ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новозыбков. Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы.

Никольско-Рождественская церковь


Новозыбков. Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца, Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1774 и 1782. В 1817-1818 перестроена в формах классицизма.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Брянская область, г. Новозыбков, ул. Набережная, д. 39/41

Координаты: 52.535759, 31.925621



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
МОРПЕХ879
12 июля 2019
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фёдор Телин
19 июня 2019
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Сергей Сол
22 февраля 2019
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Раиса Петрошенко
26 апреля 2018
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с моста через реку Зыбкая<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Вид с моста через реку Зыбкая
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
17 февраля 2018
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
MILAV V
1 августа 2017
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
tradtextil
27 августа 2016
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
tradtextil
27 августа 2016
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Сергей Меркулов
20 апреля 2008
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Южная сторона храма<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Южная сторона храма
Александр ДУДНИКОВ
22 мая 2025
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Главный вход в храм со двора<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Главный вход в храм со двора
Александр ДУДНИКОВ
22 мая 2025
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Алексей Кротов
12 октября 2019
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Алексей Кротов
12 октября 2019
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Алексей Кротов
12 октября 2019
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
МОРПЕХ879
12 июля 2019
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
МОРПЕХ879
12 июля 2019
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фёдор Телин
19 июня 2019
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фёдор Телин
19 июня 2019
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с юга, из соседнего двора<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Вид с юга, из соседнего двора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
17 февраля 2018
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
tradtextil
27 августа 2016
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
tradtextil
27 августа 2016
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
tradtextil
27 августа 2016
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
tradtextil
27 августа 2016
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Александр ДУДНИКОВ
29 октября 2008
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Киот с иконами напротив левой части иконостаса<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Киот с иконами напротив левой части иконостаса
Александр ДУДНИКОВ
22 мая 2025
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Киот с иконами напротив правой части иконостаса<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Киот с иконами напротив правой части иконостаса
Александр ДУДНИКОВ
22 мая 2025
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
oldboy
8 апреля 2022
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Свод основного объема<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Свод основного объема
oldboy
8 апреля 2022
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Потолок трапезной<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Потолок трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
8 апреля 2022
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
oldboy
7 марта 2020
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Общий вид церкви, часовни и поклонного креста<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Общий вид церкви, часовни и поклонного креста
kochergin
24 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Частная коллекция. Фото 1969 г.<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Частная коллекция. Фото 1969 г.
Михаил Мещанинов
31 мая 1969
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Пожар в храме. Фото 1959 г. из частной коллекции<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Пожар в храме. Фото 1959 г. из частной коллекции
Михаил Мещанинов
22 января 1959
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
10 сентября 1942
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
12 августа 1942
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
12 августа 1942
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Храм слева. Уникальный ракурс со стороны абсиды. Фото 1942 г. с венгерского исторического портала Fortepan.hu<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Храм слева. Уникальный ракурс со стороны абсиды. Фото 1942 г. с венгерского исторического портала Fortepan.hu
Михаил Мещанинов
14 марта 1942
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Раньше на колокольне были часы. Серия старинных открыток «Привет из Новозыбкова». Источник: Новозыбков.ру <br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Раньше на колокольне были часы. Серия старинных открыток «Привет из Новозыбкова». Источник: Новозыбков.ру
Елена Григорьева
1 июня 1910
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Серия старинных открыток «Привет из Новозыбкова». Источник: Новозыбков.ру<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Серия старинных открыток «Привет из Новозыбкова». Источник: Новозыбков.ру
Елена Григорьева
1 июня 1910
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://www.novozybkov.ru/retroscope/archives/536<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фото с сайта http://www.novozybkov.ru/retroscope/archives/536
Андрей Агафонов
1910
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://www.novozybkov.ru/oldcards/?page=19<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фото с сайта http://www.novozybkov.ru/oldcards/?page=19
Андрей Агафонов
1910
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, фотокарточка с http://www.novozybkov.ru/oldcards/?page=1<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
фотокарточка с http://www.novozybkov.ru/oldcards/?page=1
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1901
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
07.10.2004 - 12.10.2004



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 марта 2010

Расположена в центральной части города, у р. Зыбкая, в глубине участка на углу с Первомайской ул. Построена в 1782 г. на средства злынковского купца Осипова; в 1818 г. полностью перестроена; в кон. 1960-х гг. изменено завершение. Здание рублено из бревен без остатка и обшито тесом, цоколь кирпичный. Один из своеобразных деревянных храмов области, выполненный в стиле позднего классицизма и во многом следующий формам каменной архитектуры. Основу оригинальной двухъярусной объемной композиции образует прямоугольный, вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. Центральный четверик выделяется портиками по бокам и крупным верхним ярусом, увенчанным сферическим куполом (прежде имел низкое цилиндрическое основание) и пятью декоративными главками с крестами: меньшие по углам на четвериках-тумбах и большая над центром купола на глухом восьмерике. Первоначально главы были более крупными, с пологими кровлями и круглыми шеями и размещались на широких четвериках. Верхние суженные ярусы алтаря и трапезной с двускатными кровлями имитируют базиликальную структуру, хотя они не раскрыты в интерьер и имеют лишь ложные окна. В кровлю верхнего яруса алтаря врезан четверик с маленьким куполом и главкой.

В общей композиции доминирует примыкающая с запада к трапезной высокая и стройная колокольня: три ее четверика, последовательно сокращающиеся в размерах, несут восьмерик, завершенный яйцевидным куполом с люкарнами, над которым поставлена маленькая главка. Главным элементом убранства фасадов являются колонные портики тосканского ордера с широким средним интерколумнием и фронтонами. Они украшают боковые входы в храм, а также все четверики колокольни. Широкую арочную нишу западного входа в центре нижнего четверика колокольни фланкировали меньшие нишки между боковыми колоннами (ныне зашиты). Из других деталей классицистического убранства интересны две пары колонн с раскрепованными антаблементами и фронтончиками над ними на восточной стене алтаря. Проемы имеют скромные рамочные обрамления: прямоугольные (храм) и арочные (колокольня); часть из них ложная. В интерьере доминирует просторное центральное помещение в виде квадратного зала, перекрытого подшивным куполом. На боковых стенах этого зала — необычные граненые . столбики. Широким проемом он связан с алтарем, имеющим плоский потолок. Оригинальны шестнадцатигранный купол над трапезной и коробовый свод над входным тамбуром, встроенным в нижний ярус колокольни. Этот ярус разделен на три части с узкими боковыми помещениями, в правом из которых устроена лестница к звону. Росписи на сводах и парусах выполнены масляными красками на холсте в нач. 20 в. и стилизованы в духе иконописи 17 в.; поновлены в сер. 20 в.

В главном куполе помещено изображение Саваофа, а в шестнадцатигранном — Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых 20 в., сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к кон. 19 в.; ряд икон 17-18 вв. С северо-восточной стороны храма находится каплица, построенная в кон. 19 в. в русском стиле. Небольшое кирпичное здание в виде четверика имеет шатровое завершение и более поздний пониженный входной притвор. Шатер, прежде увенчанный главкой, окружали четыре главки, от которых сохранились лишь украшенные кокошниками постаменты. Убранство фасадов также стилизовано под архитектурные формы 17 в.: пучки из трех полуколонок на углах, наличники арочных окон с полуколонками и архивольтами, килевидные кокошники разного рисунка. Внутри каплица разделена на основное помещение и притвор.

Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1997


Деревянная Никольская церковь построена в 1774-82 г. на средства злынковского купца-старообрядца Осипова. В 1791 г. была сделана неудачная попытка, с помощью подразделения Изюмского гусарского полка, отобрать у старообрядцев церковь. Храм полностью перестроен в 1817-18 гг. В 1846 г. приход принял единоверие: из Москвы сюда был определен бывший старообрядческий священник Рогожского кладбища Александр Арсеньев. Престолы: свт. Николы – холодный и Рождества Пресвятыя Богородицы — теплый. В 1896 г. открыта церк.-прих. школа.

Источник: Дурнов А.Г. Единоверческие монастыри, иноческие общины и приходы Российской империи. На правах рукописи.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  17 апреля 2019

В начале ХХ века Новозыбковский уезд был крупнейшим в Российской империи производителем спичек. Но ещё раньше там начали строить уникальные деревянные храмы. Одним из таких удивительных творений народных древодельцев является Никольско-Рождественская церковь, считающаяся одним из крупнейших деревянных храмов в Центральной России, жемчужиной русского деревянного зодчества. ХVIII век был временем быстрого развития старообрядческой слободы Зыбкой, ставшей с 1809 года городом Новозыбковом. Местные жители занимались хлебопашеством, строительными работами, доставкой купеческих товаров в Москву, Санкт-Петербург, Ригу, Варшаву, Кёнигсберг, торговали пенькой и конопляным маслом. Всё это способствовало росту капитала отдельных купцов, который они вкладывали не только в торговлю и производство, но и в материальное воплощение своей веры: иконы, книги, храмы. Закладка дервянного храма состоялась в 1774 году, а освящение - в 1782 году. Церковь строилась на средства злынковского купца Осипова для беглопоповской общины. В 1791 году была совершена попытка отобрать её у старообрядцев с помощью подразделения Изюмского гусарского полка.

В 1817-18 годах храм полностью перестроен в стиле классицизма. В 1846 году приход принял единоверие: из Москвы сюда был определён бывший старообрядческий священник Александр Арсеньев. В храме было два престола: Св. Николая Мирликийского - холодный и Рождества Пресвятой Богородицы - тёплый. В 1896 году при храме открыта церковно-приходская школа. Перед Великой Отечественной войной храм был закрыт и использовался для хранения растений люпина. В 1941 году церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы снова открыли. Завершения главного объёма перестраивалось после пожара 1959 года: в конце 1960-х годов заменено на новое упрощённое (восстановлено в прежних формах в начале 2000-х гг.).

В советское время храм принадлежал Русской Православной Старообрядческой Церкви. Никольско-Рождественская церковь срублена из дерева и обшита тёсом, но во многом следует формам каменной архитектуры. Основу оригинальной двухъярусной объёмной композиции образует прямоугольный, вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. В интерьере доминирует просторное центральное помещение в виде квадратного зала, перекрытого подшивным куполом. На боковых стенах этого зала размещены необычные гранёные столбики. Оригинальны также шестнадцатигранный купол над трапезной и коробовый свод над входным тамбуром, встроенным в нижний ярус колокольни. Росписи на сводах и парусах выполнены масляными красками на холсте в подражание иконописи ХVII века. В главном куполе помещено изображение Саваофа, в шестнадцатигранном - Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых ХХ веком, сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к концу ХIХ века. В иконостасах имеются древние иконы местной стародубской школы иконописи. Изощрённая резьба по дереву, богатство рисунка многослойных цветных карнизов, наличников, дверных проёмов, порталов и других частей здания неизменно вызывают чувство восхищения у всех, кто видит это творение. С северо-восточной стороны храма находится каплица (небольшая часовня с алтарём) с пятью главками, построенная в конце ХIХ века в псевдорусском стиле.

Работы по восстановлению Никольско-Рождественской церкви начались в 2001 году. Купола восстанавливали по старинным открыткам. Вялотекущие работы ещё продолжаются, но с уверенностью можно сказать, что Никольско-Рождественская церковь была, есть и будет жемчужиной Новозыбкова, одним из лучших украшений города.

Из книги "Православные святыни Брянщины". - Брянск, 2014.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 июня 2021

С 1735 года, то есть со времени разгрома по приказу императрицы Анны Иоанновны известного центра старообрядчества слободы Ветки (ныне Гомельской области) и переселения ее жителей в стародубские слободы, началось развитие некоторых из них и особенно Клинцов и Новозыбкова. Затем, с 1764 года, после второй «Ветковской выгонки», осуществлённой генералом Масловым, идеологический центр «старой веры» переместился в Клинцы и Новозыбков.

В 1782 году слобода переименована в посад Клинцы с открытием посадской ратуши. К этому времени расцвета относятся построения наиболее крупных единоверческих церквей в Клинцах и Новозыбкове.

В «Истории русского искусства» И.Э. Грабаря, Г. Павлуцкий в статье «Украинское барокко» отмечает влияние своеобразия архитектуры старообрядческих церквей на развитие архитектуры украинского барокко в левобережной Украине. При этом он ссылается на пример церкви Вознесения в Клинцах. Он указывает, что типичность этих церквей, главным образом, в их внешнем многоярусном виде. По мнению Г. Павлуцкого, этот тип деревянных церквей XVIII века встречается на севере России, однако он усматривает в нём элементы влияния украинского деревянного зодчества, которое «вернулось» на юг в виде архитектурных элементов, уже переработанных по северо-русским художественным вкусам, в церковное зодчество старообрядцев.

На массивном четырехугольном срубе установлены один над другим, всё уменьшаясь, несколько восьмериков, заканчивающихся небольшим куполом. Особенно характерно эта объемно-пространственная композиция проявилась в Клинцовских церквах, получив здесь впечатляющее, сильно развитое по вертикали построение: в церкви Вознесения, построенной в 1780 году (не сохранилась), и в Троицкой церкви 1782 года (сгорела в 1972 году).

Эти церкви и одновременно с ними построенная в 1782 году Рождество-Никольская церковь в городе Новозыбкове являются как бы вариантами художественного поиска зодчими решения самобытного облика главных старообрядческих храмов. Они и отличны друг от друга, они же имеют и много общего.

Клинцовскйе церкви поверх четверика - основания (собственно церковь) имеют по три ряда уменьшающихся восьмериков. Диагональные грани нижнего из них продолжаются врезанными в купол трехъярусными башнями угловых глав. Форма куполов Вознесенской церкви, как считает Павлуцкий, послужила прообразом куполов церквей Левобережной Украины конца XVI!) века.

В Новозыбковской Рождество-Никольской церкви более развит по вертикали двухъярусный четверик, а вместо трех восьмериков над ним установлены три цилиндрических барабана, с сильно сокращённой высотой нижнего и верхнего. Куполам придана полусферическая форма, отличная от куполов Вознесенской церкви. Таким образом, решительно подчёркнут вертикальный массив четверика основания.

Хотя образная трактовка и родство архитектурных элементов (округлые крыши, ступенчатые, двухъярусные объемы, соединяющие собственно церковь с колокольней, профили и детали карнизов) придают общность характеру архитектуры Клинцовскихи Новозыбковского храмов, но отмеченное различие завершающих пятиглавии вносит черты своеобразия в архитектурные облики этих памятников.

В отличие от Клинцовских храмов в Рождество-Никольской церкви более законченной и выразительной предстаёт колокольня. Если в Троицкой церкви архитектура четырехъярусной колокольни выглядит схематизированной с робким применением элементов классицизма, как, например, не очень умело трансформированные декоративные портики третьего яруса, то в Новозыбковском храме классицистические элементы применены с вполне зрелым мастерством критической переработки их на согласный общему решению архитектуры лад.

Самая большая из сохранявшихся деревянных церквей области, Рождество-Никольская церковь осталась единственным образцом самобытной ветви культового строительства старообрядцев.

Церковь Рождество-Никольская построена на средства злынковского купца Осипова. Это выполнено с большим размахом и с желанием сделать церковь доминирующим элементом в застройке города. Раньше, когда город был в основном одно-, двухэтажным, Рождество-Никольская церковь властно подчинила себе городское пространство.Теперь, с появлением крупных зданий, ее градостроительное значение несколько сократилось, но не утрачено полностью. Высокая ярусная колокольня и вознесённое вверх пятиглавие церкви видны издалека и служат композиционным ориентиром центра города.

Внушительны размеры церкви: по поперечнику - 13 и по длиннику 42 метра. План церкви имеет оригинальную композицию: вместо трапезной здесь расположен второй зал церкви, которому предшествует со стороны главного входа небольшое помещение и паперть с внутренней лестницей. По сторонам паперти расположены слева служебное помещение, справа - лестница на колокольню. Алтарь почти во всю ширину открыт в главный подкупольный зал. По поперечной оси последнего расположены боковые входы - северный и южный. На фасадах они выделена портиками. Все помещения церкви вписаны в прямоугольник, сторона квадратного плана колокольни несколько уже ширины церкви.

Стены церкви и колокольни рубленные, обшитые тесом снаружи и внутри. Колонны наружных портиков выполнены из цельных стволов дерева. Перекрытия основных помещений различные: над папертью полого-цилиндрический свод, над вторым церковным залом - сомкнутый шестнадцатилопастный свод, над главным залом - купол. Кровли - железные.

В объемно-пространственной композиции при высотном превосходстве пятиярусной колокольни достигнуто равновесие основных масс. Высокий лаконичный четверик главного храмового зала с куполом и изящным пятиглавием, соединённый с двухсветным вторым залом и алтарём, с сильно выступающими боковыми портиками представляет собой пластически богатый основной объём композиции.

Две темы, два ведущих архитектурных мотива сочетаются во внешнем облике храма: мотив купольных завершений и мотив четырёхколонных портиков. Если первый придаёт объёмную завершенность всей композиции, то второй определяет расчленённость основных элементов, их организацию в единое целое, обогащает образное содержание архитектуры здания.

Стройным аккордом воспринимается завершение главного четверика. Его купол на очень низком барабане не имеет самодовлеющего значения - его роль в объединении пятиглавия. Он виден лишь частями между глухих барабанов на двухступенчатых прямоугольных пьедесталах угловых глав. Сам он подчинён несомому им центральному барабану, возвышенному им и завершающему пятиглавие. Все пять барабанов покрыты полусферическими куполами с цилиндрическими трибунками, увенчанными некрупными луковичными главками и крестами.

Какое замечательное единство в композиции главного объема! Двухъярусный параллелепипед главного зала повторяется в двухступенчатых параллелепипедах оснований угловых глав, цилиндрические барабаны их и центральной главы повторяют низкий барабан купола, а его маленькие «братья» служат основаниями пяти глав. Полусферы пяти куполов повторяют в уменьшенном виде форму основного купола. Форма всех пяти глав одинакова. Композиция завершения основана на гармоническом подобии и геометрическом родстве форм.

Иначе, но «по-родственному» решено завершение колокольни. Оно сделано в ключе, составляющем основное содержание колокольни - ее устремленности вверх. Поэтому купол здесь не полусферический, а возвышенный. Его силуэт плавно переходит в декоративный восьмерик и через малый куполокего крыши «растворяется» в ажурном кресте. В ответ четырём главам церкви в основании купола колокольни сделаны четыре световых люкарни. Таким образом, завершения двух основных объёмов композиции и многообразны и едины. Известно, что красота произведения деревянного зодчества зависит от красоты их покрытия, завершения. Справедливость такого мнения легко подтверждается в данном случае.

Второй ведущий мотив архитектуры памятника - мотив четырех-колонных портиков. Эти портики выполнены в переосмысленном классическом тосканском ордере: сохранён рисунок деталей, но сильно облегчён весь пропорциональный строй - придана лёгкость и изящество колоннам и антаблементам, широкий средний портик более соответствует конструктивному материалу - дереву, чем камню. Весьма логичная переработка классических канонов для дерева. Всего на фасадах памятника четырнадцать портиков. Они объединяют композицию и по горизонтали и по вертикали. Портики выделяют главный и боковой входы, они украшают алтарную апсиду и нижний ярус колокольни. Их антаблемент, продлённый на боковые фасады, членит по высоте второй храмовый зал, завершает уступ его стены, опоясывает весь нижний ярус сложной композиции церкви, соединяет все объемы в одно целое.

По вертикали портики являются основным элементом членений и декора колокольни. По ширине и высоте в соответствии с уступчатой формой колокольни они усиливают эффект перспективных сокращений, зрительно увеличивают её высоту.

Ритм карнизов и треугольных фронтонов портиков динамично направляет взор зрителя вверх, где он после небольшой паузы - глухого восьмерика пятого яруса - переносится на купол и его завершение. Так же как и в купольных завершениях ритм портиков - подобных собою архитектурных форм - создаёт многообразие и единство композиции. Портики придают большое богатство облику памятника, своими размерами связывают большое сооружение с масштабом окружающей застройки. Цельный художественный строй логически расчленённых портиками фасадов в полном созвучии с логически построенными купольными завершениями создаёт архитектурное произведение впечатляющей художественной силы.

Внутреннее пространство памятника организовано в нарастающем по продольной оси ритме изменений размеров его помещений: от узкой паперти с лестницей, через небольшое скромное по отделке помещение и более богатый двухсветный сводчатый зал к развитому по вертикали подкупольному залу- композиционному центру всего интерьера. Купол внутри оклеен холстом с изображением Спасителя. Интерьер насыщен иконами. Многие из них «от старых людей» - надо думать это произведения весьма древнего письма. Иконостас подкупольного, главного зала современен построению церкви. Иконостас второго зала привезён из Злынки, где он находился в одной из церквей. В церкви хранится большая библиотека с книгами на русском, латинском и других языках, есть книги с крюковым шрифтом записей молитв. Среди утвари старинные предметы большой художественной и исторической ценности.

Рождество-Никольская церковь в городе Новозыбкове - оригинальный памятник деревянной архитекторы XVIII века. Он имеет непреходящую художественную и историческую ценность, как единственный великолепный образец почти исчезнувшей и малоисследованной самобытной ветви русской архитектуры, связанной со строительством старообрядцев на Брянской земле.

На храмовом здании установлена доска с надписью: «Памятник архитектуры. Никольская старообрядческая церковь, построена в 1774 г. Охраняется государством. Повреждение здания карается законом».

В настоящее время Николаевский храм нуждается в помощи.

Путешествие по Брянску


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 июня 2021

Годы постройки деревянной Никольско-Рождественской церкви: 1774-1782 г.г., возводилась на средства злынковского купца-старообрядца Осипова. В 1791 г. была сделана неудачная попытка, с помощью подразделения Изюмского гусарского полка, отобрать у старообрядцев церковь. Заново перестроена в 1817-1818 г.г., в конце 60-х годов XX в. в результате пожара завершение изменено. Церковь двухпрестольная: Николая-Чудотворца - холодный и Рождества Пресвятой Богородицы - теплый, принадлежит к Белокриницкому согласию. Рядом с храмом - каменная часовня-каплица, где до 1941 г. находилась икона Одигитрия.

Деревянное зодчество, прекрасные образцы которого так или иначе уцелели до наших дней, вызывают чувство изумления и восхищения. Эти постройки надо всячески оберегать, невзирая на то, что порою они не такие уж и древние - XIX, а то и начала XX века. Если народные традиции в каменном зодчестве по ходу времени претерпевали большие изменения, то в деревянном - эта эволюция совершалась гораздо медленнее. Порою деревянные постройки XIX века были такими же, как и лет триста назад.

Одним из таких удивительных творений народных древодельцев является деревянная Николаевская церковь в Новозыбкове, построенная старообрядцами в 1782 г. и хорошо сохранившаяся до наших дней. В принципе это тот же тип храма, что и в Клинцах, однако некоторые отличия имеются, главным образом за счет более обильного применения элементов ордера. Как и Троицкая церковь в Клинцах, это здание поражает своими размерами, особенно в сравнении с окружающей мелкой застройкой. Хотя в основных своих чертах план и наследует общепринятую схему культовых зданий, но созданные на его основе объемы во многом отличаются от обычных. Видимо, старообрядцы, находясь в оппозиции к официальному православию, не хотели создавать храм, который ничем бы не отливался от утвердившихся канонов церковного строительства. Они хотели создать свой тип храма и этого достигли (они его даже называли не храмом или церковью, а «моленной»).

В то же время старообрядцы были людьми практическими и не зря преуспевали в торговле и промышленности. И поэтому дух времени - а это была эпоха классицизма - им также порою был не чужд. Огромная четырехъярусная деревянная колокольня, сооруженная, по-видимому, одновременно с основным объемом, явно повторяет форму каменной классической архитектуры - те же пучки колонн по углам, те же фронтоны на каждом ярусе, та же соразмерность.

Кроме главного входа в храм с запада подкулольный объем с севера и юга оформлен упрощенными портиками со спаренными колоннами. Точно такими же деревянными колоннами украшена восточная часть храма, хотя портика здесь нет. Таким образом, приемы ордерной архитектуры, исполненные в дереве, применены в этом здании в изобилии и весьма последовательно, памятник облицован более поздней вертикальной дощатой обшивкой.

В общем силуэте и композиции доминирует мощный куб главного объема, увенчанный столь же внушительным куполом. По углам его построены четыре небольшие главки, что еще больше подчеркивает значение главного купола.

Путешествие по Брянску


Александр ДУДНИКОВ
 

Зыбкий град

Раньше на месте современного Новозыбкова была небольшая слобода, которая называлась "Зыбкая". Основали ее во второй половине XVII века старообрядцы, бежавшие от преследования властей.

Новозыбков был основан москвичами - жителями Китайгородской стороны, прихожанами церкви Всех Святых на Кулишках. Этот храм и по сей день украшает центр столицы. А 350 лет назад его община во главе с настоятелем, священником Козьмой, не пожелала принять церковную реформу патриарха Никона и была вынуждена покинуть Москву. Согласно преданию, после долгих, изнурительных странствий путники вышли на сильно заболоченную местность, посреди которой рос огромный раскидистый дуб. В могучих ветвях его они увидели литую икону Смоленской Божией Матери - Одигитрию, что в буквальном переводе с греческого значит "Указующая путь". От иконы исходил яркий золотой свет. Посчитав ее за знамение свыше, переселенцы заложили здесь небольшую слободку. В то время эти земли входили в состав Стародубского полка Новороссии, с начальством которого у новых жителей сложились дружественные отношения.

С усилением гонений на старообрядцев при царевне Софье слобожане уходили еще дальше на запад, "за польский рубеж", попутно основывая другие поселения. Так возникли слободы Елионка, Митьковка, Лужки, Злынка, Понуровка и прочие. Лишь к началу XVIII века часть беженцев вернулась на старое место, где в 1701 году была официально учреждена слобода Зыбкая. 12 сентября полковник Миклашевский выдал фундушевый лист (дарственную) и выслал "певния особы для отведенья и ограниченья на тую слободку грунту". Свое название слободка обрела из-за особенности местных почв, отличавшихся "зыбкостью", другими словами - топкостью, заболоченностью. Зыбким является и сегодняшнее состояние ряда исторических зданий этого города в Брянской области, которые сохраняются лишь благодаря усилиям отдельных энтузиастов и пожертвованиям частных лиц. Первый в этом ряду - храм Святителя Николая с приделом Рождества Богородицы. Это один из главных архитектурных символов города.

Рождественско-Никольский храм был возведен на берегу реки Зыбкой, а потому местные жители прозвали его "церковь Николы над Зыбкой".

Подниматься по ветхим деревянным ступенькам храмовой колокольни следует очень осторожно: здесь все скрипит и шатается. Стены испещрены граффити, некоторым из них более 100 лет: вот нацарапанный в 1861 году портрет кота, а вот помета о реставрации колокольни в 1942-м. Дойти до самого верха отважится далеко не каждый - ноги предательски не слушаются. Но преодолевший страх посетитель будет вознагражден - такой великолепной панорамы города не увидеть более нигде: внизу остались пряничные домики с резными наличниками, прямо напротив возвышается Спасо-Преображенский собор, выкрашенный в небесно-голубой цвет, а где-то вдали виднеется дом купца Григория Осипова. Впрочем, обо всем по порядку.

Церковь во имя святителя Николы построили, как то часто и бывало, на средства местного купца. История сохранила лишь его фамилию - Осипов, а родом он был из Злынки. Деревянное здание с колокольней возвели в 1774-1782 годах. Тогда оно представляло собой местную разновидность украинского барокко, которую сегодня можно увидеть на примере церквей Старого и Нового Ропска. В 1817-1818 годах храм был полностью реконструирован и обрел свой нынешний облик, близкий к модному в те годы стилю ампир.

Сохранившиеся росписи на сводах и парусах церкви были выполнены масляными красками на холсте в начале XX века - в главном куполе на молящихся взирает Господь Саваоф. Среди храмовых икон встречаются весьма старые. Наиболее известная среди них - местночтимый образ Казанской иконы Божией Матери, созданный в XVIII веке. Есть и совсем новые: например, икона, иллюстрирующая историю основания города, написанная московским реставратором Дмитрием Юровым в 2000 году. За алтарем сохранилось несколько старинных надгробий, покрытых слоем желтоватого мха.

В 1896 году для обучения грамоте окрестных детей при храме организовали церковно-приходскую школу. В 30-х годах XX века, несмотря на протест местных жителей, и храм, и школа были закрыты. Однако уже в сентябре 1941-го церковные двери вновь открылись для прихожан и с тех пор более не затворялись. В августе 1942 года храм отреставрировали: над колокольней засиял новый крест. Тогда же, в начале 1940-х, будущий священник Федор Щербаков собирает вокруг себя детей и молодежь, впоследствии составивших костяк послевоенной общины.

В хрущевские времена церковь вновь попытались закрыть. Однако на сей раз местные жители во главе с отцом Феодором сумели ее отстоять. Эту историю хорошо помнит старейшая из клирошанок - Надежда Евгеньевна Помелухо. Она - одна из тех мужественных женщин, благодаря которым храм Николы над Зыбкой стоит до сих пор. Неординарной личностью был и брат отца Феодора, Родион Никитич. Будучи слепым, он не только выполнял обязанности звонаря, каждый раз поднимаясь по ветхим ступенькам на самую высокую в городе колокольню, но также руководил певчими, зная наизусть все богослужебные тексты.

С историей Никольского храма тесно переплелась окутанная ореолом таинственности история богородичного образа, что был обнаружен первыми поселенцами на ветвях дуба. Долгое время икона хранилась в специально построенной для нее деревянной часовне, располагавшейся на прихрамовой территории. Теперь на ее месте стоит новая, кирпичная. Но сегодня увидеть образ уже не удастся: незадолго до закрытия церкви он исчез.

Во второй половине 1940-х годов следы иконы теряются окончательно: некоторые полагают, что ее забрал с собой один из жителей, ушедших с немцами; другие же говорят, что святыня по сию пору пребывает в некоем потаенном месте, куда ее спрятали еще в 1930-х, и когда-нибудь явится вновь...

Сегодняшнее состояние храма и колокольни далеко от идеального: оба объекта остро нуждаются в серьезной реставрации. Пока ситуацию спасают пожертвования отдельных лиц, в основном - иногородних.

Важный показатель отношения к архитектурному наследию - его доступность, что подразумевает наличие хотя бы сносных дорог. В случае церкви Николы над Зыбкой в этом отношении до последнего времени было неладно: строительство подъездной дороги началось лишь в декабре 2016 года - после обращения в администрацию Брянской области. А еще совсем недавно не только местным жителям, но и заезжим туристам, желающим осмотреть храм и полюбоваться красотами города с одной из самых высоких его точек, приходилось каждый раз месить грязь.

Алексей Белас, Алексей Гудков

Источник: интернет-портал "РусскийМир.ru" https://rusmir.media/2020/10/05/novozibkov



Комментарии и обсуждение


Никольско-Рождественская церковь в городе Новозыбкове принадлежит Русской Православной Старообрядческой Церкви Московская митрополия. Это один из древнейших старообрядческих храмов на Брянщине. Строительство велось с 1774 по 1782 годы.
30 марта 2005.

Церковь была полностью перестроена в 1818 г. в стиле классицизма. В 1960-х годах сгорело и было полностью заменено завершение главного объема. Церковь срублена из дерева, но, следуя тенденциям своего времени, формами и окраской имитирует каменную архитектуру. Здесь можно прочитать об истории храма, увидеть фото, включая снимок пожара.

29 марта 2006, Игорь Демин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.