ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новозыбков. Домовая церковь Сергия Радонежского при бывшем реальном училище.

Сергиевская церковь


Новозыбков. Домовая церковь Сергия Радонежского при бывшем реальном училище
Домовая церковь. Не действует.  
Престолы:Сергия Радонежского
Год постройки:Между 1880 и 1890.
Адрес:
Брянская область, г. Новозыбков, ул. Ленина, д. 9

Координаты: 52.535189, 31.936386



Домовая церковь Сергия Радонежского при бывшем реальном училище, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Александр ДУДНИКОВ
16 сентября 2022
Домовая церковь Сергия Радонежского при бывшем реальном училище, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Александр ДУДНИКОВ
16 сентября 2022
Домовая церковь Сергия Радонежского при бывшем реальном училище, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Александр ДУДНИКОВ
16 сентября 2022
Домовая церковь Сергия Радонежского при бывшем реальном училище, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Cергей Б.
29 декабря 2010
Домовая церковь Сергия Радонежского при бывшем реальном училище, Фото с сайта http://www.novozybkov.ru/oldcards/?page=2<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фото с сайта http://www.novozybkov.ru/oldcards/?page=2
Андрей Агафонов
1910
Домовая церковь Сергия Радонежского при бывшем реальном училище, открытка с http://www.novozybkov.ru/oldcards/?page=24<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
открытка с http://www.novozybkov.ru/oldcards/?page=24
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1909



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


…Большое внимание в училище уделялось морально-нравственному воспитанию реалистов и их дисциплине. Для этих целей была построена и освящена домовая церковь в честь покровителя учащихся – святого преподобного Сергия Радонежского. Вопрос о постройке храма в 1880 году инициировал директор Илья Радкевич, который обратился к попечителю Киевского учебного округа тайному советнику Сергею Голубцову с соответствующим ходатайством.

Свои доводы Радкевич обосновывал тем, что «…воспитанники училища относительно исполнения религиозных обрядов поставлены в крайне невыгодные условия: в городе всего одна небольшая православная церковь, которая находится на противоположном конце города …вследствие чего посещение учениками не только вечернего богослужения, но даже и литургии, в особенности в зимнее и осеннее время, почти невозможно. Прихожанами …состоят все православные жители г. Новозыбкова и крестьяне некоторых ближайших селений, вследствие чего в церкви постоянная теснота и давка, церковь эта весьма редко отапливается и без теплого платья оставаться в ней невозможно, при ненастье воспитанники, приходя в церковь, стоят в мокром платье и намокшей обуви, что вредно влияет на их здоровье».

При этом директор сообщал, что храм необходимо предусмотреть в пристройке к основному зданию училища, в котором также следует обустроить актовый зал и мастерские. Для выполнения всех работ был произведен расчет и составлена смета, согласно которой их стоимость оценивалась в 19 111 рублей.

Однако Обер-Прокурор Синода Константин Победоносцев в своем письме от 11 сентября 1880 года отказал Министру народного просвещения в выделении названной суммы. Несмотря на это, задуманное И. Радкевичем доброе дело со временем было реализовано, домовый храм построен и освящен (сегодня в нем располагается актовый зал педколледжа). По состоянию на 1891 год стоимость церковного имущества оценивалась в 6 000 рублей.

Настоятелем храма был определен выпускник Киевской духовной академии священник Александр Колмаков. Его правнук, Александр Колмаков, так напишет о своем предке:

«…Родился он в 1848 или в 1849 году, точная дата была неизвестна даже ему самому. …В Новозыбкове он преподавал Закон Божий в женской гимназии и в реальном училище, служил в церкви. Получал прадед жалование 300-400 рублей, большие по тем временам деньги. Построил в Новозыбкове три дома (стоят и поныне) и содержал семью и прислугу.

Роста был высокого, телосложения полного, пел тенором, владел несколькими языками. Ходил в дворянское собрание играть в преферанс. Женился он на дворянке Анастасии Андреевне Морозовой, уроженке города Городня. Родились у них два сына, Борис и Владимир.

…Дружил с директором реального училища Николаем Трифоновичем Исаиным, со священником Чудо-Михайловской церкви Бурневским. Кстати, с сыном Исаина, Владимиром, дружил мой дед – они были одноклассниками по реальному училищу. И позднее этот интереснейший человек, профессор ботаники, основатель сельскохозяйственного техникума в Новозыбкове всегда был желанным гостем в нашем доме.

Умер Александр Колмаков в июне 1913 года от кровоизлияния в мозг. Сидел в саду на скамейке, к нему подошла его собака. Прадед погладил ее и вдруг, потеряв сознание, упал на траву...». Отцу Александру сослужил диакон Петр Калиновский.

Из воспоминаний студента А.С. Солодовникова: «Посещение церкви было обязательным и для учителей, и для учащихся. Проповедей было мало. Если и бывали, то коротенькие. После богослужения к кресту подходили строго по рангу: первым подходил директор 2-х училищ, затем начальница гимназии Ананьева Александра Александровна, потом директор гимназии, дальше инспектора училищ Льетьен и Наголкин, а затем уже преподаватели, выходя из рядов, в которых стояли.

Расстановка учащихся в церкви проходила тоже по установленному порядку. Справа от входа становились преподаватели сельскохозяйственного технического и реального училищ, впереди них «техники», как называли в городе учащихся сельскохозяйственного технического училища, за ними реалисты со старших классов и впереди у алтаря самые младшие классы. В центре был широкий проход. Слева от него расстанавливались гимназистки, начиная от младших классов, ближе к алтарю. За гимназистками становились преподавательницы с начальницей. Богомольцев из населения почти не бывало, и, если случались в небольшом количестве, то они становились у самых входных дверей сзади женской гимназии.

Церковь отапливалась хорошо, поэтому все были без верхней одежды и в самых лучших форменных костюмах, как на параде или смотре. Такая расстановка в церкви давала возможность обоим полам взаимно насмотреться во время богослужения и подходя к кресту. Если добавить к этому, что до звонка на богослужение можно было нагуляться по коридору пара за парой, хотя и отдельными парами «мальчиков» и «девочек», то станет понятным, что учащиеся охотно посещали церковь, являясь заранее.

После богослужения час-полтора происходила прогулка по Чугуновке (название главной улицы, идущей к железной дороге, именовавшейся в старину «чугункой»), встречи на ней, завязывание знакомств и проводы домой гимназисток. За время проводов договаривались о встречах вечером на домах и о прогулках в лес, если позволял сезон.

При одном частном кинотеатре в городе и редких училищных вечерах посещение церкви было большим развлечением для учащейся молодежи».

В июне 1890 года в реальном училище встречали высокого гостя. 10-го числа его посетил епископ Новгородсеверский Антоний. В тот день на площади перед учебным заведением под проливным дождем толпилась масса народу всякого звания и происхождения, сновали извозчики, кричали городовые и торговки. В здании училища собралась почти вся местная интеллигенция. В домовую церковь пришли ученики и воспитанницы женской гимназии, которые выстроились рядами по обеим сторонам амвона. В 6 часов вечера прибыл архиерей. При входе в храм его встречал настоятель с крестом в руках. Хор из учеников пропел «исполаете деспота». Помолившись перед иконами, владыка вошел в алтарь. Диакон произнес с амвона многолетие Императору, Святейшему Синоду и епископу Новгородсеверскому. После чего владыка Антоний благословил собравшийся в церкви народ и сопровождаемый директором осмотрел училище. Он остался доволен учебным заведением, организацией образовательного процесса, успехам большинства учеников, профессионализму преподавателей и оказанным ему приемом.

Выдержка из книги «Новозыбков на рубеже XIX-XX столетий. Реальное училище». Автор-составитель А.П. Дудников. - Москва, КнигИздат, 2022. 



Комментарии и обсуждение


Здание реального училища построено во второй половине XIX в. Похоже, домовая церковь при училище была первым каменным храмом Новозыбкова. В советское время крест снесен, а помещение церкви используется в качестве актового зала педагогического колледжа.

http://www.novozybkov.ru/

13 декабря 2016, Вадим кр.

Господину Управляющему Министерством народного просвещения

Вследствие отношения от 11 сего сентября за № 10472, в котором изложено ходатайство Попечителя Киевского учебного округа об отпуске из средств Святейшего Синода 19 111 руб. 37 коп. на устройство домовой церкви при Новозыбковском реальном училище или об ассигновании таковой суммы заимообразно с постепенным ее покрытием в течение определенного числа лет из специальных средств названного училища, имею честь уведомить Ваше Превосходительство с возвращением приложения к означенному отношению, что по многочисленности строительных нужд по духовному ведомству и ограниченности имеющихся на это в распоряжении Святейшего Синода средств, не представляется возможности к удовлетворению вышеизложенного ходатайства Попечителя Киевского учебного округа.

Обер-Прокурор К. Победоносцев

30 сентября 1880 года

Российский государственный исторический архив /фонд 733, опись 164, дело 510/

Господину Обер-Прокурору Святейшего Синода

Господин Попечитель Киевского учебного округа в представлении от 13 августа сего года за № 8627 объясняет, что значительное большинство населения г. Новозыбкова состоит из раскольников различных толков, неуклонно исполняющих свои религиозные обряды, тогда как православное население города, и в особенности воспитанники местного реального училища, относительно исполнения религиозных обрядов поставлены в крайне невыгодные условия: в городе всего одна небольшая православная церковь, которая находится на противоположном конце города в расстоянии почти двух верст от реального училища, около которого по большей части расположены квартиры учеников, вследствие чего посещение учениками не только вечернего богослужения, но даже и литургии, в особенности в зимнее и осеннее время, почти невозможно.

Прихожанами этой единственной небольшой церкви состоят все православные жители г. Новозыбкова и крестьяне некоторых ближайших селений, вследствие чего в церкви постоянная теснота и давка, церковь весьма редко отапливается и без теплого платья оставаться в ней невозможно. При ненастье воспитанники, приходя в церковь, стоят в мокром платье и в намокшей обуви, что вредно влияет на их здоровье. Священник по обязанности своей исполняет разные требы, начинает литургию не всегда в одни часы и во время литургии. Не редко лежат тела умерших в открытых гробах возле места, отведенного для учеников.

Принимая во внимание приведенные выше неудобства и имея в виду, что только в домовой церкви возможен надзор со стороны начальства училища, а также и правильное посещение учениками богослужений, тайный советник Голубцов ходатайствует об устройстве церкви при названном училище. Для приведения предположения этого в исполнение необходимо к зданию училища сделать пристройку, на расходы по возведению которой составлена смета в сумме 13 831 руб. 37 копеек, а для приобретения церковных принадлежностей по другой составленной смете потребуется 5 280 руб., всего 19 111 руб., которых в распоряжении учебного ведомства не имеется.

Сообщая о вышеизложенном Вашему Превосходительству и согласно представлению господина Попечителя Киевского учебного округа, я имею честь покорнейше просить Вас, Милостивый Государь, уведомить меня, не признаете ли Вы возможным исходатайствовать перед Святейшим Синодом о принятии им на свои средства вышеисчисленный расход по сооружению проектированной церкви, или же, в случае могущего встретиться затруднения по этому предмету, об ассигновании потребной суммы заимообразно с постепенным ее покрытием в течение определенного числа лет из специальных средств названного реального училища.

При сем препровождаются: сметы на устройство церкви, план здания и ведомость справочным ценам.

Управляющий министерством народного просвещения. 11 сентября 1880 года

Российский государственный исторический архив /фонд 733, опись 164, дело 510/

Господину Управляющему Министерством народного просвещения

Директор Новозыбковского реального училища вошел ко мне с представлением, в котором, между прочим, объясняет, что значительное большинство населения г. Новозыбкова состоит из раскольников различных толков, неуклонно исполняющих свои религиозные обряды, тогда как православное население города, и в особенности воспитанники вверенного ему училища, относительно исполнения обрядов поставлены в крайне невыгодные условия: в городе всего одна небольшая православная церковь, которая находится на противоположном конце города, в расстоянии почти двух верст от реального училища, где по большей части расположены ученические квартиры, вследствие чего посещение учениками не только вечернего богослужения, но даже и литургии, в особенности в зимнее и осеннее время, почти невозможно.

Прихожанами этой единственной небольшой церкви состоят все православные жители г. Новозыбкова и крестьяне некоторых ближайших селений, вследствие чего в церкви постоянная теснота и давка, церковь эта весьма редко отапливается и без теплого платья оставаться в ней невозможно, при ненастье воспитанники, приходя в церковь, стоят в мокром платье и намокшей обуви, что вредно влияет на их здоровье.

Священник по обязанности своей соблюдает интересы своих прихожан, а не учеников, и потому, вследствие разных треб, начало литургии не всегда бывает приурочено к известному часу, кроме того, по той же причине во время литургии нередко лежат в открытых гробах возле места, отведенного для учеников, тела умерших.

Принимая во внимание приведенные неудобства, и имея ввиду, что только в домовой церкви возможны как надзор со стороны начальства училища, так и правильное посещение богослужения со стороны воспитанников, директор ходатайствует об устройстве церкви при вверенном ему училище. Для приведения предположения этого во исполнение необходимо к зданию училища сделать пристройку, в которой может быть помещен также и торжественный зал, и мастерские. На все расходы по возведению этой пристройки составлена смета в сумме 13 831 руб. 37 коп., а для приобретения необходимых церковных принадлежностей составлена другая смета на 5 280 руб. Таким образом, всего понадобится до 19 111 руб. 37 коп.

Признавая со своей стороны настоящее ходатайство директора Новозыбковского реального училища заслуживающим внимания, имею честь представить таковое с приложением двух смет, плана здания этого училища с предполагаемой пристройкой и с ведомостью о справочных ценах на благоусмотрение Вашего Высокопревосходительства, покорнейше прося не изволите ли признать возможным снестись по настоящему предмету со Святейшим Синодом, не будет ли принято им на свои средства предстоящий к сооружению церкви расход в 19 111 руб. 37 коп., или же в случае могущего встретиться по этому предмету затруднения об ассигновании потребной суммы заимообразно с покрытием ее постепенно из суммы, собираемой за учение с учеников означенного реального училища.

Попечитель Киевского учебного округа Сергей Голубцов

13 августа 1880 года

Российский государственный исторический архив /фонд 733, опись 164, дело 510/

Господину Попечителю Киевского учебного округа

Вследствие представления Вашего Превосходительства от 13 августа сего года за № 8627 об отпуске из сумм Святейшего Синода 19 111 руб. 37 коп. на устройство домовой церкви при Новозыбковском реальном училище или об ассигновании таковой суммы заимообразно с постепенным покрытием ее из специальных средств названного училища, мною было сделано сношение по сему делу с Господином Обер-Прокурором Святейшего Синода.

Ныне тайный советник Победоносцев уведомил меня, что по многочисленности строительных нужд по духовному ведомству и по ограниченности имеющихся на это в распоряжении Святейшего Синода средств не представляется возможным к удовлетворению вышеизложенного ходатайства.

О таковом отзыве тайного советника Победоносцева имею честь уведомить Вас, Милостивый Государь, вследствие вышеозначенного представления за № 8627.

При сем возвращаются две сметы на устройство церкви, план здания и ведомость о справочных ценах.

Управляющий Министерством народного просвещения, Товарищ министра

31 октября 1880 года

Российский государственный исторический архив /фонд 733, опись 164, дело 510/

Из протокола заседания Новозыбковского Ревкома от 30 декабря 1918 года

Пункт № 7 «О Законе Божьем в школах и в отдельности о церкви местного реального училища»

Поручается Президиуму и Комитету партии выпускать соответствующие воззвания и вести агитацию в духе отделения церкви от государства. Отделу народного образования представляется полная самостоятельность в вопросе о церкви при местном реальном училище.

Государственный архив Брянской области /фонд 981, опись 1, дело 6

…Во главе реального училища стал бывший политкаторжанин Еременко, и училище было реорганизовано в среднюю общеобразовательную школу. Домовая церковь при училище была закрыта. Иконы и другая утварь переданы в собор. В помещении церкви устроили спортивный зал.

Художественную роспись потолка бывшей церкви, сделанную каким-то выдающимся зарубежным художником, Еременко приказал просто забелить, не стирая с потолков. По его выражению, совесть не позволяла «поднять руку» на большую художественную ценность. Так и по настоящее время под слоями побелки скрываются художественные произведения на религиозные темы. Художественное произведение под слоями побелок должно быть сохранено, пока не выяснена его действительная художественная ценность и не будет определена его дальнейшая судьба.

О наличии художественной росписи потолка в бывшей домовой церкви реального училища, теперь занимаемого госпединститутом, мною поставлена в известность Академия художеств с предложением предупредить администрацию института не повредить ее перетиркой потолков.

Из воспоминаний бывшего ученика реального училища Анатолия Солодовникова /музей при Новозыбковском филиале Брянского государственного аграрного университета/

Дни 7-го и 8-го октября сего года отныне, несомненно, составят светлую страницу в истории Новозыбковского реального училища. В эти дни, с разрешения подлежащего начальства, учащие и учащиеся реального училища и женской гимназии совместно с приглашенной на торжество многочисленной публикой с особенной торжественностью отпраздновали двадцатипятилетний юбилей существования в г. Новозыбкове реального училища. Совместно же с юбилеем (7-го октября) праздновали и храмовый праздник училища в память св. Сергия.

Накануне 7-го совершено было торжественное всенощное бдение протоиереем о. А. Бекоревичем в сослужении восьми священников и двух диаконов, а утром 7-го числа – освящение воды, Божественная литургия и после литургии благодарственный Господу Богу молебен. Торжественное богослужение иереев, стройное и мелодичное пение училищного хора, затейливо убранный зеленью храм, масса молящихся и важность события на всех производили отрадное впечатление и слишком содействовали религиозному, умильно восторженному настроению присутствовавших. Ясно было, что все присутствовавшие с неподдельным сочувствием разделяли великое торжество училища, двадцать пять лет достойно просвещающего юношество великими истинами науки и нравственности.

В два часа дня 7 октября состоялся торжественный акт, на котором законоучителем училища священником А.И. Колмаковым прочитана была историческая записка о состоянии и деятельности училища за 25-летний период его существования. В своей записке о. Колмаков, как старейший из преподавателей училища, чуть ли не с основания его всецело посвятивший свою нелегкую педагогическую деятельность на пользу училища, с особенной наглядностью представил слушателям подробную карту жизни и деятельности училища. Все более или менее выдающиеся случаи и события в жизни училища последовательно прошли перед слушателями, ясно освещая двадцатипятилетнюю его деятельность.

Не ускользнуло от взора и внимания отца Колмакова, как старожила училища, ни одно так или иначе имевшее отношение к училищу событие.

Очевидно, что во все время своей деятельности в училище отец Колмаков принимал самое близкое и деятельное участие во всей духовной внутренней и внешней жизни училища.

Священник Григорий Григоровский

Черниговские губернские ведомости (часть неофициальная) от 13 декабря 1900 года, № 2368

30 октября 2024, Александр ДУДНИКОВ.

В течение июня месяца 1895 года в консистории получены деньги от следующих лиц: на образование капитала имени в Бозе почившего Императора Александра ІІІ для выдачи из процентов оного пособий учащим в церковно-приходских школах и школах грамоты - священника домовой церкви Новозыбковского реального училища Александра Колмакова 1 руб. 6 коп.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 сентября 1895 года, № 17, стр. 747

11 ноября 2024, Александр ДУДНИКОВ.

В течение марта месяца 1897 года в консистории получены деньги: тарелочного сбора на распространение православия между язычниками империи от настоятеля домовой церкви при Новозыбковском реальном училище, священника Александра Колмакова – 4 руб. 10 коп.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 мая 1897 года, № 10, стр. 307, 308

10 февраля 2025, Александр ДУДНИКОВ.

Диакон Сергиевской церкви Новозыбковского реального училища Петр Калиновский перемещен на псаломщическое место при Кресто-Воздвиженской церкви города Чернигова – 26 февраля.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 марта 1897 года, № 6, стр. 117

10 февраля 2025, Александр ДУДНИКОВ.

Допущен к исполнению должности псаломщика: псаломщик Преображенской единоверческой церкви г. Новозыбкова Николай Сорокалетов к Сергиевской церкви Новозыбковского реального училища, с увольнением его, Сорокалетова, от должности псаломщика при Преображенской единоверческой г. Новозыбкова церкви – 17 мая.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 июня 1897 года, № 11, стр. 325

10 февраля 2025, Александр ДУДНИКОВ.

В течение апреля месяца 1897 года в консистории получены деньги от следующих лиц: вербного сбора в пользу Святой земли – священника домовой церкви при Новозыбковском реальном училище – 4 руб. 35 коп.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 июня 1897 года, № 12, стр. 339-341

12 февраля 2025, Александр ДУДНИКОВ.

В течение апреля месяца 1897 года в консистории получены деньги от следующих лиц: на постройку храма в Москве в память освобождения крестьян – священника домовой церкви при Новозыбковском реальном училище – 3 руб. 9 коп.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 июня 1897 года, № 12, стр. 339, 340

12 февраля 2025, Александр ДУДНИКОВ.

В декабре месяце 1900 года в консистории получены деньги от следующих лиц: особого тарелочного сбора в пользу больных и раненых русских воинов в Китае – настоятеля домовой церкви при Новозыбковском реальном училище, священника Александра Колмакова – 4 руб.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 февраля 1901 года, № 3, стр. 75

21 февраля 2025, Александр ДУДНИКОВ.

Настоятелем домовой Новозыбковского реального училища Свято-Сергиевской церкви, священником Александром Колмаковым, присоединена 10 сентября 1900 года к православной церкви швейцарская гражданка протестантского вероисповедания анна Роза-Бланш Густавова Нотц, 20 лет, с наречением ей имени Нина.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 февраля 1901 года, № 3, стр. 64

21 февраля 2025, Александр ДУДНИКОВ.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.