Слово по освящении первого православного храма в г. Новозыбкове во имя Чуда Архистратига Михаила
Слава и благодарение Всевышнему! Храм, так давно ожидаемый и так долго не устраиваемый по бедности православных жителей града сего, наконец окончен. Слава и благодарение Всеблагому! Храм сей благодатию святого Духа освящен ныне во святилище таинств, в училище благочестия, в дом молитвы.
Высоко и многознаменательно назначение храмов Божиих! Велико же и торжество наше ныне, не описаны радость и веселие всех. И кажется мне, что и древние израильтяне не более радовались, когда праздновали освящение скинии и храма, воздвигнутых в честь и славу Господа Иеговы.
Оказались, благодарение Богу, между нами и такие, кои, подражая Моисею, Давиду и Соломону все силы и средства употребили на то, чтобы воздвигаемый храм Богу был вполне достоин своего назначения…
Когда народ израильский, по повелению Божию, был приглашен Моисеем к устроению скинии, то он охотно и с удовольствием жертвовал большим количеством серебра, золота, драгоценных камней, тканей и прочих вещей, так что оказалось более, недели сколько нужно было для того: и дела быша им довольна на строение творити: о преизбыша (Исх. 36, 7). Давид, царь израильский, изгнав из Иерусалима иевусеев, сделал его своим столичным городом и, несмотря на воинственную жизнь, успел собрать многочисленные сокровища для построения в нем храма Божия из собственного своего достояния и от доброхотных приношений своих подданных: и возвеселишася людие о усердном подаянии, понеже всем сердцем приношаху Господу и Давид царь возвеселися зело (1 Пар. 29, 9). А Соломон, умножив сокровища отца своего и испросив у царя тирского искуснейших художников, воздвиг столь великолепный храм Господу, что он, по своей обширности, богатству и изяществу, считался чудом в свете.
Нечто подобное, конечно в малых размерах и своим образом происходило и у нас. По приглашению начальников епархии и губернии все сословия нашего уезда, и во главе их дворянство, с усердием принесли свои жертвы на алтарь новосозданного храма; даже самые старообрядцы здешнего града сделали жертвование деньгами в пользу храма и землею в пользу причта.
А ко всем этим жертвам, присоединив немалую часть своего достояния, благоверный раб Божий Михаил – устроил в непродолжительное время это красивейшее произведение зодчества, приводящее местных жителей в восторг и на далекое пространство веселя сердца и взоры окрестных жителей. Да, храмоздатель, это лучший и величественнейший памятник твоего благочестия! Это лучшая и неумолкающая похвала твоей добродетели! Это лучший и блистательнейший венец твоей веры!
Но вот, по прошествии некоторого времени, нужно было обновить храм иерусалимский: и повелел царь Иоас, да сотворят ковчежец, и поставят при вратех Господних извне. И даша вси начальницы и вси людие, и вношаху и влагаху в ковчежец, и собраша сребра многа, и возставиша дом Господень в состояние прежнее его, и укрепиша (2 Пар. 24, 8-13). Видите ли, что недовольно того, чтобы только устроить храм, а нужны некоторые жертвы с вашей стороны и для поддержания его в благолепии. При этом да не стесняется никто ограниченностию состояния и скудостию средств. Кто мало имеет, тот, подобно евангельской вдовице, пусть малым жертвует, но только с полным усердием. А кого Господь в избытке наградил благами мира, тот пусть щедрою рукою жертвует, да не оскорбит он Господа, благодеющего ему, скудостию подаяния.
К сожалению, в последнее время не мало оказывается между нами и таких, кои, увлекаясь тлетворным духом неверия и развращения, с пренебрежением отзываются обо всем, касающемся религии и обрядов церковных. У таких людей находятся с избытком деньги для роскошного обеда и дорогих вин, для пышного убора дома и модных нарядов, для разорительных игр и безнравственных зрелищ и для всего тому подобного, но вовсе нет денег для храма Божия. Правда, такие люди и в храм-то Божий не ходят; если же иногда и приходят, то не по расположению сердца к молитве, не по чувству благоговения к Творцу и Спасителю Богу, а единственно по обычаю. Не ждите от них приличного дому молитвы поведения: их поведение большею частию служит соблазном для истинно верующих и молящихся, тем менее ждите от них пожертвований на поддержание благоустройства и благолепия храма Божия… Ах, дай Бог, чтобы таковых менее было в нашем православном Отечестве и их действительно еще не так много – это только те гордые умом, которые, по выражению писания, взимаются на разум Божий.
Вы же, истинно православные христиане, зная, что во все времена были люди, по безумию говорящие в сердце своем: несть Бог, уклоняйтесь от религиозных разговоров с подобными людьми и, чистосердечно веруя, что вне церкви нет спасения, спешите при первом ударе колокола во храм Божий и тут изливайте свои сердечные чувства в пламенной молитве Господу – это самая чистая и приятная жертва Богу. Не верьте тем, которые говорят, что Богу можно и дома молиться и потому нет нужды ходить для того в церковь. Не буду спорить против того, что можно и дома молиться и даже должно, но только спрошу: действительно ли молятся те, которые так говорят? Едва ли! Если же у кого не достает охоты молиться во храме, где все располагает к молитве, то можно ли верить, чтобы он проводил время в молитве дома, где все отвлекает его от молитвы. Нет, не обманывайте ни себя, ни других. Едино просих от Господа, говорит о себе Давид, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его (Псал. 26, 4). Вот прекрасный образец для молитвы вне храма! Молиться о том, чтобы Господь согрел холодное сердце наше пламенем любви ко храму Божию. И отчего, в самом деле, родилось у Давида такое сильное влечение ко храму? От чего храм представлялся так важным для него? От того, как говорит он, что это – дом Божий; от того, что здесь красота Господня; от того, что он святой. Есть Господь на месте сем, аз же неведех, говорит в ужасе Иаков, страшно место сие: несть сие (то есть простое место), но дом Божий, и сия врата небесная (Быт. 28, 16 и 17) и сам Господь сказал Соломону о храме: и ныне очи Мои будут отверсты, и уши Мои послушни к молению места сего. И будут очи Мои и сердце Мое ту вся дни (2 Пар. 7, 15 и 16). Видите, какое высокое обещание делает Господь храму: в храме Господь преимущественно будет выслушивать молитвы молящихся, в храме Господь будет пребывать особенною благодатию любви своей.
И ныне в новоосвященном храме сем первые принесенные молитвы и первая безкровная жертва да будут умилостивительною жертвою пред престолом Вседержителя за тебя, виновник торжества сего! Да благословит тебя Господь Бог в чадах твоих и чадах чад твоих и умножит дни живота твоего, а в царстве небесном воздает тебе вместо тленных и временных нетленными и вечными благами! Посли, Господи, благодать Твою и всем боголюбивым душам, которые ревновали о устроении и украшении сего святого жилища Твоего!
Помяни, Господи, и жертву жителей града сего (старообрядцев) и прими ее, как залог примирения и единения их с нами!
А ты, святый архистратиг Божий Михаил, да будешь отныне верным хранителем и покровителем и града сего и святого храма, во имя твое посвященного; да будешь пламенным молитвенником за нас грешных и скорым помощником всем призывающим во храме сем имя твое святое. Аминь.
Благочинный священник Василий Вихров
Прибавления к № 8 Черниговских епархиальных известий от 15 апреля 1867 года, стр. 328-333.