенных сродниковъ своихъ въ вечное время». Другое напрестольное Евангелие полудестевое, печатанное в 1701 году, в бархатном окладе, с такой же как и вышеозначенная надписью, указывающей на приклад Стефана Леонтьева. Кроме этих евангелий есть еще и другие книги XVII столетия, как-то: «Вечеря душевная», печатанная в 1683 г.; служебная Минея за январь — в 1696 г.; «Апостол» — в 1695 г. Надпись на первом его листе: «Стефана Леонтьева, въ монастырь Воскресения Христова, что въ селе Павлове, въ 1704 году Февраля 3-го дня».

В приделе Казанской Иконы Божьей Матери замечательны по древности иконы: храмовая икона Божией Матери в киоте с сребропозлащенной резьбой, длиной в 17, а шириной в 14 верщков, с убрусом и ризой, украшенными жемчугом и Драгоценными камнями. В подобном же киоте Владимирская икона Божией Матери, с убрусом и ризой, украшенными разного сорта жемчугом и драгоценными камнями. Об этой иконе разсказывают, что однажды какой-то хищник тайно взошел в церковь и хотел снять с нее украшения. Но во время сего хищения вдруг невидимой силой был удален от иконы и повергнут на землю. В этом искренне сознавался сам хищник во время произведенного над ним суда. В таком же киоте Цареградская икона Божией Матери, с убрусом и ризой, украшенными также жемчугом и драгоценными камнями. К этой иконе с особенным усердием и благоговением прибегали жители села Павлово во время холеры. Образ Господа Вседержителя без киота, длиной в аршин и 11 вершков, а шириной в аршин и 5 вершков, в сребропозлащенном окладе, с тремя драгоценными камнями необыкновенной величины в венце. Образ сей писан иконописцем Ушаковым и приложен в церковь князьями Черкасскими. В приделе во имя св. апостолов Петра и Павла находятся иконы также замечательные по древности: Икона Божией Матери Утолимые печали, с убрусом и ризой из жемчуга и драгоценных камней. На убрусе два венца серебряные чеканные. В резном позолоченном киоте Иверская икона Божией Матери, также с убрусом и ризой из жемчуга и драгоценных камней. Венец серебряный чеканный в 3 фунта 36 золотников. В подобном же киоте Смоленская икона Божией Матери, длиной в аршин и три четверти, шириной в аршин и 6 вершков, с убрусом и ризой из серебра, украшенного жемчугом и драгоценными камнями. Икона сия писана иконописцем Ушаковым и приложена в церковь князьями Черкасскими. В этом же приделе замечателен по древности напрестольный серебряный чеканный крест в 64 золотника с мощами св. угодников Божиих, а именно: «прор. Даниила, еванг. Марка и Луки, четверодн. Лазаря, великмч. Екатерины, митр. Петра, Алексия, Iоны и Филиппа, Георгiя победоносца, Димитрия Солунск., Феодора стратил., царев. Димитрия, великом. Прокопия и Меркурия, Максима исповедн., Максима Блажен. Вместе с сими мощами есть камень гроба Господня и камень Голгофы».

Архимандрит Макарий "Памятники Церковных древностей." - Нижний Новгород: издательство "Нижегородская Ярмарка", 1999.


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  13 февраля 2019

Храм в честь Воскресения Христова - одно из самых старинных зданий в городе Павлово на сегодняшний день. Выдающийся историк, архимандрит Макарий пишет об этой церкви следующее: «…в селе Павлово замечательна церковь Воскресения Христова, отличающаяся высотой и красивой архитектурой. Она сооружаема была в продолжение нескольких лет, а приведена к концу и освящена в 1778 году нижегородским епископом Антонием…».

Но начало истории этой церкви находится в гораздо более отдаленном времени. На месте теперешнего Воскресенского храма ранее была деревянная церковь, перенесенная затем в село Глятково Горбатовского уезда. Эта деревянная церковь была в начале XVIII века храмом Воскресенского мужского монастыря, о времени построения которого не сохранилось никаких сведений. Этот монастырь по желанию владельца села Павлово, князя Михаила Яковлевича Черкасского, перемещен на остров около села Ворсма и с того времени стал называется не Воскресенским, а Островоезерским. Перенесен монастырь был около 1662 года. Но интересно, что Воскресенский монастырь и после перемещения продолжал существовать в селе Павлово до половины XVIII века, что видно из грамоты нижегородского митрополита Сильвестра, датированной 1715 годом. В этой грамоте митрополит предписывает настоятелю Павловской Преображенской церкви протоиерею Алексею, чтобы он имел надзор за иноками Воскресенского монастыря, коих было 12 человек, состоявших под начальством старца Авраамия. С этого года упоминание о монастыре исчезает из документов - был упразднен, на его месте остается приходская церковь.

К 1778 году, т.е. уже в каменном храме три престола: главный в честь Воскресения Христова, правый в честь Казанской иконы, освященный архимандритом упраздненного Нижегородского Духова монастыря Димитрием. Левый престол в честь Петра и Павла, был освящен игуменом ворсменского Островоозерского монастыря Серапионом. Над папертью церкви в 1805 году была сделана красивая колокольня, большой колокол для которой был отлит в 1843 году, он весил более 300 пудов. Еще один колокол был настоящей реликвией - он остался от вкладов князя Якова Куденетовича Черкасского.

Осталось описание и внутреннего убранства. В храме находились замечательные по древности святыни. Много икон было написано самим Симоном Ушаковым, царским изографом, учителем Никиты Павловца, талантливого иконописца. Особенно почиталась жителями Павлова Казанская икона Богоматери, написанная Ушаковым. По сведениям архимандрита Макария эта икона часто была носима по домам для совершения частных молебнов. Было несколько напрестольных крестов с мощами различных святых, например, в приделе Петра и Павла находился древний серебряный напрестольный крест, с частицами мощей: «Пророка Даниила, евангелистов Марка и Луки». Кроме того, было несколько богослужебных и учительных книг XVII века, например, напрестольное Евангелие в серебряном позолоченном окладе, весом около 20 кг. Интересно, что благодаря стараниям архимандрита Макария сохранилось имя самого усердного прихожанина храма в XVII веке – это Степан Васильевич Леонтьев. Именно он подарил приходу Евангелие в драгоценном окладе, а также кипарисовый крест, обложенный серебром.

В 1903 году к церкви были приписаны две часовни - каменная, с южной стороны храма в 60 метрах от него, и деревянная на углу Дубовской улицы. Приход церкви составлял 197 дворов в селе Павлово и деревню Заплатино. Церковь в начале XX столетия была очень богатой, например, оценочная стоимость главного иконостаса составляла 3000 рублей. В ценах 1910-1913 годов это была значительная сумма. Кроме того, иконостасы в приделах оценивались каждый по 1000 рублей.

После революции 1917 года храм был закрыт.

http://pavlovo.blagochin.ru/xramy/xram-v-chest-voskreseniya-xristova-g-pavlovo/


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  14 июля 2019

Кирпичная церковь, интересная сочетанием в богатом декоре элементов барокко и узорочья. Построена в 1778 г. Высокий бесстолпный четверик, завершенный декоративным пятиглавием, с трапезной и шатровой колокольней. Приделы в трапезной Казанский и Петропавловский. Закрыта в 1930-х г.г., верх колокольни и главы сломаны, позже разобраны алтарь и трапезная. В 1993 г. возвращена верующим, в 2000-х г.г. отреставрирована.

https://svyatsy.org/churches/nizhegorodskaya_oblast/pavlovskiy_rayon-4/pavlovo-4/cerkov_voskreseniya_slovuschego_v_pavlovo/

Причт состоял из двух священников (Михайло Степанов и Яков Васильев), диакона (Андрей Лукоянов) и пономаря (Семен Васильев). При церкви было 30 десятин пахотной земли в двух полях, пожалованных Ив. Бор. Черкасским. При кн. Мих. Як. Черкасском та земля взята была у церкви и отдана крестьянам. Взамен земли причту давалось ежегодно 10 рублей денег, да хлеба - 17 четвертей ржи и 4 овса. Но с 1715 г. выдача руги почему-то прекратилась. В приходе (с. Павлово и д. Заплатино) числилось 122 крестьянских и 40 дворов вдовьих и солдатских жен.

Павловское благочиние, архивные данные; http://pavlovo.blagochin.ru/arxivnye-dannye/


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  8 марта 2020

Воскресенская церковь принадлежит к одному из самых распространённых в России типов храма, в основе которого - высокий, квадратный в плане четверик с пятиглавием. Однако в числе многих она выделяется художественным своеобразием. Например, откуда это совершенно замечательное завершение четверика, служащее своего рода могучим пьедесталом для лёгкого пятиглавия? Это довольно редкий приём, среди дошедщих до нас памятников Нижегородского края современных храму аналогов не найти. Можно предположить некоторую иконографическую преемственность со Спасо-Преображенским собором в Лысково, выстроенным за три четверти века до Воскресенского храма - в 1711 году. По крайней мере, тип постройки один и тот же - соборный храм в крупном селе (в данном контексте имеет смысл приравнивать павловскую церковь к "соборным", поскольку она является прямой наследницей и преемницей ранее стоявшего на этом месте соборного монастырского храма). Так вот, если сравнивать художественные особенности Воскресенской церкви с Преображенским собором Лыскова, нельзя не отметить ряд общих черт. И у лысковского, и у павловского храма фасад поделён по горизонтали на три примерно равнозначных яруса (с той лишь разницей, что у Спаса-Преображенского храма акцентирован центральный, а у Воскресенского - верхний). Но и там и там третий ярус - это сложная система карнизов, завершённая единственным рядом декоративных кокошников под четырёхскатной кровлей. В глобальном плане выделение этого третьего яруса в отдельный элемент фасада между двумя карнизами можно считать одной из характерных черт, распространённых в нижегородской церковной архитектуре - вспомним хотя бы один из старейших храмов Нижнего, Иоанна Предтечи на Скобе, получивший свой нынешний облик во второй половине ХVII века. Конечно, павловские мастера пошли гораздо дальше, ещё более увеличив верх храма за счёт своего рода аттика между нижним карнизом и поясом кокошников; да и третьего яруса света у прототипов не было. Но это уже всё от барокко; такой необычный "аттик", утяжеляющий верх четверика, иногда встречается в сооружениях рубежа ХVIII-ХIХ веков. Так, что-то подобное можно увидеть в Боровске, у церкви Бориса и Глеба, перестроенной примерно в это время.

Теперь пришло время внимательно рассмотреть внешний облик Воскресенского храма. Двум нижним уровням четверика, с их подчёркнутым архаизмом декора, противопоставлен верхний ярус, ломающий представление о Воскресенском храме как о чём-то сугубо традиционном. Образованный своего рода "аттиком" между двумя карнизами, он несёт пять восьмиугольников, в два из которых заключены оконные проёмы, остальные три - простые ниши в стене. Раскрепованный трёхчастный карниз с висячими лопатками под ярусом из шести кокошников в один ряд ещё более акцентирует и без того перетяжеленный верх. Пятиглавие, напротив, лёгкое и изящное. Центральный барабан световой, боковые - декоративные. Многообразно декоративное оформление четверика церкви. Наличники окон нижнего яруса с несколько тяжеловесным карнизом и завершением в виде двухлопастного кокошника с килем дополняются весьма затейливыми наличниками второго света. В их оформлении мы видим набор стилистических приёмов, бывший в ходу за сотню лет до строительства храма - точеные дыньки, ступенчатые муфты снизу, килевидные кокошники. Алтарная часть - абсолютно традиционный полукруг с тремя окнами в наличниках, продолжающих тему наличников нижнего яруса четверика. В остальном апсида, как, кстати, и трапезная, полностью лишена декора. Нельзя же считать "убранством" простой, если не сказать простецкий, карниз из трёх кирпичных полочек напуском? И немного о том, чего ещё нет. Воссоздаваемая ныне колокольня сохранила два нижних оригинальных яруса. Над ними был большой восьмерик с высокими арочными проёмами - ярус звона, увенчанный восьмигранным шатром с пропорционально уменьшающимися уверху слухами: двумя нижними рядами настоящих, и верхним рядом декоративных - без сквозных отверстий. С точки зрения планировки Воскресенская церковь - характерный представитель композиционной схемы "храм кораблём", с вытянутыми по оси "запад-восток" колокольней, трапезной, основным объёмом и алтарной апсидой.

Схематически храм - это три квадратных в плане объёма со сторонами разной длины, это "единство формы" нарушается лишь апсидой, которая, полукруглая. Трапезная, кажущаяся прямоугольной, на самом деле квадратная в плане - не сразу замечаешь, что она довольно сильно выступает на север и на юг за пределы четверика. В трапезной располагались приделы во имя Казанской иконы Божией Матери (южный) и первоверховных апостолов Петра и Павла (северный). В настоящее время действует южный придел. Всё внутреннее пространство организовано в соответствии с традиционной продольно-осевой планировкой. Через западный вход в нижнем ярусе колокольни попадаем в обширную трапезную. Это, стоит сказать, новодел - оригинальная трапезная была полностью уничтожена в советское время. Та, старая, была двухстолпной; современная реплика в целях расширения внутреннего пространства сделана бесстолпной, перекрытой четырёхлотковым сомкнутым сводом. Алтарная часть придела занимает юго-восточный угол трапезной; от основного помещения она отделена невысоким двухъярусным иконостасом современной работы, поставленным взамен утраченного. В середине восточной стены трапезной расположена широкая полуциркульная арка - проход в основной объём. Выше уровня арки стены и своды сплошь покрыты современной росписью, выполненной с высоким мастерством в технике, соответствующей вкусам рубежа ХIХ-ХХ веков. В противовес этим росписям, восстановленная стенопись основного объёма аппелирует к традиционной иконописной школе. Фрески так же сплошь покрывают стены и своды, но цвета как будто обостряются: взамен приглушённых охры и небесно-голубого в трапезной мы видим торжество яркой лазури и золота. Иконостас четырёхъярусный, новодельный, но выдержанный в старинных традициях; резной, но не перегруженный декором. Все иконы и детали убранства также новые. Внутреннее пространство раскрыто на всю высоту четверика, трёхсветное. Свод основного объёма - четырёхлотковый, с отверстием под световой барабан посередине.

К сожалению, ничего из роскошного убранства не сохранилось до наших дней. До закрытия храма, из икон в Воскресенской церкви находились: храмовый образ Воскресения Христова в сребропозлащённой ризе, Владимирская икона Божией Матери с ризой из разного сорта жемчуга и драгоценных камней, Смоленская икона Божией Матери с ризой также из разного сорта жемчуга и драгоценных камней. В храме хранилось несколько напрестольных крестов с мощами. Особой реликвией считался образ "Сошествие Спасителя во ад" кисти самого Симона Ушакова - вклад князей Черкасских, а также Казанская икона Божией Матери. Она была очень чтима павловчанами, и её часто носили по домам для совершения домашних молебнов. Известно, что в списке других ушаковских икон были образы Василия Великого, Григория Богослова Иоанна Златоуста, Николы Чудотворца, иконы евангелистов и архангелов. Объясняется это тем, что Ушаков был учителем местного изографа - Никиты Павловца. К огромному сожалению, ничего от всего этого великолепия не осталось и в помине. Когда руинированное здание бывшего Воскресенского храма вернули Церкви, прихожанам пришлось всё создавать, по сути, "с нуля".

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №387, ООО "Де Агостини", 2020


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  9 марта 2020

Одно из самых древних зданий в городе Павлове - это храм во имя Воскресения Христова. Известно, что его освятили в 1778 году. Поэтому не удивительно, что у него, впрочем, как и у самого города, история весьма богатая! Известно, что до Воскресенского храма на этом месте стояла некая старая деревянная церковь, которую продали "за незначительную цену" в достаточно бедное село Глятково Горбатовского уезда (там она пробыла ещё несколько десятилетий, а потом сгорела). Изначально же та церковь находилась на территории Воскресенской обители. Никаких подробностей о времени и обстоятельствах создания этого монастыря не сохранилось.

Как-то Павлово, в числе других своих имений, решил посетить владелец села - князь Михаил Черкасский, Тобольский губернатор. Когда князь прибыл в эти места, ему навстречу вышел инок Макарий и благословил его. Макарий жил отшельником на острове недалеко от Ворсмы. Сей факт заинтересовал Черкасского, и тот разговорился с монахом. Макарий пригласил князя к себе на остров. Вельможе уединённость жилища пришлась по душе, и именно туда он решил перенести Воскресенский монастырь. Сказано-сделано. Произошло это в 1662 году. А первым настоятелем бывшей Воскресенской обители, теперь переименованной в Островооезерскую, как нетрудно догадаться, стал тот самый инок Макарий. Ещё в середине ХIХ столетия в обители сохранялась его могила, со временем утраченная. Мощи обрели лишь во время недавней реставрации. Сейчас они покоятся в монастырском соборе.

Сохранились данные, что ещё до освящения в 1778 году главного престола у Воскресенской церкви имелись два придела. Первый был посвящён Казанской иконе Божией Матери (его в своё время освятил архимандрит Нижегородского Духова монастыря Димитрий), а левый - апостолам Петру и Павлу (его освятил игумен Островоозёрской обители Серапион). Есть сведения, что в 1805 году над церковной папертью возвели колокольню. Как сообщает архимандрит Макарий, впоследствии на ней установили огромный колокол, который весил почти 305 пудов (5 тонн). Кроме того, на звоннице имелся ещё и старинный колокол, отлитый на средства князей Черкасских. Однако, скорее всего, речь идёт не о строительстве, а о ремонте звонницы.

В "Иллюстрированном каталоге памятников истории и культуры Павловского района" (2015) отмечается, что "тогда же, очевидно, была выполнена частично закладка южного и северного арочных проёмов нижнего, проходного, яруса колокольни и устроены мощные контрфорсы". Об убранстве Воскресенского храма источники сообщают, что "внутри церковь была окрашена краской", а церковный пол был вымощен чугунными плитами, которые подарил приходу граф Пётр Борисович Шереметев, державший в Павлове свой железный завод, но решивший по каким-то причинам свернуть производство. Окружала церковь ограда, установленная на высокое кирпичное основание с кирпичными же столбами. "С южной стороны от колокольни... располагались трёхчастные ворота с полуциркульными завершениями, над которыми возвышались небольшие изящные главки. На оси южного входа в храм имелась калитка, также с полуциркульными завершениями", - подчёркивается в "Каталоге".

К началу ХХ века приход Воскресенской церкви состоял из почти двухсот дворов. В приходе (с. Павлово и д. Заплатино) числилось 122 крестьянских и 40 дворов вдовьих и солдатских жён. Причт состоял из двух священников, диакона и пономаря. При церкви было 30 десятин пахотной земли в двух полях, пожалованных Иваном Борисовичем Черкасским. Также храм имел две приписные часовни. Одна - каменная - находилась чуть южнее храма, а вторая - деревянная - на некотором отдалении от него. Сама церковь считалась весьма богатой. На сайте Нижегородской митрополии можно найти данные о том, что например, оценочная стоимость главного иконостаса составляла 3000 рублей, а придельных - по 1000 рублей каждый. По тем временам это были немалые деньги!

Убранство Воскресенского храма было роскошным. Все его святыни, утварь и великолепие бесследно исчезли в 1920-е годы, в эпоху изъятия церковных ценностей. Храм разорили и закрыли, а само здание приспособили под жильё. Разобрали шатёр и верхние ярусы колокольни, снесли трапезную и алтарь, от глав тоже ничего не осталось. Судьба последнего настоятеля Воскресенского храма - Алексея Фёдоровича Авдентова оказалась похожей на судьбы тысяч таких же священников. После закрытия Воскресенской церкви он продолжил служить - только уже в кладбищенском храме. В конце ноября 1937 года кто-то донёс на отца Алексия, и его арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности. Суд оказался весьма скорым, через три недели "тройка" НКВД приговорила батюшку к расстрелу. Десятью днями позже приговор привели в исполнение. Лишь в 1989 году прокуратура Горьковской области пересмотрела дело священника Авдентова и реабилитировала его.

Процесс восстановления Воскресенского храма начался в 1990-х годах. Верующим вернули бывшее церковное здание в ужасном состоянии. Пришлось воссоздавать алтарную апсиду, заменять контрфорсы у останца колокольни. Оконные проёмы и каринизы требовали срочного ремонта. Потом на храм заново установили пятиглавие из оцинкованного железа (в 2010-х годах главки позолотили). А позже возвели недостающую трапезную. Лишь в 2017 году состоялось великое освящение Воскресенского храма. Чин освящения совершил епископ Выксунский и Павловский Варнава (Баранов).

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №387, ООО "Де Агостини", 2020

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.